Библиографическое описание:

Рахматуллина Э. Н. Субъективные переживания трудностей в адаптации к болезни у подростков с сахарным диабетом I типа // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 384-386.

Сахарный диабет 1 типа (СД1) – хроническое полиэтиологическое эндокринное заболевание, характеризующееся глубокими нарушениями углеводного, жирового, белкового и минерального обменов. Независимо от причин, эти нарушения, в конечном итоге, являются следствием абсолютного недостатка гормона инсулина. Абсолютный недостаток инсулина характеризуется резким снижением его синтеза инсулинсекретирующими бета-клетками островков поджелудочной железы и его секреции в кровь. В целом можно сказать, что несмотря на большой прогресс в изучении причин и механизмов развития сахарного диабета, он остается хроническим инвалидизирующим заболеванием, при котором полное излечение пока не возможно.

Важнейшей целью лечения сахарного диабета (СД) является достижение компенсации углеводного обмена. Основным ее отражением и центральной «тактической мишенью» для эндокринолога является гликированный гемоглобин HbA1c. Этот параметр позволяет судить об адекватности сахароснижающей терапии, а также в большой мере о том, насколько успешно больной справляется с необходимыми контрольными и лечебными мероприятиями [3]. Однако, будет ошибкой утверждать, что компенсация заболевания – это только лишь физиологический процесс, затрагивающий лишь телесную сторону. Болезнь – это практически всегда травмирующая ситуация, которая влияет на эмоциональное состояние больного. Несомненно, говорить о полноценной компенсации можно только в том случае, когда наряду с достижением оптимальных соматических показателей достигается определённый уровень психологического комфорта, который можно обозначить как психическую адаптацию к заболеванию

В последние десятилетия распространённость СД приобрела характер «неинфекционной эпидемии», особо удручающе выглядят сведения о заболеваемости СД1 в детском и подростковом возрасте. По данным Государственного регистра сахарного диабета заболеваемость СД1 у детей за 10 лет выросла на 35,7% (с 59,4 до 80,6 на 100 тыс. детского населения), у подростков на 68,9% (с 108,5 до 183,5 на 100 тыс. подросткового населения) [5].

Не возникает сомнений в том, что дети и подростки определяют будущее общества и государства. От их здоровья и благополучия во многом зависят социальная, экономическая и другие сферы развития страны. Именно по этой причине важно не только направлять силы и средства на предотвращение заболеваемости, но и оказывать всестороннюю (социальную, медицинскую, психологическую) поддержку детям и подросткам, оказавшимся в ситуации острого стресса, коим, несомненно, можно назвать заболевание сахарным диабетом 1 типа.

Из-за резких и всеобъемлющих изменений личности подростковый возраст всегда считался критическим периодом. Переоценка своих возросших возможностей определяет стремление подростков к независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость, повышенную критичность [4]. А на фоне заболевания сахарным диабетом возможно обострение всех возрастных особенностей, что, в конечном счёте, может привести к декомпенсации болезни и нарушению адаптации подростка.

Рис. 1. Динамика распространённости СД1 в Российской Федерации за 2000 – 2009 гг. (чел. на 100 тысяч соответствующего населения).


Хорошая компенсация диабета во многом зависит от психической адаптации подростка к заболеванию, и того, насколько подросток успешно справляется с трудностями, возникающими вследствие постановки у него диагноза сахарный диабет 1 типа. Анализу этих трудностей и посвящена данная статья.

Амбулаторно и в условиях стационара было обследовано 60 подростков с диагнозом сахарный диабет 1 типа: 33 девочки и 27 мальчиков в возрасте от 13 до 16 лет. Стаж заболевания составлял от 1 года до 11 лет, в выборке присутствовало 3 подростка с первично выявленным диабетом. 31 больной находился в стадии средней компенсации заболевания (HbA1с < 9 %), 13 в стадии хорошей компенсации (HbA1с < 7 %) , 16 – в стадии декомпенсации (HbA1с > 12 %). Все подростки получали инсулинотерапию, согласно плану лечения.

Для исследования трудностей в адаптации к заболеванию и субъективных переживаний болезни были использованы следующие клинико-психологические методы: наблюдение, анкетирование, свободное описание подростками трудностей в адаптации, структурированное интервью.

Подростки с сахарным диабетом 1 типа сталкиваются со многими трудностями, как физическими, так и психологическими проблемами. Абсолютное большинство (48 человек) склонны расценивать диабет как фактор, способствующий отсутствию «нормальной жизни», собственное здоровье воспринимается в прошедшем времени: «когда я была здорова, я могла ездить куда хотела», «постоянные ограничения в еде, то гипо (прим. гипогликемия - патологическое состояние, характеризующееся снижением концентрации глюкозы в крови ниже 3,5 ммоль/л), то гипер (прим. гипергликемия патологическое состояние, характеризующееся повышением концентрации глюкозы в крови выше 9 ммоль/л), в еде многого не могу позволить, а так хочется, в общем, постоянный самоконтроль...». Особую трудность для подростков представляют состояния гипогликемии, которые переживали все больные, участвовавшие в исследовании. Опасность «загиповать» вызывает беспокойство, а в некоторых случаях тревожное ожидание. Особенно ярко это отмечается у подростков (12 человек из выборки), у которых гипогликемия привела к развитию комы. «Я боюсь выходить из дома, а вдруг я опять упаду в кому», «страшно заниматься спортом, могу не почувствовать как упадёт сахар», «боюсь, что упадёт сахар, а у меня не будет с собой сладкого».

Не менее тягостно переживается и необходимость постоянно соблюдать диету, следить за режимом питания. Здесь можно выделить несколько основных аспектов: 1) запрет на любимые продукты, сладости. Особенно трудно удаётся себя ограничивать девочкам – «я очень люблю шоколад, но не могу себе позволить часто его есть». Зачастую подростки нарушают диету именно за счёт потребления сладкого; такие нарушения могут быть связаны как с недостаточной зрелостью эмоционально-волевой сферы личности – «я же чуть-чуть», «от одной конфеты ничего не будет», «очень трудно сдержаться», так и с поведением подростка в группе значимых сверстников: «все зашли в кафе, а я что, буду просто так сидеть?». 2) фиксированное время приёма пищи, её количество. Здесь также возможны нарушения вследствие уже обозначенных причин.

Однако, вероятно, самой большой трудностью для больных сахарным диабетом 1 типа является необходимость делать инъекции инсулина. Ежедневность инъекций, недопустимость их пропусков, возрастающая болезненность, образование липодистрофий (прим. липодистрофия - патологическое состояние, характеризующееся зачастую общим отсутствием объёма жировой ткани в подкожной клетчатке), неадекватная реакция окружающих на уколы – вот лишь некоторые негативные переживания, связанные с инсулинотерапией. Практически все подростки высказывали своё негативное отношение к уколам: «как же надоели эти уколы, везде синяки…», «когда я думаю, что мне всю жизнь придётся делать инсулин, я жить не хочу», «в общаге первое время относились ко мне как будто к наркоману».

Более половины опрошенных подростков знали об осложнениях диабета и об их опасности для здоровья. Мысли о возможной слепоте, почечной недостаточности, сосудистых поражениях формируют чувство тревожности, а в некоторых случаях даже безнадёжности, безысходности. Нередки высказывания вроде «да я всё равно кандидат на кладбище», «у меня уже куча осложнений, мне всё равно». Однако, следует заметить, что подобные настроения более характерны для подростков более старшего возраста (15-16 лет), что, вероятно, связано с более осознанным отношением к своему здоровью и более чётким пониманием всей опасности сахарного диабета. С течением сахарного диабета и степенью его компенсации связана оценка своего будущего подростками. Так, среди больных с диабетом в стадии декомпенсации (HbA1с > 12 %) негативная оценка своего будущего встречалась чаще (9 подростков из 16), чем среди больных с хорошей (HbA1с < 7 %) компенсацией заболевания (3 из 13).

Несомненно, помимо проблем со здоровьем, подростки сталкиваются и с другими трудностями, часто психологического характера. Центральной психологической характеристикой больных сахарным диабетом является постоянное чувство неуверенности, которое окрашивает всю жизненную стратегию этих пациентов [2]. Хроническое заболевание, отмечает Д.Н. Исаев, может отрицательно повлиять на всю жизненную стратегию больного, часто он организует свою жизнь вокруг своего страдания, испытывает чувство незащищенности и эмоциональной заброшенности. [1]. При свободном описании трудностей, связанных с заболеванием, подростки часто называли отсутствие возможности свободно планировать своё время: «не могу пойти с классом в поход». Так же под отсутствием личной свободы подразумевалась уже описанная выше необходимость ежедневного измерения сахара крови и инъекций. Многие подростки отмечали неадекватное отношение окружающих с инъекциям инсулина: «некоторые даже думают, что я наркоман», к самим больным диабетом: «обидно, когда люди спрашивают, не заразный ли я», «самое неприятное, что люди, узнав о моем заболевании, боятся иногда общаться со мной и отворачиваются....».

Как было показано выше, подростки с сахарным диабетом 1 типа сталкиваются со многими трудностями. Для того, чтобы справится с ними и успешно компенсировать заболевание, медикаментозное лечение следует сочетать со стабилизацией психического состояния, что облегчает, в свою очередь, и нормализацию соматического здоровья.


Литература:
  1. Исаев Д.Н. психосоматические расстройства у детей: руководство для врачей. - СПб.: Питер, 2007. – 512 с.

  2. Менделевич В.Д., Клиническая и медицинская психология. М.: МЕДпресс-информ, 2005. – 432 с.

  3. Моловилин О.Г., Шишкова Ю.А., Дивисенко С. И., Андрианова Е. А., Суркова Е. В., Дедов И. И. Психологические эффекты достижения компенсации сахарного диабета 1 типа у пациентов молодого возраста // Сахарный диабет. – 2010. - № 1. – С. 66

  4. Мухина В.С. Возрастная психология. Феменология развития. – М.: Академия, 2011.- 656 с.

  5. Сунцов Ю.И., Болотская Л.Л., Маслова О.В., Казаков И.В. Эпидемиология сахарного диабета и прогноз его распространения в Российской Федерации // Сахарный диабет. – 2011. - № 1. – С.15

Основные термины (генерируются автоматически): сахарным диабетом, сахарного диабета, больных сахарным диабетом, Сахарный диабет, типа переживания, заболевание сахарным диабетом, заболевания сахарным диабетом, Эмпирический анализ феномена, феномена социальной ностальгии, патологическое состояние, анализ феномена социальной, сахарного диабета заболеваемость, развития сахарного диабета, лечения сахарного диабета, Субъективные переживания трудностей, адаптации подростка, компенсации сахарного диабета, стадии декомпенсации, Эпидемиология сахарного диабета, опасности сахарного диабета.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle