Библиографическое описание:

Петрина М. Г. Феномен деструктивных неокультов как социально-педагогическая проблема // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 476-480.

Как известно, одной из вех в развитии педагогической науки стало расширение в XIX столетии общественного заказа, предъявляемого системе общественного образования. Данный заказ был связан не только с теорией и практикой воспитания представителей всех возрастных когорт, но и с адаптацией и перевоспитанием лиц, нарушающих или не способных соблюдать установленные в обществе нормы и ценности. На данный запрос общества педагогика ответила возникновением андрогогики, герогогики, пенитенциарной педагогики. Кроме того, в системе педагогических наук постепенно выделяется и начинает свое самостоятельное существование социальная педагогика, история развития которой в нашей стране имела достаточно сложный характер. Существующий в настоящее время многофакторный подход изучения социального воспитания человека в контексте социализации (Мудрик А.В.) позволяет прогнозировать развитие человека, намечая пути и способы создания благоприятных условий для его социализации. Кроме того, исследования в области социально-педагогической виктимологии позволяют определять направления педагогической помощи жертвам неблагоприятных условий социализации и минимизировать влияние неблагоприятных факторов современного российского общества, угрожающих жизни и здоровью его граждан.

Однако для реализации указанного подхода социальным педагогам необходимо довольно быстро реагировать на происходящие в стране социокультурные, политические и экономические изменения, подвергая их глубокому анализу. Тщательная и одновременно незамедлительная проработка новоявленных проблем позволяет педагогам разрабатывать адекватные педагогические методы и приемы предупреждения влияния неблагоприятных условий социализации в отношении своих воспитанников и создавать реабилитационные программы лиц, все же ставших жертвами неблагоприятных факторов среды. Следует признать, что быстрота педагогических мер в отношении преодоления той или иной социальной опасности часто представляет собой необходимый «краеугольный камень», особенно, если речь идет о сотнях тысячах молодых жизней. Одновременно незамедлительность педагогических мер является проблематичной, поскольку, как и любая другая область научного знания, социальная педагогика достаточно консервативна. Этим фактом во многом объясняется недостаточная освещенность социально-педагогического аспекта объективно существующей в российском обществе проблемы деструктивных неокультов или так называемых «сект».

Широкое распространение нетрадиционных религиозных движений, квазирелигиозных организаций, имеющих характер тоталитарных сект и разнообразных оккультных течений относительно недавнее явление в России. Хронологически приход вербовщиков тоталитарных сект начался в постперестроечное время на пространстве Советского Союза. Пик их деятельности пришелся преимущественно на 90-е годы ХХ в., когда после падения коммунистического устроения общества люди оказались в состоянии «идеологического вакуума», отсутствия прочной духовной основы и потому часто не могли критично оценивать незнакомые религиозно-мистические учения. Традиционные конфессии из-за многолетних гонений и длительной антирелигиозной пропаганды оказались сильно ослаблены. Лидеры деструктивных неокультов не замедлили воспользоваться образовавшейся мировоззренческой брешью и несовершенством российского законодательства, привлекая людей экзотичностью своих воззрений, идеей избранности, гарантией спасения от мнимого апокалипсиса т.д.

Особенно сильно обостряет данную проблему заинтересованность лидеров деструктивных культов в вербовке, прежде всего, молодых дееспособных людей в возрасте от 16 до 30 лет, являющихся основой функционирования и резервом развития общества. Стивен Хассен, один из ведущих мировых экспертов по контролю над сознанием в деструктивных сектах, констатирует: «…Нация лишается своего главного ресурса: ярких, талантливых, по-хорошему амбициозных людей, которые могли бы совершить очень многое на пользу стране и всему человечеству. Многие из знакомых мне бывших членов сект стали врачами, учителями, юристами, изобретателями, артистами» [3, c.83]. Его слова справедливо можно адресовать не только к американскому, но и российскому обществу. Проблема неокультов поражает своими масштабами. Хвыля-Олинтер А.И. отмечает, что исследования насчитывают в современной России сотни только официально известных образований, относимых к подобным группам. Многие из данных окультно-мистических учений открыто или скрыто признают в качестве одного из своих кумиров зло как реальную сущность [4, c.12]. Являясь мощным криминогенным фактором, деструктивные неокульты представляют серьезную угрозу для национальной безопасности государства.

Пребывание человека в «секте» часто ведет к глубоким и чрезвычайно трудно поддающимся лечению нарушениям психического здоровья. Исследуя психические расстройства, вызванные деятельностью неокультов, Кондратьев Ф.В. констатирует: «Зависимое расстройство личности является начальным нарушением психики, вслед за ним возможно развитие более тяжелых психических расстройств вплоть до психозов с агрессивным поведением или с суицидальными действиями. Острые психотические состояния могут носить характер аффективно-бредовых состояний, параноидов, индуцированных психозов, а также стрессовых реакций с последующим затяжным постстрессовым синдромом. Кроме того, в результате пребывания в секте могут возникать резкие обострения уже имевшихся латентных форм заболевания (чаще всего шизофрении)» [1].

Таким образом, феномен деструктивных неокультов являет собой угрозу как индивидуальному психическому здоровью и социальной активности отдельных лиц, так и здоровью общества в целом.

Свой вклад в преодоление проблемы культового насилия наряду с правоохранительными органами, религиоведами, медиками и клиническими психологами могут и должны внести социальные педагоги.

Профилактика вовлечения подростков в неокульты является важным звеном в антисектантской деятельности, воплощение которого находится в компетенции социально-педагогической службы образовательного учреждения. Актуальность данной проблемы побудила нас в период c 2007 по 2008гг. разработать и апробировать на базе малой группы испытуемых воспитанников ГОУ Детского дома №71 ЮАО г. Москвы программу «Скажи секте: “Нет!”». В выборку вошли подростки 13-16 лет. Работа велась в три этапа:

Констатирующий этап: предусматривал проведение диагностического обследования воспитанников детского дома подросткового возраста. Цель: составление психологических портретов воспитанников детского дома до реализации программы для последующего отслеживания динамики изменений в структуре личности.

На формирующем этапе целью являлось развитие у подростков знаний, умений и навыков распознавания вербовщиков неокультов и личной защиты от их деструктивного влияния.

Программа имеет два основных направления:

1. Информационно-просветительская работа (данное направление ориентировано на работу с социальными педагогами, психологами и воспитателями образовательного учреждения). Взаимодействие с педагогами включает предоставление рекомендаций в работе по предупреждению вовлечения подростков-воспитанников детского дома в неокульты и выступление на педагогическом совете с докладом «Неокульты – угроза детям XXI века».

2. Программа профилактических занятий: «Скажи секте: “Нет!”»

Контингент учащихся и принцип набора в группу: программа рассчитана для детей среднего и старшего подросткового возраста. В группу набирается не более 15 человек. Группа – разнополая.

Продолжительность работы по программе: программа включает 12 тематических занятий. Рассмотрение одной темы рассчитано на один академический час в 45 минут. Режим работы – 2 раза в неделю.

Логика проекта исследования: Программа профилактических занятий состоит из трех блоков.

Первый блок является вводным, и включает в себя два первых занятия, целью которых является установление правил общения в группе, а также обсуждение с подростками ценности и уникальности каждой человеческой личности.

Второй блок носит социально-психологический характер. Его занятия посвящены рассмотрению ценности человеческого общения, выработке правил гармоничных взаимоотношений с окружающими, практическим техникам избегания манипулирования собой и отстаивания своего мнения.

Третий блок носит сектоведческий характер и является основным. Занятия данного блока посвящены рассмотрению понятия «секта», изучению основных признаков деструктивных групп и культов; подросткам дается базовая информация о характере деятельности наиболее распространенных в России неокультов; в этом же блоке разбираются практические приемы идентификации вербовщиков культа и защиты от их скрытого влияния на поведение и сознание человека. В дополнение ко всему обзорно подростков знакомят с существующими на сегодняшний день техниками выведения человека из культовой зависимости.

Блок

п/п

Тема:

Цели и задачи занятия:

Вводный блок

1.

«Будем знакомы»

Цель: познакомиться с участниками программы.
Задачи:
- установить правила поведения во время занятий;
- сформировать установки на активное участие подростков в программе;
- развить навыки коммуникабельности.

2.

«Человек и наука о нем – человековедение»

Цель: сформировать ценностное отношение к личности другого человека.

Задачи:

- изучить многообразие наук о человеке;
- развить навыки самопознания и рефлексии;
- воспитать толерантное отношение к личности другого человека.

Социально-психологический блок

3.

«Общение как драгоценность»

Цель: сформировать ценностное отношение к общению как к одной из важнейших человеческих потребностей.

Задачи:

- обучить правилам успешного общения;
- развить коммуникативные способности;
- гармонизировать межличностные отношения в группе.

4.

«Мое личное пространство»

Цель: сформировать представления подростков о личном пространстве.

Задачи:

- изучить структуру интимно-личностного пространства;
- обучить определять зоны интимно-личностного пространства;
- развить навыки самопознания.

5.

«Что такое манипуляция?»

Цель: изучить манипуляцию как психологический феномен.

Задачи:

- познакомить учащихся с понятием манипуляции и манипулирования;
- научить идентифицировать манипулятивное поведение;
- воспитать негативное отношение к манипулятивному общению.

6.

«Как сказать “нет” и отстоять свое мнение?»

Цель: развить критичность мышления.

Задачи:

- изучить техники и приемы защиты интимно-личностного пространства от деструктивного скрытого и открытого влияния;
- развить навыки самопознания и рефлексии;
- гармонизировать межличностные отношения испытуемых подростков со значимыми Другими.

Сектоведческий блок

7.

«Угроза моему личному пространству»

Цель: сформировать представление о сектах как угрозе индивидуальной безопасности человека.

Задачи:

- изучить понятие психологической безопасности»; секты/неокульта;
- познакомить с основными признаками сект и тоталитарных групп;
- рассмотреть изменения в эмоциональной, поведенческой и волевой сфере адепта неокульта.

8.

«Секты и дети»

Цель: сформировать представление о сектах как угрозе индивидуальной безопасности детей и подростков.

Задачи:

- изучить «внушаемость» как индивидное свойство человека;
- определить причины пристального внимания тоталитарных сект к молодым юношам и девушкам;
- развить навыки самопознания.

9.

«Религиозные секты»

Цель: изучить основные черты религиозных сект.

Задачи:

- определить различие понятий «вера» и «религия»;
- сформировать представление о традиционных религиях как основах развития нравственности, культуры и государственности.
- изучить деструктивный характер деятельности псевдохристианских, псевдовосточных и оккультно-мистических сект.

10.

«Религиозные секты. Продолжение»

Цель: расширить представления учащихся о существующих неокультах.

Задачи:

- развить навыки поисковой деятельности;
- усилить установку на активное участие подростков на занятиях;
- изучить деструктивный характер деятельности псевдохристианских, псевдовосточных и оккультно-мистических сект.

11.

«Религиозно-национальные секты»

Цель: изучить основные черты религиозно-национальных сект.

Задачи:
- развить толерантность к другим национальностям;
- сформировать представление о традиционных религиях как основах развития нравственности, культуры и государственности;
- изучить деструктивный характер деятельности религиозно-национальных сект.

12.

«Как противостоять тоталитарным сектам?»

Цель: развить автономность и защищенность личности от влияния деструктивных культов.

Задачи:

- закрепить полученные на предыдущих занятиях знания;
- изучить алгоритм поведения в случаях потенциальной вербовки в неокульт;
- дать представление о существующих способах выведения человека из культовой зависимости;
- рефлексия; обратная связь.


Рис.1. Тематический план профилактической программы «Скажи секте: “Нет!”

Контрольный этап исследования включал в себя определение эффективности проделанной работы. Заключительная диагностика позволила отследить положительные изменения в психологическом портрете испытуемых воспитанников.

Результаты оказались следующими:

- отмечен рост степени выраженности воли у всех испытуемых (кроме одного, чья степень была высокой изначально; выраженность степени его воли осталась неизменной).

- у всех испытуемых снизился уровень нейротизма;

- у двух испытуемых отмечено увеличение степени сознательности и собранности.

По завершению реализации социально-педагогической программы «Скажи секте: “Нет!”» испытуемым было предложено оставить отзыв, относительно ее актуальности и пользы для современных подростков, рекомендаций и советов по совершенствованию содержания занятий и личную оценку качества проведения занятий. Приведем пример одного из таких отзывов, оставленных испытуемым подростком 16-ти лет:

«Я считаю, что проводить подобные мероприятия в учебных заведениях необходимо, потому что молодежь подвержена влиянию плохого, они воспринимают и вбирают в себя все плохое, зная об этом мало. Подростки обязаны знать больше о попадании в секты, и о том, как из них выбраться.

На занятиях нужно более подробно рассказывать о влиянии человека на другого человека (вербовка) и самое главное, как возможно выбраться, если ты уже находишься в секте давно, как вернуться в нормальную жизнь.

Занятия понравились, очень интересные и понятные. А главное, запомнить легко. Я узнала много нового и доказала свое мнение».

Таким образом, профилактические программы по предупреждению вовлечения подростков в неокульты является важными, но не единственными педагогическими мерами решения проблемы деструктивных сект. Пубертатный период – это время активного формирования мировоззрения молодого человека. Вместе с этим всегда следует помнить, что подростки мировоззренчески незрелы, в них сильно развито подражание кумирам. Поэтому во многом нивелированию проблемы будет способствовать выступление социального педагога в качестве посредника между ребенком и традиционными религиями, которые исторически всегда являлись мощными факторами формирования основ культуры, нравственности и духовности всех стран и народов.

Кроме того, представляются актуальными исследования, направленные на определение педагогических условий реабилитации молодых лиц, подвергшихся культовому насилию, а именно: социальная помощь и поддержка родственников и близких адепта культа; восстановление дисфункциональных семейных отношений; ресоциализация бывшего «сектанта», оказание помощи в области профориентации и проектировании его образовательного маршрута, так необходимого для выстраивания здоровых отношений с собой и окружающими.

Таким образом, вербовка в квазирелигиозные организации молодых дееспособных лиц обуславливает необходимость разработки нового – социально-педагогического аспекта изучения проблемы сектантства, поскольку именно этот аспект дополняет опыт антисектантской деятельности психолого-педагогическими способами преодоления и (или) минимизации культового насилия.


Литература:
  1. Кондратьев Ф.В. Современные культовые новообразования как психолого-психиатрическая проблема. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.wco.ru/biblio/books/kondrat1/Main.htm

  2. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студ. высш. учеб. Заведений / А.В. Мудрик. – 7-е изд., исправ. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 224 с

  3. Хассен С. Противостояние сектам и контролю над сознанием / Стивен Хассен; пер. с англ. Л. Аскинази. – М.:АСТ: АСТ МОСКВА, 2006. – 315, [5] c.

  4. Хвыля-Олинтер А.И. Религиоведение и духовная безопасность: для служащих органов исполнительной власти Российской Федерации. – Москва. 2009. – 298с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle