Библиографическое описание:

Турлюн Л. Н. Зарождение компьютерной графики в 50-60-х годах ХХ века // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 569-570.

Компьютерная графика, начиная с сороковых годов ХХ века, прошла сложный путь в своем развитии: от электронных абстракций до сложных компо­зиций, соз­данных при помощи трехмерной графики. Разви­тие компьютерной гра­фики на начальных этапах было связано с развитием технических средств и особенно дис­плеев. Компьютеры и визуальные возможности изменили способы, используемые для созда­ния и распространения изображений. Однако столь широко при­меняемые ныне мощные компьютерные системы существуют сравнительно не­давно.

Предшественниками современных электронных цифровых компьютеров были ме­ханические арифмометры, использовавшиеся для выполнения однотип­ных арифметических подсчетов. Эти ранние механические устройства постепенно эволюционировали в машины, которые можно было программи­ровать всякий раз, когда на них нужно было выполнять разные наборы операций. Ни одна из первых систем компьютер­ной графики не создава­лась для художественного творчества. Большинство первых разработок было связано с оборонной сфе­рой, производством и прикладными наука­ми, они включали, например, пилотажные тренажеры для обучения военных летчиков без исполь­зования настоящих самолетов, системы автоматизи­рован­ного проектирования производства, позволявшие инженерам-элек­тронщикам разрабатывать и тестировать электронные схемы, содер­жащие миллионы компонентов, а также компьютеризованные топографические сканеры, благодаря которым врачи смогли заглянуть в человеческое тело, не вторгаясь в него физически.

В пятидесятые и шестидесятые годы ХХ века компьютерные системы и методы, позволявшие создавать изо­бражения, обладали весьма ограни­ченными возможностями. В этот пе­риод лишь немногие художники и дизайнеры знали о том, что компьюте­ры можно использовать для создания художественных проектов. Основоположником компьютерной графики принято считать американского математика и художника Бена Лапоски, он был первый, кому удалось получить графическое изображение, применив для этого аналоговый компьютер. 1952 году Бен Лопоски создал при помощи катодовой трубки осциллографа первые композиции «Электронные абстракции». Если сравнить работы Бена Лапоски с произведениями современных художников, то они могут показаться примитивными, но для середины прошлого века открытие Бена Лапоски было настоящим прогрессом. Суть его идеи заключалась во всевозможных перемещениях электронных лучей на флуоресцентной поверхности катодной трубки осциллографа. В дальнейшем полученные Беном Лапоски изображения были записаны на высокоскоростную пленку. По словам самого Лапоски, идея создания «Электронных абстракций» возникла благодаря его экспериментам с различными математическими системами; свою работу Лапоски называл «визуальной музыкой»)[3].

В то же время, когда Бен Лапоски создавал свои электронные абстракции, немецкий ученый Герберт Франке начал проводить эксперименты с осциллограммами, рисовать абстрактные композиции. По стилю композиции двух художников отличались друг от друга: большинство абстракций, созданных Лапоски, отдаленно напоминали знакомые всем формы и образы, в то время как работы Франке редко ассоциировались с реальными объектами и в чем-то даже перекликались с трехмерной графикой. Уже при ранних экспериментах в области компьютерной графики Герберт Франке понял, что возможности компьютера не ограничиваются созданием абстрактных композиций, что на компьютере можно создавать более сложные объемные изображения, что художественное использование компьютер­ной графики - не только самая важная, но и самая интересная цель в изучении и использовании цифровых систем. Г. Франке писал: «Работа с новым инструментом экспериментальным способом открывала большие возможности для выражения художественных замыслов в нетрадиционной манере, результаты данной работы имеют высокую ценность в развитии нового вида изобразительного искусства. Одним из аспектов компьютерной графики является мост между традиционным искусством, технологией, наукой - и жизнью»[4]. Первые шаги в работе Герберта Франке с компьютерными графическими системами основывались на геометрических элементах арифметических кривых. Это был не только новый метод в создании изображения, но и шаг в будущее, который позволил развить художественную компьютерную графику. Герберт Франке работал с запрограммированным визуальным ис­кусством. Г.Франке прошел длин­ный путь от аналогового до цифрового вычисления, от механических графопостроителей до экрана с высоким разрешением и большой цветовой палитрой. Г. Франке работает в трехмерной графике, создавая мультипликации, но если просмотреть его несколько сотен картин создавших с 1956 года по 1998 год, впечатляет не только художественный, но также и научный прогресс. Тем не менее, развитие компьютерных систем не закончено, также и визуальное компьютерное искусство остается в процессе исследова­ния, развития и расширения.

Нача­лом признания компьютерной графики как искусства традиционно принято счи­тать конкурс, проведенный журналом «Computer and Automation» в 1963 году. Это был конкурс программистов, но по его условиям ра­боты участников оценивали исходя из эстетических критериев. Победителями стали сотрудники военной лабора­тории по исследованию баллистических ракет штата Мэриленд. Американский художник Майкл Нолл стал первым в истории компьютерного искусства, кого интересовала исключительно эстетическая ценность создаваемых цифровых изображений. Первую свою работу художник создал в 1962 году. В одном из ранних экспериментов Нолл попытался сравнить картину известного худож­ника с созданным при помощи компьютера рисунком. Выставка циф­ровых работ Нолла в 1965 году в Нью-Йорке стала первой подобной экспозицией в Соединенных Штатах. [2]. В конце 1960-х — начале 1970-х г.г. Нолл сконструировал интерактивное устройство 3D-ввода, а также ряд других устройств, ставших предшественниками современных систем виртуальной реальности. Проект Нолла под названием «Созданный с помощью компью­тера балет» стал первой анимацией, выполненной на компьютере. «Балет» представлял собой танец стилизованных фигурок на сцене. Многие из работ Нолла экспонировались по всему миру, а некоторые из них заняли место в коллекциях крупнейших музеев мира, его машиногенерируемые мультипликации находятся в коллекции Музея Современного Искусства в Нью-Йорке и академии Искусств Кинематографии. Такие компьютерные картины, как "Гауссовский квадрат" и “Компьютерная композиция с Ли­ниями” находятся в постоянной коллекции Лос-анджелесского музея искусства и галереи при Университете Южной Калифорнии. [http://www.microsoft.com/museum/mustimeline.mspx (Microsoft timeline].

В истории компьютерной графики важное место занимает художник и учёный Фридрих Наке. Главным своим призва­нием в жизни Фридерих Наке считал точные науки, однако он внес неоспоримый вклад в развитие компьютерной графики. В 1965 году в Германии вместе с Майклом Ноллом Ф. Наке организовал семи­нар по компьютерному искусству. В 1967 году Наке начал экспе­риментировать с графопостроителем, создавая визуальные отображения умножения матриц, которые представляли художествен­ный интерес.[1].

Большой вклад в развитие компьютерной графики внес худож­ник, профессор государственного университета Штата Огайо – Чарз Зури. В1964 году Чарльз Зури экспериментировал с компьютерной гра­фикой, используя аналоговый компьютер. Его исследование в об­ласти компьютерной графики и мультипликации получило международное признание. С помощью данного устройства Зури нарисовал серию компьютерных изображений на основе картин знаменитых художников: Дюрера, Пикассо, Гойи и многих других. Чарльз Зури осознал значимость ком­пьютера как художественного инструмента, стал работать над созда­нием собственных картин, используя при этом непосредственно компьютерную графику, такие работы как «Маска страха», «Время», «Первая колибри», «Мужчина» и другие.

Чарльз Зури создал композицию масляными красками, подобную маске лица человека. В данной работе Чарльз Зури показал склон­ность к экспрессионизму, он деформировал изображение для боль­шей выразительности.

Рисунок «Старение» Зури выполнил в сочетании традиционных методов рисования с компьютерными: два рисунка были переведены в цифровую форму, один - изобра­жение девушки, а другое изображение пожилой женщины. Программа строит композицию, начиная с изображения девушки, а затем постепенно перемещает к старшей женщине. Постепенно рисунок фрагментирован с большим смещением, поскольку дости­гает центра. Тогда фрагменты начинают с перемещением изменять форму, пока рисунок женщины не завершен. Этот процесс использовался, чтобы создать короткую последовательность мультипликации и показать процесс старения.

50-60 годы ХХ века стали периодом становления компьютерной графики. В данный период в результате экспериментов таких художников, как Герберта Франка, Чарльза Зури, Фридриха Наке, Майкла Нола, были заложены основы векторной и трехмерной графики, а также методы преобразования изображений.


Литература:

  1. Bohm D. On the Relationships of Science and Art // Data: Directions in Art, Theory and Aesthetics. Ed http://www.alias.com/eng/about/history/index.shtml.(Alias Wave­front history

  2. Michael Noll http://www.citi.columbia.edu/amnoll/.
  3. Роджерс Д. Алгоритмические основы машинной графики: Пер. с англ. -М.: Мир, 1989. -512 с.

  4. Савицкая. Т. Е. Культура XXI, новые мутации на рубеже тысячелетий.// Культура в современном мире. Выпуск-3. М. Изд. РГБ. 1999г. стр. 3-28.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle