Взаимосвязь уголовно-правовых и криминологических аспектов исследования похищения человека в Российской Федерации на современном этапе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Стрельникова, К. В. Взаимосвязь уголовно-правовых и криминологических аспектов исследования похищения человека в Российской Федерации на современном этапе / К. В. Стрельникова, О. С. Степанюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 5 (40). — С. 345-347. — URL: https://moluch.ru/archive/40/4748/ (дата обращения: 16.04.2024).



В статье рассматривается перечень органов власти в сфере лицензирования предпринимательской деятельности и компетенция органов власти в сфере лицензирования предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: лицензирование, лицензия, лицензируемый вид деятельности; государственное регулирование.

The article considers list of authorities in the sphere of business licensing and competence of authorities in the sphere of business licensing.

Keywords: licensing, license, licensed activity, state regulation.

Назначение лицензирования состоит в установлении государственного контроля за осуществлением определенных видов предпринимательской деятельности, которые сопряжены с реализацией наиболее важных публичных интересов. Регулирующее воздействие государства на экономику посредством лицензирования отдельных видов деятельности реализуется через лицензирующие органы. Поэтому важно в настоящем исследовании определить перечень органов власти, компетенцию органов власти, сравнение действующего законодательства и предыдущего в сфере лицензирования предпринимательской деятельности.

В ст. 3 Федерального закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» содержится определение: лицензирующие органы — уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и (или) их территориальные органы, а в случае передачи осуществления полномочий Российской Федерации в области лицензирования органам государственной власти субъектов Российской Федерации — органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование [2].

Действующее законодательство в изучаемой сфере значительно расширило полномочия Правительства РФ в области лицензирования, добавлены несколько полномочий по лицензированию предпринимательской деятельности.

Одним из них является полномочие по утверждению порядка предоставления документов по вопросам лицензирования в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе, единого портала государственных и муниципальных услуг.

Следующее полномочие касается утверждения типовой формы лицензии. Ранее действующий Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ не закреплял типовую форму лицензии, что порождало разногласия при оформлении лицензий и в названии документа, подтверждающего право на осуществление определенного вида деятельности. На наш взгляд, правильным является подход законодателя по устранению такого противоречия. Нельзя не согласится с мнением тех ученых, которые отмечают, сравнивая предыдущее правое регулирование лицензирования, что действующий закон, регулирующий изучаемые правоотношения, установил четкий порядок утверждения типовой формы лицензии, а также закрепил уполномоченный на это орган исполнительной власти — Правительство РФ.

Еще одним из вновь введенных полномочий Правительства РФ является утверждение показателей мониторинга эффективности лицензирования, порядка проведения такого мониторинга, порядка подготовки и представления ежегодных докладов о лицензировании [4]. На наш взгляд, нововведение является положительной мерой в процессе совершенствования законодательства в сфере лицензирования. Ведь мониторинг позволяет определить необходимость и возможность корректировки законодательства, определить подход правоприменительных органов в данной сфере, установить, является ли этот подход соответствующим действующему законодательству.

В целом законодателем Правительству РФ отведена одна из главных ролей в процессе лицензирования отдельных видов деятельности.

Постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» [3] установлен Перечень органов, федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности. В него включены 4 федеральных министерства (Минкультуры России, Минпромторг России, МЧС России, МВД России), 15 федеральных служб (ФСБ России, ФСТЭК России, Ростехнадзор, Роскомнадзор, Ространснадзор), 3 федеральных агентства (Росавиация, Роскосмос, Рослесхоз). Помимо перечисленных органов лицензиарами по видам деятельности, не подпадающих под действие Закона о лицензировании № 99-ФЗ, уполномочены быть Банк России, Минобороны России, Ростехнадзор, Росалкогольрегулирование, ФСБ России, СВР России, ФСТЭК России.

Для осуществления функции по лицензированию, как правило, в федеральных органах исполнительной власти создаются специальные подразделения. В некоторых случаях рассматриваемая деятельность осуществляется только подразделениями центрального аппарата [4].

Конституция РФ (п. 1 ст. 78) наделяет федеральные органы исполнительной власти правом, а не обязанностью, создания территориальных органов для осуществления своих лицензионных полномочий [1]. Поэтому не все федеральные органы исполнительной власти имеют свои территориальные органы, наделенные полномочиями по лицензированию (например, Минпромторг России, Роскосмос). В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 99-ФЗ осуществление полномочий Российской Федерации в области лицензирования отдельных видов деятельности может быть передано органам государственной власти субъектов РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами [2].

Так, например: Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» — ст.15. Передача осуществления полномочий Российской Федерации в сфере охраны здоровья органам государственной власти субъектов Российской Федерации; Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — ст 7. Полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. 2 ст. 78) по соглашению с органами исполнительной власти субъектов федерации передача части федеральных полномочий возможна в случаях, если это не противоречит основному закону и иным федеральным законам.

Сегодня на региональный уровень переданы федеральные полномочия по лицензированию образовательной деятельности, деятельности в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также медицинской и фармацевтической деятельности.

Законодатель установил возможность передачи полномочий органам местного самоуправления по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции (в соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995 г. № 171‑ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»). Передача отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления сопровождается предоставлением необходимых для их реализации материальных и финансовых средств, за расход которых органы местного самоуправления несут ответственность (ст. 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Федеральный закон № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» [2] определяет полномочия лицензирующих органов. В отношении этих полномочий необходимо отметить следующее.

Первым полномочием названо осуществление лицензирования конкретных видов деятельности (п. 1). Действующий закон довольно скупо регулирует данное полномочие, делая отсылку на специальное законодательство. Ранее п. 1 ст. 6 Закона 2001 г. о лицензировании (в ред. Федерального закона от 2 июля 2005 г. № 80-ФЗ) подробно устанавливал в отдельной статье ряд полномочий компетентных органов. При этом предусматривалось, что порядок осуществления полномочий лицензирующих органов устанавливается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Целесообразным является подход государства по регламентации полномочий и компетенции. Вся структура полномочий отражена в п. 1 с. 3 ФЗ № 99-ФЗ при определении понятия лицензирования, где перечислены все полномочия органов по осуществлению лицензирования. Что устраняет дублирование норм в законе.

Следующим полномочием является проведение мониторинга эффективности лицензирования, подготовка и представление ежегодных докладов о лицензировании. Правительство РФ утверждает показатели мониторинга эффективности лицензирования, порядок проведения такого мониторинга, порядок подготовки и представления ежегодных докладов о лицензировании [4].

Немаловажным полномочием лицензирующих органов является утверждение форм заявлений о предоставлении лицензий, переоформлении лицензий, а также форм уведомлений, предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, выписок из реестров лицензий и других используемых в процессе лицензирования документов [5]. В качестве примера реализации рассматриваемого полномочия можно упомянуть Приказ ФНС России от 23 мая 2012 г. № ММВ-7–2/348 «Об утверждении формы заявления о предоставлении лицензии, переоформлении лицензии, а также форм уведомлений, предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, выписки из реестра лицензий и иных документов, используемых в процессе лицензирования деятельности по производству и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции и деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах».

Таким образом, результаты изучения нормативных правовых актов, регламентирующих предметы ведения и полномочия Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления, свидетельствуют о том, что в настоящее время в Российской Федерации сформирована многоуровневая система правового регулирования отношений в сфере лицензирования отдельных видов деятельности.

Правительству РФ отведена одна из главных ролей в процессе лицензирования отдельных видов деятельности, которым и определена система лицензирующих органов. Данный орган координирует весь процесс лицензирования, определяя систему органов, занимающихся данной деятельностью, осуществляет мониторинг действий по лицензированию, что позволяет определять необходимость изменения законодательства в этой сфере.

Законодателем четко определены полномочия лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014, глава 2, ст. 35.
  2. О лицензировании отдельных видов деятельности: федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // СЗ РФ. — 2011. — № 19. — ст. 2716.
  3. Об организации лицензирования отдельных видов деятельности: постановление Правительства РФ от 21.11.2011 № 957 (ред. от 22.11.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // СЗ РФ. — 2011. — № 48. — ст. 6931.
  4. Клименко А. В., Жулин А. Б. «Анализ механизмов правового регулирования предпринимательской деятельности в России», Изд. Дом Высшей школы экономики, 2016 г. С.97.
  5. Прасолов А. Р., Добровинская А. В. К вопросу о лицензировании деятельности индивидуальных предпринимателей // Вестник юридического факультета, 2016. — С. 203.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, похищение человека, Уголовный Кодекс, современный этап, область уголовного, личная свобода человека, личность похитителя, орган статистики, прямая направленность умысла, углубленное изучение.


Похожие статьи

Проблемы разграничения убийств со смежными видами...

Уголовное законодательство России [2] предусматривает ответственность за посягательство на личность, совершенное не только активными действиями виновного, но и путем бездействия.

При прямом умысле виновный осознает, что посягает на жизнь другого человека, предвидит...

Сравнительно-правовой анализ уголовного законодательства...

Уголовный кодекс Российской Федерации.

Сравнительно-правовой анализ уголовного наказания в виде ограничения свободы.

Уголовно-правовая характеристика простого убийства

Субъективная сторона — прямой или косвенный умысел (покушение на убийство возможно только с прямым умыслом).

Уголовный кодекс Российской Федерации.

Уголовно-правовая характеристика признаков понятия «личность».

Личная свобода как объект преступления | Статья в сборнике...

свобода человека, свобода, Конституция РФ, личная неприкосновенность, судебное решение, сторона государства, Американская Декларация независимости, Российская Федерация, отсутствие стеснений...

Уголовная ответственность за незаконное лишение свободы

Преступление может быть совершено только с прямым умыслом: совершая его, виновный осознает, что противоправно похищает человека, лишая возможности перемещаться в

2011.№ 12. с. 344. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. /

Уголовно-правовая характеристика побоев и истязания

Из уголовного права, такой умысел может быть как прямым, так и косвенным.

Истязание как преступление является традиционным для российского уголовного законодательства, так как оно было предусмотрено во всех Уголовных кодексах России.

Обстоятельства, смягчающие наказание, или характеристика...

Ключевые слова: наказание, смягчающие обстоятельства, характеристика личности виновного, состав преступления, общественная опасность, суд, законодательство, приговор. Статьей 61 Уголовного кодекса Российской Федерации [1] регламентирован перечень...

Совершенствование уголовно-исполнительно законодательства...

УК РФ, уголовная ответственность, половая неприкосновенность, изнасилование, прямой умысел, половой акт, добровольный отказ, беспомощное состояние, Российская Федерация, смертная казнь.

Особенности квалификации по совокупности преступлений...

Во-первых, при совокупности преступлений лицо несет уголовную ответственность за каждое совершенное преступление (ч. 1 ст. 17 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ)).

Следовательно, как при отсутствии единого умысла, так и при отсутствии...

Похожие статьи

Проблемы разграничения убийств со смежными видами...

Уголовное законодательство России [2] предусматривает ответственность за посягательство на личность, совершенное не только активными действиями виновного, но и путем бездействия.

При прямом умысле виновный осознает, что посягает на жизнь другого человека, предвидит...

Сравнительно-правовой анализ уголовного законодательства...

Уголовный кодекс Российской Федерации.

Сравнительно-правовой анализ уголовного наказания в виде ограничения свободы.

Уголовно-правовая характеристика простого убийства

Субъективная сторона — прямой или косвенный умысел (покушение на убийство возможно только с прямым умыслом).

Уголовный кодекс Российской Федерации.

Уголовно-правовая характеристика признаков понятия «личность».

Личная свобода как объект преступления | Статья в сборнике...

свобода человека, свобода, Конституция РФ, личная неприкосновенность, судебное решение, сторона государства, Американская Декларация независимости, Российская Федерация, отсутствие стеснений...

Уголовная ответственность за незаконное лишение свободы

Преступление может быть совершено только с прямым умыслом: совершая его, виновный осознает, что противоправно похищает человека, лишая возможности перемещаться в

2011.№ 12. с. 344. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. /

Уголовно-правовая характеристика побоев и истязания

Из уголовного права, такой умысел может быть как прямым, так и косвенным.

Истязание как преступление является традиционным для российского уголовного законодательства, так как оно было предусмотрено во всех Уголовных кодексах России.

Обстоятельства, смягчающие наказание, или характеристика...

Ключевые слова: наказание, смягчающие обстоятельства, характеристика личности виновного, состав преступления, общественная опасность, суд, законодательство, приговор. Статьей 61 Уголовного кодекса Российской Федерации [1] регламентирован перечень...

Совершенствование уголовно-исполнительно законодательства...

УК РФ, уголовная ответственность, половая неприкосновенность, изнасилование, прямой умысел, половой акт, добровольный отказ, беспомощное состояние, Российская Федерация, смертная казнь.

Особенности квалификации по совокупности преступлений...

Во-первых, при совокупности преступлений лицо несет уголовную ответственность за каждое совершенное преступление (ч. 1 ст. 17 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ)).

Следовательно, как при отсутствии единого умысла, так и при отсутствии...

Задать вопрос