Библиографическое описание:

Иванов И. Н. Административно-правовые проблемы испытания при приеме на службу в таможенные органы и подписания контракта // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 328-331.

Испытание гражданина Российской Федерации, поступающего на службу в таможенные органы на условиях контракта, проводится с целью определения личных и деловых качеств, уровня квалификации.

Гражданину, поступающему на службу в таможенные органы, может быть установлено испытание продолжительностью до шести месяцев в зависимости от уровня его профессиональной подготовки и должности, на которую он поступает. Вместе с тем, критерии установки испытательного срока от уровня профессиональной подготовки и занимаемой должности нормативно не определены, в связи с чем, решение данного вопроса происходит в каждом конкретном случае индивидуально.

Установление испытания является правом, а не обязанностью начальника таможенного органа.

При установлении гражданину испытательного срока, гражданин назначается на соответствующую должность стажером без присвоения ему специального звания. На период прохождения испытания с ним заключается срочный трудовой договор. Трудовые отношения с гражданином в данный период регламентируются законодательством Российской Федерации о труде.

Продолжительность испытания указывается в приказе о назначении на должность. Срок испытания может быть сокращен по решению начальника таможенного органа, назначившего указанного гражданина на должность.

В настоящее время прохождение испытания регулируется Инструкцией о порядке и условиях прохождения испытания при приеме на службу в таможенные органы Российской Федерации, утв. приказом ФТС России от 3 июля 2006 г. N 612 [1].

Организация и ответственность за прохождение испытания гражданина, принятого на службу в таможенные органы, возложена на начальника структурного подразделения таможенного органа, в котором гражданин будет проходить испытание. Для оказания помощи приказом начальника таможенного органа назначается наставник из числа должностных лиц этого структурного подразделения.

В целях подготовки гражданина к исполнению должностных обязанностей и систематического контроля за прохождением испытания начальник структурного подразделения совместно с наставником составляет индивидуальный план прохождения испытания, который утверждает начальник таможенного органа, и доводит до сведения гражданина под подпись.

В период прохождения испытания гражданин должен:

а) изучать Конституцию Российской Федерации, Таможенный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О службе в таможенных органах Российской Федерации" и другие нормативные правовые акты, определяющие компетенцию таможенных органов, содержание служебной деятельности гражданина, а также особенности деятельности подразделения, в котором он проходит службу;

б) овладевать навыками по занимаемой должности, изучать передовые методы и формы служебной деятельности, повышать уровень профессиональных знаний;

в) выполнять обязанности по занимаемой должности и отдельные поручения непосредственного начальника без права самостоятельного принятия решения по таможенному оформлению товаров и транспортных средств, начислению и взиманию таможенных платежей и сборов и совершения других организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций по занимаемой должности;

г) сдавать начальнику структурного подразделения зачет (в форме собеседования, тестирования и т.д.) по знанию вышеуказанных нормативных правовых актов и должностной инструкции по конкретной должности.

По итогам прохождения испытания начальник структурного подразделения составляет на гражданина отзыв, в котором дает характеристику, отражающую личные и деловые качества, уровень профессиональной подготовленности и способность гражданина самостоятельно исполнять обязанности по конкретной должности, знание документов, регламентирующих деятельность таможенного органа, и другие объективные показатели.

Итоги прохождения гражданином испытания рассматриваются аттестационной комиссией таможенного органа в срок, не позднее, чем за три дня до истечения срока испытания и, как правило, в присутствии гражданина.

Начальник структурного подразделения и наставник принимают участие в работе аттестационной комиссии, которой докладывают о результатах прохождения гражданином испытания.

Аттестационная комиссия, рассмотрев отзыв о прохождении испытания, заслушав при необходимости начальника структурного подразделения и гражданина, выносит заключение о целесообразности приема (или отказа в приеме) гражданина на службу по контракту.

Заключение аттестационной комиссии, рекомендующей принять гражданина на службу в таможенные органы, утверждается начальником таможенного органа. С гражданином заключается контракт о службе в таможенных органах Российской Федерации и производится назначение на соответствующую должность приказом таможенного органа.

При неудовлетворительном результате испытания начальник таможенного органа принимает письменное решение об увольнении гражданина с указанием причин, послуживших основанием для признания этого гражданина не выдержавшим испытание, и доводится до сведения гражданина под подпись не позднее, чем за три дня до истечения срока испытания.

После принятия соответствующего решения начальником таможенного органа с учетом заключения аттестационной комиссии о результатах прохождения гражданином испытания издается приказ о расторжении срочного трудового договора.

При условии, что срок испытания истек, а гражданин продолжает работать, то он считается выдержавшим испытание и с ним заключается контракт о службе в таможенных органах в соответствии с установленным порядком.

В законе установлен исчерпывающий перечень лиц, в отношении которых испытание не устанавливается. Испытание не устанавливается:

  1. для выпускников образовательных учреждений Федеральной таможенной службы;

  2. для граждан, поступающих на службу в таможенные органы на конкурсной основе.

Следует отметить, что включение в перечень лиц, освобождающихся от прохождения испытания, граждан, поступающих на службу в таможенные органы на конкурсной основе, являются недоработкой законодателя. Во-первых, поступление на службу в таможенные органы на конкурсной основе осуществляется только на должности федеральной гражданской службы, а никак не на должности сотрудников. Во-вторых, граждане, поступающие на должности федеральных гражданских служащих, не освобождаются от прохождения испытания, установление которого регулируется Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Любопытно, что в Инструкции N 612 перечень лиц, в отношении которых испытание не проводится, остается открытым, указывая в п. 3, что испытание не устанавливается в других случаях в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Категории граждан, которым не устанавливается испытательный срок, закреплены ст. 77 Трудового кодекса [2].

Однако не весь установленный данной статьей перечень может быть применен к службе в таможенных органах. Представляется, что дополнительно к категориям лиц, указанных в п. 3 комментируемой статьи, испытательный срок также не должен устанавливаться в отношении:

  • беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет;

  • лиц, окончивших имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающих на работу по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения;

  • лиц, приглашенных на работу в порядке перевода от другого работодателя по согласованию между работодателями.

Расходы, связанные с прохождением гражданином, поступающим на службу в таможенные органы, врачебной комиссии учреждения государственной или муниципальной систем здравоохранения, возмещаются Федеральной таможенной службой.

Подробно порядок и условия заключения контракта урегулированы приказом ФТС России от 1 декабря 2008 г. N 1504 "Об утверждения Положения о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации и типовой формы контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации" (далее – Положение N 1504) [3].

Согласно п. 1 Положения N 1504 контракт имеет право заключить:

1) гражданин, поступающий на службу в таможенные органы без установления испытания;

2) гражданин, поступающий на службу в таможенные органы, в случае установления испытания – после его прохождения;

3) сотрудник, не достигший предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах;

4) сотрудник, достигший предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах, которому продлен срок пребывания на службе сверх предельного возраста.

Отказ гражданину в заключении контракта возможен при наличии ограничений в приеме на службу в таможенные органы и при ее прохождении, а также при несоответствии требованиям к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в таможенные органы, и сотрудников таможенных органов, занимающих соответствующие должности, установленным Правительством Российской Федерации.

Контракт заключается в письменной форме между гражданином и соответствующим таможенным органом в лице его начальника, оформляется в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, один из которых хранится в личном деле сотрудника, другой выдается сотруднику.

Контракт о службе в таможенных органах носит срочный характер. Он может заключаться на срок один год, три года, пять или десять лет, а также до достижения гражданином предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах. Конкретный срок действия контракта закрепляется в контракте.

При назначении сотрудника на должность издается приказ таможенного органа и подписывается контракт.

Пункт 19 Положения N 1504 закрепляет обязанность начальника таможенного органа, заключившего служебный контракт, не позднее, чем за три месяца до истечения срока контракта письменно предупредить сотрудника об истечении срока контракта и о возможности его увольнения со службы в таможенных органах в соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 48 Закона.

Не позднее, чем за два месяца до истечения срока действия контракта при наличии заявления сотрудника о заключении контракта на новый срок руководитель структурного подразделения (начальник таможенного органа) направляет характеристику на данного сотрудника в кадровое подразделение таможенного органа, начальник которого уполномочен на заключение контракта с этим сотрудником.

В характеристике дается объективная оценка деловых и личных качеств сотрудника, указывается уровень профессиональной подготовки, знание законодательных и иных нормативных актов, регулирующих практическую деятельность сотрудника, результаты служебной деятельности, способность качественно решать возложенные на него задачи, а также предложения о заключении (не заключении) контракта на новый срок.

Решение о заключении (не заключении) контракта с сотрудником на новый срок принимается начальником соответствующего таможенного органа, имеющим право назначения на соответствующую должность не позднее, чем за месяц до истечения срока контракта (руководителем ФТС России – не позднее, чем за две недели).

Интересно, что ни Закон, ни Положение N 1504 не устанавливают основания для не заключения контракта на новый срок. Также отсутствует правовая обязанность руководителя таможенного органа обосновывать сотруднику таможенного органа причины не заключения контракта на новый срок. Проанализировав указанные нормативных правовых акты, можно сделать вывод, что независимо от характеристики, предложений непосредственного начальника сотрудника заключение контракта на новый срок – это самостоятельное право начальника таможенного органа.

В настоящее время единый перечень данных должностей отсутствует. Порядок заключения контракта и его типовая форма устанавливаются руководителем Федеральной таможенной службы. Данный порядок и типовая форма контракта установлены Положением о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации и типовой формы контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации, утв. приказом ФТС России от 1 декабря 2008 г. N 1504.

Обязательным условием, которое необходимо включать в контракт, является ответственность сторон за невыполнение взятых на себя обязательств.

Формулировка данного пункта носит усеченный характер, так как называет только одно из обязательных условий контракта, оставляя фактическое содержание контракта за рамками законодательного регулирования. Этот пробел восполняется Положением N 1504.

Условия, подлежащие включению в контракт, Положение подразделяет на обязательные (необходимые) и дополнительные условия службы сотрудника.

Обязательными признаются условия, по которым стороны должны достичь соглашения и которые должны зафиксировать в контракте:

  1. наименование должности с указанием структурного подразделения таможенного органа и места нахождения;

  2. дата начала исполнения служебных обязанностей;

  3. срок действия контракта;

  4. права и обязанности сотрудника;

  5. права и обязанности начальника таможенного органа;

  6. условия оплаты труда;

  7. режим служебного времени и времени отдыха;

  8. ответственность сторон за невыполнение взятых на себя обязательств.

Дополнительными считаются условия, вносимые в контракт по усмотрению сторон и конкретизирующие условия службы или устанавливающие дополнительные гарантии и компенсации сотруднику и членам его семьи.

Стороны могут оговорить в контракте и любые другие условия, определяющие их дополнительные взаимные права и обязанности, которые не должны противоречить законодательству Российской Федерации.

Литература:
  1. Приказ Федеральной таможенной службы от 3 июля 2006 г. N 612 "Об утверждении Инструкции о порядке и условиях прохождения испытания при приеме на службу в таможенные органы Российской Федерации".– Российской газете. N 177. 12. 08. 2006 г.

  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ.– Российская газета. N 256.31. 12. 2001 г.

  3. Российская газета. N 55. 01. 04. 2009 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle