Библиографическое описание:

Амелюшкина С. М. Реализация программы развития творческого потенциала младшего школьника «Истоки творчества» в учреждении дополнительного образования // Молодой ученый. — 2009. — №4. — С. 223-231.

Каждый из нас в детстве  мечтал иметь волшебную палочку, которая сможет творить чудеса… Мы мечтали, фантазировали, выдумывали… Мир казался ярким, красочным, полным чудес…. Как часто мы слышали от родителей «Когда ты повзрослеешь?» , «Перестань витать в облаках»,  «Хватит выдумывать», …  Становясь взрослым, человек перестает фантазировать, действуя рационально, руководствуясь опытом  и знаниями, отодвигая на второй план воображение, чувственное восприятие, творчество, считая это не важным, а порой даже опасным. Как легко взрослый человек следует шаблонам, планам, графикам, забывая о пользе фантазии, юмора, творчества.

 А, ведь в современных условиях творческая личность становится все более востребованной обществом на всех ступенях ее развития, так как именно творчески мыслящий человек способен легко адаптироваться в  современной жизни, ставить и реализовывать цели, конструктивно взаимодействовать с другими людьми, находить нестандартные, новые пути решения возникающих проблем. На данный момент, чтобы реализовать себя профессионально и личностно необходимо не просто обладать опытом, знаниями, качественным образованием, необходимо быть разносторонним, неординарным, активным, творческим человеком, чему, к сожалению, учат не во всех современных школах. Как же помочь современному ученику найти себя, развить свой творческий потенциала, реализовать огромный пласт неактуализированных сил и качеств и найти им достойное применение? Ища ответ на этот вопрос, мы обратились к современной системе дополнительного образования, активное развитие которой мы наблюдаем в последнее время. В силу объективных причин наиболее благоприятные условия для раскрытия и развития творческого потенциала возможно создать именно на базе учреждений дополнительного образования, где исторически сложилась особая воспитательно-развивающая среда.

Одним из путей реализации поставленной цели является создание программы развития творческого потенциала «Истоки творчества», которая предназначена для организации системной работы в учреждениях  дополнительного образования с учащимися младшего школьного возраста с целью развития их творческих возможностей. Основываясь на теоретических разработках нашего диссертационного исследования, мы определили основные направления работы по развитию творческого потенциала младшего школьника в учреждение дополнительного образования:

- обогащение и расширение понятийного аппарата младшего школьника по проблеме творчества, осуществления творческой деятельности;

- развитие психических процессов, творческого мышления и воображения, эмоционально-волевой сферы, а так же когнитивно-процессуального компонентов творческого потенциала.

-  организация учебно-воспитательного процесса направленного на  творческое самоопределение и самовыражение в процессе осуществления творческой деятельности;

- осуществление взаимодействия трех субъектов творческой деятельности: учащихся, родителей и педагогов;

- знакомство учащихся с кружковой работой творческой направленности внутри учреждения дополнительного образования;  обеспечение взаимодействия и преемственности данных кружков и групп;

Основываясь на описанных выше направлениях работы, нами было выделено 3 основных модуля программы «Истоки творчества»: адаптационный, развивающий, модуль самовыражения и вспомогательный модуль. Каждый модуль имеет отдельно сгруппированные блоки, направленные на решение определенных задач.

На первом этапе реализации программы была осуществлена подготовка кабинета для проведения занятий. Задачами данной работы стало: создать атмосферу уюта, комфорта; заинтересовать учащихся. Основные направления: - расстановка мебели и наполнение кабинета; - создание методического уголка; - создание «Уголка творчества»

Остановимся более подробно на новом элементе организации образовательного пространства  - «Уголок творчества». Основное назначение данного пространства представлено в таблице 1.

Таблица 1

Цель

Название сферы

Назначение и способ применения

Выявление интересов и склонностей детей

«Хочу все знать»

Магнитная доска, на которой можно оставить свои вопросы, рассказать о своих интересах.

Осуществление рефлексивной деятельности

«Книга отзывов и предложений»

Где воспитанникам предлагается поделиться своим мнением о занятиях, высказать предложения, пожелания.    

Предоставление возможности для самовыражения

«Наше творчество»

Доска и стол, где вывешиваются и выставляются творческие работы воспитанников.

 

Задачами адаптационного модуля стало: познакомить учащихся с целями и задачами курса, вызвать интерес и желание заниматься творческой деятельностью; познакомить участников группы, начать работу по сплочению творческого коллектива; провести работу по снятию барьеров, препятствующих творческим проявлениям внутри группы;  создать положительную творческую атмосферу. Основываясь на выше перечисленных задачах, нами была разработана серия занятий адаптационного модуля, содержание которого представлено в таблице 2.

 

 

 

 

Таблица 2

Теоретическое и практическое содержание адаптационного модуля программы «Истоки творчества»

Тема занятия

Цели

Творческие задания

Я и ты познакомимся?

 - знакомство участников группы

- ознакомление учащихся с целями и задачами курса

 - задание на установление контакта внутри группы «Паутинка»

- развитие взаимодействия внутри группы («Что важно для меня?»)

- представление себя (Мой смешной портрет»)

- коллективная творческая работа («Портрет нашей группы)

Атрибутика нашей группы

 - работа по организации творческого коллектива;

 - создание творческой атмосферы доверия, уважения, принятия.

 

 - метод мозгового штурма («Имя нашей группы»)

- придумать «Смешное приветствие нашей группы»

- поиск общего между участниками группы («Все мы чем-то похожи»)

Атрибутика нашей группы (2 занятие)

- установление контакта между участниками группы;

- сплочение творческого коллектива

- метод мозгового штурма («Правила нашей группы»)

- установление индивидуальных отличий участников группы («Цветок качеств»)

Коллективное творческое дело – «Наша группа»

 - создание образа группы

 

Создать единый образ группы «Созвездие»: название, приветствие, общие черты и индивидуальные отличия участников группы, портреты.

 

Второй модуль программы развития творческого потенциала рассчитан на 30 часов и решает следующие задачи:  расширение понятийного аппарата по проблеме творчества, приемов и методов осуществления творческой деятельности;  развитие психических процессов, творческого мышления и воображения; развитие эмоционально-волевой сферы: развитие эмоционально-положительного отношения, умения контролировать свои эмоции, выражать и распознавать свои чувства, учить сопереживать, развивать уверенность в себе.

Под расширением понятийного аппарата мы понимаем передачу младшим школьникам понятий, отражающих сущность творчества и доступных для их ус­воения; знакомство с основными законами осуществления творческой деятельности; пере­дачу общих представлений о видах творчества и некоторых творческих профессий,  а так ознакомление с методами и приемами осуществления творческой деятельности.

Мы не требуем от учащихся научного опреде­ления введенных понятий.  Важно научить младших школьников видеть, узнавать творческие понятия, уметь их анализировать, уметь объяснять их с помощью примеров, аналогий, описаний, признаков, применять на практи­ке. Для решения задачи по формированию понятийного аппарата по проблеме творчества и осуществления творческой деятельности была проведена работа по составлению «Творческого словарика», где дети записывали понятия и определения курса «Истоки творчества».

   Усвоение понятий по проблеме творчества  должно осуществляться млад­шими школьниками на уровне их способностей. Чем выше уровень развития психических процессов: памяти, внимания, мышления, тем более развита способность к восприятию и осмыслению новых понятий.

Соответственно второй задачи развивающего модуля стало развитие психических процессов, творческого мышления и воображения, которое осуществлялось нами по средствам: включение специально отобранных упражнений, творческих заданий; ознакомление учащихся с приемами развития психических процессов, творческого мышления и воображения.

Третьим направлением нашей работы в рамках развивающего модуля стало развитие эмоционально-волевой сферы. Основными задачами нашей работы в данном направлении стало: познакомить детей с основными эмоциями человека, помогающими и мешающими творческому проявлению;  способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка; учить детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации и пр.); способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и т.д.); научить учащихся приемам преодоления отрицательных эмоций. Для решения данных задач, нами была разработана серия занятий  под общим названием «Развиваем сензитивность», которая включила следующие темы: «Такие разные эмоции», «Эмоции: робость, страх, гнев», «Положительные эмоции», «Как победить отрицательные эмоции», «Я хозяин своего настроения». Для планомерного решения поставленных задач мы использовали следующие методические приемы: беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами; словесные и подвижные игры; рисование эмоций, практическая работа «Прогноз погоды на настроение», организация мини-выставки, тренинг релаксации.  Подробно с тематикой и примерными творческими заданиями вы можете познакомиться в таблице 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Таблица 3

«Теоретическое и практическое содержание Развивающего модуля программы «Истоки творчества»».

 

БЛОК

Тема  урока

Теоретические знания

Творческие задания

 

Разберемся в предмете

 

Что такое творчество?

понятие «творчество», «оригинальный»; уникальность человека, понятие «творческое задание»

 - «На кого похож этот человек», «Если бы я …»

- Придумать варианты использования старой газеты. Придумать творческое задание для учащихся группы.

 

 

Творческая личность кто это?

Понятие «творческая личность», качества творческой личности

Игра «Фэнтази-Лэнд». Путешествую по островкам, учащиеся узнают какие качества присущи творческому человеку.

Творческая деятельность, ее особенности

 Понятие «творческая деятельность», закономерности творческой деятельности

 - Как можно применить данные предметы?;

 - Что общего между?

 

 

 

 

Развиваем сенситивность

 

 

 

 

Такие разные эмоции

Понятие «эмоции», отрицательные и положительные эмоции, степень их влияния на творческий процесс, понятие «настроение»

Опишите злость/ доброту/ лень/

Нарисуйте свое настроение

Эмоции: робость, страх, гнев

Понятие «отрицательные эмоции», признаки и внешние проявления  таких эмоций как «робость», «гнев», «страх».

Игра «Без ложной скромности», «Мой самый страшный страх», составление прогноза погод нашего настроения 

Положительные эмоции:

Понятие «положительные эмоции». Способность управлять своими эмоциями. Признаки и внешние проявления  таких эмоций как «радость», «удовлетворение».

 

Какого цвета радость, Прием «позитивная формулировка», Изготовление маски/рамки настроения (позитивного).

Как победить отрицательные эмоции?

Понятие «мимика». Приемы и способы преодоления отрицательных эмоций.

Сочиняем анекдоты, Придумай чем закончиться история. упражнение: «даже если…,  в любом случаи» 

 

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ: «Я хозяин своего настроения»

Промежуточный контроль усвоенного материала

«Слушаем себя», Игра «Покажи настроение», Придумать как можно больше вариантов как поднять настроение себе/другу/маме?

 

 

 

Развиваем психические процессы

Мои чувства

Понятие «органы чувств» «осязание, «обоняние", «зрение», «слух»,  развитие эмпатии

Что будет, если способности нашего зрения увеличатся в 100 раз? / слуха? Упражнение «Изобрази звук».

Подобрать материал о возможностях животных. Придумать приспособления  для улучшения функций органов чувств.

Развитие ощущения и восприятия

Понятие «ощущение», «канал восприятия», выполнение упражнений на тренировку каналов восприятия. Краткосрочный проект «Рекорды братьев наших меньшие»

«Отгадай по запаху», «Отгадай по звуку», Придумать упражнения на тренировку каналов восприятия/ провести их в группе. Представление мини-докладов по теме проекта «Братья наши меньшие» (рис., среда обитания, отличительные особенности животного)

Развиваем внимание (2 часа)

Понятие «внимание», качества внимательного человека, выполнение упражнений на тренировку внимания.

«Выполни приказ», «Зеркало», «Знаешь ли ты?» Придумать свой перечень вопросов на тренировку внимания.  

Развиваем память (2 часа)

Понятие «память», возможности человеческого мозга, выполнение упражнений на тренировку памяти. Приемы и способы усовершенствовать работу своей памяти.

Составляем рассказ друг за другом, «Как быстрее запомнить правило?» Сочини мини-сказку по одному из школьных правил. 

Человеческое мышление: возможности и перспективы

Понятие «мышление», творческое мышление, признаки творческого мышления, понятие «творческая задача»

Придумайте 3-5 различный вариантов описания того, что изображено на рисунке. Что произойдет, если увеличить /уменьшить…? Назовите 5 видов товаров в магазине: - "Все для двоечников", - "Все для прогульщиков",  - "Все для отличников".

Анализируем, сравниваем, классифицируем

Понятие «логика», приемы логического мышления, выполнение упражнений на тренировку логического мышления.

Что общего между…. Найди 10 отличий...Предложите 10 примеров сочетания неожиданных качеств различных реальных существ.

 

Развиваем творческое мышление и воображение

Креативно решаем проблемы и задачи (2 часа)

Понятие «креатив»,  «функция», особенности функционального мышления, приемы функционального мышления, выполнение упражнений на тренировку функционального мышления.

 

Назовите главные функции предметов: корабль, мышеловка, скворечник, библиотека и т.д.  зачем могли бы быть изобретены такие предметы: поднималка, возилка, гревалка. Придумать новое применение предметам: - пустой консервной банке, -  дырявому носку, - лопнувшему воздушному шарику, - перегоревшей лампочке, - пустому стержню от ручки.

приемы диалектического мышления «Хорошо-плохо», «Что будет если….»

 

 

 

 

 

 

 

Перед вами - картины. Изобразите, как развивались события, спустя 3  минуты.  Картины:  - "Бурлаки на Волге", "Охотники на привале", - "Три богатыря". Что будет если под кран с водой поставить ведро? Что хорошего/ плохого в том, что ты получил двойку? В доме есть лифт? Игра «Я оптимист» - ходит  в школу нужно потому что…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творим все вместе (2 часа)

Понятие «мозговой штурм», приемы генерирования идей, совместное творческое дело.

Игра «Неожиданная картина». Надо размешать сахар в стакане с очень горячей водой. Ложки нет. Что делать? Как можно поприветствовать человека?

 

 

Интересный мир вопросов (2 часа)

Понятие «Проект», технология выполнения проекта, признаки и цели проекта. Подготовка проекта «Новый год – 2008» . Форма групповая.

Определение целей, задач предстоящего проекта, направления работы, формы представления результатов, распределение заданий. Начать подбор материалов по теме проекта «Новый год 2008».

 

Понятие «вопрос», виды вопросов, законы правильной постановки

 

 

 

вопроса. Составление книги «Почемучек»

Игра да-нет, «Черный ящик», Составь вопросы различных вариантов для своих одногруппников.

Развиваем творческое мышление и воображение

 

 

 

Развиваем воображение (3 часа)

Понятие «воображение», «фантастика», приемы фантазирования «Уменьшить/увеличить», «добавление фантастического свойства», «фантастическое объединение»

Изобразить (зрителям угадать): - утюг, - будильник, - чайник, - телефон, - кофемолку. что произойдет, если волшебник увеличит каждого из нас в 10 раз? предложите свои примеры неожиданных сочетаний различных качеств реальных существ, нарисуйте их и дайте им названия.

 

Индивидуальный проект «Нереальное животное» - описание и рисунок. Продолжение знакомства с приемами фантазирования: «прием ассоциаций», «метод Л.Н.Толстого», «морфологический ящик»

Представьте, что вы пришли из прошлого, как вы опишите телефон, машину? Задание на отработку прием ассоциаций: дерево – светофор. Знакомство с приемом «Волшебный ящик» - какие животные получились, как мы их назовем, где они будут жить. Нарисовать животное или растение, которого никогда не существовало, и  дать ему название, сочинить историю его появления

 

 

 

Подведение итогов проекта «Воображаемое животное», составление книги «Наши фантазии».

Придумать название книги, представить проект «Воображаемое животное»

 

 

 

 

Импровизируем (3 часа)

Понятие «импровизация»,  профессией актер, выполнение упражнений на умение управлять своим телом, голосом

 

Изобразите походку человека:  - хорошо пообедавшего,  - у  которого    жмут ботинки,  - неудачно пнувшего кирпич. Придумать мини-сценку : "Я опять получил двойку", - "Мне купили футбольный мяч",  - "Я разбил мамину любимую  вазу",   - "Я потерял ключ от квартиры". Принести стул:  - - без помощи  рук,  - как будто это таз с водой,   - словно вы идете по минному полю.

 

 

Атрибутика театра: костюмы, сцена, декорации. Изготовление костюмов и декораций для сказки.

Разработка и подготовка мини-спектакля

Опишите костюм:  - рабочий - Бабе Яге,  - парадно-выходной - Ивану-дурачку, - домашний Змею-Горынычу, - спортивный - Кощею Бессмертному, - зимний - Водяному. Придумайте головной убор для:  - Винни Пуха,  - Пятачка, - Совы, -
 Кролика, - Ослика Иа. 

Распределение ролей в предстоящем мини-спектакле. Подготовка к спектаклю.

 

 

Постановка мини-спектакля

Постановка мини-спектакля (открытый урок)

 

 


При реализации третьего модуля нашей программы – модуля Самовыражения, мы ставили следующие задачи:  обеспечить условия для творческого самовыражения и самоопределения младшего школьника в различных видах творческой деятельности;  обеспечить взаимодействие учащихся,  родителей с секциями и кружками учреждения дополнительного образования творческой направленности.

Нами были выбрали те виды творческой деятельности человека, которые наиболее доступны младшему школьнику в силу возрастного развития: художественное, прикладное, литературное, музыкальное, научное. На модуль Самовыражения мы отвели 36 часов и включили разделы соответствующие перечисленным выше видам творчества: «Мы- художники», «Мы- мастера», «Мы – музыканты и певцы», «Мы - писатели», «Мы – ученые».

Наиболее интересными для младших школьников оказались занятия, которые строились с использованием метода проектов.  Включаясь в реальную исследовательскую деятельность, они овладевали новыми знаниями; творческими, исследовательскими умениями и навыками; способностью видеть проблемы и принимать решения, получать и использовать информацию, заниматься планированием, обучаться самостоятельно; умению проявлять инициативу, сотрудничать и работать в коллективе; логически мыслить,  что, безусловно, способствовало развитию их творческого потенциала. Подробно с тематикой и примерными творческими заданиями данного модуля можно познакомиться в таблице 4. 

Вспомогательный модуль программы развития творческого потенциала младшего школьника «Истоки творчества» ориентирован на  приобщение родителей  к активному участию в учебно-развивающем процессе. Нами были выбраны следующие формы  работы с родителями в рамках вспомогательного модуля нашей программы:  проведение родительских собраний, консультации «ситуативного характера», совместные занятия с родителями, организация открытых занятий и мини-выставок;  приобщение родителей к выпуску и изготовлению дидактического материала, к пополнению «Уголка творчества»; совместные поездки воспитательно-образовательного характера.

Вторым важным направлением работы в рамках вспомогательного модуля программы «Истоки творчества» стало обеспечение преемственности, взаимодействия учащихся группы «Истоки творчества» и кружков, групп для учащихся младшего школьного возраста учреждения дополнительного образования.  Данное направление реализовывалось по средствам: проведения совместных занятий с педагогами кружков творческой направленности учреждения дополнительного образования,  приглашения наших учащихся на открытые уроки различных творческих студий; целенаправленное знакомство родителей  с группами и кружками, организованными  для детей  младшего школьного возраста на базе конкретного учреждения дополнительного образования. На заключительном занятии родителям были выданы рекомендации с указанием творческой направленности и возможных путей дальнейшего творческого развития их детей, а так же расписанием занятий творческих коллективов нашего Центра.

Данная программа реализовывалась нами на базе учреждения дополнительного образования г.Москвы и показала положительные результаты. 


 

Таблица 4

«Теоретическое и практическое содержание модуля Самовыражение программы «Истоки творчества»»

Раздел

Тема  урока

Теоретические знания

Практические творческие задания

Форма проведения

 

Введение в раздел

Виды творчества

Дать понятие «виды творчества», «творческие профессии».

 

 

 

Мы - ученые

Научное творчество

 

Учимся писать доклад

 (2 часа)

Научное творчество, ученый – кто это? Всемирные открытия, которые изменили мир. Знаменитые ученые

Отбор темы, составление плана, структуры будущего доклада.

 

 

Подготовка докладов «Знаменитые ученые и их открытия»

Групп

 

Особенности научного доклада, его подготовка, сбор информации, планирование содержания

Инд/

парная

 

 

 

Научная конференция «История Москвы»

(4 часа)

Понятия: «Тема», «гипотеза», «цель», «задача»

Определение темы,

Поиск гипотезы и противоречий

Выделение целей и задач исследования

Подготовка своего выступления

Групп

 

 

Подготовка к научной конференции: разработка и подготовка доклада по истории Москвы

 

 

Подготовка к научной конференции «История Москвы»

Групп/инд

 

Проведение научной конференции

 

 

 

 

                          открытый урок

Колл

 

Мы - художники

Что такое искусство?

Понятие «искусство», виды и жанры искусства,

 

 

 

Виды художественного творчества (2 часа)

Понятие «архитектура», «живопись», «картина», «скульптура»

 

Лепим настроение / Мини-проект «Домик сказочного героя»

Инд./ групп.

 

Оформление картинной галереи (2 часа)

Понятия «портрет», «натюрморт», «пейзаж». 

 

Оформление картинной галереи

Инд./

Колл

 

Мы - мастера

 

Виды прикладного творчества

Понятие «мастер», «ремесло». Нестандартные материала для изготовления поделки.

Изготовление поделки для «Уголка творчества».

 

Инд/

Гр.

 

Мы - музыканты

Музыкальное творчество. Великие музыканты (2 час)

Понятия «музыка», настроение музыки, великие музыканты, музыкальные инструменты: духовые, струйные, клавишные. 

 Проект «Музыкальный мир»

Групп.

 

Мы - писатели

Вводное занятие

Понятие «язык, «речь», направления литературного творчества.

 

 

 

Магия слова (2 часа)

Игры со словами.

 

Составление ребусов, кроссвордов

Проект «Сборник ГОЛОВОЛОМКИ».

Кол. / инд

 

 

Устное народное творчество

Понятие «пословица», «поговорка», историческая справка о становлении устного народного творчества, сказки, былины, присказки.

 

Исследовательская работа «Мир пословиц и поговорок»

 

Инд/

групп

 

 

В мире сказки (3 часа)

Понятие «сказка», признаки сказки, составляющие сказки, сказочные приемы.

 

Сочиняем сказку. Коллективное творческое дело: «Книга сказок»

 

Инд/

Кол.

Мастерская письма

Понятие «мастерская»

Проведение занятия «Мастерская письма»

Инд.

Мы - поэты

Рифма. Учимся писать стихи (2 часа)

Понятие «рифма»,  составление рифмы, размер стиха

 

Игра:  «Конкурс стихов»

Инд.

Мы – журналисты»

Профессия  - журналист (3 часа)

Понятие «журналист»,  инструменты журналиста.

Газета, журнал – оформление.

Как писать статью? Части статьи. Заголовок статьи

 

Проект «Наш журнал»

Колл

Тележурналист (2 часа)

Понятие «интервью»,  «телепередача»

 

Коллективное творческое дело – «Инсценировка телепередачи»

Групп

 

ИТОГОВОЕ занятие по курсу

 

«Мы волшебники»

 

Открытое занятие для родителей и учащихся. Цель которого, подвести итоги года, продемонстрировать  достижения учащихся.


 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle