Библиографическое описание:

Кикеева С. А. Этнопедагогика эстетического воспитания в начальной национальной школе // Молодой ученый. — 2009. — №4. — С. 271-273.

Одним из приоритетных направлений в образовательной политике Российской Федерации является деятельность по возрождению и развитию этнокультурных образовательных учреждений, по формированию национально-региональных систем образования, как одного из направлений развития вариативного образовательного пространства. Перед системой образования ставятся задачи возрождения культурного потенциала каждого этноса и сохранения его посредством системы образования, ориентации содержания образования на сохранение и развитие этнических традиций в процессе учебно-воспитательной деятельности учреждений образования.

Этнический компонент в образовании не ограничивается только изучением родного языка, ориентируется на развитие ребенка как личности, восходящей от родной этнической культуры к мировой через общероссийскую в системе целостного, вертикального, непрерывного образования.

Обращение к народному педагогическому опыту, этнокультурному наследию – важное закономерное условие понимания генезиса мировоззрения личности на этапах развития культуры своего народа и мировой цивилизации, создают благоприятные предпосылки для гуманизации образования, для нравственного совершенствования личности, а также для сохранения, обогащения и развития этнической культуры [1, с. 97]. Формирование системы образования, адекватной потребностям этнических общностей, является актуальнейшей проблемой. Содержание такой системы образования опирается на ведущие дидактические идеи Г.Н. Волкова, В.В. Краевского, И.Я. Лернера,  А.Б. Панькина, В.В. Серикова: создание условий для реального осуществления учебно-воспитательного процесса на родном языке; формирование интеллектуальных способностей и духовно-нравственных качеств детей с учетом этнопсихологических особенностей, философских воззрений и педагогических традиций народа; освоение этнической культуры, ее обогащение культурой народов совместного проживания, приобщение к общечеловеческим ценностям; обучение по принципу – «от близкого к далекому, от родного порога – в мир общечеловеческих знаний»; подготовка к жизни с учетом традиционного хозяйственного уклада и трудовых традиций народа; вариативность этнически ориентированных дошкольных, школьных и учреждений профессионального образования, в зависимости от местных особенностей, возможностей и потребностей учащихся и родителей [2, с. 6].

Модернизация образовательных систем предполагает обогащение существующего содержания образования интеркультурным компонентом. Выполнение этой задачи неразрывно связано с анализом соответствующих концепций, теорий в классической философии и педагогике. В.В. Сериков считает, что для образования характерно сосуществование как современных, так и традиционных ее форм. Педагогические теории, которые имеют форму как развитого теоретического знания, так и народной педагогики, оказывают также не менее решающее влияние на создание образовательных программ, стандартов, «технологий». Особенность состоит в том, что все они могут сосуществовать в рамках одной и той же «образовательной эпохи» [3, с. 25].

Для решения поставленной задачи, по мнению этнопедагогов (Г.Н. Волков, Л.В. Кузнецова, А.Б. Панькин, Т.Н. Петрова и др.), необходимо: формировать мотивацию к саморазвитию; развивать историческую память, патриотические, гражданские, нравственные, эстетические чувства; формировать навыки и умения, необходимые для воспроизводства элементов национальной культуры в жизни.

В этнопедагогике концентрированно представлены общечеловеческие высшие духовно-нравственные ценности: жизнь, любовь, родина, здоровье, свобода, вера, память … И каждое обращение к прошлому очищает настоящее и обогащает будущее. Этнопедагогика – это вечно животворящий источник, живой мостик между прошлым, настоящим и будущим каждого человека и всего народа (Г.Н. Волков). 

Одним из аспектов развития этнокультурной личности является, как известно, эстетическое воспитание. Будучи целенаправленным процессом формирования у школьников развитого эстетического сознания и вкуса, способности воспринимать и ценить прекрасное в общественной жизни, природе, искусстве, потребности и способности творить «по законам красоты», эстетическое воспитание неразрывно связано с другими сторонами целостного воспитательного процесса и как бы «пронизывает» их, во многом предопределяя его эффективность.

Имеются сферы человеческой деятельности, которые содержат наиболее богатые и благоприятные возможности для осуществления эстетического воспитания. Особое педагогическое значение, явную особенность имеет эстетическое воспитание в младших классах. Ребенок в этом возрасте способен тонко чувствовать, хоть и на интуитивном уровне, музыку, живопись, красоту природы. Душа ребенка предрасположена к восприятию прекрасного. С образцами и явлениями эстетической действительности человек сталкивается с самого рождения, и чем больше ими наполнена его жизнь, тем выше уровень его эстетической культуры, чем грамотнее осуществляется эстетическое развитие подрастающего поколения, тем больше шансов у общества достичь этого высокого уровня.

Для каждого ребенка самым первым источником формирования эстетического сознания является семья. Исследователями этнических проблем семьи отмечается, что традиции семьи на всех этапах развития формировались на религиозных основах и богатейшем материале народной педагогики. В воспитании человека семейные традиции выполняют регулятивную функцию, которая основана на содержании в них определенных норм и требований. Они несут в себе проверенные временем способы деятельности, результаты мысли и труда многих поколений, кодекс отношений и правил, в соответствии с которыми строят свои взаимоотношения члены общества и семьи. Как и социальные нормы, традиции и обычаи предполагают подчинение действий людей определенным общественным требованиям, обеспечивают определенную стандартность и понятность поведения. 

Этническая культура – источник духовно-нравственного обогащения, формирования чувства прекрасного и творческих способностей. Ребенок приобретает практические навыки и умения в исполнении народных песен и танцев, игре на музыкальных инструментах, в изобразительной деятельности. Он развивается и совершенствуется в процессе знакомства с произведениями мастеров декоративно–прикладного искусства, с творчеством современных деятелей культуры, учится замечать и воспринимать окружающую его неброскую красоту родной природы, учится ценить, беречь и создавать прекрасное. Стратегия развития калмыцкой национально–региональной системы образования является составной частью общей стратегии реформирования системы образования Российской Федерации, системой мер по сохранению и укреплению единого образовательного пространства России с учетом этнокультурных интересов калмыцкого этноса. Возрождение этнокультуры включает признание роли родного языка, власти самого народа, образование учителей на родных языках; развитие культуры, включая как содержательную составляющую, так и обеспечение материальными ресурсами, признание ценностей культуры в образовании. Школа, обеспечивающая удовлетворение этнокультурных запросов, должна стать адекватной постоянно изменяющимся требованиям окружающей жизни, развивающейся, развивающей, единой и внутренне целостной. Республика Калмыкия, являясь единственным очагом и хранителем калмыцкой культуры, историко–культурного наследия, гарантирует их сохранение и развитие. Это возможно только в случае осмысления этнокультурных ценностей ориентаций и реализации заданной на их основе цели – возрождение народа посредством сохранения и развития родного языка.

Этнокультурная система образования, решая свои внутренние задачи, строит общее культурное поле как мультикультурное, пересекающееся с такими же другими и умножающее свои разнообразные влияния, выражающее этносоциокультурные цели современного образования. Культура этноса становится отправной точкой и основным стержнем всякого рода образовательной деятельности, реализует педагогический потенциал, заложенный в каждой этнокультуре и основывается на методическом принципе – человек есть пересечение многих культур.

Особая область этнокультурных проблем образования, присутствующей во всех а впоследствии – образовательная среда в начальной школе. В этих условиях ключевой фигурой становиться педагог как носитель общечеловеческих ценностей, как созидатель творческой личности, как творец педагогического процесса. Сложность и неоднозначность ценностного самоопределения, требуют от него реализации демографических и гуманистических принципов в педагогической деятельности, что обуславливает серьезные перемены в системе подготовки учителя начальных классов. Традиционные, являющиеся вечными во времени, ориентированные на личность ребенка становятся особенно востребованными в периоды изменения систем, идеалов. Это связано с тем, что этнос сохраняется только благодаря собственной системе воспитания [4, с. 27]. Важнейшим структурным элементом школы регламентирующим содержание образования является учебный план, предоставляющий  возможность этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса вне зависимости от выбора языка обучения, профилизацию обучения в 8–11 классах по этногуманитарным профилям: этнопедагогический, переводческий, историко–литературный, культурологический. У школ появляется возможность формирования оригинального учебного плана, ориентированного на особенности и потребности конкретных учащихся и учителей. Большое количество одночасовых предметов, научно методически не разработанных, с программами, не выдерживающими критики, без учебников и учебно-методического обеспечения, приводит к беглому, поверхностному освоению содержания образования, имеющего мало общего с педагогикой и психологией.

Веление времени – ориентация образования на процессы формирования личности с мышлением во всей многогранной полноте интеллектуального, этносоциокультурного и психологического развития. Повышение уровня образования основывается на отношении интеллекта, мышления к быстро меняющимся информационным реалиям.

Возрождение и сохранение этнокультуры в современных условиях возможно только через использование в повседневной педагогической практике этических, духовных, эстетических и культурных особенностей этноса, воспитывающих в человеке уважение к себе подобному, терпимость и взаимопонимание.

 

Библиографический список:

1.    Панькин А.Б. Проектирование национально-региональных образовательных систем на основе принципа этнокультурной коннотации – Дис. …докт. пед. наук. – Элиста, 2002. – 380 с.

2.    Гайфуллин В.Г. Школа и национальное согласие: состояние, проблемы, перспективы // Педагогические традиции народов и современная школа. Казань. – 1996. – С. 5–7.

3.    Сериков В.В. К методологии построения теории и практики личностно ориентированного образования // Этнопедагогика – педагогика жизни. Элиста: АПП «Джангар»,  2001. – С. 24–28.

4.    Ландшеер де В. Концепция «минимальной компетентности» // Перспективы. – 1998. – № 1. – С. 27–37.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle