Библиографическое описание:

Созонова С. Д. Об изменении требований к подготовке будущего учителя (бакалавра образования) как организатора социального партнёрства // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 501-504.

«Человек может совершенствоваться всю жизнь,

самообразование и самосовершенствование человека

заканчивается только с его смертью.

Нет предела и границ в движении вперед,

как не может быть остановки в самой жизни».

Л. Н. Толстой

Сегодняшний студент педагогического вуза (бакалавр образования), завтрашний учитель - основоположник нового российского образования. То, каким он должен стать пытаются определить ученые-педагоги. В периодической печати по педагогике и психологии появилось много публикаций, посвященных вопросам реформирования высшего профессионального образования в Российской Федерации и вопросам подготовки квалифицированных педагогических кадров для средних общеобразовательных учебных заведений. Изменились требования, прописанные в нормативных документах сферы образования и предъявляемые со стороны работодателей к процессу подготовки будущего учителя, а, следовательно, и к его профессионально-личностным качествам и умениям.

Требования – это императивная система профессиональных качеств, определяющих успешность педагогической деятельности [6]. Проще говоря, под требованиями понимаются такие качества и способности будущего учителя, от которых будет зависеть результативность его дальнейшей совместной деятельности не только с учащимися, но и с родителями учащихся, другими учителями, представителями работодателей.

Для более детального рассмотрения изменений произошедших в требованиях, предъявляемых к процессу подготовки молодого учителя (бакалавра образования), обратимся к анализу государственных документов в сфере образования, таких как: Закон Российской Федерации «Об образовании», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», «Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы», Коммюнике конференции европейских министров, ответственных за высшее образование от 28-29 апреля 2009 года «Болонский процесс 2020 – европейское пространство высшего образования в новом десятилетии». В данных документах в целом отражены требования, предъявляемые к системе российского образования и к современному учителю в частности.

Важным документом в отечественном образовании является приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002г. за № 393 «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года». Этот документ официально положил начало процессу модернизации образования в России в начале XXI века.

В пункте 1.2. «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» говорится о том, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Также отмечается, что «потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства» [4]. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» именно «современно образованные люди» должны без особых усилий уметь строить партнёрские отношения и быть изначально ориентированы на приоритеты сотрудничества и взаимодействия между сторонами. Под «современно образованными людьми», на наш взгляд, следует понимать выпускников вузов, то есть бакалавров образования. А потребностью современного российского образования в настоящее время является умение бакалавра не только быть источником знаний для ребят, но и уметь организовывать партнёрские отношения в образовательной среде, исключая присутствие социального неравенства между её сторонами-партнёрами.

В пункте 1.4. «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» основой современной образовательной политики государства называется «социальная адресность и сбалансированность социальных интересов». Далее отмечается, что «стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями». По нашему мнению, эти новые требования, предъявляемые системой образования и обществом к учителю, задают потребность в новом учителе, уже готовом к реализации социального партнёрства. Для того, чтобы современный бакалавр был способен организовывать лаконичное и взаимно полезное сотрудничество и партнёрство между учащимися, системой образования, представителями других сфер, его нужно ещё во время учёбы в вузе к этому целенаправленно готовить.

Основополагающим документом системы образования России можно считать Закон Российской Федерации «Об образовании». В главе 3 ст. 14 «Общие требования к содержанию образования» Закона РФ «Об образовании» говорится о том, что «содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой и национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений» [3]. Из этого следует, что образование даёт возможность и учащимся, и педагогам устанавливать партнёрские отношения в форме диалога, учит и тех, и других быть терпимыми к мнению оппонентов, а также предоставляет возможность каждому анализировать мнение других и высказывать свою собственную точку зрения. Без взаимопонимания между учителем и учащимися вряд ли будет возможно получение качественного образования, а без сотрудничества - эффективный обмен и накопление знаний учениками, а также развитие личности самого учителя и его деятельности, поэтому современной системе образования как никогда необходима система партнёрских отношений. Новая система образования естественно нуждается в тех, кто будет её организовывать и участвовать в её реализации. По нашему мнению, для этого потребуется особым образом подготовленный новый учитель - бакалавр образования, способный и новый материал объяснить, и договориться о встрече с интересными людьми, и продемонстрировать другим какие у него талантливые и способные ученики.

Особое внимание уделено социальному партнёрству в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Авторы концепции (А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков) добавили к социальному партнёрству слово «педагогическое», тем самым акцентировали наше внимание на первостепенной роли в нём педагога. Именно учитель должен взять на себя ответственность за выстраивание партнёрских отношений в развивающемся образовательном пространстве. Авторы концепции подчёркивают важность существования социально-педагогического партнёрства для полноценного духовно-нравственного развития и воспитания учащихся. «Необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнёрские отношения с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ» [2].

Авторы «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» выделяют такое условие, как «заинтересованность субъектов воспитания и социализации в разработке и реализации программ общеобразовательных учреждений и иных субъектов социализации на основе национального воспитательного идеала и базовых национальных ценностей» [2], от которого напрямую зависит организация социально-педагогического партнёрства. Становление и развитие социально-педагогического партнёрства в самое ближайшее время должно стать одной из приоритетных сфер государственной политики. Когда государство обратит на социально-педагогическое партнёрство в образовательном пространстве нашей страны должное внимание, только тогда мы сможем сказать, что сфера образования развивается совместно с другими субъектами государства, а партнёрские отношения наделяют её новыми идеями и предоставляют новые возможности.

В другом, не менее значимом нормативно-правовом документе «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года» одной из основных задач государства в сфере образования выделена задача «привлечения работодателей и других заказчиков специалистов к социальному партнёрству и организации профессионального образования с целью удовлетворения потребностей рынка труда» [5].

В данном документе чётко и достаточно конкретно сформулирована мысль о том, что образовательным учреждениям следует налаживать партнёрские отношения с работодателями и другими покупателями-заказчиками. Данные отношения в будущем могут стать основой взаимовыгодного сотрудничества, а также могут посодействовать решению проблемы нехватки специалистов-профессионалов в сфере образования и не только в ней. То есть, в современном образовании возникает потребность в специалистах, готовых к организации социального партнёрства не только на уровне одного учебного заведения, но и между учебным заведением и учреждениями культуры, учреждениями дополнительного образования, будущими работодателями.

Не менее важным нормативным документом в сфере образования Российской Федерации является «Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы». В программе сделана установка на инновационное развитие профессионального и непрерывного образования. Цель и задачи программы ориентированы на обновление российской системы образования в 2011 – 2015 годах, в соответствии с потребностями современного общества, а также на повышение качества, конкурентоспособности и востребованности содержания высшего образования и молодых специалистов на рынке труда. Для достижения положительного результата будет обеспечено:

  • оснащение современным учебно-производственным, компьютерным оборудованием и программным обеспечением образовательных учреждений профессионального образования, внедряющих современные образовательные программы и обучающие технологии, организацию стажировок и обучение специалистов в ведущих российских и зарубежных образовательных центрах, с привлечением к этой работе объединений работодателей, коммерческих организаций, предъявляющих спрос на выпускников учреждений профессионального образования;

  • повышение показателей академической мобильности студентов и преподавателей, позволяющей обеспечить новые уровни взаимодействия различных образовательных и экономических систем, привлечение вузами для преподавания специалистов из реального сектора экономики;

  • кооперирование учреждений профессионального образования с внешней средой для формирования устойчивых двухсторонних связей по трудоустройству выпускников и поддержание процессов непрерывного образования для сотрудников предприятий [7].

Не смотря на то, что вся образовательная система, подвергается существенному реформированию, её центральным звеном был и остаётся учитель. На наш взгляд, учитель должен и будет соответствовать новым требованиям общества и образования. Только он способен поднять престиж российского образования и устранить разрыв между содержанием образования и внедрением новых технологий, между сферой образования и сферой культуры, между сферой образования и сферой экономики, между требованиями рынка труда и качеством образовательных услуг, а в целом способствовать реализации идей по вхождению России в Болонский процесс.

В коммюнике конференции европейских министров, ответственных за высшее образование от 28-29 апреля 2009 года «Болонский процесс 2020 – европейское пространство высшего образования в новом десятилетии» в одиннадцатом пункте второго раздела «Обучение для будущего: приоритеты высшего образования на грядущее десятилетие» сообщается о том, что «реализация стратегии образования в течение всей жизни требует прочных партнёрских отношений между органами государственной власти, высшими учебными заведениями, студентами, работодателями и работниками» [1]. Необходимость в партнёрских отношениях не случайна, именно они способствуют организации образовательного процесса на протяжении всей жизни человека, дают возможность, как получать новые знания, так и пополнять и совершенствовать уже имеющиеся. По мнению европейских министров, для этого также следует, «оживить практику высших учебных заведений» [1]. Практика, запланированная в высших учебных заведениях, даёт возможность закрепить полученные студентами знания, отработать сформированные умения, довести имеющиеся навыки до уровня мастерства, а главное способствует налаживанию партнёрских отношений.

В тринадцатом пункте особое внимание уделяется трудоустраиваемости студентов. По мнению европейских министров образования, «трудоустраиваемость позволяет человеку в полной мере использовать возможности меняющихся рынков труда» [1]. Министры призывают всех «стремиться к повышению уровня первоначальной квалификации, а также к сохранению и обновлению квалификационной рабочей силы на основе тесного сотрудничества между правительством, учебными заведениями, социальными партнёрами и студентами» [1]. Вновь министры образования отмечают важность и необходимость сотрудничества и социального партнёрства для современного профессионального образования на всём европейском пространстве. Можно смело утверждать, что сотрудничество между партнёрами и социальное партнёрство, если ещё не стали, то в самое ближайшее время станут основой, на которой будет строиться вся система образования и в нашей стране, и во всех других страна, участницах Болонского процесса, а организатором этого партнёрства станет учитель. Поэтому неслучайно в современном обществе возникла потребность в учителе, подготовленном ещё на стадии обучения в высшем учебном заведении к реализации социального партнёрства в сфере образования.

В четырнадцатом пункте второго раздела «Обучение для будущего: приоритеты высшего образования на грядущее десятилетие» акцент делается на студентоцентрированное обучение. «Профессорско-преподавательский состав в тесном сотрудничестве со студентами и представителями работодателей должен продолжать работу по формированию результатов обучения и международных ориентиров для различных предметных областей» [1]. И снова цепочка составляющих: студенты, преподаватели, представители работодателей и сотрудничество между ними. В данном случае сотрудничество представлено как умение взаимодействовать, работать совместно с социальными партнёрами: учащимися, учителями, администрацией школы, родителями, студентами, преподавателями, представителями работодателей, представителями других учреждений культуры и образования и др.

В шестнадцатом пункте европейские министры образования призывают высшие учебные заведения «к дальнейшей интернационализации своей деятельности и к участию в глобальном сотрудничестве в целях устойчивого развития» [1]. Таким образом, сотрудничество в глобальных масштабах должно способствовать налаживанию тесных интернациональных связей в системе высшего образования и содействовать дальнейшему развитию образования на всём европейском пространстве.

Анализ рассмотренных нормативных документов показал, что современный подход к образованию предполагает изменение подходов к подготовке молодых специалистов, востребованных на рынке образовательных услуг. В период обучения будущего учителя в вузе, как никогда, система образования имеет возможность влиять на его профессиональные способности, умения и навыки, на развитие личностных качеств и развитие его творческих способностей.


Литература:

  1. Болонский процесс 2020 – европейское пространство высшего образования в новом десятилетии //Высшее образование в России. – 2009. - №7. – с.156-162.

  2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Серия «Стандарты второго поколения». – М.: Просвещение, 2009. – 24с.

  3. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266-1. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://consultant.ru/popular/edu.

  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/393.html

  5. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года от 04.10.2000 № 751. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://base.garant.ru.

  6. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 574 с.

  7. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://fip.kpmo.ru/fip/info/13430.html.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle