Библиографическое описание:

Бригаднова А. Ю. Категория «готовности к самопрезентации» как цель и конечный результат профессиональной подготовки студентов туристского вуза // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 402-405.

В статье автор рассматривает трактовку понятия «готовность» с различных научных точек зрения и раскрывает сущность категории «готовность к самопрезентации» для студентов туристского вуза, учитывая специфику их будущей сферы деятельности.

Ключевые слова: категория «готовность», самопрезентация, профессионализм, компетентность, образовательный процесс.

Цель и конечный результат профессиональной подготовки в большинстве исследований соотносят с категорией «готовность». Объяснение этому можно найти в том, что эффективность любой деятельности определяется психологической и практической готовностью к ней (А.Г. Асмолов [1.c.126], М.И. Дъяченко, Л.А. Кандыбович [2,c.53], С.Л. Рубинштейн [9,c.248], Д.Н. Узнадзе [11, c.181] и др.).

Термин «готовность» неоднозначно трактуется учеными. С.И. Ожегов определяет готовность как состояние личности[8]. Вообще готовность трактуется как состояние или свойство человека, могущего и желающего что-либо исполнить[12] или состояние, при котором все сделано, готово для чего-нибудь.

В психологии готовность во внешнем плане понимается как процесс формирования умений и как результат. Так, А.Н. Леонтьев называет в этом процессе следующие компоненты: процесс, наблюдаемый извне; овладеваемые способы деятельности; готовность личности самостоятельно выполнять действия [4, c.235].

Во внутреннем плане используется понимание готовности как психического состояния: готовность как психическое состояние - это настрой, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в данный момент. Состояние готовности включает следующие компоненты: а) познавательные (понимание профессиональных задач, оценка их значимости, значение способов решения, представления о вероятных изменениях трудовой обстановки); б) эмоциональные (чувство профессиональной чести и ответственности, уверенности в успехе, воодушевление); в) мотивационные (потребность успешно выполнять первые трудовые задачи, интерес к процессу их решения, стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны); г) волевые (мобилизация сил, преодоление сомнений) (табл. 1.).

Таблица 1

Готовность к профессиональной деятельности (в психологии)


Внешний план

Процесс формирования умений



Результат процесса

Готовность

Внутренний план

Познавательные компоненты



Эмоциональные компоненты



Мотивационные компоненты



Волевые компоненты


В исследованиях Р.С. Немова [6, c.447] готовность ассоциируется со способностью субъекта образования к конкретному поведению и действиям.

Педагогические и психологические словари не дают трактовки термина «готовность», однако в психологическом словаре рассматривается понятие «готовность к действию».

В большинстве работ «готовность» рассматривают как определенную целостность, целостный механизм, в котором важнейшими являются две характеристики: психологическая готовность и практическая.

Психологическая готовность исследуется в литературе, начиная с 50-х годов, в свете различных концепций и рассматривается в двух видах - как временная готовность и долговременная.

Временная готовность характеризует «состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий» [5, c.52].

Конкретную форму готовности - установку как психическое состояние исследует Д.Н. Узнадзе [11,c.216]. Этот уровень психологической готовности предшествует возникновению сознательных психологических процессов и может рассматриваться на функциональном уровне - временное состояние. Временную готовность также определяют взгляды, воодушевление, удовлетворенность, сосредоточенность и т.д.

Наряду с временной исследователи выделяют длительную готовность как устойчивую характеристику личности[13,c.67]. Такая готовность может рассматриваться на личностном уровне - взгляды, убеждения, интересы, потребности и т.д.

Оба вида готовности находятся в единстве: временная готовность определяет продуктивность долговременной готовности в конкретных обстоятельствах, но возникновение готовности как состояния зависит от долговременной готовности.

Таким образом, психологическая готовность характеризует внутреннюю готовность осуществлять деятельность.

Практическая готовность отражает «меру внешней процессуально-деятельностной формы проявления соответствующих характеристик в комплексе и в отдельности» [13,c.37], то есть предусматривает овладение человеком рядом профессиональных умений на основе освоения теоретических знаний.

В психолого-педагогической литературе достаточно широко исследуется проблема готовности личности к деятельности, хотя до сих пор многие вопросы остаются дискуссионными или не исследованы. Изучение и анализ работ по проблеме показало, что конкретное содержание понятия «готовность» определяется тем видом деятельности, которым нужно овладеть в процессе подготовки (овладение деятельностью - цель подготовки).

Мы считаем, что целесообразно в нашем исследовании уточнить понятие «готовность к самопрезентации». Конкретизация этого понятия позволит выделить основные свойства специалиста, способного осуществлять данную деятельность. Чтобы самопрезентация будущего специалиста совершенствовалась, носила устойчивый, последовательный, целенаправленный характер, надо формировать и развивать в специалисте некоторую совокупность свойств, необходимых для реализации самопрезентации. Совокупность этих свойств можно назвать готовностью студента к самопрезентации.

В отечественной педагогике наиболее распространенной считается кон­цепция готовности к деятельности М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович. Они оп­ределяют готовность как профессионально важное качество личности. При этом готовность представляет собой определенную целостность и включает сле­дующие компоненты: мотивационный, ориентационный, операциональный, во­левой, оценочный [2,c.58]. Можно предположить, что названные компоненты при­сущи и самопрезентации. В исследовании они представлены авторами сле­дующим образом:

  • мотивационный (положительное отношение к профессии, интерес к ней и другие достаточно устойчивые профессиональные мотивы);

  • ориентационный (знания и представления об особенностях и условиях профессиональной деятельности, ее требованиях к личности);

  • операциональный (владение способами и приемами профессиональ­ной деятельности, необходимыми знаниями, навыками, умениями, процессами анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др.);

  • волевой (самоконтроль, умение управлять своими действиями, из кото­рых складывается выполнение трудовых обязанностей);

- оценочный (самооценка своей профессиональной подготовленности и со­ответствия процесса решения профессиональных задач оптимальным трудовым образцам).

Многие авторы особо подчеркивают роль мотивационной готовности в составе профессиональной готовности к чему-либо, что позволяет считать ее одним из основных в составе готовности. Мотивационный компонент в нашем исследовании означает направленность на процесс самопрезентации. Самопрезентация как и вся профессиональная деятельность специалиста туристской сферы строится в соответствии с повышенным субъектным потенциалом специалиста. Как правило, это человек активный (имеется в виду профессионально значимые качества), готовый брать на себя инициативу в общении, утверждать свою точку зрения, убеждать партнера в своей правоте, добиваться положительных результатов.

Ориентационный компонент создается осведомленностью о целях, содержании, условиях, возможных результатах, перспективах процесса самоподачи в общении.

Операциональный компонент означает владение приемами самопрезентации. В том числе, в них мы включаем и культуру самопрезентации.

Волевой компонент реализуется проявлениями духа, проявляется в способности действовать в соответствии с планом внутреннего самоуправления, контролировать и побуждать себя к действиям.

Оценочный компонент - это самооценка и взаимная оценка, на основе которых можно по достигнутым результатам самопрезентации вносить те или иные коррективы в дальнейший ход событий.

Таким образом, готовность к самопрезентации рассматривается в науке и с позиций психологии, и с позиций квалификационных качеств личности.

Готовность к самопрезентации понимается нами как признак профессиональной квалификации. Под квалификацией понимается уровень развития способности работника, позволяющий ему выполнять трудовые функции определенной степени сложности в конкретном виде деятельности.

Однако, специалист, профессионал - это человек, который уже приобрел некоторый опыт работы по избранной специальности, обладает определенной квалификацией. В системе профессионального образования мы считаем более целесообразным использовать термин «образованность», именно достижение студентами определенного уровня образованности и есть педагогическая цель высшего профессионального образования. Под образованностью понимается свойство, приобретенное человеком в процессе образования, которое выражает определенную меру овладения им какой-то (специальным образом организованной) частью социального опыта, а также способностей пользоваться им в своей жизнедеятельности[10,c.181].

Тот факт, что в образовательном процессе вуза педагогическая цель связана с достижением студентом какого-либо уровня образованности, позволяет структурировать общую педагогическую цель формирования готовности к самопрезентации следующим образом:

- цель формирования информативности студентов в различных областях научных знаний, составляющих информационную основу его готовности к самопрезентации в сфере туризма;

- цель содействия развитию осознанности студентов в присвоении образованности как основы применения освоенных знаний в деятельности;

- цель укрепления нравственных основ будущего специалиста, обусловливающие его отношения с окружающим миром, в том числе, с партнерами;

- синтезированная цель формирования мастерства как способности выражать и удовлетворять на основе образованности свои потребности (образовательные и профессиональные).

Рассмотрим обобщенную структуру готовности к самопрезентации с учетом системного подхода.

Выделяя в общем понятии образованности готовность будущих специали­стов к самопрезентации, определим ее следующим образом. Готовность буду­щего специалиста туристской сферы к самопрезентации является аспектом его профессиональной образованности и представляет собой ком­плекс свойств личности, включающий мотивационную направленность на са­мопрезентацию, владение теорией и практикой осуществления самопрезента­ции и профессионально значимые качества. Готовность к самопрезентации мы определяем как интегративное качество личности, необходимое для ее (само­презентации) осуществления.

Готовность к самопрезентации будем представ­лять как систему, компонентами которой являются компетентностный, мотивационный, коммуникативный и деятельностный и одновременно как под­систему образованности.

Компетентностный компонент - это компетенция в области самопрезента­ции; осведомленность в стратегиях, способах самопрезентации в общении, в структуре и алгоритме создания имиджа; информативность о методах самопре­зентации и о необходимости ее осуществления для успешной адаптации в по­слевузовский период и профессионального роста; знание своих психологиче­ских свойств.

Мотивационный компонент - способность студента логично рассуждать на темы из предметной области; сознательное стремление к пополнению и обнов­лению своих знаний в областях усвоенного социального опыта; стремление ана­лизировать полученные знания и соотносить их со своими взглядами на себя; стремление улучшить свои психофизиологические качества.

Коммуникативный компонент - потребность осуществлять самопрезента­цию, использовать усвоенный социальный опыт и свои качества в предъявлении себя обществу.

Деятельностный компонент - свойства студента применять свои знания так, чтобы результат удовлетворял и самого будущего специалиста и общество: уме­ние работать с клиентами, умение оперативно обращаться к своей базе знаний, умение пользоваться имеющимися психофизиологическими свойствами.

Готовность к самопрезентации является одной из целей и одним из резуль­татов образования. В этой связи важным оказывается умение осуществлять са­мопрезентацию, поэтому роль главного элемента в системе готовности к само­презентации припишем деятельностному компоненту, возникающему и разви­вающемуся в практическом применении усвоенных знаний, выражаемых ин­формативностью, мотивацией и осознанностью. Коммуникативный компонент, потребность вести самопрезентацию, определяет инициативность этого процес­са и сама, в свою очередь, обусловливается основой готовности к самопрезента­ции - взаимовлияющими друг на друга компетентностного и мотивационного компонентов. Таким образом, наша система, готовность к самопрезентации, об­ладает иерархической структурой и повторяет структуру образованности: в ос­новании расположатся компетентностный и мотивационный компоненты, обеспечивая необходимые условия для коммуникативного компонента. Компе­тентностный, мотивационный и коммуникативный компоненты актуализиру­ют потребности студента пользоваться своими знаниями в самопрезентации. Вершину в структуре готовности к самопрезентации займет деятельностный компонент, возникающий при осуществлении самопрезентации.


Литература:

  1. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. - М.:Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.

  2. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. - Минск: Изд-во БГУ, 1976. - 176 с.

  3. Ильясов И.И. Обучение студентов деятельности учения // Формирование учебной деятельности студентов. - М.,1989. - С. 35-68. (с.49)

  4. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.

  5. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. - М.: Педагогика, 1991.(с.52)

  6. Немов P.C. Психология: Учебник для студентов высших пед. уч. заведений: в 3-х кн., Кн. 1. Общие основы психологии. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997.-688 с.

  7. Общая психология. Учеб. для студентов пед. институтов. / A.B. Петровский, A.B. Брушлинский, В.П. Зинченко др. / Под ред. проф. A.B. Петровского. - М.: Просвещение, 1986. - 464 с.

  8. Ожегов С.И. Словарь русского языка /Под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Сов. энциклопедия, 1973. - 846 с.

  9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1989,-Т. 2.-328 с

  10. Рындак В.Г. Взаимодействие процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала учителя: Дисс док. пед. наук. - Челябинск, 1996.-340 с.

  11. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. - М.: Наука, 1966 - 330 с.

  12. Философский словарь / Под ред. Н.Т. Фролова. - 5-е изд. - М.: Политиздат, 1987.-590 с.

  13. Черкасов A.A. Педагогические основы формирования у студентов педвузов готовности к военно-патриотическому воспитанию учащихся общеобразовательных школ: Диссертация канд. пед. наук. - М., 1987. - 189 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle