Библиографическое описание:

Яковлева В. Л. Школьный музей – социальный ресурс района // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 549-551.

Социально активная школа, предоставив местному сообществу свои ресурсы, фактически расширила свою образовательную среду за пределы здания школы до границ окружающего школу сообщества и тем самым реально вовлекла в образовательный процесс разнообразные дополнительные ресурсы местного сообщества.

Сложившееся партнерство социально активной школы и местного сообщества одинаково выгодно обеим сторонам. Школа, став значимым субъектом влияния в пространстве местного сообщества, изменяет качество и содержание образования, решает образовательные задачи, расширяя образовательную среду и используя дополнительные общественные ресурсы: кадровые, имущественные, финансовые. С другой стороны, местное сообщество получает реальное вовлечение в процессы самоорганизации для решения насущных местных задач и проблем дополнительные образовательные и организационные ресурсы, а также кадровые ресурсы учащейся молодежи и других участников образовательного процесса – педагогическая и родительская общественность также реально включаются в местное социальное развитие.

Музей – специфический институт науки, культуры и образования. Он призван выполнять свои, присущие только ему функции. К исторически сложившимся социальным функциям музея относят функцию документирования и образовательно-воспитательную. Другими функциями музея являются исследовательская, охранная, рекреационная, коммуникативная, профориентационная и т.д [3, с.27].

Одним из важнейших школьных ресурсов является школьные музеи. И если раньше они стояли на позиции преимущественно памяти, то теперь они стали выполнять миссию социализации подрастающего поколения, формируя социально-мировоззренческие компетенции, в том числе и осознание своей гражданской идентичности – принадлежность к стране, обществу, государству.

Школьный музей – одна из форм дополнительного образования в условиях общеобразовательного учреждения. Одним из основных направлений деятельности гимназии является – организация образовательного пространства, способствующего саморазвитию и самореализации учеников. Школьный музей расширяет это пространство в процессе организации своей работы, которая способствует развитию сотворчества, активности, самостоятельности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды историко-краеведческих материалов, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность [3, с. 28].

Когда-то в 80-е, работая учителем в одной из провинциальных школ Латвии, мне пришлось познакомиться с работой нескольких музеев, организованных в русских и латышских школах. Тогда для нас, учителей русских школ, были организованы курсы по истории Латвии. Конечно, нас потрясла экспозиция школьного музея в русской школе г. Лиепая. Там учитель вместе с ребятами собирали материал по истории обороны и освобождения г. Лиепая во время Великой Отечественной войны. С каким подъемом она рассказывала нам неизвестные эпизоды этих героических и трагических страниц, показывала экспонаты, которые ребята находили во время раскопок на местах боевых действий. Открывалась совсем другая история, не книжная, не официальная, а настоящая, живая, не такая грандиозная по масштабам, но камерная местная, и тем самым более доступная, порой противоречивая, иногда необъяснимая, но которую можно было потрогать своими руками и ощутить свое соединение с ней.

Однако, самое большое удивление нас ожидало в небольшом латышском городке Пампали. Здесь в маленькой латышской школе, расположенной в лесах, где в 1944 году шли ожесточенные бои, местные ребята и учителя создали музей, посвященный советским воинам, здесь воевавшим и погибшим. Они вели поиски в лесах, раскопки на месте сохранившихся окопов, захоронений. Потрясли находки – это были в основном солдатские медальоны, фляги, солдатские кружки и ложки, котелки, и на многих были имена, написанные, процарапанные. Алюминиевая ложка с фамилией Ба…нов, в том месте, где буквы отсутствуют – пулевое отверстие. Ребята не только собирали вещи, они восстанавливали имена и разыскивали родственников погибших, а потом приглашали их в школу и на обелиске около братской могилы появлялись новые имена. Какое нужное благородное дело. Сколько благодарности от тех, кто нашел, наконец, своего сына, отца, деда! А главное из этих ребят очень трудно воспитать тех, кто сейчас громит братские могилы советских солдат и верит в «новую» историю Латвии.

В маленьком поселке Попэ школа находилась в старом замке местного барона, эмигрировавшего в 1940 году. Здесь же в поселке жил руководитель партизанского отряда «Булта (Стрела)» – Аболиньш. В школе маленький музей, посвященный отряду и его командиру. Нас, учеников и учителей русской школы, пригласили в гости как раз в День Победы. Латышские школьники повели нас в поход, показали дом Аболиньша, сарай на хуторе, где он прятался от фашистов, сохранившуюся ветку узкоколейки, по которой немцы перевозили боеприпасы и солдат, эти вагоны и подрывали местные партизаны. Ребята сначала вели себя натянуто, ведь это были годы, когда уже вовсю раздувался пожар недоверия, но песни у костра, игры, печеная картошка – и вот уже на обратном пути все перемешались и весело болтали.

Именно тогда стало понятно, как важна внеурочная работа с детьми, как она объединяет их, способствует их самореализации, инклюзии, как процессу увеличения степени участия каждого отдельного учащегося в академической и социальной жизни школы, стиранию возрастных и других различий между ними.

Идея создания краеведческого музея в нашей гимназии возникла в процессе участия учителей и учащихся в эксперименте «Интеграция содержания естественного и гуманитарного общего и среднего образования, как условие целостности образовательной среды в школе будущего». Группа учителей и учащихся работала над интегрированным проектом «Наш район – Ховрино». В результате поиска, отбора, анализа материала стало ясно, что вскрыт богатейший краеведческий материал, который дает возможность учащимся активно осваивать окружающую природную и культурно-историческую среду.

В этой связи хочется вспомнить, что основой педагогической системы великого русского педагога К.Д. Ушинского явилась выдвинутая им концепция народности воспитания. Отечественная педагогическая наука должна быть построена, по мнению педагога, с учетом национальных особенностей народа, отражать специфику национальной культуры и воспитания. В статье "О народности в общественном воспитании" Ушинский дает глубокий анализ воспитания в духе народности. Под народностью он понимает такое воспитание, которое создано самим народом и основано на народных началах. История народа, его характер и особенности, культура, географические и природные условия определяют направленность воспитания со своими, ценностями и идеалами. Отсюда и требования: воспитание должно быть самобытным, национальным [1, с. 15].

Принцип народности связан и с задачами формирования личности, и с воспитанием у детей любви к родине, своему отечеству, гуманности, правдивости, трудолюбия, ответственности, чувства долга, воли, чувства самолюбия в его правильном понимании, эстетического отношения к жизни. Все эти качества исходят от народа и соотносятся с его характером и традициями, помогают формировать национальное самосознание народа (там же).

Принцип народности может и должен быть реализован через работу в школьных краеведческих музеев, которые призваны способствовать формированию гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.

Концепция создания и развития школьного музея разработана с учетом воспитательной стратегии гимназии № 1590 на основе программ основного и дополнительного образования. Одним из главных направлений является создание культурно-образовательной среды взаимодействия в системе дополнительного образования, обеспечивающей понимание и принятие ценности свободного времени для личностного развития [4, с. 2].

Программа музея в условиях общеобразовательного учреждения дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач [2, с. 12].

Открывая музей, сразу стало понятно, что без привлечения общественности района работа не получится. Благодаря Совету ветеранов Ховрино вышли на старожилов района. К нам в гости пришли главный библиограф библиотеки им. В.И. Ленина И.А. Гузеева, которая рассказала о том, как местные энтузиасты чтут имя последнего владельца усадьбы Ховрино М.С. Грачева, художник В.А. Волк принес свои картины старого Ховрино, старожил района Л.В. Заякина принесла старые альбомы с фотографиями послевоенного Ховрина, И.А. Корнелаева, прихожанка местного храма Знамения, передала экземпляры газеты Лампада, где часто печатаются материалы по истории района.

Эти люди рассказали много интересного, неизвестного, они помогли определить круг тех тем, которыми ребята могут заинтересоваться для своих будущих исследовательских работ. Например, в нашем районе жил художник-передвижник К.В. Лемох, Е.В.Молчанов и М.С. Грачев – последние владельцы усадьбы, жизнь и судьба которых мало известны, архитекторы Кекушев и Быковский, поэт Брюсов. Ф.А. Головин – сподвижник Петра I и т.д. Многие ребята заинтересовались новыми неизвестными страницами истории, было написано много исследовательских работ, с которыми они потом выступали на различных конференциях и конкурсах, получали призовые места и грамоты.

Нашему музею уже два года, сменились уже несколько групп экскурсоводов, появляются новые идеи, начали создавать сайт музея, на котором разместили информацию о нашей экспозиции, хотим сделать виртуальный музей, чтобы с его экспонатами могли познакомиться как можно больше людей. Ребята загорелись идеей снять фильм «Ночь в музее», пишут сценарий, спорят, им это реально интересно. А для меня, как руководителя, это самое главное и ценное в работе.


Литература:

  1. Гончаров Н.Н. Педагогическая система К.Д. Ушинского. – М., 1974 г.

  2. Прутченков А. Музейная педагогика // Воспитание школьников. – 2002. – №5.

  3. Туманов В.Е. Школьный музей. – М., 2002.

  4. Концепция историко-краеведческого музея гимназии № 1590 «Ховрино – вчера, сегодня, завтра.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle