Библиографическое описание:

Рогалева Г. И. О воспитательном пространстве вуза // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 488-492.

В последние десятилетия в развитии образования, его модернизации, наблюдается активное изучение и осмысление современных педагогических теорий и педагогических феноменов. Высшие учебные заведения находятся в поиске эффективных моделей собственного развития. Особенно это касается разработки новых подходов к созданию воспитательного пространства вуза.

Феномен воспитательного пространства высшего учебного заведения представляет интерес для современной педагогической науки и требует более детального рассмотрения и анализа. Потребность в изучении воспитательного пространства высших учебных заведений мы связываем с реформированием всех уровней отечественной системы образования, со вступлением России в Болонский процесс и переходом на двухуровневую систему обучения в высшей школе. А также с пониманием того, что время обучения в высшем учебном заведении – это период, когда особенно интенсивно происходит развитие, воспитание и становление личности студента, осуществляется его профессиональная подготовка. В этот период влияние семьи несколько ослабевает, организованное воспитание становиться не ярко выраженным, но усиливается роль самовоспитания, повышается воздействие на личность окружающего пространства, студенческого сообщества. Это сенситивный период для развития интеллекта, отработки системы ценностей и формирования мировоззрения, укрепления физических сил и здоровья, развития творческих способностей студенческой молодежи. В тоже время вуз является той «территорией», где на студента объективно оказывают действие источники воспитательного влияния и вступают в силу определенные педагогические закономерности и принципы воспитания.

В философском энциклопедическом словаре встречаем следующее определение понятия пространства: «Пространство есть форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материалистических системах». Отмечается, что пространство и время являются всеобщими формами бытия материи, без пространственно-временных свойств материя не существует. К всеобщим свойствам пространства и время относятся: объективность и независимость от сознания человека; абсолютность как атрибутов материи; неразрывная связь друг с другом и с движением материи; зависимость от структурных отношений и процессов развития в материальных системах; единство прерывного и непрерывного в их структуре; количественная и качественная бесконечность.

Также выделяются всеобщие свойства пространства, к которым относятся: протяженность, означающая рядоположенность и сосуществование различных элементов; связанность и непрерывность, трехмерность, которая органически связана со структурностью систем и их движением; гомогенность и гетерогенность; многосвязанность и неисчерпаемость в количественных и качественных отношениях [6, 541-542].

В исследованиях (С.К Болдырева, Е.В. Бондаревская, А.А. Веряев, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, И.К. Шалаев и др.) понятие пространство характеризует различные сферы человеческой деятельности с определенным перечнем элементов – это «пространство детства», «образовательное пространство», «воспитательное пространство», «экономическое пространство», «информационное пространство» и другие.

Наиболее популярным является словосочетание «образовательное пространство», которое употребляется как простой оборот речи, как художественный прием, как интуитивно понятная фраза, помогающая автору точнее передать смысл сказанного. Иногда оно несет и большую смысловую нагрузку, о чем, в частности, говорит использование его в государственных документах, правительственных соглашениях, постановлениях департаментов образования, комитетов по образованию, документах высших учебных заведений [8, 75].

Исследователи отмечают, что отличием образовательного пространства от физического (и некоторых других) является то, что на формирование данного пространства влияют не только реальные образовательные события, уже произошедшие, но и потенциально мыслимые, виртуальные, возможные, которые могут никогда и не произойти или происходят только в мыслях субъектов образовательного процесса.

Так И.К. Шалаев и А.А. Веряев выделяют в понятии образовательное пространство две основные идеи – идею пространства и идею образования. Образовательное пространство отражает некую образовательную протяженность, структурное сосуществование и взаимодействие любых возможных образовательных систем, их компонентов, образовательных событий. Исследователи утверждают, что образовательное пространство представляет собой форму существования трансляции социального опыта от поколения к поколению на уровне, превышающем естественный, имеющем место без специально организованных процессов обучения и воспитания, естественный процесс – такой, который не интенсифицирован специальными воздействиями на субъекты образования.

Таким образом, предельная широта понятия образовательного пространства относительно всех других логично подчиняет себе все остальные и выступает доминирующей. Образовательное пространство характеризуется объемом образовательных услуг, мощностью и интенсивностью образовательной информации, образовательной инфраструктурой общества. Мы согласны с исследователями, что понятие "образовательное пространство" принадлежит к числу наиболее общих и предельно абстрактных концептов философии образования [8, 78].

Такие изменения ведущих концепций в философии образования и появление разнообразных подходов в педагогике и функционировании образовательных систем позволяют продумывать организацию конструктивной деятельности по созданию и пространства учебного заведения. Нас интересует воспитательное пространство высшего учебного заведения с позиции осмысления его развития.

Исследователи отмечают существование таких терминологических словосочетаний, как «пространство воспитания», «воспитательное пространство», «воспитательная среда». На уровне педагогической практики наиболее часто употребляется термин « воспитательное пространство».

Понятие «воспитательное пространство» также объединяет две идеи: идею пространства и идею воспитания. Идея воспитания в высших учебных заведениях в России имеет свои исторические корни, начиная с момента создания университетов. До настоящего времени существуют различные точки зрения: первый подход отрицает необходимость специально организованной воспитательной деятельности со студентами; другой утверждает, что воспитательная деятельность должна осуществляться в процессе обучения студентов в соответствии с его воспитывающей функцией. Появление третьего подхода, указывающего на необходимость воспитательной работы в условиях высшего учебного заведения, можно связывать с выделением в педагогической науке категории «воспитание» в середине ХIХ века, что постепенно привело к ее переосмыслению и в образовательной практике. Все обозначенные подходы имеют право на существование, и их реализация зависит от понимания значимости воспитания в условиях конкретного вуза. В «Концепции модернизации российского образования…» отмечается: «Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития». Это указывает на необходимость воспитательной деятельности в высших учебных заведениях с опорой на развитие воспитательного пространства вуза. Мы согласны с утверждением Л.М. Лузиной, что процесс воспитания – это педагогически очерченное пространство.

Идея пространства в соответствии с мнением исследователей (Н.М. Борытко, И.А. Колесникова, С.Д.Поляков ,Н.Л.Селиванова, В.А. Сластенин) для педагогов практиков, воспитателей формирует ощущение места, комплексное влияние которого создает фон для воспитания. Опираясь на утверждение исследователей, что пространство отличают следующие свойства: протяженность и фрагментарность, прерывистость и непрерывистость, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов внутри пространства, открытость [2, 86]. Cчитаем возможным использовать данные свойства при создании и развитии воспитательного пространства вуза, в соответствии с определенными целями.

Словосочетание «воспитательное пространство» в педагогическую науку введено Л.И. Новиковой. В данном случае воспитательное пространство рассматривается как результат конструктивной деятельности для повышения эффективности воспитания. Основной идеей автора является формирование воспитательного пространства через создание гуманистической воспитательной системы. Инструментально эта идея реализуется в категориях целостности системы воспитательных воздействий, их согласованности и управляемости, определенности места и времени воспитания.

Осмысление педагогического феномена воспитательного пространства высшего учебного заведения невозможно без использования системного подхода, который позволяет анализировать, исследовать и развивать его как целостную, единую систему.

Применительно к исследованию воспитательного пространства вуза на наш взгляд ценным является определение П.К. Анохина: «Системой можно назвать только такой комплекс избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношения приобретают характер взаимодействия компонентов на получение фокусированного полезного результата» [1, 33].

Воспитательное пространство вуза является разновидностью педагогической системы, поскольку обладает всеми присущими такой системе признаками и особенностями. Исследователи выделяют следующие особенности системы: целостность (свойства целого принципиально не сводимы к механической сумме свойств его элементов, вместе с тем каждый элемент в системе имеет свое место и свои функции); структурность (функционирование системы обусловлено не столько особенностями отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры); иерархичность (каждый элемент системы может быть рассмотрен как относительно самостоятельная подсистема); взаимозависимость системы и среды (система функционирует и развивается в тесном взаимодействии со средой); множественностью описаний (в связи со сложностью системных объектов в процессе их познания могут быть использованы различные схемы, модели их описания). Учитывая перечисленные особенности, отмечаем их наличие в воспитательном пространстве вуза и выделяем как его особенности – целостность, структурность, иерархичность, взаимозависимость пространства и среды и множественность описания.

Таким образом, системный подход предполагает выделение особенностей воспитательного пространства вуза и рассмотрение их с позиций системообразующих связей, иерархических отношений, структурных характеристик. Системный подход позволяет определить сущность воспитательного пространства высшего учебного заведения философским пониманием смысла воспитательной системы, а также в целом смысла социальной системы. Она выражается в соединении системообразующих элементов и предполагает наличие системных качеств – цели, задач, соответствующих органов управления.

Выделенные в исследованиях Л.И. Новиковой компоненты воспитательной системы, на наш взгляд, являются компонентами, характеризующими воспитательное пространство вуза. К ним относятся: исходная концепция, т.е. совокупность идей и деятельность, обеспечивающая их реализацию; субъекты деятельности, ее организующие и в ней участвующие; отношения, интегрирующие субъекты в некую общность; среда, освоенная субъектами; управление, способствующее интеграции всех компонентов в целостность; инновационный режим развития. Представленные компоненты, на наш взгляд, могут характеризовать воспитательное пространство вуза, как авторское или обладающее авторскими чертами. Хотя присутствие этих компонентов может повторяться в других воспитательных пространствах учебных заведений, возможно выполняя иные функции.

Таким образом, отождествляя понятие воспитательное пространство с понятием воспитательная система с учетом множества элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенное целостное единство, мы можем рассматривать воспитательное пространство вуза как сложноорганизованную социально-педагогическую систему, структурные элементы которой используются субъектами образовательного процесса для освоения и трансляции гуманистических ценностей. Целостность воспитательного пространства, как отмечают исследователи, это результат разнообразия как его элементов, так и связей между ними при единой педагогической концепции. Также целостность и стабильность воспитательного пространства обеспечиваются гибкостью его структуры. В тоже время воспитательное пространство не может развиваться поступательно и линейно, нестабильность и неравномерность является демонстрацией живого и способного к развитию воспитательного пространства.

Отмечаем, что важными элементами воспитательного пространства вуза являются: деятельность, общение, познание, педагогический микроклимат. Это положение не является новым; в каждом учебном заведении существуют перечисленные элементы: студенты общаются друг с другом и преподавателями, участвуют в различных видах деятельности. Но вопрос в том, что не всегда деятельность и общение носят воспитывающий характер. Необходимо уточнить, что в воспитывающей деятельности имеются две цели – «цель дела» и « цель воспитания», которые всегда взаимодействуют и в зависимости от организации и содержания деятельности доминируют.

В структуре воспитательного пространства высшего учебного заведения в центре находится студенческий и преподавательский коллектив. Поэтому можно говорить, что воспитательное пространство вуза возникает как результат инициативной деятельности ректората, профессорско-преподавательского коллектива вуза, а также и как результат деятельности студентов по освоению жизненного пространства, в основе, которой лежат личностные потребности. В вузе, на наш взгляд, между двумя этими точками находятся различные социальные институты, участвующие в этом процессе. Мы выделяем среди них: институт управления воспитательным процессом; институт заместителей деканов (директоров) по воспитательной работе; институт кураторства; институт студенческого самоуправления; институт организации культурно-досуговой деятельности; институт организации здорового образа жизни. Все выше перечисленные институты выполняют работу по воспитанию студентов, а также деятельность каждого из них направлена на выполнение своей локальной задачи, связанной прежде всего с воспитанием студентов.

При рассмотрении характеристик обычного пространства и образовательного пространства, мы заметили, что ключевым понятиям является событие, явление. В исследованиях Е.И. Головаха, А.А. Кронник отмечается, что одним из механизмов организации воспитательного пространства является событие. При этом событие рассматривается как « со-бытие» детей и взрослых и в рамках событийной концепции психологического времени, согласно которой особенности психического отражения человеком времени, его скорости, насыщенности, продолжительности зависят от числа и интенсивности происходящих в жизни событий – изменений во внешней среде (природной и социальной), во внутреннем мире человека (мыслях и чувствах), в его действиях и поступках [2, 90].

В своих исследованиях формирования воспитательного пространства вуза М.Г.Резниченко также отмечает, что в настоящее время одним из подходов к выявлению сущности воспитательного пространства является определение его как динамической сети взаимосвязанных педагогических событий, создаваемой в среде пребывания субъектов воспитания, способной выступить интегрированным условием личностного развития человека.

В этом случае «механизмом» создания воспитательного пространства становится событие (совместное бытие) субъектов воспитательного процесса, в котором ключевым технологическим моментом является их совместная деятельность. Субъектами воспитательного пространства вуза являются студенты, преподаватели, администраторы и все возможные связи и отношения, существующие между ними [4, 84].

В основу наших размышлений положено, понимание объединения людей на основе общих ценностей и смыслов: нравственных, профессиональных, мировоззренческих и т.п., как определенной общности, выделенное В.И. Слободчиковым (1995). Общность здесь есть, прежде всего, внутреннее духовное единство людей, характеризующееся взаимным принятием, взаимопониманием, внутренней расположенностью каждого друг к другу. Данный подход переводит анализ из сферы социальных связей в сферу глубинных психолого-нравственных отношений. В.И. Слободчиков употребляет понятие «со=бытийная общность» и отмечает, что только в такой общности связи и отношения находятся в единстве. Со=бытийная общность конституируется определенным образом совместной жизни, имеет для всех, входящих в общность, единые ценностные основания. Подчеркивая, что общность предполагает выход за рамки самого себя и понимания личности другого, замечено: нигде и никогда мы не можем увидеть человеческого индивида до и вне его связи с другими; он всегда существует и развивается в со=обществе и через со=сообщество. Наличие и сам характер этих связей, динамика их преобразования в систему предметных отношений как раз и образует подлинную ситуацию развития [5, 11]. Для осмысления понятия воспитательное пространство вуза имеет значение понимание его как со=бытийной общности, в которой осуществляется ценностно-значимая деятельность при наличии устойчивых связей и отношений между субъектами. Прежде всего, это позволяет анализировать природу воспитательного пространства с позиций гуманистической педагогики, так как она делает акцент на становлении человеческой субъективности, на развитии каждого студента и на разнообразных процессах взаимодействия субъектов воспитания.

Таким образом, понятие воспитательное пространство вуза можно рассматривать, как гибкую, сложноорганизованную социально-педагогическую систему, со=бытийную общность. Среди особенностей данной системы выделяется: целостность, структурность, иерархичность, взаимосвязь пространства и среды, множественность описаний. В качестве компонентов воспитательного пространства вуза предлагаем использовать: концепцию воспитательной деятельности учебного заведения; субъектов воспитательной деятельности, ее организующих и в ней участвующих; среду, освоенную субъектами; управление, способствующее интеграции всех компонентов в целостность; инновационный режим развития. Важными элементами воспитательного пространства являются: деятельность, общение, познание, педагогический микроклимат.

Воспитательное пространство каждого учебного заведения является уникальным, при его создании и развитии используются педагогический опыт, традиции и инновации, соединяются прошлое и будущее учебного заведения, его история, традиции и перспективы. По своей сути воспитательное пространство высшего учебного заведения является авторским. При создании авторских систем воспитания особое значение всегда уделяется микроклимату учебного заведения, как элементу воспитательного пространства. К.Д. Ушинский говоря о факторах воспитания утверждал: «Многое, конечно, значит дух заведения; но этот дух живет не в стенах, не на бумаге, но в характере большинства воспитателей и оттуда уже переходит в характер воспитанников» [3, 45].

Понятие воспитательное пространство вуза как предмет педагогического исследования требует дальнейшего осмысления. Мы исходим из понимания, что воспитательное пространство вуза является местом, где осуществляется и результатируется процесс развития личности студента и ее социально-значимых качеств, таких как самостоятельность, творческое саморазвитие, социальная активность, ответственность и направленность на самореализацию в деятельности. На наш взгляд, современный выпускник вуза должен быть творческим, социально-активным, инициативным, умеющим делать выбор и определять оптимальную жизненную стратегию.


Литература:

  1. Анохин П.К. Теория функциональной системы // Успехи физиологических наук. – 1970.– №1 – С. 19-54.

  2. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений /И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова; под общ. ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 336с. – (Профессионализм педагога).

  3. Педагогическая энциклопедия. / М.: Советская энциклопедия,1968. – т.4 Сн-Я. – 912 с.

  4. Резниченко М.Г. Проектирование воспитательного пространства в теории и практике высшего образования [Текст] / М.Г. Резниченко // Высшее образование в России. – 2009. – №8. – С. 83-89.

  5. Рогалева Г.И. Педагогическая поддержка детских общностей в мультикультурной среде / Г.И. Рогалева.–Улан-Удэ.: Изд-во БГУ,1999. – 130с.

  6. Философский энциклопедический словарь/ Гл. редакция: Л.Ф.Ильичев, П.Н. Федосеева, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983.-840с.

  7. Фролова М.Е. Система воспитания гражданской активности студентов в педагогическом университете. Организация развивающего образовательного пространства вуза: Сборник научно-методических материалов / Сост. И.И. Зарецкая, Н.С. Чагина; научн. ред. И.И. Зарецкая. – М.: АПК и ППРО, 2005. – 260 с.

  8. Шалаев И.К., Веряев А.А. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства // Педагог.1999. №4 с.73-84

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle