Библиографическое описание:

Чамкаева Е. П. Сущность понятия «воспитательный потенциал молодежных объединений» в немецкой педагогике // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 536-539.

Современные преобразования в мире влекут за собой значительные перемены в сфере образования. На сегодняшний день ученые и практики ищут эффективные пути, способы, средства, технологии подготовки молодежи к жизни и профессиональной деятельности. Значительная роль в такой подготовке отводится молодежным общественным объединениям и организациям. Молодежные объединения, как составляющая социальной системы общества, способствуют обогащению социальной практики подрастающего поколения и одновременно обеспечивают условия для удовлетворения потребностей и интересов детей. Воспитание в молодежных общественных объединениях дополняет воспитание, осуществляемое другими социальными институтами. С течением времени увеличивается многообразие молодежных объединений в связи с усложнением социально-экономических и культурных потребностей общества, меняется их роль и значение в системе воспитания.

Существует значительное число научных трудов, посвященных проблеме воспитательного потенциала различных видов деятельности, методов и средств. В современной педагогике воспитательный потенциал рассматривается рядом авторов: Е.В. Ароновой, А.А. Мелик-Пашаевым, А.А.Юриковым и др.; исследователями вводятся понятия: виды потенциалов социальных движений (Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая), воспитательный потенциал досугового объединения культурно-оздоровительнойнаправленности (Д.Э. Симонов), эмоциональный потенциал коллектива (А.Н. Лутошкин, А.Г. Кирпичник), воспитательный потенциал детского и молодежного общественного движения (И.В. Герлах, Г.В. Дербенёва, С.В.Тетерский) и др.

Достаточно глубоко исследованы вопросы, касающиеся функционирования и деятельности молодежных общественных объединений, организаций и клубов (Н.Ф. Басов, И.А. Валгаева, А.В. Волохов, Э.Ш. Камалдинова, М.Е. Кульпединова, Р.А. Литвак и др.); истории и развития молодежного движения в России (И.И. Фришман, Л.В. Байбородова, А.В. Волохов, М.И. Рожков, Л.В. Алиева, В.А.Кудинов и др.); становления и развития отечественного ролевого движения молодежи (Б.В. Куприянов, А.Е. Подобин, Л.В. Бочарова, Л.Е. Смеркович, М.Э. Фрид, В.В. Воронов и др.), а также вопросы технологии и организации культурно-досуговой деятельности, позволяющие выделить ее среди всех духовных феноменов (А.Д. Жарков, Л.С. Жаркова, М.А. Ариарский, Т.И. Бакланова, В.Я. Суртаев, В.И.Солодухин, Ю.А. Стрельцов).

В понятийном поле рассматриваемой нами проблемы одним из ведущих понятий выступает понятие «потенциал», которое является междисциплинарной категорией, используемой в самых различных отраслях знаний. Понятие «потенциал» в широком, социальном смысле определяется как совокупность возможностей, средств, запасов, источников, которые могут быть приведены в действие, использованы для достижения поставленных целей, осуществления плана, решения определенных задач; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области [6, с. 215-216].

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что единства в определении и содержании понятия «воспитательный потенциал» нет. Характеристика структурных элементов воспитательного потенциала молодежных объединений варьируется в зависимости от точки зрения авторов на сущность анализируемой категории, от целей и задач исследования.

Воспитательный потенциал детских и молодежных объединений можно рассматривать как общественное явление, как деятельность, как процесс, как ценность, как систему, как воздействие, как взаимодействие и т.д.

По мнению Г.И. Белошапка, воспитательный потенциал молодежного общественного объединения есть определенная целостность социально-психологических факторов, обуславливающих потребности личности в жизнедеятельности объединения позицию субъекта познания, деятельности, общения, права, творчества, саморазвития. Его общие характеристики предопределены природой данного типа формирования (добровольность волеизъявления, самоопределение, самоуправление); возможностью реализации в нем прав человека, в том числе ребенка, и освоения социальной роли члена общественного объединения; спецификой создания и функционирования как воспитательной системы; особенностями взаимоотношений детей и взрослых – членов объединения; своеобразием микрокультуры; диапазоном социальных связей. Индивидуальность конкретных объединений определяется и тем, как преломляются в них общие характеристики воспитательного потенциала и совокупностью внутренних, субъективных характеристик: социальный состав членов объединения, их возраст, потребностно-мотивационная сфера, система ценностных ориентаций, принципы и методика организации жизнедеятельности, система взаимоотношений, нравственно-психологическая атмосфера, социальное и природное окружение, связи со средой. Но только целостность объективных и субъективных характеристик раскрывает всю силу воспитательного потенциала педагогически организованного детского сообщества [1 , с. 24].

С точки зрения И.В. Герлах, воспитательный потенциал – это способность к творчеству как ведущая характеристика деятельности молодежной общественной организации, обеспечивающая развитие личности в зависимости от ее возможностей и творческих способностей, а средства социально-культурной деятельности рассматриваются как инструменты достижения поставленных целей.

Г.В. Дербенева определяет воспитательный потенциал детского общественного движения как реальные структурные условия для осознания личностью целей, перспектив объединения, своего пребывания и деятельности в нем, актуализации развития личных интересов, потребностей, возможностей; обеспечения позитивной личностно-значимой многоролевой деятельности, интенсивного межличностного, межвозрастного общения, благоприятного положения каждого в системе отношений детского объединения. Структура воспитательного потенциала содержит следующие компоненты: социальная активность, самореализация личности и позитивно направленная деятельность детей, подростков молодежи.

Потенциал детской общественной организации Е. А. Дмитриенко представляется системным образованием, интегрирующим качественно новые, авангардные социальные ценности, инициативы, эксперименты молодого поколения, то есть, детскую, молодежную субкультуру, ориентированную, с одной стороны, на удовлетворение индивидуальных творческих потребностей, созидательных устремлений утверждающейся личности, жаждущей самоопределения, общественного признания, а с другой, – на сущностное преобразование окружающей действительности, совершенствование, модернизацию устоявшихся, стереотипных общественных отношений, таящих в себе, по убеждению юношеского максимализма, немало несправедливости, корысти, лжи, лицемерия, зла и прочих людских пороков, к борьбе с которыми во имя всеобщего блага, светлой, счастливой и радостной жизни, бесспорно, готовым считает себя каждый молодой человек, особенно подросток [5, с. 203].

В ходе исследования выявлено, что в современной немецкой педагогике отсутствует единообразное использование как терминов, характеризующих воспитательный потенциал, так и его общепринятое определение. Особенностью трактовки понятия «воспитательный потенциал» в немецкой педагогике является его преимущественное рассмотрение c точки зрения основных тенденций становления и развития ценностной парадигмы воспитания в Германии конца XIX – начала XX вв. Данные тенденции определены сущностными аксиологическими ориентирами функционирования авторских воспитательных систем, которые являются отражением общечеловеческих и этнокультурных норм социализации подрастающего поколения. При определении ключевого понятия диссертационного исследования «воспитательный потенциал молодежных объединений» мы исходили из сложившихся в немецкой литературе подходов и систем воспитания в трудах Г. Гегеля, И.Ф. Гербарта, В. Гумбольдта, Ф.А. Дистервега, И. Канта, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребеля, Ф. Шлейермахера. По мнению ученых, воспитание выполняет различные аксиологические функции: трансляции культуры; сохранения своеобразия национальных традиций в условиях глобализации, унифицирующей культурное многообразие; обеспечения стабильности общественной жизни путем передачи моральных норм, нравственных ценностей; социализации человека, его адаптацию к постоянно изменяющейся социальной ситуации. В нашем исследовании мы рассматриваем воспитательный потенциал молодежных объединений как специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, осуществляемое системой детских и молодежных организаций, целью которого является обеспечение равных возможностей, с одной стороны, для воспитания всего подрастающего поколения, а с другой стороны, для реализации каждым своих позитивных потребностей, способностей и интересов в процессе воспитания. В современной немецкой педагогике воспитательные задачи имеют самостоятельное звучание и все активнее занимают приоритетные позиции: акцент на моральной сфере, духовной культуре, активности, инициативности личности, ее социальном опыте, субъектности.

Анализируя проблему воспитательного потенциала детских и молодежных объединений в современной Германии, мы выделили следующие структурные компоненты воспитательного потенциала молодежных объединений:

а) содержательная основа взаимодействия, реализуемая в педагогически значимых социально-культурных программах, проектах и технологиях.

Молодежные объединения в ФРГ проводят проекты по различным направлениям. Среди них:

- Лингвистические лагеря для молодежных клубов;

- Семинары по практической молодежной работе;

- Литературные семинары;

- Семейные встречи;

- Молодежные форумы;

- Спортивно-лингвистические кемпинги;

- Экологические акции;

- Молодежные фестивали немецкой культуры;

- Видеомастер-классы и театральные мастер-классы

б) Нормы поведения, взаимодействия и взаимоотношений, присущие молодежным объединениям, различающиеся по содержанию, сферам и мере их регулятивного влияния.

Нормы в просоциальных объединениях содержательно в основном не противоречат общественным нормам, а дополняют и (или) трансформируют их, отражая специфические условия жизни и ценностные ориентации носителей объединений. В антисоциальных объединениях нормы прямо противопоставлены общественным. В асоциальных в зависимости от условий жизни и ценностных ориентаций их носителей присутствуют более или менее трансформированные общественные и частично антиобщественные, а также нормы, специфические для конкретной организации.

в) Набор социальных ролей, необходимых для реализации функций воспитания: организаторы воспитания на федеральном, региональном, муниципальном и локальном (в рамках конкретной воспитательной организации) уровнях; воспитатели профессионалы различной специализации (учителя, воспитатели, тренеры, социальные работники и пр.); воспитатели-волонтеры (добровольцы, общественники); воспитуемые различного возраста, половой и социально-культурной принадлежности.

г) Набор определенных санкций, применяемых в отношении организаторов, воспитателей и воспитуемых. Санкции делятся на позитивные (поощрительные) и негативные (осуждающие, наказывающие).

д) Материальное обеспечение воспитательных объединений. Федеральное правительство финансирует свыше 3.000 мер в области международного молодежного обмена, содействующих взаимопониманию между народами и повышению интеркультурной компетентности.

Детские и молодежные объединения лишь в том случае будут иметь полноценный воспитательный потенциал, если все названные компоненты будут в них не только формально представлены, но и взаимообусловлены, естественным образом систематизированы.

Таким образом, основным критерием состоятельности и ценностной социальной значимости молодежных общественных организаций является их воспитательный потенциал, а также оптимально возможная результативность его материализации в повседневной действительности. Немаловажным показателем данного критерия является реальное соотношение заинтересованного участия в делах данной организации не только ее членов-детей, но и взрослых (организаторов воспитания, родителей, представителей общественности пр.). Соразмерность и направленность этих соотношений обусловливает развитие молодежных объединений как социально-педагогической системы.

Исходя из вышесказанного, становится очевидным тот факт, что молодежные общественные организации являются определенным инструментом, через который подрастающее поколение заявляет о своих намерениях, потребностях и первоочередных задачах, которые должно решить общество для соединения усилий молодежи и старшего поколения в деле совершенствования педагогического взаимодействия, выполняя, таким образом, функцию воспитательного и образовательного института.



Литература:

  1. Белошапка Г.И. Особенности социализации личности в деятельности современных молодежных объединений // Научный журнал «Вестник» Сургутского гос. пед. унив-та. – 2010. – №1 (8). – С.24.

  2. Болденко О.А. Понятие творческого потенциала личности и его основные компоненты // Семейные национальные традиции – основа формирования межэтнического взаимодействия в росссийском обществе: Материалы Всероссийской научно-прак. конф-и (Москва – Сочи, 21-22 октября 2010 года) / Науч. ред. В.И. Жуков, Л.В. Федякина. – М.: Изд-во РРСУ, 2011. – 400 с.

  3. Герлах И.В. Развитие воспитательного потенциала молодежных общественных организаций средствами социально-культурной деятельности: Дис. … канд. пед. наук. – Москва, 2008. – 214 с.

  4. Дербенева Г.В. Воспитательный потенциал современного детского общественного движения (на примере малого города): Дис. … канд. пед. наук. – Омск, 2004. – 211 с.

  5. Дмитриенко Е.А. Структурные компоненты воспитательного потенциала детских общественных организаций / Е. А. Дмитриенко // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика»: науч.-метод. журн. – Кострома : КГУ, 2012. – №1. – C. 203-207.

  6. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / авт.-сост. Л. В. Мардахаев. – М.: Академия, 2002. – 368 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle