Автор: Рогова Анна Александровна

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (4) апрель 2009 г.

Библиографическое описание:

Рогова А. А. Некоторые аспекты формирования человеческого капитала // Молодой ученый. — 2009. — №4. — С. 217-219.

Понятие человеческого капитала стало интенсивно использоваться мировой наукой, по достоинству оценившей роль интеллектуальной деятельности, выяснившей необходимость и высокую эффективность вложений в человеческий капитал. Известно, что основой человеческого капитала являются приобретенные знания, навыки, мотивация и энергия, которыми наделен каждый человек. По мнению У. Боуэна, человеческий капитал «состоит из приобретенных знаний, навыков, мотивации и энергии, которыми наделены человеческие существа и которыми они могут пользоваться в течение определенного периода времени в целях производства товаров и услуг» [1, с. 362]. Другими словами, накопленные человеком знания, квалификация, профессиональные навыки рассматриваются как равноправный вид капитала наряду с его традиционными видами.

В то же время человеческий капитал является главным движущим фактором взаимодействия и воспроизводства бизнеса, власти и социума который нуждается в инвестициях. Так, по Г. Беккеру, «человеческий капитал формируется за счет инвестиций в человека, среди которых можно назвать затраты на обучение, подготовку на производстве, расходы на здравоохранение, миграцию и поиск информации о ценах и доходах»[2, c. 14]. Отечественный ученый С. Дятлов рассматривает человеческий капитал как «сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда и эффективности производства, и тем самым влияют на рост заработков (доходов) данного человека»[3, c. 83].

Вместе с тем человеческий капитал является не только фактором производства или инвестиционного объекта,  а  в первую очередь предстает как комбинированная категория, имеющая социально-экономическое содержание. Например, И. Ильинский пишет, что «человеческий капитал представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в общественном производстве между его субъектами по поводу формирования, развития и совершенствования способностей человека»[4, c. 28]. Имея в виду  двойственность человеческого капитала, В. Щетинин, в узком смысле рассматривает ту ее часть, «которая производительно используется предпринимателями для извлечения прибыли», а в широком смысле - «как социально-экономическую форму нынешнего качества человеческого потенциала в масштабе всего общества. Этот потенциал принадлежит всем труженикам. Он становится капиталом, включаясь в производство»[5, c.49]. В последнем определении важным является различие, проведенное между человеческим потенциалом и капиталом. Человеческий капитал, исключенный из процесса производства прибавочного продукта, перестает быть фактором производства и становится лишь его потенциальным ресурсом.

Во второй половине ХХ века  в основу теории постиндустриального общества легла классическая формула Ф. Бэкона «Знание – сила», согласно которой основным фактором общества будущего станет знание, а основной сферой производства – сфера производства знаний. Несмотря на явную противоречивость в понимании категории «человеческий капитал», все современные исследователи единодушны в доминирующем значении образовательной составляющей этого капитала. Именно образование закладывает в человеке знания, навыки, умения, способности к восприятию и их периодическому обновлению. По различным оценкам: суммарное воздействие всех факторов на человеческий капитал, за исключением образования, составляет не более 40%, следовательно, 60% доходов человека объясняются уровнем его образования [6, c. 17].

Следует также подчеркнуть тесную взаимосвязь различных компонентов человеческого капитала. Так, повышение образовательного уровня индивидуума, безусловно, формирует дополнительные стимулы к увеличению капитала здоровья, культуры, повышает его мотивацию заниматься трудовой деятельностью. В свою очередь, без соответствующего здоровья или достаточного уровня мотивации (отказ включиться в процесс производства) образовательная подготовка индивидуума может так, и остаться потенциальным ресурсом, а не стать капиталом. Следовательно, человеческий капитал формируется в научно-образовательной системе, здравоохранении и других сферах, определяющих условия жизни и быта.

Однако, по нашему мнению, из всех компонентов человеческого капитала только образовательная составляющая отвечает всем свойствам категории «капитал». Согласно учению К. Маркса, доказавшему, что процесс превращения денежной массы в капитал связан с обязательным ее использованием в процессе производства, где она «и изменяет свою величину, присоединяет к себе прибавочную стоимость, или возрастает. И как раз это движение превращает ее в капитал»[7, c. 161]. Именно выделенное К. Марксом фундаментальное свойство категории «капитал» - как самовозрастающей стоимости должно быть, по нашему мнению, положено в основу понимания сущности человеческого капитала.

С экономической точки зрения человеческий капитал проявляется как уникальный нематериальный производственный фактор, который в процессе создания прибавочного продукта, также как и любой другой материальный фактор производства, подвержен физическому и моральному износу. Но при регулярном обновлении в период активного его использования выявляет способность к качественному увеличению запаса знаний, навыков и количественному приращению своей стоимости.

В этой связи инвестициями в человеческий капитал называется любая мера, предпринятая для повышения производительности труда. Таким образом, к  инвестициям в человеческий капитал можно отнести расходы на поддержание здоровья, на получение общего и специального образования; затраты, связанные с поиском работы, профессиональной подготовкой на производстве, миграцией, рождением и воспитанием детей, поиском экономически значимой информации о ценах и заработках.

Экономисты выделяют три вида инвестиций в человеческий капитал:

- расходы на образование, включая общее и специальное, формальное и неформальное, подготовку по месту работы;

- расходы на здравоохранение, складывающиеся из расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий;

- расходы на мобильность, благодаря которым работники мигрируют из мест с относительно низкой производительностью.

Существует также деление инвестиций в человеческий капитал: на вещественные и невещественные. К первым относятся все затраты, необходимые для физического формирования и развития человека (издержки рождения и воспитания детей); ко вторым – накопленные затраты на общее образование и специальную подготовку, часть накопленных затрат на здравоохранение и перемещение рабочей силы.

Из всех видов инвестиций в человеческий капитал наиболее важными являются вложения в здоровье и в образование. Общее и специальное образование улучшают качество, повышают уровень и запас знаний человека, тем самым увеличивают объем и качество человеческого капитала. Инвестиции же в высшее образование  способствуют формированию  высококвалифицированных специалистов, высококвалифицированный труд которых оказывает наибольшее влияние на темпы экономического роста.

Инвестиции в образование по содержательному признаку обычно разделяют на формальные и неформальные. Формальные инвестиции – это получение среднего, специального и высшего образования, а также получение другого образования, профессиональная подготовка на производстве, различные курсы, обучение в магистратуре, аспирантуре, докторантуре и пр. Неформальные – это самообразование индивида, к этому виду относится чтение развивающей литературы, совершенствование в различных видах искусства, профессиональное занятие спортом и пр.

Источником вложений в человеческий капитал может выступать государство (правительство), негосударственные общественные фонды и организации, регионы, отдельные фирмы, домохозяйства (индивиды), международные фонды и организации, а также образовательные учреждения.

На наш взгляд, хорошая научная основа для формирования будущего высококвалифицированного и эффективного человеческого капитала заложена в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, разработанной Министерством Российской Федерации с привлечением видных ученых, где определены основные задачи профессионального образования.

В последние годы инвестиции в человека, прежде всего в образование, стали рассматривать как важный вид капиталовложений и один из главных источников умножения национального богатства, так как инвестиции в человека обеспечивают долговременный экономический эффект, и являются непременным условием конкурентоспособности нашей страны в мировой экономике. Многие ученые, занимающиеся человеческим капиталом, усматривают эффект образования не только в абсолютных размерах дохода, но и в быстром приросте человеческого капитала и ВВП в результате инвестиций в образование. По оценкам экспертов, за счет высшего образования развитые страны получают около 30 % национального дохода. Благодаря использованию теории человеческого капитала развитым странам удалось достичь заметного прогресса в развитии интеллектуальных производительных сил. Преодолено такое заблуждение, будто затраты на образование являются потребительскими расходами. Следовательно, необходимо признать их производительную природу.

Проблема становления и развития человеческого капитала в инновационной экономике развитых стран и России в настоящее время является наиболее актуальной, так как человеческий капитал – более ценный ресурс современного общества, более важный, чем природные ресурсы или накопленное богатство. Придавая первостепенное значение проблемам выработки стратегии развития человеческого капитала, видимо, в начале нужно объективно оценить его текущее состояние. Причем, оценка развития человеческого капитала на современном этапе необходима на всех уровнях, в целях определения величины национального богатства, потерь общества от войн, болезней и стихийных бедствий, в сфере страхования жизни, выгодности инвестиций в образование, здравоохранение, миграцию и для многих других целей. Затем, под этим  «углом зрения», следует определить приоритетные направления и механизмы активизации его основных составляющих: образования, здоровья и культуры. Все это, в конечном итоге, позволит повысить эффективность практического использования человеческого капитала в целях формирования новой парадигмы общественного развития на индустриальной стадии.

 

Библиографический список.

 

1.      Воwеn Н. Investment in Lerning - Заn-Fгаnciscо; Wash; Lоndоn: Jossey- Ваss. 1978.

2.      Беккер Г. Человеческий капитал // США: экономика, политика,  идеология. 1993. №11.

3.      Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала. - СПб.: Изд-во СПб ИЭФ, 1994.

4.      Ильинский И.В. Инвестиции в будущее: Образование в инвестиционном воспроизводстве. -    СПб.: Изд-во СПб УЭФ, 1996.

5.      Щетинин В. Человеческий капитал и неоднозначность его трактовки / МЭиМО. 2001. №12.

6.      Давыдов А.Ю. Образовательный фактор в формировании и развитии человеческого капитала.   Пятигорск, 2001.

7.      Маркс К. Капитал. Т.1. Кн.1. - М.: Политиздат, 1988.

 

Основные термины: человеческий капитал, человеческий капитал, человеческого капитала, человеческого капитала, развития человеческого капитала, Человеческий капитал, теории человеческого капитала, компонентов человеческого капитала, «человеческий капитал, основой человеческого капитала, зрения человеческий капитал, Понятие человеческого капитала, двойственность человеческого капитала, сущности человеческого капитала, человеческого капитала развитым, качество человеческого капитала, эффективного человеческого капитала, приросте человеческого капитала, Похожая статья, использования человеческого капитала

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle