Библиографическое описание:

Сергеева И. И. Специфика исследовательской деятельности учащихся основной школы (5-9 классы) // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 498-501.

В статье рассматривается проблема овладения исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении. Организация данной работы для обучающихся в школе требует учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей. Подробно представлена специфика организации исследовательской деятельности учащихся основной школы.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, исследовательская культура, возрастные психолого-физиологические особенности учащихся.

Овладение исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования: начальной, основной, полной.

Организация данной работы для обучающихся в начальной школе требует учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста.

Исследовательская деятельность в младшем школьном возрасте находится на этапе становления, что обуславливает ее специфические особенности: включение младшего школьника в исследовательскую деятельность основывается на познавательном интересе, наиболее присущем данному возрасту; учитывая небогатый собственный опыт младшего школьника в исследовательской деятельности, значительную роль в организации исследовательской деятельности играют не только детские исследования, но и специальные занятия по формированию соответствующих умений; формирующиеся в процессе исследовательской деятельности исследовательские умения являются составной частью общеучебных умений, необходимых учащимся для успешной учебной деятельности.

Специфика исследовательской деятельности младших школьников заключается в её многосубъектности. Кроме учащегося и его научного руководителя субъектом деятельности выступают родители, без поддержки и помощи которых занятия младших школьников исследовательской деятельностью значительно затрудняются.

Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего перспективного развития. Длительность выполнения исследования целесообразно ограничивать 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий. Важно при этом ставить вместе с детьми учебные цели по овладению приёмами проектирования и исследования как общеучебными умениями. Целесообразно в процесс работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших учащихся, родителей, коллег педагогов и руководителей) [3].

Важно обеспечение педагогом целенаправленности и систематичности процесса развития исследовательских умений младших школьников. Существенную роль в этом играет технология организации исследовательской деятельности, согласно которой выстраиваются исследовательские занятия с применением игровых, исследовательских, проблемных и эвристических методов обучения.

Формирование исследовательской культуры у обучающихся в основной школе должно строиться в соответствии с возрастной спецификой, так как на первый план у подростка выходят цели освоения коммуникативных навыков. Исследовательскую деятельность целесообразно организовывать в групповых формах. При этом не следует лишать школьника возможности выбора индивидуальной формы работы.

Исследовательская культура учащихся основной школы формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11-15 лет, связанных:

– с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели, к овладению этой учебной деятельностью на ступени основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегосянаправленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий; инициативу в организации учебного сотрудничества;

– с осуществлением на каждом возрастном уровне (11-13 лет и 13-15 лет), качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе;

– с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;

– с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;

– с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества – от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской;

Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребенка – с переходом к кризису младшего подросткового возраста (11-13 лет, 5-7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания – представления о том, что он уже не ребенок, т.е. чувство взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с «моралью послушания», на нормы поведения взрослых.

Второй этап подросткового развития (14-15 лет, 8-9 классы) характеризуется: бурным, скачкообразным характером развития, т.е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребенка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний; стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками; особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира; процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»; обостренной, с одной стороны, в связи с возникновением чувства взрослости восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающую фактически интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности; сложными поведенческими проявлениями, с другой стороны, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослым со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста); изменением социальной ситуации развития – ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий – объемы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет). [1].

Современному развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые, нравственно воспитанные люди, которые в сложной обстановке могли бы самостоятельно осуществить выбор и принимать решения, прогнозировать их возможные последствия. Выполнение такого заказа требует поиска новых технологий в образовательном процессе, к организации деятельности участников образовательного процесса в школе, где многие задачи, в том числе связанные с воспитанием личности, уже не могут быть решены только традиционными средствами. Учет особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.

Заметным вкладом в развитие российского образования и педагогики стало издание русского перевода книги Дж. Коатс «Поколения и стили обучения» – известного американского специалиста в области образования взрослых. Дж. Коатс исследовала шесть поколений жителей США прошлого века. Известно, что представители разных поколений отличаются друг от друга. В России эти отличия предстают в извечной философской проблеме «отцов и детей», с которой неизбежно сталкиваются представители различных поколений в силу социальных, экономических, культурных различий, которые отражаются как в мировоззрении, так и в формах поведения. Говоря об этих различиях у представителей американского общества, автор указывает и на то, что с ними связаны и методы, стили обучения. Коатс определяет в качестве ведущего фактора выбора того или иного стиля обучения принадлежность обучаемого к тому или иному поколению.

1. «Поколение ветеранов» – 1920-1933 гг. рождения (наиболее значительным событием в сознательной жизни большинства из них стала Вторая Мировая Война);

2. «Тихое Поколение» – 1933-1946 гг. рождения (дети, рожденные в годы Великой депрессии);

3. «Беби-бумеры» – 1946-1964 гг. рождения (рождены в период, когда годовой прирост населения составлял от 3,5 до 4 млн. человек);

4. «Поколение X» – 1964-1980 гг. рождения (последующий период, годовой прирост населения менее 3,5 млн. человек),

5. «Поколение Y» – 1980-2000 гг. рождения (прирост населения вновь составляет от 3,5 до 4 млн. человек в год);

6. «Поколение Z» – 2000 и последующие гг. (прирост населения более 4 млн. человек в год продолжает расти).

Дж. Коатс поднимает вопрос о том, как удовлетворить потребности представителей разных поколений в организации учебного процесса. Педагогам XXI века предстоит обучать поколение, чьи предпочтения и стили обучения сформировались под воздействием передовых технологий. Рассмотрим предложенные Коатс способы, «подсказки», которые можно использовать, на наш взгляд, и российским педагогам в процессе обучения школьников, относящихся к «Поколению Y» (1980-2000 гг. рождения).

1. Необходимо хорошо структурировать учебный процесс. «Поколение Y» выросло в весьма «упорядоченном» мире, и требует такого же порядка и логичности от учебы. Его представители хотят точно знать, что, и в какие сроки от них требуется – причем эта информация должна быть весьма подробной.

2. Обеспечивайте «обратную связь» – она очень важна для представителей «Поколения Y». Они всегда хотят знать, насколько правильны их предположения, верно ли они понимают материал, делают ли ошибки – и благодарны преподавателю за внимание и участие.

3. Сделайте учебный материал «ярким и зримым». «Поколение Y» лучше всего воспринимает именно визуальную информацию. Вообще, для большинства обучаемых восприятие визуальной информации более комфортно, чем любой другой – но у этого поколения такая склонность выражена особенно сильно.

4. Для «Поколения Y» текстовые материалы должны быть простыми для восприятия, структура текста должна соответствовать его содержанию, а ключевые пункты – выделены визуально. Кроме того, для этого поколения очень важно подведение итогов каждого этапа обучения – и почти немедленная постановка задач на следующий этап. Представители «Поколения Y» хотят знать «куда они идут, и зачем».

5. Руководите мудро. В отличие от представителей «Поколения X», более молодые учащиеся не заклеймят Вас презрением, если почувствуют, что их знания в какой-то области более глубоки, чем Ваши. Однако, они непременно пожелают, чтобы вы дали им возможность продемонстрировать эти знания, и будут очень благодарны, если Вы проявите искреннюю заинтересованность. Представители этого поколения хотят, чтобы преподаватель был умелым и мудрым руководителем, а не «знал всё».

6. Помните о важности устной коммуникации. Используйте учебные методики, которые включают устный обмен информацией между обучаемыми: вербализированная информация быстрее и лучше сохраняется в памяти.

7. Подавайте материал в оптимистичном тоне. Позитивизм мышления способствует умственной активности.

8. Ваши требования должны быть ясны, а информация, которую Вы сообщаете аудитории – точна. Ставьте перед учащимися видимые и реальные цели. Представители «Поколения Y» желают все делать максимально эффективно, а для этого им необходимо точно знать, что от них требуется. И это ни в коей мере не отсутствие любопытства: «Поколение Y» живет в мире, перенасыщенном информацией, и обучение – лишь один из многих способов этой информацией овладеть. Так что преподаватель должен давать понять – зачем учащимся нужна именно эта информация, и предоставлять наилучшую возможность ею воспользоваться.

9. Используйте время эффективно. Представители «Поколения Y» не способны удерживать внимание на чем-то одном больше 15-20 минут – оно ослабевает. Разделите учебное время на промежутки по 23-30 минут, в течение каждого из которых учащиеся будут один раз менять вид деятельности.

10. Информация, которую Вы преподносите учащимся, не должна быть «избыточной». Как и представители «Поколения X», «Поколение Y» хочет получать «концентрированные» знания. Более того, они сознательно игнорируют этапы обучения, направленные на «закрепление» материала путем многократного его повторения: как только суть изучаемого становится им понятна, дальнейшее повторение одного и того же они считают «неуместным».

11. Устная речь очень важна: беседа стимулирует головной мозг, в том числе лобные дли – область, которая ответственна за принятие сложных решений и выводы. Общение учащихся между собой стимулирует также память и делает учебный процесс более динамичным [2].

Несмотря на существенные различия в классификации поколений американских и российских граждан, условиях развития российского и американского общества, между ними можно найти немало параллелей. Это делает исследование Дж. Коатс интересным для российских педагогов.

Этапы организации исследовательской работы с учащимися основной и полной ступени образования:

  1. 5 – 7 классы – подготовительный этап;

  2. 8 – 9 классы – развивающий этап;

  3. 10 – 11 классы – этап непосредственной учебно-исследовательской деятельности.

В 5-7 классах учащиеся начинают работать с научно-популярными изданиями, учебной литературой, решают конкретные проблемы, проводят небольшие исследования, результаты которых оформляются в основном в виде рефератов. Краткие сообщения по ним школьники делают на конференциях по параллелям. Необходимо отметить, что этот вид деятельности интересен не только школьникам, но их родителям, которые вносят определенную долю своего интеллектуального труда в работы учащихся.

На следующем этапе (8 и 9 классах) активизируется становление сферы исследовательских интересов учащихся, их работы отличаются большей самостоятельностью и носят личностно-ориентированный характер. Исследовательская работа имеет долгосрочный характер и завершается представлением и защитой докладов и рефератов на научно-практической конференции. Формирование надлежащего уровня компетентности в исследовательской деятельности (т.е. самостоятельное практическое владение технологией исследования) для обучающихся в старшей школе должно достигаться к концу 10 класса.

Определяющим на каждом этапе является то, что достигнуто на предыдущих уровнях. Естественно, то, что упущено на одном этапе развития, может быть либо вообще невосполнимо в будущем, либо восполнено, но с существенными потерями.


Литература:

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011.

  2. Коатс Дж. Поколения и стили обучения – М.: МАПДО – Новочеркасск: НОК, 2011.

  3. Татарченкова С.С., Телешов С.В. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность: Учебно-методическое пособие. – СПб: КАРО, 2008.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle