Библиографическое описание:

Туракулова А. И. Повышение эффективности самостоятельных работ по информатике посредством технологий эвристического обучения // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 528-531.

Принципиальные изменения в обществе диктуют новые требования к профессиональной школе. Современный специалист должен владеть информационными технологиями, обладать коммуникативными способностями, уметь трансформировать приобретенные знания в инновационные технологии и работать в команде, обладать навыками самостоятельного получения знаний и повышения квалификации. В связи с этим, усвоение студентами определенной системы знаний и профессиональных умений является недостаточным, появляется потребность осуществить поворот к обучению, учитывающему индивидуально-психологические возможности каждого обучающегося.

Реализация этой цели предполагает, что в современных профессиональных колледжах учебный процесс должен приобретать характер самостоятельного труда студентов, вне самостоятельной работы нельзя подготовить активную личность, специалиста, необходимого современному обществу и производству.

Длительное время общеобразовательная и профессиональная школы находились на позициях гностического, так называемого «знаниевого» подхода, основной образовательной задачей которого было формирование у учащихся, студентов прочных систематизированных знаний. Приобретение опыта творческой деятельности, развитие креативности личности, как правило, не рассматривалось в качестве актуальной задачи. Основная цель обучения состояла в освоении готовых знаний, обобщенных результатов созданного предшествующим опытом человечества, что отодвигало на периферию образовательного процесса вопросы самой деятельности, освоения способов и средств ее осуществления. Настоящее время потребовало перехода от гностической к творческой доминанте; основная цель образования связывается с развитием личности и ее способности к активной деятельности, в том числе и к творческой профессиональной. Это не означает обесценивания знаний, однако из основной и подчас единственной цели обучения они превращаются в средство развития личности обучаемых, их творческих способностей. Важнейшим фактором развития личности в процессе обучения является овладение способами и средствами деятельности, а не только усвоение готовых знаний. К тому же в будущей жизни, в том числе в профессиональной деятельности, выпускник ССУЗа будет «предъявлять» не знания в чистом виде, а способность творчески применять их в конкретных практических ситуациях. Этим обусловлена необходимость развития способности к открытию нового в разных видах деятельности, прежде всего учебной, на основе формирования творческого мышления обучающихся.

В этом плане следует признать, что самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой. Речь идет не просто об увеличении числа часов на самостоятельную работу. Усиление роли самостоятельной работы студентов означает, принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в учебном заведении, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире. Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов.

Еще Л.Н. Толстой заметил: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать…». Для самостоятельного творческого овладения знаниями следует формировать способность к открытиям нового в известном, содействовать превращению этой способности в инструмент человеческой деятельности во всех сферах жизни, как писал Ян Амос Коменский: «Правильно обучать юношество — это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит — раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки, подобно тому как из почек деревьев вырастают листья, плоды, а на следующий год из каждой почки вырастет целая новая ветка со своими листьями, цветами и плодами» [1, с. 68].

В настоящее время учеными А.А. Андреевым, М.В. Бочаровым, Ю.Н. Деминым, А.М. Долгоруковым, С.Л. Малышевым, А.В. Морозовым, М.Н. Романчуком, О.К. Тихомировым, Д.В. Чернилевским в России, Э.И. Закиновым, Н.А. Муслимовым, О.А. Куйсиновым, У.Н. Султановой, Т.Р. Ниязметовой в Узбекистане и другими разработаны различные аспекты организации самостоятельной работы. Исследования Р. Джонсон, С. Каландаи, Г. Паркер, М. Эванс и др., в странах СНГ – Х.А. Аминова, В.А. Кравец, Е.А. Соколовой, С.И. Тилоненко и др. позволяют констатировать, что вопросы организации самостоятельной работы становятся приоритетными во всем мире. Анализ педагогической и методической литературы показал, что, несмотря на большое число исследований, проблема повышения эффективности самостоятельных работ студентов посредством технологий эвристического обучения, в частности при обучении «Информатике», остается открытой, и требует более детального изучения.

Анализ учебных программ показал, что самостоятельная работа студентов по информатике в профессиональных колледжах планируется преподавателями, в основном, в традиционных видах: конспектирование, чтение и анализ первоисточников, составление программ и т.п. Однако не прослеживается профессиональная направленность в содержании заданий для самостоятельной работы студентов. Преподавателями очень мало планируются самостоятельные работы поискового и творческого характера, чаще всего используются однотипные задания.

Для повышения эффективности самостоятельных работ и развития творческих способностей студентов профессиональных колледжей по информатике мы предлагаем внедрить инновационный элемент – эвристические задания в учебный процесс, т.е. применить эвристические задания к самостоятельным работам.

Теоретические основы формирования творческой деятельности учащихся исследованы В.И. Андреевым, М.И. Махмутовым и др., идеи педагогического взаимодействия в эвристическом обучении исследованы О.О. Макарычевой, Ю.В. Сенько, В.Н. Соколовым, А.В. Хуторским и др., теоретические основы эвристики как науки изучены Г.С. Альтшуллером, Ю.Н. Кулюткиным, В.Н. Пушкиным и др.

Эвристическое задание – учебное задание, имеющее целью создание учеником личного образовательного продукта с использованием эвристических способов и форм деятельности. Эвристические задания, направленные на развитие эвристических качеств личности учащихся играют ключевую роль в организации эвристического обучения. Цель эвристического обучения состоит в том, чтобы предоставить ученикам возможность творить знания, создавать образовательную продукцию по всем учебным предметам, научить их самостоятельно решать возникающие при этом проблемы. Первичным в учебном процессе выступает познание учеником реальной действительности; после получения соответствующих знаний и опыта происходит изучение достижений человечества в этой действительности. Деятельность, ведущая к созданию детьми образовательных продуктов, обнаруживает и развивает их индивидуальные способности [2, c. 171].

Главный признак эвристического задания – его открытость, т.е. отсутствие заранее известного результата его выполнения. Поэтому другое название эвристических заданий – открытые задания. Другой признак эвристического задания – опора на творческий потенциал ученика, обеспечение развития его творческих (эвристических) способностей. Следующий признак – наличие в задании актуальной для решения проблемы, противоречия или потребности, касающейся ученика и принадлежащей заданной предметной (метапредметной) области. Ещё признак – сочетание универсальной предметной основы задания и уникального его рассмотрения учеником. Т.е. в задании предлагается рассмотреть общий для всех объект (предмет), используя индивидуальные (личностные) особенности ученика. В результате обеспечивается уникальность создаваемого образовательного продукта – результата выполнения эвристического задания.

Открытые задания не имеют однозначных результатов их выполнения. Такие задания принципиально отличаются от традиционных вопросов, тестов, задач и упражнений, у которых есть «правильные» ответы, с которыми сравнивается полученный учеником результат. Открытые задания предполагают лишь возможные направления. Получаемый же учеником результат всегда уникален и отражает степень его творческого самовыражения, а не верно угаданный или полученный ответ.

Открытые задания позволяют ученикам не просто изучать материал, а конструировать собственные знания о реальных объектах познания. Различие в личностных качествах учеников выражается в образовательных продуктах, создаваемых ими, и, следовательно, обеспечиваются индивидуальные образовательные траектории детей, изучающих одни и те же учебные темы.

Если же открытые задания для самостоятельных работ студентов профессиональных колледжей составлять направленными на профессиональную деятельность, то такие работы будут укреплять у студентов положительное отношение к будущей профессии, стремление, интерес, склонности и способности к ней, развивать идеалы, взгляды, престиж профессии в глазах будущего специалиста. В процессе выполнения таких самостоятельных работ студенты учатся применять полученные знания по информатике для решения практических задач, встречающихся в будущей профессиональной деятельности, что является платформой для реализации межпредметных связей. Надо заметить, что организация на уроке (вне урока) самостоятельной работы творческого характера должна соответствовать основным целям и задачам обучения. Приведем примеры из разработанных профессионально-направленных эвристических заданий для студентов колледжей туризма, используемых на уроках информатики (задания классифицированы по А.В.Хуторскому [2, с. 177]):

  • Символ (Найти или построить связи между объектом и его символом, изобразить символ объекта в графической, знаковой, словесной или иной форме). Придумайте герб и флаг для древнего города Самарканда и нарисуйте их в графическом редакторе.

  • «Восстановление» истории («Проживание» исторических событий и явлений во всех образовательных областях). Реферат на тему: «История развития информационных технологий в сфере туризма».

  • Сочинение (Сочинить сказку, задачу, поговорку, пословицу, стихотворение, сюжет и т. д.). Сочините и отредактируйте в текстовом редакторе MS WORD мини-рассказ о туризме.

  • Изготовление (Изготовить поделку, модель, макет, газету, журнал, видеофильм):

- Создайте фирменный логотип туристической фирмы в в графическом редакторе;

- Создайте рекламный буклет для туристической фирмы;

- Составьте смету расходов на однодневную поездку из Ташкента в Самарканд для группы туристов из 10 человек на MS Excel.

  • Общее в разном (Вычленение общего и отличного в разных системах). Понятие «данные» встречается в туризме, медицине, информатике. В чем общность этих понятий в разных предметных областях? В чем разница?

  • Структура (Нахождение, определение принципов построения различных структур). Постройте структуру базы данных «Гостиница».

  • Оценка (Написать рецензию на текст, фильм, работу другого ученика; подготовить самооценку своей работы по определенной теме за определенный период). Предоставьте рецензию на работу однокурсника «Рекламный буклет для туристической фирмы».

  • Выступление (Составить и провести показательное выступление, соревнование, концерт, викторину, кроссворд, урок для младших учеников). Приготовьте презентацию на MS Power Point, рассказывающую о видах туризма.

  • Планы (Разработать план домашней, классной или творческой работы, составить индивидуальную программу занятий по курсу). Разработайте план для отбора информации для сайта туристической фирмы.

  • Разнонаучное познание (Одновременная работа с разными способами исследования одного и того же объекта). Как компьютер может быть он использован для работы с информацией людьми разных профессий, например, в сфере туризма, в банковской деятельности и медицине ?

  • Ошибка (Ошибка рассматривается как источник противоречий, новых знаний, которые рождаются на противопоставлении общепринятым, внимание к ошибке может быть не только с целью её исправления, но и для выяснения её причин, способов её получения): Может ли существовать туризм без обмена информации?

  • Эвристические вопросы (Для отыскания сведений о каком-либо событии или объекте задаются следующие семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда?). Задайте вопросы к понятию «информация в туризме».

Самое решающее звено этой новации — учитель. Меняется роль учителя, из носителя знаний и информации учитель превращается в организатора творчества, консультанта, координатора и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Включение эвристических заданий в учебный процесс дает возможность учителю значительно расширить свой творческий потенциал, разнообразить формы проведения занятий, развить творческое мышление студентов. Все это требует от учителя постоянного самосовершенствования, профессионализма, высокого уровня знаний и умений, так как эвристическое обучение развивает не только студентов, но и учителя. Повышается уровень учителя как энтузиаста, учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что целенаправленная работа по выполнению самостоятельных работ с эвристическими заданиями способствует развитию творческой активности студентов. У них появился устойчивый интерес к творчеству, которая обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации, повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства студентов. Студенты из объекта деятельности превратились в субъект, которому дозволено творить, порождать новое, они и с интересом берутся за выполнение самых сложных заданий. С усилением стремления к творческой активности, постепенно увеличился объём работы на уроке, как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности. Студенты ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на уроках: не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых как в колледже, так и на городском уровне.

У студентов, систематически выполнивших самостоятельные работы с эвристическими заданиями, формируются и отрабатываются навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации, навыки публичного выступления (ораторское искусство), умения представить информацию в доступном, эстетичном виде, умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи, умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение. Расширяются и углубляются знания в профессиональных предметных областях, повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой. Обучающийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает свой образовательный продукт. Повышается самооценка тех студентов, которые по той или иной причине считали себя неуспешными. В группах, в которых проводились эвристические самостоятельные работы, снизилось количество учащихся, работающих на репродуктивном уровне, а количество учащихся, способных выполнять задания творческого исследовательского характера, значительно возросло, наблюдается возрастание качества знаний учащихся.

Таким образом, применяя технологии эвристического обучения к самостоятельным работам по «Информатике» спланированной и постоянной составляющей частью образовательного процесса, можно создать условия для:

  • повышения эффективности самостоятельных работ и творческой активности студентов;

  • формирования и развития внутренней мотивации студентов к более качественному изучению дисциплины «Информатика»;

  • формирования основ научного мировоззрения, общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией;

  • подготовки студентов к последующей профессиональной деятельности;

  • развития индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании;

  • достижения положительных результатов в обучении и воспитании студентов колледжей.

Литература:

  1. Педагогическое наследие, сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. — Москва: Педагогика, 1989. – 411 с.

  2. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. — Москва: Изд-во МГУ, 2003. — 416с.

Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельных работ, эвристического обучения, самостоятельной работы, эвристического задания, признак эвристического задания, эффективности самостоятельных работ, Открытые задания, эвристических заданий, технологий эвристического обучения, самостоятельной работы студентов, самостоятельных работ студентов, творческих способностей студентов, самостоятельная работа студентов, студентов профессиональных колледжей, открытые задания, эвристические задания, выполнения эвристического задания, повышения эффективности самостоятельных, образовательного процесса, самостоятельные работы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle