Библиографическое описание:

Бахтин Ю. К. Факторы формирования здоровья человека и их значение // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 397-400.

Индивидуальное здоровье человека принято определять как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или недомогания (“Health is a state of complete physical, mental and social well-being and not merely the absence of disease or infirmity”). Именно такое определение здоровья было дано в преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), утверждённого парламентами 26 стран – участниц этой международной организации, – при её основании 7 апреля 1948 года [5].

И хотя данное определение здоровья отличает определённая философическая обобщённость, наряду с отсутствием детализации и конкретики, тем не менее, оно привлекает внимание рациональной краткостью и рельефным выделением своей основной мысли, существенной основы содержания данного понятия – подтверждением того, что здоровье человека многогранно, но, как минимум, три главных фактора его характеризуют и непременно участвуют в его формировании – это физический, ментальный (умственный, душевный, психический) и социальный.

Известны ещё более ста определений понятия «Здоровье человека», – оригинальных, ёмких, конкретных и содержательных, однако либо излишняя их детализация, либо акцентуация – преимущественно на биологической, физиологической, физической, психологической, или на социальной основе рассматриваемого явления – делает такие определения, (не отрицая присущих им достоинств), – не всегда вполне пригодными для широкого их использования, – как в научно-методической, так и в образовательной деятельности [6],

Здоровье человека складывается из нескольких основных компонентов, среди которых наиболее значимыми нам представляются следующие [1;6]:

  1. Соматический компонент здоровья человека;

  2. Физический компонент здоровья;

  3. Ментальный (умственный, психический) компонент;

  4. Духовно-нравственный компонент здоровья;

  5. Психолого-коммуникативный (психологический) компонент;

  6. Сенсорный компонент здоровья;

  7. Речевой (логопедический) компонент;

  8. Аморбидный (медико-профилактический) компонент здоровья;

  9. Репродуктивный компонент здоровья человека.

Что же касается роли и значения основных факторов, которые принимают участие в формировании здоровья, то многолетние исследования научной школы специалистов по общественному здравоохранению, возглавляемой академиком Ю.П.Лисицыным, позволили распределить их следующим образом [8; 9;10]:

  1. Образ жизни человека – он на 50-55% определяет состояние его здоровья;

  2. Экологические факторы – на 20-25% влияют на здоровье человека;

  3. Биологические факторы – на 15-20% определяют состояние здоровья;

  4. Медицинские факторы – на 8-10% оказывают влияние на здоровье человека.

Эти выводы известных, авторитетных учёных, признанных экспертами ВОЗ, не вызывают сомнений. Они признаны широкими кругами учёных и практиков и активно используются в научно-исследовательской, медико-профилактической, санитарно-просветительской, научно-популярной, учебно-методической деятельности. При этом данные выводы о роли и значении основных факторов формирования здоровья часто цитируются в приближённом соотношении их влияния на здоровье как 50% (1): к 20 % (2): к 20% (3): и к 10% (4) [11, 12, 13]. Тем самым, подчёркивается не столь уж значительное влияние медицины на формирование и сохранение здоровья человека, однако при этом выделяется несравненно большее значение для здоровья того образа жизни, который ведёт сам человек: «Хочешь быть здоровым – будь им!» [14].

Всё это выглядит вполне обоснованно и очень убедительно, но на два обстоятельства нельзя не обратить внимания:

  1. Данные выводы исходят из патоцентрического подхода исследователей к здоровью и основываются на анализе причин заболеваемости людей, тогда как более предпочтительным представляется валеоцентрический подход к определению значения факторов, непосредственно влияющих на формирование здоровья человека;

  2. Уважаемые исследователи объединяют образ жизни человека с условиями его жизни, а это совершенно разные факторы, и такое объединение выглядит не вполне корректным методологически.

Нам представляется более обоснованным, исходя из валеоцентрического подхода к формированию здоровья, структурно-логическим методом разделить факторы, влияющие на здоровье человека, на 4 равные по значению группы и распределить их относительное значение для формирования, укрепления и сохранения здоровья следующим образом [1]:

  • Экологические факторы: 25% влияния на формирование здоровья;

  • Биологические факторы: 25% влияния на здоровье человека;

  • Социальные факторы, включающие, в частности, и медицину, и организацию здравоохранения: 25% влияния на здоровье;

  • Личностные факторы, обусловливающие мотивацию к здоровью и здоровому образу жизни и включающие направленность личности на формирование, укрепление и сохранение здоровья: 25% влияния на здоровье человека.

При этом процентное соотношение влияния этих основных факторов на формирование здоровья может незначительно изменяться, в зависимости от конкретных обстоятельств, но общее их соотношение и взаимное влияние существенно измениться не могут. В то же время, из сочетания 3-го и 4-го факторов, (с учётом влияния 1-го и 2-го факторов формирования здоровья), – в каждом конкретном случае выстраивается именно тот образ жизни, который будет вести данный человек. Так происходит по той причине, что образ жизни материализуется в конкретных условиях жизни, которые, как правило, являются определяющими для состояния здоровья людей [11]. Но как бы ни оказывали влияния на человека условия его жизни и деятельности, наличие его внутреннего стремления к активной, деятельной и продуктивной жизни, понимание ценности своего здоровья и важности его сбережения путём следования принципам здорового образа жизни, – эти и другие личностные факторы формирования здоровья, несомненно, играют ведущую роль.

На созидание личностных факторов здоровья человека в значительной степени влияют педагогическая деятельность образовательных учреждений, воспитательная функция семьи, коллектива, средств массовой информации, деятельность учреждений культуры и искусства, спортивно-оздоровительных учреждений, а также и общественная деятельность самого человека.

Необходимо всячески способствовать формированию у подрастающей молодёжи по-настоящему здорового, активного, развивающего и трезвого образа жизни, основанного на высоких нравственных и морально-этических принципах, нацеленного на саморазвитие, самосовершенствование, самореализацию и успешную социализацию человека. Это должен быть такой образ жизни, который обеспечивает формирование достаточных психофизиологических резервов здоровья, составляющих основу активного долголетия и создающих условия для радостной и счастливой, интересной и продуктивной жизни человека.

Что означает рекомендация: «Вам нужно вести здоровый образ жизни»? Что включает в себя содержание данного понятия – «Здоровый образ жизни»?

По нашему мнению, основывающемуся на анализе учебно-методической и научной литературы по данному вопросу [2-10;14-16], а также на опыте учебно-воспитательной работы со студентами педагогического университета [12;13], содержание понятия «Здоровый образ жизни» включает следующие основные составляющие его компоненты:

  • рациональную трудовую деятельность, то – есть, – организованную так, чтобы она минимизировала бы воздействие факторов риска возникновения заболеваний и соответствовала бы гигиеническим нормативам условий труда и режима его организации, а также соблюдение гигиенических рекомендаций по сбережению функциональных возможностей сенсорных систем (органов зрения, слуха) – в условиях трудовой деятельности и в быту;

  • достаточную, адекватную физическую активность – как в процессе трудовой деятельности, так и вне её, памятуя о том, что ни одно лекарство не в состоянии заменить целебного (лечебно-профилактического) действия движения [7 , с. 49];

  • активное отношение к занятиям оздоровительной физкультурой, общеразвивающим спортом, наряду с закаливанием и укреплением защитных сил организма;

  • рациональное питание, соответствующее по своей калорийности энергетическим затратам организма и сбалансированное по объёму принимаемой пищи, по составу пищевого рациона, по содержанию ингредиентов пищи и по их соотношению, – в соответствии с рекомендациями по режиму питания и распределению суточного пищевого рациона;

  • ответственное отношение к своему сексуальному поведению, основывающееся на общественно принятых принципах морали и нравственности и направленное на реализацию любви, на создание и укрепление семьи, на рождение и воспитание детей, а не на поиски мимолётных приключений, сиюминутных сомнительных удовольствий и других проявлений легкомыслия, социальной незрелости, гедонизма и потребительского эгоцентризма;

  • ответственное отношение к собственному здоровью: своевременное обращение за медицинской помощью, когда в этом возникает необходимость, а также ответственное отношение к рекомендациям специалистов – по выполнению методов обследования, лечения и профилактики различных форм нарушений здоровья (рациональная медико-профилактическая активность);

  • доброжелательное, внимательное и участливое отношение к окружающим, а также – предупредительность, вежливость и другие проявления антистрессового поведения в семье и в коллективе; стремление к профилактике конфликтных ситуаций и к благополучному разрешению подобной ситуации, в случае её возникновения;

  • категорическое неприятие вредных привычек и болезненных пристрастий, разрушительно воздействующих на организм и личность человека: решительный отказ от курения табака, систематического и неумеренного употребления алкоголя, а также от немедицинского употребления психоактивных веществ; категорическое недопущение любой формы опробывания и приёма наркотиков;

  • умение предвидеть и предупреждать опасные ситуации; умение грамотно, правильно и решительно действовать при их возникновении.

Недопустимо следовать весьма рискованной и реально опасной линии поведения, направленной на то, чтобы всё испытать, всё испробовать и на основании собственного опыта всё оценить. Именно это обстоятельство нередко служит первым побудительным мотивом приобщения к употреблению психоактивных веществ, в том числе и наркотиков.

Что же касается содержания основных понятий, относящихся к образу жизни человека, то мы, на наших занятиях со студентами, придерживаемся следующей их формулировки:

ОБРАЗ ЖИЗНИ – это привычный объём процессов жизнедеятельности человека и привычный режим их осуществления, которые предоставляют человеку возможность свободного осуществления всех своих жизненных функций – биологических, физических, психических и социальных;

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ – это такой образ жизни, который в наибольшей степени соответствует индивидуальным особенностям человека и который способствует формированию, укреплению и сохранению его здоровья;

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ – это экономическая категория, которая отражает степень удовлетворения материальных, бытовых и культурных запросов человека; степень удовлетворения запросов населения, его отдельных слоёв и социальных групп;

Качество жизни – это социально-экономическая категория, которая отражает степень «комфорта» существования человека, его благополучие – в семье, в коллективе, в обществе, государстве; это относится также и к определению качества жизни отдельных слоёв населения, его социальных групп и общества в целом;

СТАНДАРТ ЖИЗНИ – социально-экономическая категория, отражающая степень удовлетворения государством общественно необходимых потребностей человека (потребностей населения, его отдельных слоев, социальных групп);

СТИЛЬ ЖИЗНИ – личностная категория социально-психологического характера, отражающая направленность личности на удовлетворение самых разнообразных своих интересов, увлечений, устремлений, хобби, которые органически вплетаются в содержание образа жизни и могут делать его более насыщенным, способствуя самоактуализации, саморазвитию и самореализации личности;

уклад ЖИЗнИ – социальная категория этнологического характера, которая включает выработанные исторически и доказавшие свои определённые преимущества, нормы и правила реализации разнообразных проявлений социального поведения человека в обществе, предписывающие ему те или иные формы такого поведения в конкретных социальных условиях.

Приведенные положения используются нами в преподавании учебных курсов: «Валеология», «Основы здорового образа жизни» и «Основы медицинских знаний» для студентов Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.


Литература:

  1. Бахтин Ю.К. Здоровье, его компоненты и образующие факторы / Ю.К.Бахтин // Здоровье человека – 6: материалы VI Международного конгресса валеологов, 23-25 мая 2011 года, в г. Санкт – Петербурге. – СПб.: Издательство СПбГМУ, 2011. – С. 15-16.

  2. Вайнер Э.Н. Общая валеология: учебник для студентов вузов. / Э.Н.Вайнер. – Липецк: Липецкое книжное издательство, 1998. – 183 с.

  3. Вайнер Э.Н. Валеология: учебник для вузов. / Э.Н.Вайнер – 8-е издание, переработанное. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 448 с.

  4. Голицына И.И., Карасёва Т.В. Основы валеологии: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов и слушателей ФППК. / И.И.Голицына, Т.В.Карасёва – 2-е издание, исправл. и доп. – Шуя: Издательство ШГПУ, 1997. – 140 с.

  5. Колбанов В.В. Валеология: основные понятия, термины и определения. / В.В.Колбанов. – СПб.: ДЕАН, 1998. – 232 с.

  6. Колбанов В.В. Дальнейшие перспективы развития валеологии / В.В.Колбанов // Здоровье человека – 6: материалы VI Международного конгресса валеологов, 23-25 мая 2011 года, в г. Санкт – Петербурге. – СПб.: Издательство СПбГМУ, 2011. – С. 3-8.

  7. Купчинов Р.И. Формирование здорового образа жизни студенческой молодёжи: учебное пособие для преподавателей и кураторов средних специальных и высших учебных заведений. – Мн.: УП «ИВЦ Минфина», 2004. – 211 с.

  8. Лисицын Ю.П. Здравоохранение в XX веке: монография. / Ю.П.Лисицын. – М.: Медицина, 2002. – 216 с.

  9. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник для вузов. / Ю.П.Лисицын. 2-е издание, перераб. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 512 с.

  10. Лисицын Ю.П. Образ жизни как основа здоровья. Анализ факторов риска заболеваемости: проблемная статья. / Ю.П.Лисицын. – Медицинская газета, № 19 от 19.03.2010. – С. 12.

  11. Медик В.А., Юрьев В.К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению: учебное пособие. / В.А.Медик, В.К.Юрьев. – Часть 1. Общественное здоровье. – М.: Медицина, 2003. – 368 с.

  12. Основы валеологии: учебное пособие. / Под редакцией В.П.Соломина, Л.П.Макаровой, Л.А.Поповой. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 1999. – 205 с.

  13. Основы здорового образа жизни петербургского студента: учебник. / Под ред. В.П.Соломина. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. – 320 с.

  14. Петленко В.П., Давиденко Д.Н. Этюды валеологии. Здоровье как человеческая ценность: учебное пособие. / В.П.Петленко, Д.Н.Давиденко. – СПб.: Издательство Балтийской педагогической академии, 1998. – 120 с.

  15. Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов: Книга для учителя. / Н.Ф.Реймерс. – 2-е издание. – М.: Просвещение, 1995. – 368 с.

  16. Торохова Е.И. Валеология: Словарь. / Е.И.Торохова. – М.: Флинта: Наука, 1999. – 248 с.

Врезка1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle