Компетенции специалиста, необходимые для реализации компьютеризированных видов профессиональной деятельности инженера-автомобилиста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (4) апрель 2009 г.

Статья просмотрена: 38 раз

Библиографическое описание:

Калеева, Ж. Г. Компетенции специалиста, необходимые для реализации компьютеризированных видов профессиональной деятельности инженера-автомобилиста / Ж. Г. Калеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 4 (4). — С. 267-270. — URL: https://moluch.ru/archive/4/267/ (дата обращения: 19.04.2024).

Значительный рост парка автомобилей, усложнение их конструкции, ужесточение экологических норм требует от предприятий, по характеру деятельности связанных с автомобилями, оснащения современным диагностическим оборудованием и компьютерным программным обеспечением. В свою очередь, повышаются требования к уровню развития профессиональной компетентности инженеров - выпускников специальности «автомобили и автомобильное хозяйство». Для автоматизации различных видов профессиональной деятельности инженеров-автомобилистов создано большое количество автомобильного программного обеспечения, для работы с которым необходимо обладать не только общими элементами компьютерной грамотности, такими как теоретические знания об устройстве персонального компьютера и об операционной системе, умения использовать программный интерфейс и устройства ввода-вывода информации,  но и иметь профессиональные и физико-технические знания, навыки и умения, позволяющие успешно работать с компьютерными программным обеспечением с учетом существующей специфики, потребностей  и задач предстоящей профессиональной деятельности. В таблице 1 представлены компетенции специалиста, выбранные в соответствии с видами предстоящей профессиональной деятельности, специфические навыки и умения,  а так же физико-технические знания, необходимые инженеру-автомобилисту для компетентной работы с программным обеспечением видов профессиональной деятельности, указанных в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности «автомобили и автомобильное хозяйство».

 

Таблица 1.

                       Профессиональные компетенции инженеров-автомобилистов,

необходимые для успешной работы с программным обеспечением

компьютеризированных видов профессиональной деятельности

 

 

Компетенции специалиста

Программное

обеспечение

 

Профессиональные

навыки и умения

 

Физико-технические

и технологические знания,

навыки и умения

 

Сервисно-эксплуатационная.

 

«Автосервис». Система учета материалов и калькуляции стоимости работ на станциях технического обслуживания и ремонта автомобилей.

Знание технологии проведения периодического технического обслуживания различных марок автомобилей. Умение проводить диагностику неполадок и ремонт транспортных средств, владение информацией о применяемых деталях и запасных частях. Умения выполнять компьютерную диагностику инжекторных двигателей, их ремонт и регулировку, чистку инжектора, диагностику и устранение неполадок ходовой части,  трансмиссии, ремонт электрических составляющих транспортного оборудования. Использование специализированного оборудования для диагностики двигателя, автоматической  коробки передач, анти блокировочной системы тормозов, систем охлаждения. Умение производить частичный или капитальный ремонт двигателя или механической и автоматической коробки передач, мостов, раздаточных коробок. Ремонт и замена узлов и агрегатов, заправка кондиционеров, тюнинг тормозной системы, регулировка редукторов, кузовной ремонт. Проведение шиномонтажа, балансировки и развал-схождения колес.

Знание физических законов и процессов, лежащих в основе принципов работы транспортных средств, узлов и агрегатов, знание физических величин, характеризующих эти процессы и технических характеристик эксплуатационного оборудования и методов их определения. Знание особенностей взаимодействия диагностируемых частей автомобиля. Умение пользоваться такими инструментами и приборами, как пневматические инструменты, инерционные молотки, наборы пробойников, микрометры, гидравлические прессы, динамометрические ключи, насосы для масла, станки для расточки цилиндров, тормозных барабанов и дисков. А так же станки для обработки клапанных седел и направляющих втулок, сверлильные и заточные станки, стапели для ремонта двигателя и коробки передач, стенды для испытаний и регулировки топливной аппаратуры дизельных двигателей. Знание принципов работы со следующими приборами: тестеры проверки и регулировки фар и  проверки аккумуляторов, установки для обслуживания кондиционеров. Знание физических основ и принципов действия устройств для зарядки батарей и пуска двигателя, установок для прокачки гидравлических тормозных систем и приводов сцепления, установки для замены охлаждающей жидкости и промывки системы охлаждения, установки очистки сточных вод. А так же оборудования для сбора и заправки масел, систем централизованной раздачи масел и технологических жидкостей, установок для консистентных смазок. Знание о принципах работы балансировочных и шиномонтажных стендов, ванн для проверки колес и камер, станков для правки дисков, оборудования для вытяжки и удаления выхлопных газов, электровулканизаторов, борторасширителей, знания о физических свойствах абразивных и шиномонтажных материалов.

 

          

«Техосмотр». Система учета автомобилей на станциях технического

осмотра.

 

 

Навыки проведения операций проверки соответствия технического состояния и оборудования автомобилей требованиям нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также технических нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Понимание физико-технических причин возникновения люфта рулевого механизма (дефекта, увеличивающего свободный ход рулевого колеса). Знание параметров, характеризующих работоспособность рабочей тормозной системы и распределение тормозных усилий на одной оси, работоспособности стояночного тормоза. Знание физических основ функционирования световых приборов, ближнего света фар, стеклоочистителя, особенностей светопропускания стекол,  методов оценки уровня шума и определение его соответствия нормам. Знание методов оценки содержания углеводородов и оксидов углерода и норм токсичности.

Организационно-управленческая.

«Автопредприятие». Система, позволяющая осуществлять организацию и планирование рабочего времени на предприятии (станциях ТО, автомойках, автомастерских)  вести полный документооборот предприятия.

 

Умение вести складской учет материалов, заказов, закупок, продаж запасных частей,  формировать список работ, вести калькуляцию операций по ремонту транспортных средств, учёт оказанных услуг (прибыль, трудовложение, зарплата). Умение определять стоимость материалов и запчастей. Умение формировать отчёты по складу, товарам, анализу продаж, кассовым операциям, движению финансовых потоков. Компетентность в выписке счетов, наряд-заказов, и накладных.

Знание способов вычисления эффективности использования транспортных средств, стоимости восстановительного ремонта автомототранспортных средств и норм времени по ремонту автомобилей. Знание методики расчета потребности горюче-смазочных материалов для автопарка и оплаты труда ремонтных рабочих по штучно-калькуляционному времени. Знание алгоритма и особенностей расчета стоимости ремонта для гарантийных и находящихся на фирменном обслуживании автомобильных транспортных средств.  Определение износа автомототранспортных средств и их комплектующих, физического износа, который может быть естественным или аварийным; функционального устаревания (морального износа); экономического (внешнего) устаревания.

«Автомагазин». Система автоматизации учета товаров и документооборота.

Знание комплектации автотранспортных средств,  особенностей монтажа, назначения и характеристик запасных частей и деталей. 

Знание принципов работы механизмов и деталей, используемых в транспортных средствах, физических характеристик используемых материалов, агрегатов и узлов.

«Автоперевозки». Программа для учёта работы автотранспорта

предприятия.

Умение определять требующуюся информацию об автомобилях, водителях и клиентах компании, данные о количестве заправленного топлива, показания спидометра, время работы в наряде.

Знание норм расхода топлива, умение определять километраж ТС, рабочее время двигателя, количество заправленного топлива. Знание физических основ проведения кузовных, актикорозийных, окрасочных операций, технологии различных видов ремонта.

Проектно-конструкторская.

АвтоСправочник (база

данных).

Знание технических характеристик автомобилей.

Знание физических понятий: мощность, крутящий момент, степень сжатия, давление, объем и т д.

АвтоКаталог

(электронный справочник).

 

Умение пользоваться информацией об устройстве автомобилей - от крупных узлов и агрегатов до запчастей с их кодами, наименованиями и графическими изображениями (чертежами)

Знание физических принципов действия и основ технического конструирования и проектирования автомобилей и их частей, агрегатов, деталей, узлов. Умение читать чертежи

 

 

 

Производственно-технологическая

Взаимозаменяемость деталей

(электронный справочник).

Умение пользоваться информацией о взаимозаменяемых деталях крупнейших поставщиков комплектующих и запасных частей.

Знание назначения, устройства и принципов работы различных деталей и механизмов, используемых в транспорте и в транспортном оборудовании

«Автосалон» (система автоматизации складского учета автомобилей и оформления документов).

Умение производить операции  предпродажной подготовки автомобиля: проверка рулевого механизма, развал-схождения, зажигания, работы двигателя, тормозной системы, момента затяжки колес. Контроль освещения, световой и звуковой сигнализации, штатного оборудования. Контроль комплектации автомобиля: установка зеркал, дворников, часов, брызговиков; установка и проверка аккумулятора. Контроль уровней жидкостей: тосола, тормозной жидкости, масел в двигателе и коробке передач, в бачке омывателя стекол. Контроль штатной комплектации:
запаска, домкрат и баллонный ключ. Мойка, проверка внешнего вида.

Знание физических принципов и технических особенностей работы специальных диагностических приборов:

  • люфтомера (проверка механизма рулевого управления, контроль углов развала и схождения);
  • мотортестера  (измерения электрических сигналов в электроцепях любых систем двигателя, включая высоковольтную часть системы зажигания);
  • сканера (регулировка состава газовой смеси), газоанализатора (измерение состава выхлопных газов, определение полноты сгорания топлива);
  • динамометрического ключа (проверка крепления колесных болтов).

Знание о точности и погрешностях физических измерений, умение перепроверять данные при помощи других приборов, используя аналитические методы.

Знание принципа действия и особенностей работы аккумулятора.

«Автоэкспертиза» (система оценки и расчета стоимости ав-томобиля с учетом его техниче-ского состояния, стоимости запасных частей, работ и ма-териалов, необходимых для его восстановления)

Определение пробега автомобиля по одометру и по степени коррозии кузова. Определение признаков ремонта кузова (зазоров между деталями, несовпадения плоскостей кузовных деталей, следы краски в местах, где их не должно быть).  Наличие царапин на петлях и болтах дверей, капота и крышки багажника с целью определения факта ремонта. Определение даты изготовления стекол и фар (и их сверка с годом выпуска автомобиля) по их маркировке. 

Знание принципов работы одометра (прибора для измерения количества оборотов колеса, а соответственно способов определения пути, пройденного автомобилем). Знание физики коррозийных процессов, видов и особенностей протекания физико-химических взаимодействий между металлом (сплавом) и средой, приводящее к ухудшению функциональных свойств металла (сплава), среды или включающей их технической системы. Знание физических особенностей компрессии двигателя (величину максимального давления в цилиндре, создаваемого при холостой прокрутке двигателя стартером при отключении свечи зажигания). Знание методов измерения компрессии, знание принципов работы компрессометра (манометра, соединенного шлангом со штуцером и обратным клапаном).

АвтоПодшипник (электронный справочник)

Умение пользоваться справочно-информационной системой поиска взаимозаменяемости и применяемости подшипников.

Знание устройства и назначение, типы, госты подшипников, силы трения, распределение нагрузки на различные части конструкции, законы движения и физические явления качения и скольжения

 

Контейнерный терминал

(справочник, база данных)

Умение организовать работу процессов контейнерных терминалов, учет контейнеров на площадках.

Знание механических принципов обработки контейнера с использованием цепей или стандартного спредера (контейнерного крана).

 

Научно-исследовательская

Определение скорости транспортного средства по следам торможения

(программа-анализатор).

Умение определять тип транспортного средства, степень его загрузки, вид дорожного покрытия, величину следов торможения.

Умение решать задачи на определение величины тормозного пути при разных дорожных покрытиях, рассчитывать кинетическую энергию, которую затратил автомобиль на преодоление участка торможения с заблокированными колесами. Умение сравнивать вычисленные значения с реальными результатами.

Программа экспресс-анализ ДТП

(программа-анализатор).

Знание параметров расчета маневрирования транспортных средств, скорости транспортных средств с учетом их перемещения после столкновения. Владение методами различных экспертиз ДТП.

Умение решать задачи на определение скорости легковых автомобилей по тормозному пути с учетом всех типичных дорожно-транспортных ситуаций, вычислять параметры торможения различных транспортных средств с учетом дорожных дорожные условий. Знание законов сохранения энергии, импульса и момента импульса.

Учебные симуляторы гонок и вождения автомобиля 

Навыки вождения автомобилем и умение ориентироваться в дорожной ситуации.

 

Исследование результатов применения законов равномерного, равноускоренного и равнозамедленного прямолинейного и криволинейного движения.

 

Основные термины (генерируются автоматически): умение, знание, средство, автомобиль, деталь, коробок передач, программное обеспечение, электронный справочник, автомобильное хозяйство, предстоящая профессиональная деятельность.


Похожие статьи

Информационное обеспечение автотранспортных систем

...программных продуктов: текстовые процессоры, издательские системы, электронные

на базе компьютерных сетей и других современных средств передачи и работы с информацией.

а также факты, знания, умения, представляемые как в первичной, так и в обработанной форме.

Электронные системы обучения водителя транспортного средства

Профессиональная деятельность водителя оценивается двумя взаимосвязанными требованиями.

Подготовленность определяется наличием у водителя специальных знаний и навыков.

Рис. 1. Электронные системы для обучения водителя транспортного средства.

Методика испытаний вариаторной трансмиссии современного...

Программное обеспечение диагностики на русском языке.

BOSCH Автомобильный справочник. Пер. с англ.

Карташевич, А. Н. Диагностирование автомобилей: учеб. пособие для вузов / М.: Новое знание, Инфра-М, 2011.

Анализ существующего программного обеспечения для...

«Borland delphi» 7 professional. средство разработки приложений. 9.

Похожие статьи. Система управления знаниями предприятия – разработчика программного обеспечения для телекоммуникационной отрасли.

Структура профессиональной компетентности будущих техников...

Профессиональная компетентность характеризуются системой интегрированных умений, опыта, знаний, а также

7. ФГОС СПО 23.03.01 «Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)» [Электронный ресурс] / Информационный портал: Гарант.ru.

Краткая история и классификация программного обеспечения...

Ключевые слова: программное обеспечение совместной работы, ПО совместной работы, groupware, collaborative software.

Также Johansen считал, что компьютерные сети и программы, использующие их возможности, позволят организовать электронную...

Междисциплинарный курс как средство формирования...

У2.1 планировать свою деятельность, исходя из заданных профессиональных задач

У5.1 пользоваться программным обеспечением для автопредприятий (1С: Автосервис, АвтоДилер и др.)

Для оценки компетенций, знаний, умений, в том числе управленческих умений создан...

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического...

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная подготовка, профессиональная подготовка бакалавров, культура речи педагога, профессиональная деятельность, умение, знание, качество

Электронная почта. Ваш вопрос. Отправить.

Введение мероприятий по повышению безопасности...

Автомобили широко используются во всех областях народного хозяйства

Стоит ли винить в подобном процесс покупки прав без привязки к умению водить, в ГИБДД не уточнили.

Литература: 1. ГОСТ Р 53831–2010 «Автомобильные транспортные средства. Тахографы.

Похожие статьи

Информационное обеспечение автотранспортных систем

...программных продуктов: текстовые процессоры, издательские системы, электронные

на базе компьютерных сетей и других современных средств передачи и работы с информацией.

а также факты, знания, умения, представляемые как в первичной, так и в обработанной форме.

Электронные системы обучения водителя транспортного средства

Профессиональная деятельность водителя оценивается двумя взаимосвязанными требованиями.

Подготовленность определяется наличием у водителя специальных знаний и навыков.

Рис. 1. Электронные системы для обучения водителя транспортного средства.

Методика испытаний вариаторной трансмиссии современного...

Программное обеспечение диагностики на русском языке.

BOSCH Автомобильный справочник. Пер. с англ.

Карташевич, А. Н. Диагностирование автомобилей: учеб. пособие для вузов / М.: Новое знание, Инфра-М, 2011.

Анализ существующего программного обеспечения для...

«Borland delphi» 7 professional. средство разработки приложений. 9.

Похожие статьи. Система управления знаниями предприятия – разработчика программного обеспечения для телекоммуникационной отрасли.

Структура профессиональной компетентности будущих техников...

Профессиональная компетентность характеризуются системой интегрированных умений, опыта, знаний, а также

7. ФГОС СПО 23.03.01 «Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)» [Электронный ресурс] / Информационный портал: Гарант.ru.

Краткая история и классификация программного обеспечения...

Ключевые слова: программное обеспечение совместной работы, ПО совместной работы, groupware, collaborative software.

Также Johansen считал, что компьютерные сети и программы, использующие их возможности, позволят организовать электронную...

Междисциплинарный курс как средство формирования...

У2.1 планировать свою деятельность, исходя из заданных профессиональных задач

У5.1 пользоваться программным обеспечением для автопредприятий (1С: Автосервис, АвтоДилер и др.)

Для оценки компетенций, знаний, умений, в том числе управленческих умений создан...

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического...

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная подготовка, профессиональная подготовка бакалавров, культура речи педагога, профессиональная деятельность, умение, знание, качество

Электронная почта. Ваш вопрос. Отправить.

Введение мероприятий по повышению безопасности...

Автомобили широко используются во всех областях народного хозяйства

Стоит ли винить в подобном процесс покупки прав без привязки к умению водить, в ГИБДД не уточнили.

Литература: 1. ГОСТ Р 53831–2010 «Автомобильные транспортные средства. Тахографы.

Задать вопрос