Библиографическое описание:

Яковлев Я. И. История возникновения национальной борьбы «хапсагай» // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 584-587.


В настоящее время «хапсагай» – это национальный вид спортивной борьбы.

Мы выявили несколько вариантов дословного перевода и смыслового значения слова «хапсагай». Исследование начали с изучения семантики якутского языка.

Наш якутский язык относится к типу тюрко-монгольских языков. Все языки, относящиеся к этому типу, являются агглютинативными, т.е. делятся по слогам. Так, к основной части слова прилагается какая-либо приставка. Григорьев Н.С. в «Фразеологическом словаре якутского языка» выделяет в слове «хапса5ай» два слога: «хап» – основа и «-5ай» – приставка, где основа составляется от слов «хап», «хабыс», «хапсар» и к ней прилагается старо-монгольская приставка. Таким образом, у него выходит: «хапса(р) + [5ай]», где «хапса(р)» имеет значение – лови, хватай, схватись, а приставка «-5ай», определяет какое-либо действие. В окончательном варианте можно выразить как «схватись и действуй» [1, 43 с.].

В «Толковом словаре якутского языка» написано: «хапса5ай» в переводе на русский язык означает – «ловкость», «быстрота», «сила» и «выносливость». В точном переводе, если разделить слово «хапса5ай» на две части, то часть «хап» – лови, хватай; «са5ай» – бросай, кидай, т.е. «лови момент и бросай» [2, 84 с.].

В составленном Т.И.Петровой 2005 году «Кратком якутско-русском словаре» указано: «хапса5ай» – проворный, ловкий, быстрый, а также синонимами выступают слова (ньымса, сымса). Это вид спорта – борьба, состязание в ловкости. В данном словаре слово «хапса5ай» переводится как неделимое единое слово [3, 32 c.].

В «Словаре якутского языка» составленным Э.К.Пекарским «хапса5ай» [хабыс + а5ай] – произошло от ср.тюрк. «капча5ай», «капша5ай» – быстрый, проворный; бур. «габшагай» – ловкий, хваткий, подхватывать, увертка. В этом словаре раскрыты также значения однокоренных слов:

  • «хапса5айда» – [от хапса5ай + ла] означает ловчить (помогать, способствовать), бойчить (поступать бойко, решительно, смело);

  • «хапса5айдас» – [от хапса5ай + с] – состязаться в ловкости, употребляя приемы ловкости, состязаясь в ловкости;

  • «хабыс», «хапсар» – [от хапыс + ыс] – хватать друг друга, схватываться в борьбе; «эт илиилэринэн хапсан ылыстылар» – произошла стычка между двумя людьми без оружия [4, 332 c.].

По мнению Н.С. Попова – кандидата культурологии, доцента кафедры культурологии ФЯФиК, хапсагай – вид борьбы, исконно якутское слово, нераздельное. Подвид следующих понятийных слов хапсыhыы, хапсыhар – столкновение, сталкиваться. При объяснении столкновения хапсыhыы как физического явления происходит ударное соприкосновение, что приводит к разложению обеих объектов или более не прочного и происходит некая проверка прочности, например двух метеоритов летящих друг против друга. Понятие столкновение хапсыhыы могло постепенно переформироваться и объяснять не столь резкое ударное явление. То есть хапсыhыы – столкновение, исходя из этого, объясняется редкое явление, редкое случайное столкновение двух летящих метеоритов, двух озлобленных лосей и двух не соответствующих друг другу воинственно настроенных людей.

К механизму столкновений хапсыhыы подходят некоторые процессы борьбы, например: в борьбе двух баранов – они дерутся толчками, петушиные бои – они дерутся тоже толчками, два сумоиста – у них то же вид борьбы толчковое. Возможно, борьба хапсагай в раннем периоде своего формирования было то же толчковой. В правилах, возможно, было проталкивание друг друга за ковер или до падения одного из соперников.

С постепенным использованием хапсагая как состязательного вида и в структурном изменении борьбы, возможно, произошел переход от слова хапсыhыы к хапсагай.

Исходя из этих версий можно сделать вывод: все они сходятся в том, что значение слова «хапса5ай» – это состязание в ловкости и быстроте, а наиболее оптимальным приемлемым определением этого слова является «лови момент и действуй».

В работе Ксенофонтова Г.В. указывается, что «якутский народ в конце XII века нашей эры в полном составе уже переселился в пределы своей родины» (Ксеноф Г.В. Ураангхай сахалар 5 с.).

Нынешнюю территорию республики наши предки заселили в ходе войны. Проиграв в войне с захватчиками и покинув обжитые места, они захватили новую территорию, выиграв войну у местных племен. Это говорит о том, что у древних якутов военное дело было довольно развито. Судя по преданиям, в древности существовало строгая, выработанная веками система воспитания и подготовки воинов. Прежде всего, в раннем возрасте происходил отбор детей, годных к службе: «когда ребенок только начинал ходить, чернея пятками, его показывали человеку сведущему в военном деле, умеющему по внешнему виду предсказывать будущее», т.е. в данном случае определять физическую пригодность, одаренность (5). Если прогноз сулил возможность развить требуемые моральные и физические качества, то взрослые воины приступали к обучению: «учили его боотуры увертливости и ловкости, кидая в раздетого мальчика горящими углями, потом, когда он подрастал, пускали в него деревянные стрелы, прикрепляя к копчику их короткие иголки» (5, 122). Далее в ученика стреляют с того же расстояния, но в отличие от предыдущего упражнения он должен находиться в сидячем положении. Благополучно прошедшие школу «носили плоские железные нагрудник» (Колон.п.М.Госуд)

Существовало условное разделение: если исходить из преданий, то оно производилось по признаку физической одаренности и результатов испытаний. «На сильного человека надевали чашеобразный панцирь. Слабому надевали панцирь сделанный из ольхи». Подготовка воинов осуществлялось по нескольким направлениям – это умение владеть несколькими видами оружия и предохраняться от них, выработка выносливости, приобретение навыков единоборства без оружия и многое другое. Но вершиной искусства было умение вести конный бой. «Люди, обученные кыргысу, занимались исключительно воинскими делами». (1, 121)

Существование военной касты уже предполагает собой наличие определенного искусства введения боевых действий. Например, в «Эллэйаде» упоминается военная хитрость с применением шумового эффекта. Определенное развитие получило фортификационное искусство. Например, строились небольшие деревянные крепости, где укрывалось также и мирное население. Крепости имели двойные или тройные деревянные стены, между которыми насыпалась земля или что-нибудь трудносгораемое. Все приведенные выше факты говорят, что у древних якутов военное искусство было хорошо развито. Оно возникло у всех этносов на самой ранней стадии их формирования. Уже здесь наблюдается зарождение разделения мужского состава племени на людей пригодных к военным действиям и на остальных. Последующая профессионализация привела к образованию у якутов военной касты – определенного слоя населения, поставляющего на службу воинов. Что в свою очередь способствовало развитию физических упражнений, в частности таких видов «курдаhан тустуу» и «хапсагай».

Дальнейшее совершенствование физических упражнений народа Саха по Л.А.Афанасьева – «Тэрис» «Алаас хамсаныыта» происходило по двум основным направлениям:

  1. подвижные игры и состязания, в том числе «курдаhан тустуу» и «хапсагай»;

  2. военное дело – Боотур үөрэ5э.

В период прихода русских, у народа саха культивировались два вида борьбы: «курдаhан тустуу» и «хапсагай», они применялись как часть воинского искусства. Первое письменное упоминание о борьбе «хапсагай» на русском языке мы находим в работе профессора истории и этнографии Г.Ф.Миллера. Он дал подробное описание Ысыаха, устроенного якутских князцом 31 мая 1737 года в 14 верстах от г.Якутска, где проводились состязания по борьбе «хапсагай». Раннее подробное описание состязаний по борьбе «курдаhан тустуу» произведено в двух исследованиях быта и нравов народов Якутии, датированных 1768-1769 гг. и 1785 г. Автором исследований является Туманский.

Но как было упомянуто выше, в новой истории хорошо известна устойчивая тенденция к «вычищению» традиционных видов единоборств после захвата местности новыми завоевателями. Так же получилось и в нашем случае и до начала XX вв. национальная борьба оставалась в некотором забвении. В результате «вычищения», центр борьбы от центральных улусов переместился на периферию, т.е. в Вилюйскую группу улусов. Это подтверждает путешественник Р.К Маак в своей работе, вышедшей в 1887 году. В период с конца XIX в. до начала XX в. наблюдалось активизация увлечения «хапсагаем» на всей территории нынешней республики. Появились такие известные мастера «хапсагая» как Күүстээх Уйбаан из Усть-Алдана, Бараммат Байбал – Мегино-Кангаласс, Одьоо Сэмэн – Ньурба, Бө5ө Байбал – Вилюйск и многие другие. Это объясняется революционным настроем по всей Российской империи, в результате которого появились некоторые послабления и свободы

В 1932 году состоялось первое официальное соревнование по «хапсагаю», приуроченное 10-летнему юбилею образования автономной республики. Первым абсолютным чемпионом стал Степан Слепцов – Баппаай, уроженец Мегино-Кангаласского улуса.

В 1937 году на III-й Всеякутской спартакиаде поразил всех своими восемью победами над противниками, и стал абсолютным чемпионом Василий Степанов – Буучугурас из села Мэйик Верхневилюйского улуса. Василий Степанов был очень ловкий и увертливый, выше среднего роста, весил примерно 85-90 кг.

В послевоенной спартакиаде 1947 года абсолютным чемпионом стал уроженец Ньурбы – Василий Семенов – Күүстээх Бааска.

В спартакиаде Саха АССР 1949 года не нашел себе равных тракторист-ударник из с.Майа Петр Карамзин – Молуойка. В 1952 г. абсолютным чемпионом стал учитель из Усть-Алданского улуса – Роман Петухов, весивший около 100 кг (В.Николаев, Возрождая…, 139 с. ).

До 1955 года борцы не разделялись на весовые категории. На поединок они выходили босиком в одежде из кожи, для того, чтобы до схватки участники не знали друг друга, на них набрасывали покрывало из мятой кожи (ровдуги) и в таком виде вели к месту ристалища. Когда они приближались друг к другу, покрывало сбрасывалось, и начиналась схватка.

Время борьбы не ограничивалось. Борьба продолжалась до победы. Победители прославлялись и в качестве главного приза обычно награждались «мүhэ» (бедренной кости жеребца с мясом в верхней части). Секреты мастерства и способы подготовки к состязаниям каждый борец держал в тайне. Тренировки проводили далеко от населенных пунктов, в одиночку.

Современные правила хапсагая сводятся к следующему:

  • Как и в вольной борьбе, разрешаются все приему с захватом за любую часть тела, в том числе и за ноги.

  • Запрещаются лишь захваты за пальцы рук и ног.

Технические действия в основном выполняются из положений вне захвата и реже – с обоюдного захвата. При бросках борец должен устоять на ногах. Броски, как правило, проводятся с отрывом от земли, чтобы самому не коснуться ее. Техника борьбы богатая, борцами она выполняется с тонким мастерством. В борьбе «хапсагай» большое значение имеет правильная реализация возникающих ситуаций.

Подсечки, – группа технических действий, выводящих борца из равновесия с помощью захвата за туловище мгновенной тягой за корпус и максимально быстрого подбивания ноги противника подошвенной частью основания пальцев. Подсечки обычно проводятся из положений вне захвата, реже – в захвате и с мгновенного захвата.
Подсечки полностью раскрывают содержание борьбы хапсагай.

Захваты с руки, руки и туловища, захваты под плечами, подсечки передние, боковые. И неслучайно многие мастера вольной борьбы хорошо работали, боролись ногами. Подсечки были любимыми приемами многих мастеров хапсагая – многократных чемпионов Якутии и Дальнего Востока Кирилла Григорьева, Василия Румянцева, неоднократного призера Петра Гаврильева, одного из сильнейших боотуров, ныне лауреата Государственной премии Кулунтария Ноговицына, первого мастера спорта СССР по вольной борьбе Дмитрия Данилова, мастера спорта СССР Алексеева, И.Халдеева и многих других. Все эти борцы славились отличной устойчивостью, прекрасным мышечным чувством.

Есть другая распространенная группа приемов – проходы в ноги. Сразу заметим, что в национальной якутской борьбе проходы в ноги выполняются с наклоном и нырками – нападающий остается все время на ногах.

Проходы в ноги полетом, падением не проводятся: их применение штрафуется проигрышем. При проходах ноги полностью не сгибаются (они полусогнуты), что спасает от контрприемов. Проходы выполняются мгновенно, с дальней, средней и близкой дистанции. Захваты руками проводятся выше, ниже или же на уровне коленей.

Приемы – «проходы в ноги» проводятся как завершающая часть комбинации, движения руками, выводов из равновесия, многих обманных движений.
Те кто обладает в совершенстве этими приемами, имеют высокую скорость и отличатся прекрасной цепкостью. Одними кончиками пальцев эти атлеты вытаскивают своих противников из любых положений.

Член сборной страны Николай Захаров многих побед достиг благодаря умению отлично выполнять приемы с захватом за ноги.

Следующая группа приемов – броски:

  1. выведение из равновесия руками, подсечки, отхваты руками;

  2. броски халбарыйыы; они похожи на броски через грудь или подсечки с нападением, но выполняются не касаясь земли.

  3. броски через спину; они проводятся своеобразно и по характеру близки к подножкам, но применяются в хапсагае довольно часто.

Броски в «хапсагае» на вид просты, но для их эффективного проведения нужны тонкий расчет цепкость и высокая скорость проведения приемов.

Умение бороться по «хапсагаю» требует особого мастерства, не каждый борец, владеющий другим видом борьбы, может хорошо бороться в этом виде единоборства. (Д.Коркин, Опыт подготовки борцов высокого класса )

После 2000 года ежегодно проводятся около двадцати соревнований

республиканского масштаба с мастерским нормативом. В пропаганду «хапсагая» неоценимый вклад внесли А.Е.Мостахов – председатель отдела «хапсагая» Федерации вольной борьбы РС/Я и А.В.Васильев – Көрдүгэн – бессменный спортивный комментатор, именно благодаря ему многие ветераны-борцы обрели второе дыхание в «хапсагае».

Кроме описанного нами направления «хапсагая» как спортивного единоборства, в последнее время становится популярным, ранее забытое, групповое направление – «хомуур хапсагай». Правила данного вида, в основном, сформированы:

  1. В команде должно быть не менее пяти борцов, различной весовой категории (до 70 кг – 2 и свыше 70 кг – 3);

  2. Соревнование начинают по 1 борцу с каждой команды (по жребию);

  3. Далее борются по 2 борца с каждой весовой категории;

  4. Следующим этапом соревнуются по 3 борца с каждой команды (обязательно наличие 1 борца с весовой категорией до 70 кг);

  5. В финальной схватке выходят все борцы противоборствующих команд – «стенка на стенку».

Данный вид отличается особой зрелищностью и динамичностью, а также коммерческой направленностью, театрализованностью.

Третьим видом «хапсагая» является «хабыр хапсагай». А.Панаев по совету К.Д.Уткина создал «хабыр хапсагай». Правила здесь не отличаются от ушу-саньда. Разрешаются удары руками, ногами, коленом, болевые и удушающие приемы, броски, захваты и сваливания. В этом виде единоборства противники со стойки обычно переходят в партер, где поединок находит свое логическое завершение.

Четвертым, оздоровительным направлением может стать разработанная Л.А.Афанасьевым система движений «Yс эйгэ хамсаныыта», основанная на подражании поведения животного мира из эпоса олонхо.


Литература:

  1. Григорьев Н.С. Фразеологический словарь якутского языка. – Я.: Бичик, 1999.

  2. Толковый словарь якутского языка / под ред.Афанасьева П.С. – Я., 1994.

  3. Петрова Т.И. Краткий якутско-русский словарь. – Я., 2005.

  4. Словарь якутского языка / Э.К.Пекарский. 1955.

  5. Андросов Г.Г. Хапса5айдаhан тустуу. – Я., 1963.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle