Библиографическое описание:

Бакулин С. В. Педагогические условия эффективного формирования готовности подростков к личностным достижениям в физкультурно-спортивной деятельности // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 395-397.

Социально-экономические перемены, происходящие в России, приводят к осознанию того, что поступательное движение современного общества во многом связано с успешностью личностных достижений каждого человека. Именно индивидуальные достижения, как яркие показатели продуктивности личности в процессе самореализации, выступают критерием эффективности образовательной системы в целом. Личностные достижения представляют собой результат целостного развития индивида — его познавательной сферы, эмоций, мотивов, самореализации, самоорганизации, физического и психического здоровья. Под личностными достижениями понимается «субъективный позитивно значимый результат, степень прогресса личности по отношению к ее предшествующим проявлениям» (С. Л. Илюшин).

Поиск новых форм, методов и средств образовательной деятельности обуславливают на практике необходимость создания педагогических условий для формирования готовности подростков к личностным достижениям в физкультурно-спортивной деятельности.

Анализ научной литературы по проблеме осмысления содержания понятия личностные достижения подростка в физкультурно-оздоровительной деятельности свидетельствует о внимании исследователей к вопросам значения для подростков ситуаций личностных достижений. Именно они оказывают влияние не только на уровень притязаний, самооценку, мотивацию достижений, но и во многом определяют дальнейший ход развития личности.

Изучение литературных источников свидетельствует, что вопросами мотивационной и интеллектуальной готовности школьников к повышению уровня личностных достижений в процессе физического воспитания занимались А.Ф. Артюшенко, В. Бальсевич, Н. Бернштейн, Е. Ильин, Е.В. Нечипоренко, Л.А. Нечипоренко, А. Пуни и др. Авторы отмечают, что на формирование личностных достижений школьников влияют: четкое понимание цели (наличие интеллектуальной готовности и положительной мотивации) учебно-физкультурной и спортивной деятельности, осознанное желание к самоусовершенствованию, способность к самоконтролю, самоанализ и самооценка в процессе учебной деятельности на уроках физического воспитания [1, 4, 6, 7, 8 и др.].

В процессе формирования готовности подростков к личностным достижениям необходимо реализовывать комплекс особых педагогических условий, в которых будут актуализироваться названные компоненты и осуществляться притязания личности «на успех», что отвечает возрастным требованиям учащихся.

Исследования ученых Л.И. Божович, В.С. Мухиной, Л.Ф. Обуховой, Д.И. Фельдштейна, Л.М. Фридмана и других показывают, что подросткам свойственны эмоциональная неустойчивость, нетерпимость к критическим замечаниям, проявление упрямства и негативизма, потребность в теплых межличностных отношениях, в самоутверждении и признании со стороны «значимых людей», высокая подверженность внешним воздействиям, неустойчивость самооценки и трудности социальной адаптации.

Именно этот возраст богат ситуациями, при которых личностные характерологические дисгармонии становятся препятствием на пути к реализации конкретных личностных целей. Педагогически сообразна позиция Л.И. Божович, которая отмечает, что в данный период начинают развиваться те внутренние процессы, которые приводят в конце подросткового возраста к формированию уже относительно самостоятельных и устойчивых взглядов, оценок, относительно устойчивой системы отношения подростков к окружающему и самому себе. Автор подчеркивает, что в этом возрасте начинают приобретать все большее значение внутренние факторы развития, определяющие собой новый тип взаимоотношений между ребенком и средой: он становится способным к самостоятельному развитию через самовоспитание и самосовершенствование [2].

В этот период усиливается значение и роль самооценки в формировании личности ребенка. Обобщение позиций ученых позволяет сделать вывод: только наличие положительной оценки создает у подростков переживание эмоционального благополучия, что является необходимым условием для нормального формирования личности. С одной стороны, отмечает Л.И. Божович, имеет место стремление подростка к определенному уровню достижений (иначе называемого уровнем притязаний), предполагающее устойчивую положительную самооценку и потребность в ее сохранении, с другой стороны – факт неуспеха требует от ребенка снижения этой самооценки. «А когда ребенок с детства лишен ощущения успеха, это резко подрывает его уверенность в себе», – указывает Д.И. Фельдштейн [9, с. 5]. Поэтому подростки остро воспринимают и переживают успехи и неуспехи своей деятельности, не всегда могут осознанно определить причины, способствующие положительному или отрицательному ее результату.

Теоретический анализ проблемы позволил определить ведущие педагогические условия, обеспечивающие формирование готовности подростков к личностным достижениям в физкультурно-спортивной деятельности. Так, в исследовании С.В. Сафоненко [7] определены ведущие педагогические условия, обеспечивающие формирование стремления учащихся к личностным достижениям в физкультурно-спортивной деятельности, а именно:

  • готовность педагогов к ориентации учащихся на личностные достижения (В.А. Маликова, В.Г. Рындак, В.А. Сластенин и др.);

  • организация образовательного процесса, стимулирующего личностное развитие учащихся (С.В. Емельянцев, Л.С. Илюшин, И.В. Пильдес и др.);

  • развивающая образовательная система, обеспечивающая индивидуальное становление личности учащегося (Н.С. Искрин, А.В. Кирьякова, В.В. Комаров, А.С. Макаренко, М.И. Рожков, В.А. Сухомлинский и др.);

  • профессиональная компетентность и ориентация педагога на личностные достижения учащихся (В.В. Комаров, Н.С. Искрин, Л.С. Илюшин, Х. Хекхаузен, И.С. Якиманская и др.);

- создание ситуаций успеха (А.С. Белкин, У. Глассер, С.Л. Зубарева и др.) [7, с. 12].

Близко к этому и позиция исследователей А.Ф. Артюшенко, Л.А. Нечипоренко, Е.В. Нечипоренко, которые показывают, что обеспечение личностных достижений подростков в процессе физкультурно-спортивной деятельности является возможным при соответствующих педагогических условиях:

  • повышение мотивации подростков к физическому усовершенствованию;

  • осознание ими значимости поставленной цели; систематическое и постепенное повышение трудностей на уроках физической культуры;

  • создание в учебно-воспитательном процессе ситуации «успех-неудача»;

  • конкретизация задач на ближайшую и отдаленную перспективы;

  • понимание значимости достижений для дальнейшей жизнедеятельности;

  • индивидуальная направленность педагогического процесса с учетом индивидуальных способностей школьников;

  • объективное оценивание школьником собственных достижений;

  • своевременная и объективная оценка педагогом результатов личностных достижений школьника [6, c. 60].

В нашем исследовании на основе анализа и синтеза научных разработок определены следующие педагогические условия, обеспечивающие проектирование технологии, способствующей формированию готовности подростков к личностным достижениям в физкультурно-спортивной деятельности:

  • обеспечение готовности педагогов к ориентации подростков на личностные достижения (личность педагога, его профессиональная компетентность и ориентация на личностные достижения учащихся);

  • организация педагогом образовательного процесса, стимулирующего личностное развитие учащихся (создание «поля достижений»);

  • развитая образовательная система, обеспечивающая индивидуальное становление личности учащегося;

  • создание ситуации успеха (условия, исключающие снижение самооценки учащихся, ситуаций не успеха, отрицательную оценку действий учащихся педагогом, возможную отрицательную оценку со стороны одноклассников, формирование мотивации избегания неудач).

Анализ литературы и образовательной практики показывает также, что на успешное обеспечение личностных достижений подростков в физкультурно-спортивной деятельности влияют: заинтересованность подростков в образовательном процессе; систематическое и постепенное повышение задач на уроках физического воспитания и занятиях в спортивных секциях, кружках; формирование у школьников уверенности в собственных силах, умениях и навыках, инициативы и готовности к преодолению трудностей, сознательного стремления к самосовершенствованию; объективное оценивание школьником собственных достижений.


Литература:

  1. Бальсевич В. Внутренние и внешние факторы, обуславливающие развития психомоторики детей и подростков и их учет при спортивной ориентации / В. Бальсевич // Тезисы докладов III Всесоюзной научной конференции по проблемам юношеского спорта. – М.: ВНИИФК, 1973. – С. 37.

  2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – Москва – Воронеж, 1997. – 352 с.

  3. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская // Педагогика. – 1997. – № 4. – С. 11-17.

  4. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии / Н.А. Бернштейн. М.: Физкультура и спорт, 1991. – 287с.

  5. Илюшин Л. С. Ориентация педагога на личностные достижения учащихся в общеобразовательной школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – СПб, 1995. – 24 с.

  6. Нечипоренко Л.А. Педагогические условия обеспечения личностных достижений школьников в процессе физического воспитания / Л.А. Нечипоренко, А.Ф. Артюшенко, Е.В. Нечипоренко // Физическое воспитание студентов. – 2010. – № 3. – С. 59-64.

  7. Сафоненко С.В. Формирование стремления учащихся к личностным достижениям в физкультурно-спортивной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Самара, 2006. – 23 с.

  8. Парыгин Б. Д. Проблема готовности в социальной психологии / Б.Д. Парыгин // Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе / под ред. А.Л. Журавлева. – М., 1996.

  9. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития / Д.И. Фельдштейн // Педагогика. – 2010. – № 7. – С. 3– 11.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle