Библиографическое описание:

Колоницкая О. Л. Гуманитарная среда – один из способов решения проблем высшего профессионального образования // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 431-435.

В настоящее время возможности повышения качества образовательного процесса за счёт использования средств гуманитарной среды всё больше и больше привлекают внимание учёных. На основе современных научных трудов можно выделить предпосылки создания гуманитарной среды:

  • повышение значимости науки и образования, а также общей культуры и личностных качеств в ходе формирования современного специалиста;

  • влияние процессов, происходящих в современном обществе, на высшее профессиональное образование;

  • расширение гуманитарной составляющей высшего образования как основы целостного и системного восприятия мира и роли человека в нём.

На наш взгляд, создание гуманитарной среды является процессом, который оказывает влияние на формирование личности и её деятельность в условиях современного общества. Правомерным можно считать мнение В.Л. Кургузова о том, что гуманитарная среда (ГС) – это сознательно сформированная гуманитарная направленность учебных программ и конкретных дисциплин, представляющих единство материальных и духовных факторов, способствующих формированию личности [5,21]. Кроме того, как отмечает Л.Е. Сараскина, ГС – это образовательное пространство, в котором используются активные методы обучения, способствующие усвоению концепции целеполагания и формирования механизмов ее активной реализации [7,152]. Также, Р.М. Петрунева определяет ГС как совокупность «организационных структур, педагогических технологий и административных действий по созданию условий для реализации задач гуманитаризации образования» [6,13].

В техническом вузе ГС представляет собой создание таких условий, при которых содержание, структура и методы обучения отражали бы процессы, происходящие на уровне культуры в целом. Данные условия, по словам Л. Г. Викторовой и Л. В. Петровой, предполагают использование исторического опыта, культурных традиций, достижений мировой науки и техники [2,11], что, на наш взгляд, должно быть отражено при построении содержания обучения и организации образовательного процесса в технических вузах.

По мнению Л.А. Коняевой, ГС вуза представляет собой совокупность различных видов деятельности, которые, в свою очередь, ведут к формированию ценностных ориентаций, мировоззрения, мотивации и культуры во всех её проявлениях [4,13]. ГС включает в себя следующие компоненты: педагогическую деятельность преподавателя, научно-исследовательскую и внеаудиторную деятельность студентов.

Но понятие ГС гораздо шире, чем просто совместная деятельность преподавателя и студентов. Поэтому необходимо учитывать деятельность административно-управленческой структуры, подразделений и различных союзов. Их основной задачей является создание комфортной атмосферы для получения знаний, развития умений и навыков, формирования различных качеств личности будущих специалистов.

С нашей точки зрения, ГС − это, во-первых, пространство в пределах вуза, которое определённая педагогическая система создаёт с целью становления духовных, нравственных и культурных качеств личности обучаемого; а, во-вторых, комплекс психологических, педагогических, профессиональных, организационных и морально-правовых мер, направленных на интенсификацию образовательного процесса.

Основные задачи ГС технического вуза состоят в следующем:

  1. формирование ключевых компетенций конкурентоспособного специалиста в соответствии с государственными образовательными стандартами;

  2. внедрение эффективных подходов, педагогических технологий и методов обучения в образовательный процесс для его интенсификации;

  3. получение детальной информации об обучаемых и применении её на практике (например, при выборе методов обучения).

Важно структурировать ГС для определения путей и способов её формирования в пределах вуза. Так, Р.М. Петрунева считает, что функционирование ГС − это сложный и многоуровневый процесс, который обеспечивается несколькими элементами [6]: гуманитарной подготовкой, общетехнической и специальной подготовкой, современными педагогическими идеями и технологиями, традициями вуза

Критически оценивая данную классификацию, необходимо отметить её односторонний характер. Все подсистемы ГС направлены на толкование действий педагогов и администрации, но не трактуют ГС вуза как процесс взаимодействия студента и каждой описанной выше подсистемы.

По мнению З.В. Смирновой, существуют следующие элементы ГС в вузе: вещественные, представленные различными учреждениями вуза, обеспечивающими обучение, здравоохранение, защиту социального субъекта (предметы жизнедеятельности, направленные на формирование и развитие социально значимых качеств) и личностные, отражающие состояние культуры межличностных отношений, ценностные ориентации социальных субъектов, взаимодействующих в ГС, их социокультурная деятельность [8,13-14]. С нашей точки зрения, данная классификация не полностью отражает структуру ГС вуза и не раскрывает её особенности. Её автор рассматривает составляющие ГС только с позиции формирования качеств личности, необходимых современному специалисту, забывая о том, что понятие ГС гораздо шире, так как включает в себя бóльшее количество элементов, функционирующих как единое целое.

Как считает В.Л. Кургузов, структура ГС имеет следующее строение: материально-вещественная среда, организационно-техническая (организация учебно-методической, внеучебной работы и т.д.), информационно-культурная среда, социальная среда (психологическая, онтологическая и т.д.) [5,24]. Тем не менее, в данной классификации, как и в классификации Р.М. Петруневой и З.В. Смирновой, не отражено взаимодействие будущих специалистов с каждой составляющей ГС, также как и способы активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых, включение их в культурное, образовательное пространство вуза.

На наш взгляд, для создания ГС технического вуза, успешного её функционирования и отражения взаимодействия студентов со всеми составляющими системы высшего профессионального образования необходимо использовать:

  • гуманитарные технологии (ГТ) обучения;

  • компетентностный, проблемно-поисковый и культурологический подходы;

  • психологические, социальные и морально-правовые составляющие образовательного процесса;

  • систему обмена знаниями и опытом среди студентов и преподавателей в рамках одного вуза и развитие межвузовских связей;

  • дополнительные образовательные программы;

  • методики интенсификации и активизации учебно-познавательной и творческой деятельности.

Структура ГС представляет собой систему профессионально-образовательных, культурных, административных, технических и т.д. связей в вузе, обеспечивающих всестороннее развитие личности будущего специалиста. Важнейшее место в ней принадлежит как учебно-познавательному процессу во всех его направлениях (общепрофессиональном, специальном и гуманитарном), так и внеучебной деятельности.

С точки зрения функционирования гуманитарная среда технического вуза – это единство гуманитарной среды на уровне деятельности вуза, факультета, а также на уровне конкретного занятия (см. Рис.1. Структура гуманитарной среды технического вуза). Гуманитарная среда на уровне деятельности вуза–это совокупность действий, направленных на организацию образовательного процесса и совокупность условий, влияющих на приобретение гуманитарных знаний. Гуманитарная среда на уровне деятельности факультета–это совокупность действий, ориентированных на организацию образовательного процесса с учётом особенностей и специфики подготовки специалистов на каждом отдельном факультете.

Гуманитарная среда занятия представляет собой детально разработанную систему методов обучения, которая нацелена на становление конкурентоспособного специалиста, его профессиональных и личностных качеств. Создание ГС занятия важно для создания благоприятного психологического микроклимата и доверительных отношений между преподавателем и студентами [3].

Рис. 1.

Структура гуманитарной среды технического вуза.

При создании ГС занятия в техническом вузе следует обращать внимание на профиль преподаваемой дисциплины и её место в учебных планах факультетов. Например, количество академических часов, уделяемых иностранному языку, невелико. Это объясняется тем, что в технических вузах гуманитарные дисциплины долгое время были на второстепенных ролях. Однако становится всё более очевидным, что в формировании ключевых компетенций и личностных качеств конкурентоспособных специалистов гуманитарные дисциплины играют очень важную роль. В этой связи необходимо использовать такие подходы к построению обучения, которые активизируют учебно-познавательную и творческую деятельность. Для формирования ключевых компетенций средствами иностранного языка за короткий срок методы обучения должны быть достаточно эффективными.

Обратимся к следующей составляющей ГС занятия − технической и информационной поддержке, которая играет значительную роль в организации образовательного процесса в техническом вузе. Это связано с тем, что необходимо внедрение различных информационных и технических средств в процесс обучения. Существенную помощь оказывает компьютерная техника, т.к. именно она способна обеспечить одновременную работу группы обучаемых, адаптировать учебный материал к индивидуальным способностям студентов, контролировать индивидуальную работу обучаемых, регистрировать и анализировать статистическую информацию, полученную в ходе компьютеризованного занятия и т.д.[10]. Таким образом, умелое сочетание традиций и инноваций в преподавании гуманитарных дисциплин в технических вузах сделает обстановку на занятиях интересной и обеспечит более высокий уровень мотивации и усвоения учебного материала.

С точки зрения содержания гуманитарная среда представляет собой сочетание гуманитарной образовательной среды и вспомогательных элементов. Для того чтобы раскрыть понятие ГОС, необходимо обратиться к понятию «образовательная среда». Н.Б. Крылова отмечает, что образовательная среда – это часть социокультурного пространства, которая является зоной взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательного процесса [9,34]. По мнению Т.И. Ключенко, образовательная среда представляет собой ряд условий, которые могут оказать влияние на образование человека [9,34].

В данном диссертационном исследовании под образовательной средой мы понимаем культурное, социальное и педагогическое явление, представляющее собой набор специально создаваемых условий, влияющих на непрерывное развитие, становление ключевых компетенций и личностных качеств конкурентоспособного специалиста. Образовательная среда функционирует в пределах вуза на основе использования государственных стандартов в сфере высшего профессионального образования, потребностей общества и современного специалиста.

Мы считаем правомерным утверждение В.А. Козырева, о том, что ГОС – это педагогическое явление, структурные компоненты которого используются субъектами образовательного процесса для освоения и трансляции гуманистических ценностей в ходе межсубъектного взаимодействия и преобразования предметной деятельности [1,358]. По словам Н. В. Бордовской, ГОС необходима в вузе «в целях создания условий для духовного развития и реализации творческого потенциала студентов в ходе подготовки к будущей профессиональной деятельности» [1,11], что становится возможным за счёт новых гуманитарных технологий и усиления значимости интеграции технологического и гуманитарного подходов [1,84].

В настоящем исследовании мы исходим из тезиса о том, что ГОС – это совокупность таких условий, при которых обучаемые могут освоить гуманистические идеи, накопленные поколениями.

Наибольшее внимание при создании ГОС технического вуза необходимо уделять концептуальной и содержательной основам. Под концептуальной основой мы подразумеваем методико-педагогические подходы и частнометодические принципы, на основе которых происходит интенсификация и активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых, активизация их творческих способностей для успешного формирования конкурентоспособного специалиста в процессе обучения в техническом вузе. Содержательная основа представляет собой внедрение эффективных подходов в обучении на основе модели современного конкурентоспособного специалиста и портрета обучаемого.

Особое значение имеет выделение подразделений технического вуза в структуре ГОС для их детального изучения с целью выбора подходов, технологий и методик обучения. Наличие чёткой структуры подразделений способствует успешному управлению и, в общем, эффективному функционированию всего вуза. Важно подчеркнуть, что такие подразделения, как например, кадровые центры, повышают интерес обучаемых к их будущей профессиональной деятельности. Кроме того, существует необходимость учёта формы обучения студентов при выборе наиболее эффективной технологии обучения.

Важным элементом являются внеучебные элементы ГС, так как именно с их помощью происходит стимулирование учебно-познавательной деятельности обучаемых, развитие основных ключевых компетенций за пределами аудиторий и во внеаудиторное время. Считаем, что к ним можно отнести разнообразные культурные, научные и массово-развлекательные мероприятия, организованные вузом; работу студенческих и профсоюзных организаций, студенческих советов, работу администрации вуза и т.д.

Внеучебные элементы предполагают учёт порядков и традиций вуза. Они способствует развитию гражданской позиции и мировоззрения будущих специалистов, положительно влияют на формирование их личностных качеств.

Вышеизложенные положения влияют на отношения преподавателя и студентов, характерными особенностями которых являются создание преподавателем благоприятной коммуникативной атмосферы на занятии путём ведения открытого диалога со студентами; манера преподавания, направленная на раскрытие потенциала каждого обучаемого; характер взаимодействия преподавателя и студента др.

Проанализировав научную литературу, необходимо сделать ряд выводов:

  1. На основе изученных научных трудов в области педагогики и методики преподавания выделили следующие предпосылки создания ГС в техническом вузе: повышение значимости образования, общей культуры и личностных качеств при формировании конкурентоспособного специалиста; влияние процессов, происходящих в мире, на высшее профессиональное образование; расширение гуманитарной составляющей высшего образования как основы целостного и системного восприятия мира и роли человека в нём.

  2. ГС вуза направлена на активизацию и интенсификацию учебно-познавательных и творческих процессов развития и становления будущего специалиста, при условии функционирования всех её элементов в техническом вузе.

  3. Проведённый контент-анализ научной литературы, целью которого было изучение различных аспектов создания ГС, показал, что элементы ГС описаны частично, что приводит к необходимости выделения структуры и детального её описания.

  4. Предложено структурировать ГС следующим образом:

  • С точки зрения функционирования гуманитарная среда технического вуза – это единство гуманитарной среды на уровне деятельности вуза, факультета, а также на уровне конкретного занятия;

  • С точки зрения содержания гуманитарная среда представляет собой сочетание гуманитарной образовательной среды и вспомогательных элементов.


Литература:
  1. Бордовская, Н.В. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: теория и методология проектирования: учебное пособие / Н.В. Бордовская. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. – 408 с Кургузов, В.Л. Гуманитарная среда технического ВУЗа: Методология. Опыт. Проблемы. / В.Л. Кургузов. – Улан-Удэ: ВСГТУ, 1997. – 184 с.

  2. Викторова, Л.Г., Петрова, Л.В. Гуманизация и гуманитаризация высшего образования – условие формирования гуманитарного потенциала личности интеллигента: монография / Л.Г. Викторова, Л.В. Петрова. – Красноярск: СПбГТУ, 1999. – 32 с.

  3. Китайгородская, Г.А. Методика интенсивного обучения иностранному языку: учебное пособие. для преп. вузов студентов пед. институтов / Г. А. Китайгородская. – М.: Высш. шк, 1982. – 141 с.

  4. Коняева, Л.А. Гуманитаризация воспитательно-образовательного процесса как основа формирования ценностных ориентаций студентов: автореф. … к-та пед. наук / Л. А. Коняева. − Кемерово, 2004. – 22 с.

  5. Кургузов, В.Л. Гуманитарная среда технического ВУЗа: Методология. Опыт. Проблемы. / В.Л. Кургузов. – Улан-Удэ: ВСГТУ, 1997. – 184 с.

  6. Петрунева, Р.М. Гуманитаризация образования: модель гуманитарно-ориентированного специалиста: учеб. пособие / Р.М. Петрунева − Волгоград: РПК «Политехник», 1998. − 113 с.

  7. Сараскина, Л.Е. Формирование гуманитарного целеполагания личности студента в вузе: диссер. … канд. пед. наук // Л. Е. Сараскина. – Красноярск, 1994. – 176 с.

  8. Смирнова, З.В. Университетская гуманитарная среда как условие воспитания личности будущего специалиста: автореф. … канд. пед. наук / З. В. Смирнова. − Саратов, 2001. – 25 с.

  9. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Учебное пособие / В.Н. Гуров, Б.З. Вульфов, В.Н. Галяпина и др. – М., 2004. – 240 с.

  10. Хасанова, Р.А. О путях оптимизации преподавания лингвистических дисциплин [Электронный ресурс] / Р.А.Хасанова // Бодуэновские чтения: Б. де Куртенэ и современная лингвистика: межд. науч. конф. (Казань, 11-13 дек. 2001 г.): труды и материалы: В 2 т./под общ. ред. К.Р. Галиуллина, Г.А. Николаева.− 2011. – Режим доступа: http://kls.ksu.ru/boduen/bodart_1.php?id=11&num=17000000, свободный.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle