Библиографическое описание:

Лоскутова И. В. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 447-448.

«…чтение нужно человеку не для того, чтобы быстро читать в слух или про себя, а для того, чтобы познавать»

Ш.Амонашвили [1, c. 25]

Психологические особенности младших школьников, их природная любознатель­ность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность восприни­мать все, что дает учитель, создает благоприятные условия для развития у детей познава­тельных интересов и активности. Когда учиться интересно – учиться легко. Поэтому каж­дый учитель задумывается: «Что можно и нужно сделать, чтобы дети с большим жела­нием шли в школу? Как сформировать и направить их стремление к овладению знаний?»

Эти вопросы задавала себе и я. В результате изучения психолого-педагогической литературы, опыта учителей и его анализа, я пришла к выводу, что воспитать у детей по­знавательный интерес к учению можно, если систематически накапливать и вдумчиво от­бирать материал для чтения, способный привлечь к себе внимание каждого ученика. Ведь то, что привлекает детей, заставляет их размышлять, сосредоточиваться, легче запомина­ется, вызывает чувство радости и удовлетворения. Недаром Ш.А. Амонашвили в своих работах отмечал, что «педагогический процесс должен предоставить ребенку радость жизни, чтобы этот процесс увлекал его полностью, со всеми его жизненными устремле­ниями и потребностями» [2, c. 8].

Одним из главных учебных предметов в начальной школе я считаю литературное чтение. Ведь хорошо читающие дети, имеющие высокий уровень речевого развития ус­пешно обучаются не только в начальных классах, но и в среднем звене. Без чтения чело­век не может постичь окружающий мир. Поэтому каждый учитель стремиться, чтобы чте­ние было самым любимым для детей уроком.

Дети идут в школу с огромным желанием научиться в первую очередь читать. По­этому уже с первых уроков я начинаю знакомство с буквами. На первом уроке обучения грамоте мы знакомимся с волшебной страной «Букварией» и ее жителями – звуковичками, человечком Ударение. Далее идет блоковое изучение букв. При работе над каждой буквой работаем над артикуляцией, разучиваем стихотворения на изученные буквы. Таким обра­зом, к началу букварного периода дети практически знакомы со всеми буквами алфавита. К моменту знакомства с согласными дети неплохо умеют классифицировать гласные и согласные буквы. Именно в этот момент начинается процесс обучения чтению. «В на­стоящее время многие взрослые утверждают, что современные дети не хотят читать художественную литературу потому, что книгу заменил компьютер и телевизор. А мо­жет быть, причина кроется еще и в том, что детей не научили правильно читать, не взрастили любовь к чтению? Ведь можно овладеть скоростью чтения, но при этом не вникать в суть прочитанного. Чтение ради получения хороших показателей не может заставить полюбить книгу, в то время как отвратить от нее может надолго» [3, c. 99].

Каждый урок начинаю с разминки. В процессе разминки большое внимание уде­ляю работе над дикцией, четкому произношению слов и фраз. Здесь мне помогают чисто­говорки, скороговорки. В скороговорках нужно преодолеть все трудные звукосочетания. Очень важно произносить сложное слово по слогам, пусть в медленном темпе, но произ­носить без каких – либо затруднений и оговорок. Работая над скороговоркой, вырабаты­ваю чистоту звука, интонации с помощью заданий: «Прочитай скороговорку с удивле­нием, с радостью, с возмущением». В разминку также входят чтение открытых и закры­тых слогов, составление слов по слоговой таблице, игровые приемы «Доскажи словечко», «Слог потерялся», «Слоговая туча», «Угадай, какая буква пропущена», «День-ночь» и другие. Очень помогает в работе сборник игровых упражнений В.В. Волиной «Занима­тельное азбуковедение» [6, c. 71].

Чтобы прочитать слоги-слияния с изученным согласным звуком, повторяем глас­ные с помощью пособия, показывающего артикуляцию при произнесении гласных, ис­пользуем кубики Зайцева. Затем перед гласным в кармашек помещается изучаемый со­гласный звук, буквы «берутся за ручки» – читаем полученные слоги-слияния. С помощью этого пособия проводим игру «Угадай по моим губам, к произнесению, какого слога я приготовилась».

Дети приходят в 1 класс с довольно скромным запасом слов. С первых шагов учу детей выражать свои мысли точно, ясно, в меру громким голосом. Пополнять словарный запас слов помогают пословицы, поговорки. На своих уроках применяю некоторые приемы и методы, разработанные в пособии Г.А. Бакулиной «Интеллектуальное развитие на уроках обучения грамоте» [4, c. 15].

Игры, игровые приемы, загадки, ребусы, кроссворды, применяемые на уроках, де­лают процесс обучения грамоте более интересным, занимательным, облегчают преодоле­ние трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные виды чтения на уроке не дают детям скучать. Но самое главное, чтобы работа велась систематически и регулярно.

На мой взгляд, система взглядов по Ш.А. Амонашвили, крайне необходима в наше время, так как гармонична и, главное, в таком образовательном процессе дети будут учиться изменять, улучшать, совершенствовать жизнь, а не приспосабливаться к уже сло­жившимся условиям. Знания, не обогащенные любовью, становятся бедствием для их обладателя. «Мы не физику, не математику сеем, каждый из нас сеятель любви» [5, c. 92].

Мне кажется, что самое главное – это любовь к детям, которая является стержнем этой идеи. «…Любовь – это человеческое солнце. Учитель должен излучать человеческую доброту и любовь, без которых невозможно воспитывать гуманную душу в человеке. Пе­дагогика любви не терпит грубости, давления, ущемления достоинства, игнорирования жизни ребёнка…» [8, c. 23].

Таким образом, принципы, на которых строится обучение в школе Ш.А. Амона­швили, очень просты, только нужно принять их за Истину, пропитаться ими, строить на них свою деятельность. «Любовь надо нести детям с любовью, красиво и изящно, чтобы они приняли ее и воспитывались» [7, c. 23].


Литература:
  1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Минск, 1990.

  2. Амонашвили Ш.А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе. // Вопросы психологии, № 5, 1984.

  3. Асмолов А. Введение в Мир по имени Амонашвили // Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. – М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2000.

  4. Бакулина Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения грамоте: пособие для учителя / Г.А.Бакулина. – Москва: ВЛАДОС, 2004.

  5. Гуливатый В. Учитель света и радости // Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. Часть 1.– Екатеринбург: Изд. Уральского ун-та, 1993.

  6. Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя /Сост. В. Волина. – М.: Просве­щение. 1991. – 368 с.

  7. Зуев Д.Д. Антология Гуманной Педагогики – духовный источник Школы Жизни // Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. – М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2000.

  8. Стародуб Я. Каждому – по щепотке добра // "Российская газета" – Дальний Восток, №4206 от 26 октября 2006.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle