Библиографическое описание:

Егорова А. М. Воспитательные возможности школьного урока музыки в коррекции деятельности и поведения учащихся // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 416-417.

Одной из основных воспитательных задач в общеобразовательной школе является формирование социально одобряемого поведения учащихся. Создание у детей и подростков устойчивой системы поступков, соответствующих общепринятым этическим нормам, является одновременно и важнейшим условием успешного овладения знаниями, умениями и навыками, и одним из конечных итогов воспитательной работы педагога.

Поведение – внешний показатель содержания внутреннего мира человека, системы его установок, мотивов, ценностей. Соответственно, отклонения от общепринятых норм поведения – внешняя форма проявления внутреннего состояния личности, характеризующегося нарушением системы ценностей. Отклонения возникают в результате сложного взаимодействия неблагоприятных условий развития, ошибок в воспитании и пробелов в духовном становлении ребенка.

Современная социальная ситуация провоцирует многочисленные нарушения внутреннего мира ребенка, ведущие к формированию отклоняющегося поведения. Социологические исследования свидетельствуют, что если число собственно патологии в психике людей в последние годы не увеличилось, то количество неврозов, различного рода отклонений в поведении имеет тенденцию явного увеличения. В первую очередь это затрагивает психику детей и подростков как наиболее уязвимую. У них появляются страхи, тревоги, беспокойства, депрессия, школьники становятся раздражительными, агрессивными.

Особенность нынешних учебных программ состоит в том, что школьники по большей части имеют дело с внешним предметным миром и очень мало – с самими собой. Они умеют решать математические задачи, но не знают, как справиться со своими чувствами, которые, как известно, часто выходят из-под контроля. Сегодня психологи выделяют две серьёзные проблемы школьников: алекситимия и аддикция.

Термин «алекситимия» предложил в 1973 Питер Сифнеос (Peter Sifneos). Алекситимия (буквально «без слов для чувств») — психологическая характеристика личности, включающая следующие особенности:

  • затруднение в определении и описании (вербализации) собственных эмоций и эмоций других людей;

  • затруднение в различении эмоций и телесных ощущений;

  • снижение способности к символизации, в частности к фантазии;

  • фокусирование преимущественно на внешних событиях, в ущерб внутренним переживаниям;

  • склонность к конкретному, утилитарному, логическому мышлению при дефиците эмоциональных реакций.

Все перечисленные особенности могут проявляться в равной степени или одна из них может преобладать [2].

Акситимия возникает в результате авторитарного подавляющего воспитания, когда родители и учителя запрещают детям сильно выражать свои эмоции. В результате подавления своих переживаний у человека возникает страх перед проявлением своих эмоций вовне, отсюда – депрессия и тоска, вплоть до самоубийства.

Aддикция (зависимость) — ощущаемая человеком навязчивая потребность к определенной деятельности. Термин часто употребляется для таких явлений, как лекарственная зависимость, наркомания, но ныне применяется и к нехимическим (поведенческим) зависимостям, таким, как игромания, шопоголизм, психогенное переедание, гиперрелигиозность и т.п. [1].

Аддиктам обязательно нужно что-то или кто-то, дающее положительное переживание и избавляющее от необходимости думать и заботиться о себе. Для них характерна нерешенность многих эмоциональных проблем, а также, снижение способности рассуждать, поддерживать высокую самооценку, поддерживать близкие межличностные отношения.

Для формирования социально одобряемого поведения важно установление взаимодействия внешней и внутренней регуляции поступков. При социальной регуляции поведения личности основными регуляторами и посредниками социального воздействия оказываются высшие качественно определяемые образования субъективного мира личности – ценности, нормы, нравственные и ценностные представления, убеждения, идеалы [5]. Следовательно, изменение поведения требует изменения его внутренних регуляторов, в первую очередь – интенсивного формирования положительных черт и качеств личности, идеалов и убеждений, нравственной культуры.

Замечательный метод психологической коррекции личностных нарушений – терапия творческим самовыражением – предложил М.Е. Бурно. Он и его сотрудники научной школы в основу метода вложили две идеи:

  • человек, страдающий каким-либо психопатологическим расстройством, в процессе творчества может лучше узнать и понять особенности своего характера, а, узнав свои сильные и слабые стороны, пациент может смягчить свое негативное состояние;

  • любое творчество высвобождает большое количество позитивной энергии, поэтому любое творчество целебно.

Именно вследствие этого в психике происходят позитивные сдвиги.

Искусство дает ребенку возможность осваивать богатейшую гамму человеческих эмоций, постигать общечеловеческую культуру путем воздействия на чувства, что порождает в его душе собственные эмоциональные переживания. Эмоции, аккумулируемые и генерируемые искусством, не только воспринимаются и осознаются ребенком, но и переживаются, присваиваются им и становятся его личным достоянием.

«С точки зрения воздействия на эмоциональный мир человека музыка занимает особое место в ряду искусств. Она заключает в себе совершенно уникальные, отличные от других областей явления, смысл которых становится доступным пониманию лишь в сопряженности с понятиями, имеющими этическую направленность» [6]. «Музыкальное искусство становится важнейшим инструментом, определяющим художественно-творческую и духовно-ценностную направленность всех сторон его личности» [6].

Урок музыкального искусства в школе благотворно влияет на поведение и неокрепшую психику подростка, его неуравновешенную нервную систему.

В этой связи необходимо обращение с новых позиций к воспитательным возможностям музыкального искусства в изменении внутренних установок и мотивов личности. На наш взгляд, воспитательный компонент уроков музыки должен преобладать над обучающим.

Знания, умения и навыки, приобретаемые учащимися в процессе изучения предмета «Музыка», имеют ограниченный характер относительно содержания данного предмета (в силу специфики музыкального обучения в общеобразовательной школе, прежде всего – крайне ограниченного объема часов, отводимых на этот предмет). Воспитательное же воздействие музыки на школьников не ограничено. Поэтому нам представляется наиболее важной задачей работы учителя музыки формирование у детей и подростков положительной мотивации в слушании музыки «высокой традиции» (В.В. Медушевский). Это, в свою очередь, является основой тех потенциальных изменений к лучшему во внутреннем мире ребенка, которые способна вызвать музыка.

На уроках в школе звучит музыка вокальная и инструментальная, ее связь со словом помогает осознать нравственную идею произведения. Перед учащимися возникают воплощенные в мелодии и непосредственно переживаемые чувства: ценность дружбы и товарищества, взаимопомощи, проявления чуткости в отношении к другому, осуждение зазнайства, одобрение скромности. Чем больше различных жизненных связей музыки будет на уроке обнаружено, тем более прочно музыка будет входить в сознание ребят как часть жизни, как сама жизнь [4].

Эмоциональная насыщенность занятий оказывает на детей успокаивающее воздействие, вызывает положительные эмоции, благотворно влияет на физиологию и психику ребенка, облегчает лечебно-педагогическую коррекцию асоциальных форм поведения, патохарактерологические реакции, изживает негативный социальный опыт, воспитывает эстетические потребности детей, является своего рода профилактической работой в воспитании будущего здорового общества.

Интересно исследование Мартина Гардинера, который выявил некую пропорциональную зависимость между обучением подростков музыке и их асоциальным поведением: чем больше и активнее подросток занимается музыкой, тем менее вероятны его трения с законом. Он вывел своеобразную «восходящую кривую музыкальности»: «обычное музыкальное образование лишь уменьшает вероятность антисоциального поведения, музыкальное образование, включающее самостоятельное музицирование, уменьшает эту вероятность очень сильно, а овладение сложными музыкальными навыками напрочь исключает всякий криминальный опыт» [3, с. 449].

Таким образом, уроки музыки в общеобразовательной школе обеспечивают музыкально-педагогическую коррекцию деятельности и поведения учащихся, а также их личностное развитие и творческое самовыражение в художественной деятельности.


Литература:

  1. Аддикция. – Электронный ресурс. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Аддикция.

  2. Алекситимия. – Электронный ресурс. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Алекситимия

  3. Кирнарская Д.К. Психология музыкальных способностей. Музыкальные способности. – М.: Таланты–XXI век, 2004. – 496 с.

  4. Нигматуллина И.К. Воспитание нравственной личности в общеобразовательной школе средствами музыки. – URL: http://festival.1september.ru/articles/415953/

  5. Социальные нормы и регуляция поведения [Текст] / М.И. Бобнева; Акад. наук СССР, Ин-т психологии. – М. : Наука, 1978. – 311 с.

  6. Целковников Б.М. Становление мировоззренческих убеждений у будущих учителей музыки в процессе профессиональной вузовской подготовки: Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 : Краснодар, 1999. – 258 c.

  7. Цораева Ф.М. Коррекция психических состояний и агрессивного поведения у подростков на уроках музыкального искусства в школе. – URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-327380.html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle