Библиографическое описание:

Бригаднова А. Ю. Категория «готовности к самопрезентации» как цель и конечный результат профессиональной подготовки студентов туристского вуза // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 402-405.

В статье автор рассматривает трактовку понятия «готовность» с различных научных точек зрения и раскрывает сущность категории «готовность к самопрезентации» для студентов туристского вуза, учитывая специфику их будущей сферы деятельности.

Ключевые слова: категория «готовность», самопрезентация, профессионализм, компетентность, образовательный процесс.

Цель и конечный результат профессиональной подготовки в большинстве исследований соотносят с категорией «готовность». Объяснение этому можно найти в том, что эффективность любой деятельности определяется психологической и практической готовностью к ней (А.Г. Асмолов [1.c.126], М.И. Дъяченко, Л.А. Кандыбович [2,c.53], С.Л. Рубинштейн [9,c.248], Д.Н. Узнадзе [11, c.181] и др.).

Термин «готовность» неоднозначно трактуется учеными. С.И. Ожегов определяет готовность как состояние личности[8]. Вообще готовность трактуется как состояние или свойство человека, могущего и желающего что-либо исполнить[12] или состояние, при котором все сделано, готово для чего-нибудь.

В психологии готовность во внешнем плане понимается как процесс формирования умений и как результат. Так, А.Н. Леонтьев называет в этом процессе следующие компоненты: процесс, наблюдаемый извне; овладеваемые способы деятельности; готовность личности самостоятельно выполнять действия [4, c.235].

Во внутреннем плане используется понимание готовности как психического состояния: готовность как психическое состояние - это настрой, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в данный момент. Состояние готовности включает следующие компоненты: а) познавательные (понимание профессиональных задач, оценка их значимости, значение способов решения, представления о вероятных изменениях трудовой обстановки); б) эмоциональные (чувство профессиональной чести и ответственности, уверенности в успехе, воодушевление); в) мотивационные (потребность успешно выполнять первые трудовые задачи, интерес к процессу их решения, стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны); г) волевые (мобилизация сил, преодоление сомнений) (табл. 1.).

Таблица 1

Готовность к профессиональной деятельности (в психологии)


Внешний план

Процесс формирования умений



Результат процесса

Готовность

Внутренний план

Познавательные компоненты



Эмоциональные компоненты



Мотивационные компоненты



Волевые компоненты


В исследованиях Р.С. Немова [6, c.447] готовность ассоциируется со способностью субъекта образования к конкретному поведению и действиям.

Педагогические и психологические словари не дают трактовки термина «готовность», однако в психологическом словаре рассматривается понятие «готовность к действию».

В большинстве работ «готовность» рассматривают как определенную целостность, целостный механизм, в котором важнейшими являются две характеристики: психологическая готовность и практическая.

Психологическая готовность исследуется в литературе, начиная с 50-х годов, в свете различных концепций и рассматривается в двух видах - как временная готовность и долговременная.

Временная готовность характеризует «состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий» [5, c.52].

Конкретную форму готовности - установку как психическое состояние исследует Д.Н. Узнадзе [11,c.216]. Этот уровень психологической готовности предшествует возникновению сознательных психологических процессов и может рассматриваться на функциональном уровне - временное состояние. Временную готовность также определяют взгляды, воодушевление, удовлетворенность, сосредоточенность и т.д.

Наряду с временной исследователи выделяют длительную готовность как устойчивую характеристику личности[13,c.67]. Такая готовность может рассматриваться на личностном уровне - взгляды, убеждения, интересы, потребности и т.д.

Оба вида готовности находятся в единстве: временная готовность определяет продуктивность долговременной готовности в конкретных обстоятельствах, но возникновение готовности как состояния зависит от долговременной готовности.

Таким образом, психологическая готовность характеризует внутреннюю готовность осуществлять деятельность.

Практическая готовность отражает «меру внешней процессуально-деятельностной формы проявления соответствующих характеристик в комплексе и в отдельности» [13,c.37], то есть предусматривает овладение человеком рядом профессиональных умений на основе освоения теоретических знаний.

В психолого-педагогической литературе достаточно широко исследуется проблема готовности личности к деятельности, хотя до сих пор многие вопросы остаются дискуссионными или не исследованы. Изучение и анализ работ по проблеме показало, что конкретное содержание понятия «готовность» определяется тем видом деятельности, которым нужно овладеть в процессе подготовки (овладение деятельностью - цель подготовки).

Мы считаем, что целесообразно в нашем исследовании уточнить понятие «готовность к самопрезентации». Конкретизация этого понятия позволит выделить основные свойства специалиста, способного осуществлять данную деятельность. Чтобы самопрезентация будущего специалиста совершенствовалась, носила устойчивый, последовательный, целенаправленный характер, надо формировать и развивать в специалисте некоторую совокупность свойств, необходимых для реализации самопрезентации. Совокупность этих свойств можно назвать готовностью студента к самопрезентации.

В отечественной педагогике наиболее распространенной считается кон­цепция готовности к деятельности М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович. Они оп­ределяют готовность как профессионально важное качество личности. При этом готовность представляет собой определенную целостность и включает сле­дующие компоненты: мотивационный, ориентационный, операциональный, во­левой, оценочный [2,c.58]. Можно предположить, что названные компоненты при­сущи и самопрезентации. В исследовании они представлены авторами сле­дующим образом:

  • мотивационный (положительное отношение к профессии, интерес к ней и другие достаточно устойчивые профессиональные мотивы);

  • ориентационный (знания и представления об особенностях и условиях профессиональной деятельности, ее требованиях к личности);

  • операциональный (владение способами и приемами профессиональ­ной деятельности, необходимыми знаниями, навыками, умениями, процессами анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др.);

  • волевой (самоконтроль, умение управлять своими действиями, из кото­рых складывается выполнение трудовых обязанностей);

- оценочный (самооценка своей профессиональной подготовленности и со­ответствия процесса решения профессиональных задач оптимальным трудовым образцам).

Многие авторы особо подчеркивают роль мотивационной готовности в составе профессиональной готовности к чему-либо, что позволяет считать ее одним из основных в составе готовности. Мотивационный компонент в нашем исследовании означает направленность на процесс самопрезентации. Самопрезентация как и вся профессиональная деятельность специалиста туристской сферы строится в соответствии с повышенным субъектным потенциалом специалиста. Как правило, это человек активный (имеется в виду профессионально значимые качества), готовый брать на себя инициативу в общении, утверждать свою точку зрения, убеждать партнера в своей правоте, добиваться положительных результатов.

Ориентационный компонент создается осведомленностью о целях, содержании, условиях, возможных результатах, перспективах процесса самоподачи в общении.

Операциональный компонент означает владение приемами самопрезентации. В том числе, в них мы включаем и культуру самопрезентации.

Волевой компонент реализуется проявлениями духа, проявляется в способности действовать в соответствии с планом внутреннего самоуправления, контролировать и побуждать себя к действиям.

Оценочный компонент - это самооценка и взаимная оценка, на основе которых можно по достигнутым результатам самопрезентации вносить те или иные коррективы в дальнейший ход событий.

Таким образом, готовность к самопрезентации рассматривается в науке и с позиций психологии, и с позиций квалификационных качеств личности.

Готовность к самопрезентации понимается нами как признак профессиональной квалификации. Под квалификацией понимается уровень развития способности работника, позволяющий ему выполнять трудовые функции определенной степени сложности в конкретном виде деятельности.

Однако, специалист, профессионал - это человек, который уже приобрел некоторый опыт работы по избранной специальности, обладает определенной квалификацией. В системе профессионального образования мы считаем более целесообразным использовать термин «образованность», именно достижение студентами определенного уровня образованности и есть педагогическая цель высшего профессионального образования. Под образованностью понимается свойство, приобретенное человеком в процессе образования, которое выражает определенную меру овладения им какой-то (специальным образом организованной) частью социального опыта, а также способностей пользоваться им в своей жизнедеятельности[10,c.181].

Тот факт, что в образовательном процессе вуза педагогическая цель связана с достижением студентом какого-либо уровня образованности, позволяет структурировать общую педагогическую цель формирования готовности к самопрезентации следующим образом:

- цель формирования информативности студентов в различных областях научных знаний, составляющих информационную основу его готовности к самопрезентации в сфере туризма;

- цель содействия развитию осознанности студентов в присвоении образованности как основы применения освоенных знаний в деятельности;

- цель укрепления нравственных основ будущего специалиста, обусловливающие его отношения с окружающим миром, в том числе, с партнерами;

- синтезированная цель формирования мастерства как способности выражать и удовлетворять на основе образованности свои потребности (образовательные и профессиональные).

Рассмотрим обобщенную структуру готовности к самопрезентации с учетом системного подхода.

Выделяя в общем понятии образованности готовность будущих специали­стов к самопрезентации, определим ее следующим образом. Готовность буду­щего специалиста туристской сферы к самопрезентации является аспектом его профессиональной образованности и представляет собой ком­плекс свойств личности, включающий мотивационную направленность на са­мопрезентацию, владение теорией и практикой осуществления самопрезента­ции и профессионально значимые качества. Готовность к самопрезентации мы определяем как интегративное качество личности, необходимое для ее (само­презентации) осуществления.

Готовность к самопрезентации будем представ­лять как систему, компонентами которой являются компетентностный, мотивационный, коммуникативный и деятельностный и одновременно как под­систему образованности.

Компетентностный компонент - это компетенция в области самопрезента­ции; осведомленность в стратегиях, способах самопрезентации в общении, в структуре и алгоритме создания имиджа; информативность о методах самопре­зентации и о необходимости ее осуществления для успешной адаптации в по­слевузовский период и профессионального роста; знание своих психологиче­ских свойств.

Мотивационный компонент - способность студента логично рассуждать на темы из предметной области; сознательное стремление к пополнению и обнов­лению своих знаний в областях усвоенного социального опыта; стремление ана­лизировать полученные знания и соотносить их со своими взглядами на себя; стремление улучшить свои психофизиологические качества.

Коммуникативный компонент - потребность осуществлять самопрезента­цию, использовать усвоенный социальный опыт и свои качества в предъявлении себя обществу.

Деятельностный компонент - свойства студента применять свои знания так, чтобы результат удовлетворял и самого будущего специалиста и общество: уме­ние работать с клиентами, умение оперативно обращаться к своей базе знаний, умение пользоваться имеющимися психофизиологическими свойствами.

Готовность к самопрезентации является одной из целей и одним из резуль­татов образования. В этой связи важным оказывается умение осуществлять са­мопрезентацию, поэтому роль главного элемента в системе готовности к само­презентации припишем деятельностному компоненту, возникающему и разви­вающемуся в практическом применении усвоенных знаний, выражаемых ин­формативностью, мотивацией и осознанностью. Коммуникативный компонент, потребность вести самопрезентацию, определяет инициативность этого процес­са и сама, в свою очередь, обусловливается основой готовности к самопрезента­ции - взаимовлияющими друг на друга компетентностного и мотивационного компонентов. Таким образом, наша система, готовность к самопрезентации, об­ладает иерархической структурой и повторяет структуру образованности: в ос­новании расположатся компетентностный и мотивационный компоненты, обеспечивая необходимые условия для коммуникативного компонента. Компе­тентностный, мотивационный и коммуникативный компоненты актуализиру­ют потребности студента пользоваться своими знаниями в самопрезентации. Вершину в структуре готовности к самопрезентации займет деятельностный компонент, возникающий при осуществлении самопрезентации.


Литература:

  1. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. - М.:Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.

  2. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. - Минск: Изд-во БГУ, 1976. - 176 с.

  3. Ильясов И.И. Обучение студентов деятельности учения // Формирование учебной деятельности студентов. - М.,1989. - С. 35-68. (с.49)

  4. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.

  5. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. - М.: Педагогика, 1991.(с.52)

  6. Немов P.C. Психология: Учебник для студентов высших пед. уч. заведений: в 3-х кн., Кн. 1. Общие основы психологии. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997.-688 с.

  7. Общая психология. Учеб. для студентов пед. институтов. / A.B. Петровский, A.B. Брушлинский, В.П. Зинченко др. / Под ред. проф. A.B. Петровского. - М.: Просвещение, 1986. - 464 с.

  8. Ожегов С.И. Словарь русского языка /Под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Сов. энциклопедия, 1973. - 846 с.

  9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1989,-Т. 2.-328 с

  10. Рындак В.Г. Взаимодействие процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала учителя: Дисс док. пед. наук. - Челябинск, 1996.-340 с.

  11. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. - М.: Наука, 1966 - 330 с.

  12. Философский словарь / Под ред. Н.Т. Фролова. - 5-е изд. - М.: Политиздат, 1987.-590 с.

  13. Черкасов A.A. Педагогические основы формирования у студентов педвузов готовности к военно-патриотическому воспитанию учащихся общеобразовательных школ: Диссертация канд. пед. наук. - М., 1987. - 189 с.

Основные термины: студентов педагогического вуза, студентов туристского, Формирование готовности, долговременной готовности, студентов туристского вуза, цель формирования готовности, понятии образованности готовность, профессиональной подготовки студентов, проблема готовности личности, составе профессиональной готовности, качеств студентов туристского, профессиональной деятельности, студентов туристского ВУЗа, конечный результат профессиональной, продуктивность долговременной готовности, будущего специалиста, студентов педвузов готовности, уровень психологической готовности, результат профессиональной подготовки, Конкретную форму готовности

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle