Библиографическое описание:

Шаимова Г. А. Некоторые проблемы формирования иноязычной речевой компетентности будущего специалиста // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 539-541.

Параллельно динамичному развитию социально-экономических условий в современном мире, растут требования всестороннему профессионализму специалистов. Иноязычная речевая компетентность (ИРК) становится не только значимым показателем общей компетентности специалиста, но и определяет уровень развития личности и ее профессиональную востребованность.

Настоящее время обязательным требованием почти всех вакансий, имеющихся на рынке труда, является знание иностранного языка для осуществления зарубежных профессиональных контактов. Причем владение языком на традиционном уровне – «чтение со словарем» – уже не актуально. Современный специалист должен уметь не только общаться с зарубежными партнерами, но и использовать в своей работе международный профессиональный и культурный опыт. По исследованиям социологов самыми “запрашиваемыми” способностями в современном мире являются способность к творческому развитию и саморазвитию, способность к принятию творческого решения в процессе диалога, а это становится возможным только при достижении достаточно высокого практического языкового уровня [Покушалова Л. В.] .

В настоящее время иностранный язык, наряду с обучением общению и повышением уровня общей и профессиональной культуры, имеет еще и огромное воспитательное значение. В современных условиях это готовность содействовать налаживанию взаимовыгодных связей, представлять свою страну, организации и профессии. Соответственно, основная цель обучения иностранного языка может быть достигнута только при адекватном развитии ИРК студентов всех специальностей.

Формирование ИРК в процессе профессиональной подготовки являются одной из актуальных проблем в языкознании, психологии, педагогике, дидактики и методике обучения (Л.В. Щерба, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, В.И. Андреев, Л.Г. Вяткин, М.М. Громкова, Л.П. Доблаев, И.И. Ильясов, О.А. Кузнецов, И.Я. Лернер, Г.А. Аминев, Г.Е. Ведель, Е.И. Спендиаров, С.К. Фоломкина, Т.Ж. Саттаров, У. Хашимов, К.Н. Набиева и др.). Но в последние годы более ярко замечается потребность в эффективной методике для поэтапного и профессионально ориентированного формирования ИРК будущих специалистов.

Современными авторами понятие «компетентность» определяется как «интеллектуально и личностно обусловленная способность человека к практической деятельности, а «компетенция» как содержательный компонент данной способности в виде знаний, умений, навыков» [Андриенко А.С.].

О психолого-педагогическом аспекте пишет Т.А. Саркисян: «Так как любая компетенция формируется в деятельности, рассмотрим процесс развития речевой компетенции на основе теории поэтапного формирования умственных действий. Исходя из теории поэтапного формирования умственных действий овладение иноязычной речевой компетенцией носит поэтапный характер: выполнение речевых действий по образцам; выполнение речевых действий по образцам, сопровождающимся подробным указанием, как правильно выполнять задание; обучение способам деятельности и анализу задания. Наиболее эффективно овладение деятельностью происходит на основе ориентировочной основы действий третьего типа».

Исходя, из цели поставленной нашей статьи считаем целесообразным выдвигать свою позицию. «Иноязычная речевая компетентность» (ИРК) - одной из важных компонентов общей компетентности специалиста, которая даст возможность функционального и эффективного использования иностранного языка для реализации свою деятельностью в иноязычном сфере общении». Здесь надо отметить особо, что, ИРК становятся показателем и профессиональной и коммуникативной культуры специалиста.

Формирование ИРК будущих специалистов – это целостный процесс, основанием для которого является активизация факторов мотивации, рефлексии в ситуациях социально востребованной речевой деятельности. Для успешного и эффективного осуществления этого процесса требуются образовательная среда, педагогические условия и современные методы.

Образовательная среда создается в вузе и вне его в сотрудничестве разными заинтересованными субъектами (работодатели, языковые, культурные, технические центры, фонды, посольства, представительства и др.) и дает возможность создание необходимых условий (от методического до материально – технического) для формирования ИРК специалистов. Заинтересованность субъектов сложиться в конечном итоге в эффективном трудоустройстве выпускников вуза и обеспечение трудового рынка со специалистами владеющими ИРК.

Безусловно, самым эффективным средством формирования и развития ИРК является пребывание в стране изучаемого языка, погружение в иноязычную профессиональную среду, в том числе погружение в саму атмосферу культуры, традиций, обычаев, социальных и правовых норм данной страны. Специалисты, побывшие за рубежом стажировке, или приглашенные оттуда, являются своего рода «наглядным пособием» для студентов, поскольку они «впитали» в себя дух того общества, в котором пребывали. Вышеуказанные субъекты могут создавать такую возможность для расширения круга общения, обмена студентов между странами.

Формирование ИРК компетентности будущего специалиста будет эффективным, если выявлены и последовательно реализуются педагогические условия в образовательном процессе вуза. Можно отметить что, педагогические условия определяет содержание иноязычной подготовки, которая включает в себя формирование языковой, речевой и социокультурной компетенций на основе индивидуализации обучения и личностно-ориентированного подхода. Структура иноязычной подготовки специалистов подразделяется на аудиторную работу, включающую в себя общую часть и индивидуальное обучение под руководством преподавателя, и внеаудиторную (самостоятельную) работу, представляющую собой скорректированное индивидуальное обучение.

Для успешного выбора педагогических условий необходимо учитывать на наш взгляд следующие условия:

- определение в качестве одного из важных критерий учебно-воспитательной деятельности преподавателя иностранного языка формирование ИРК будущего специалиста;

- профессионально – коммуникативный характер процесса обучения иностранным языкам;

- использование методов интерактивного обучения на основе реализации социокультурного, коммуникативно-когнитивного и проектного подходов.

В формировании ИРК будущих специалистов играет важную роль определенная методика, которая предназначается для определенного этапа обучения иностранного языка. Цель и задач методики формирования и развития ИРК должны состоится из нижеуказанных критериев:

- обучение профессиональной терминологии на основе самых современных словарей;

- формирование навыков и умений у будущих специалистов обработки специальной информации на иностранном языке;

- обучение всем разновидностям профессионального языка;

- направление студентов самостоятельного анализа различных коммуникативных потребностей;

- обучение нормы литературного и профессионального иностранного языка;

- набор материалов для формирования качественной (лексической, грамматической, фонетической, стилистической правильной) речи;

- необходимые требования для самоконтроля и самообучения и.т.д.

Для нас одним из ведущих методов является метод личностно - ориентированного обучения, при котором студенты сам определяют разных форм деятельности. Например, форма представления полученной информации развивает не только ИРК, но и способности профессионального самоопределения.

Не менее важным является метод педагогического стимулирования и развития коммуникативной активности или стимулятивно-мотивационный метод. Этот метод побуждает студентов к определенным действиям. Из форм этого метода можно назвать следующие: проведение заочной экскурсии, рол – плей, моделирование беседы, составление вопросов для интервью, защита иллюстраций, приглашение к чтению.

На своем месте проектно-исследовательский метод, несомненно, основывается на двух вышеназванных методах, но их надо использовать в формах научных и творческих кружках: «Юный специалист», «Клуб английского языка» и.т.д. Данный метод также предполагает формирование и развитие многих умений, способствующих самообучения иностранных языков и формирования ИРК. Например, сбор материала самостоятельно, поиск материала в источниках, отбор и систематизация материала, написание и перевод текстов научного и публицистического стиля, подготовка тезисов и докладов (переработка ранее созданных текстов), публичное выступление в разных аудиториях.

В общем смысле ИРК расширяет кругозор специалиста, позволяет ему в современных условиях более успешно вести свою профессиональную деятельность, особенно с зарубежными партнерами, что дает право говорить об одной из универсальных основ его иноязычной компетентности.

Формирование ИРК будущего специалиста – это процесс, актуализируемый дискурсом, проявляющийся в деятельности мотивированной, рефлексирующей личности в результате социальных требований к качеству речевого поведения. Обладая комплексом взаимосвязанных функций, ИРК обеспечивает личности, как минимум, адекватность в коммуникации, как максимум, - эффективность в решении профессиональных задач, а также культуросообразность речевого поведения, характеризующегося рефлексивной саморегуляцией в рамках этики, в условиях диалогового мышления и неконкурентных форм межсубъектных взаимоотношений. Всё это происходит в иноязычной сфере общения. В связи с этим компетентностный подход к формированию ИРК будущих специалистов в процессе обучения в вузе представляется приоритетным.


Литература:

  1. Н.Т. Ерчак. Психологические основы профессиональной речи учителя история психологии в Беларуси: хрестоматия/авт.-сост. Л.А. Кандыбович, Я.Л. Коломинский.-мн.: Тесей, 2004. – 416 с.

  2. Т.В. Деркач. Формирования профессиональной речи студентов в процессе обучения в вузе. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, №2(19) 2011.

  3. Reflective teaching in second language classrooms , Jack C.Richards, Charles Lockhart Cambridge University Press

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle