Библиографическое описание:

Хамаганов А. И. Федеральная интервенция: российская и зарубежная практика // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 347-349.

Федеральная интервенция: понятие, признаки и формы (практика зарубежных федераций)

Слово «федерация» происходит от латинского «federare» – объединять, укреплять союзом и акцентирует внимание на структурной, прежде всего организационной стороне государства, как состоящего из «соединенных» частей. В связи с этим в отечественной да и в зарубежной литературе длительное время федерация определялась как форма государственного устройства, как государство, состоящее из других государств или государственных образований (штатов, провинций, земель, кантонов и других), которые называются обобщенно субъектами федерации.

Хотя субъекты федерации и обладают некоторой самостоятельностью и конституционными гарантиями, но все-таки они подлежат контролю со стороны федерации и в отношении них может быть использовано федеральное вмешательство, которое вытекает из верховенства федерации. Основанием для ее применения могут выступать самые различные обстоятельства: массовые нарушения общественного порядка, отказ от выполнения решений федеральных органов каким-либо из субъектов федерации и т.д.). История показывает, что в некоторых случаях обеспечение единства федерации можно достичь лишь чрезвычайными методами. Одним из таких методов является правовой институт федерального вмешательства в дела субъектов федерации. Сущностью федерального вмешательства является прямое принуждение по отношению к субъекту федерации, как инструмент эффективного воздействия федерального центра на общую политику субъекта федерации, способ перераспределения полномочий в пользу самой федерации, показатель дальнейшей централизации государственного управления. Для лучшего усвоения данной темы обратимся к законодательству зарубежных стран.

Ст.37 Конституции ФРГ закрепляет, что «если Земля не выполняет возложенных на нее Основным законом или другими федеральными законами обязанностей, то Федеральное правительство с согласия Бундесрата может принять необходимые меры, чтобы побудить землю в порядке принуждения Федерацией к выполнению своих обязанностей. При этом Федеральное правительство или его уполномоченные вправе давать указания землям и их учреждениям для проведения федеральных мер принуждения. Перечень оснований для применения мер федеральной интервенции является открытым.1

Проанализируем теперь положения ныне действующей Конституции Швейцарии 1999 года относительно института федерального вмешательства. Согласно ст.185 Конституции Швейцарии 1999 года, право на осуществление федерального вмешательства имеет Союзное Совет, который принимает меры для сохранения внутренней и внешней безопасности, может издавать постановления и распоряжения, чтобы противостоять наступившим или непосредственно грозящим нарушениям общественного порядка либо внутренней или внешней безопасности. При этом действие таких постановлений подлежит ограничению сроком. Также предусматривается, что в срочных случаях он может использовать войска.

А вот Конституция Бразилии 1988 года предусматривает две формы федеральной интервенции: состояние обороны и введение чрезвычайного положения. Для их введения конституцией установлен исчерпывающий перечень оснований. Процедура применения федеральной интервенции, усложненная по сравнению с той, которая была в ранее действовавшей Конституции. Состояние обороны вводится путем издания декрета Президентом страны. Данный декрет в течение 24 часов с момента издания быть направляется в Национальный Конгресс, который в течение 10 дней должен рассмотреть его. В случае неодобрения данный декрет теряет силу. Также Конституция ограничивает продолжительность состояния обороны – не может превышать 30 дней и может быть продлен только один раз. Процедура введения чрезвычайного положения отлична от вышеуказанной процедуры тем, что при введении состояния обороны Президент декретирует его сам при последующем одобрении Национальным Конгрессом, а при введении чрезвычайного положения необходимо обязательное предварительное согласие со стороны Национального Конгресса.

Также хочется рассмотреть институт федерального вмешательства в Индии. В ст.356 Конституции Индии закрепляется такая мера федерального вмешательства, как президентское правление. Данная мера вводится Президентом Республики путем издания прокламации при последующем одобрении обеими Палатами Парламента. На мой взгляд, Конституция Индии не закрепила четких оснований для ее применения, указав следующее «если Президент по получении доклада губернатора Штата или иным образом придет к убеждению, что возникла ситуация, при которой управление штатом не может осуществляться в соответствии с настоящей Конституцией, Президент может ввести президентское правление». Конституция предоставила Президенту очень обширные полномочия относительно введения президентского правления, выражаясь другими словами, предоставила их на его усмотрение.2

Таким образом, обобщив все вышесказанное, можно выделить следующие признаки, присущие федеральной интервенции:

  1. чрезвычайный характер таких действий;

  2. наличие общественной опасности территориальной целостности и единству государства;

  3. обязательное участие в процедуре федерального вмешательства высших органов федеральной власти;

  4. изменение определенной законом компетенции органов государственной власти субъектов.

  5. срочный характер данных мер;

Хотя в каждой Федерации имеются свои специфические меры федеральной интервенции, однако можно выделить ряд общих мер, которые присущи если не каждой федерации, то большинству: президентское правление, введение на территории чрезвычайного положения, отстранение и роспуск органов и должностных лиц субъектов Федерации.

Федеральная интервенция в РФ: меры и правовое регулирование.

Институт федеральной интервенции в конституционном праве РФ слабо разработан, что является пробелом в нашем законодательстве. На мой взгляд, разработка данного института является одной из важнейших задач на современном этапе развития нашего государства, поскольку наша государственность нуждается в механизмах поддержания федеративной дисциплины и мерах воздействия на субъекты РФ. Как такового целостного акта, регулирующего федеральное вмешательство в РФ нет, однако некоторые меры такого воздействия присутствуют в других законах. Рассмотрим их ниже.

  1. Введение режима чрезвычайного положения. Данная мера основывается на статьи 56 и 88 Конституции РФ, ФКЗ «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 года №3-ФКЗ. Данный ФКЗ закрепляет исчерпывающий перечень оснований для введения чрезвычайного положения (попытки насильственного изменения основ конституционного строя, захват и присвоение власти, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и т.д.). Чрезвычайное положение вводится указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Данный указ должен быть утвержден Советом Федерации Федерального Собрания РФ в течение 72 часов с момента обнародования. Также необходимо указать на такой ее признак как срочность: она действует при введении на всей территории РФ не более 30 суток, а в отдельных ее местностях – не более 60 суток и может продлеваться в соответствии с вышеуказанной процедурой. В ст.10 данного закона предусмотрено, что указом Президента о введении чрезвычайного положения могут приостанавливаться полномочия органов исполнительной власти соответствующих субъектов РФ и органов местного самоуправления.

  2. Отрешение от должности руководителей субъектов РФ Президентом РФ3. Данная норма была внесена в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Ст.19 данного федерального закона предусматривает, что одним из оснований досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта РФ является утрата доверия Президента РФ за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных законом.

  3. Роспуск законодательных (представительных) органов субъектов РФ Президентом РФ4. Данная мера устанавливается в ст.9 вышеуказанного ФЗ и предусматривает условия, при которых она может применяться. Это, во-первых, принятие законодательным органом субъекта акта, признанного судом противоречащим Конституции РФ, ФКЗ и ФЗ, и, во-вторых, двукратное отклонение представленной Президентом РФ кандидатуры для наделения полномочиями высшего должностного лица.

  4. Введение прямого президентского правления. Хотя данная мера нигде четко не закрепляется, однако вытекает из п.2 ст.80 Конституции РФ, где сказано «Президент в установленном Конституцией порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Примером применения данной меры федерального воздействия может служить Указ Президента РФ «Об организации системы органов исполнительной власти в чеченской республике» от 8 июня 2000 года №1071. Этот Указ установил следующее: Глава Администрации Чеченской республики назначается и освобождается от должности Президентом РФ, подотчетен и подконтролен только Президенту РФ, формирует органы исполнительной власти Чеченской Республики, администрации районов и населенных пунктов Республики и иные полномочия.

Подводя итог можно сказать, хотя отсутствует четко разработанный институт федеральной интервенции в РФ, но все – таки некоторые меры этого института присутствуют в других законах. Некоторые из них были применены на практике и показали огромную эффективность. На мой взгляд, необходимо разработать и принять специальный закон, который урегулировал бы отношения в данной сфере, с учетом опыта зарубежных федераций.


Литература:

  1. Чернов С. Н. Конституционно-правовое регулирование отношений между Российской Федерацией и ее субъектами. – С. Н. Чернов. – СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004. – 559с.

  2. Радченко В. И. Публичная власть и обеспечение государственной целостности Российской Федерации (конституционно-правовые проблемы). – Саратов: Изд-во Сарат. гос. Академии права, 2003. – 320 с.

  3. Конституции зарубежных государств: учеб. пособие/сост. проф. В. В. Маклаков.- 4 -е изд., перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2003. – 624с.


1 Конституции зарубежных государств: учеб. пособие/сост. проф. В.В.Маклаков. 4-е изд., перераб.и доп. М., 2003. С.114.

2 Конституции зарубежных государств: учеб. пособие/сост. проф. В.В.Маклаков. 4-е изд., перераб.и доп. М., 2003. С.563.

3 Радченко В. И. Публичная власть и обеспечение государственной целостности Российской Федерации. Саратов., 2003. С.235.

4 Чернов С. Н. Конституционно-правовое регулирование отношений между Российской Федерацией и ее субъектами. СПб., 2004. С.311.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle