Библиографическое описание:

Иванчихин В. Г. Психолого-педагогические и личностно-мотивационные факторы формирования креативности личности старших школьников в условиях воспитательно-образовательного процесса гимназии // Молодой ученый. — 2009. — №4. — С. 250-256.

Сегодня в России, как и в мировом сообществе в целом, проис­ходит осознание того, что в XXI веке положение личности, ее творче­ский потенциал, материальное и моральное благополучие во многом зависят от развития качества образования. В свою очередь, творче­ский потенциал личности как таковой влияет на поступательное дви­жение общества к совершенству.

Социально-экономические преобразования в нашей стране по­ставили задачу формирования прогрессивно мыслящего молодого че­ловека, умеющего критически подходить к существующим техноло­гическим процессам, формам организации труда. Общество как никогда остро ощущает потребность в активных творческих лично­стях, знакомых с приемами решения нестандартных задач в реальных жизненных ситуациях. Социальное значение данной проблемы со­стоит в том, что формирование творческих начал в человеке на ран­них этапах его развития определяет успешную реализацию мотивов, являющихся побудительными для активизации творчества молодого поколения. Таким образом, одной из задач общеобразовательной школы  на сегодняшний день является формирование личности подобного типа, способной быть успешной социально и  профессионально. Представляется, что одним из средств реализации данного подхода в воспитательно-образовательном пространстве лицея является создание системы развития креативности школьников как интегративного качества их личности.   Для этого необходимо выявить уровень креативогенных показателей, составляющих характеристику креативности как личностного качества. Для этого был проведен опрос, це­лью которого было выявить основные доминирующие факторы, мотивы, стимулы, приоритетные направления и субъективные причины участия в творческом развитии/саморазвитии старших школьников к творчеству в процессе учебной  деятельности. Кроме того, микроисследование предполагало выявление психологических барьеров, препятствующих творческому развитию старшеклассников. Опрос  проводился среди старшеклассников, обучающихся  в 10 и 11 классах по профилям: «Физико-математический», «Информационно-технологический», «Естественнонаучный», «Гуманитарный». Кроме того, в изучении факторов, способствующих учебно-творческой деятельности. Всего в исследовании приняли участие 52 учащихся 10 классов и 59 учащихся 11 классов (всего 111 старшеклассников). Микроисследование проводилось в апреле месяце 2007 года.

Доминирующим фактором при обучении для подавляющего числа респондентов является возможность развивать собственные способности и заниматься творческой самореализацией (41%).

На втором месте стоит желание приобретения знаний, умений и навыков, которые могут быть использованы при дальнейшем обучении в вузе (36%). И около 23% всех респон­дентов главной целью пребывания в учебном заведении назвали по­лучение аттестата (см. диаграмму 1).

Диаграмма 1

Таким образом, ведущим мотивом обучения является стремление использовать свой творческий потен­циал, приобрести индивидуальный стиль деятельности, хотя достаточно велико количество тех учеников, которые стремятся к приобретению знаний, умений и навыков, получить аттестат. У представителей младшего поколения (10 классы) этот мотив выражен ярче, чем у одиннадцатиклассников. Каковы же мотивы творческой деятельности этих респондентов? Анкетный опрос 111  старшеклассников показал, что основными мотива­ми их творческой деятельности являются: моральное удовлетворение процессом и результатами творческой деятельности - 19,3%; воз­можность проявить свои способности - 11,7%; зависть от успехов других     людей    -     12%; личностное     творческое     развитие    - 11,8%; признание товарищей - 14,8%; значимость творческой деятельности для будущей профессиональной карьеры - 5,3%; желание решить конкретные задачи, связанные с учебой и жизнью коллектива - 3,1%; органическая потребность в творчестве - 8,4%; жела­ние заслужить похвалу педагога - 9,1%; увлеченность творчеством - 3,2%; другие мотивы – 1.3% (см. диаграмму 2).

Диаграмма 2

Среди наиболее значимых стимулов для творческого развития респондентами были названы: достижение лично значимых целей в учебной деятельности (23,6%); положительное об­щественное мнение об ученике, сложившееся в классе (20,3%); одобрение ученика со стороны преподавательского состава за успехи в творческой учебной деятельности (19,1%); достигнутые одноклассниками высокие результаты в творческой деятельности (3%); достижение высоких результатов в учебно-творческой деятельности (2,5%); творческая атмосфера в учебном заведении (5,4%); объявление благодарности (24,2%); влия­ние критики со стороны друга (подруги) (1,9%) (см. диаграмму 3). В ходе исследования выявлялись наиболее устойчивые системы взаи­модействия стимулов и мотивов. Таковыми являются:

*                         «достижение   лично   значимой   цели   в   учебно-профессиональной деятельности» (как наиболее значимый стимул) образует устойчивые системы взаимодействия с таким стимулом, как «творче­ская атмосфера в учебном заведении», что способствует активизации мотивации: стремление иметь авторитет среди одноклассников; повышение интереса к совместной творческой деятельности; стремление проявить способности,  инициативу,  самостоятельность  в учебно-творческой деятельности; осознание потребности изменить черты характера, личностные качества и с этой целью выработать в себе целе­устремленность;

*                         важнейшей стимул мотивации развития творческого потен­циала  старшеклассника - «одобрение его со стороны педагогов» взаимодейст­вует со стимулом - «объявление ученику благодарности» и оказыва­ет стимулирующее влияние на всю систему стадиальных процессов творческого развития.

Результаты исследования подтверждают, что один из наиболее значимых стимулов - «влияние положительного общественного мне­ния об обучающемся, сложившееся в классе» - тесно взаимосвязан со стремлением установить отношения взаимопонима­ния, взаимоуважения, взаимоподдержки в общении.

В ходе исследования было выявлено, что значимость тех или иных мотивов в ходе обучения для старшеклассников меняется (см. диаграм­му 4).

Эти приоритеты зависят от ряда объективных и субъек­тивных причин. Как наиболее существенные причины респондентами в беседах назывались: недооценка (переоценка) своих способностей (17%); степень успешности в обучении (23%); результаты конкрет­ных творческих дел (9%); возможности реализации своих способностей в будущем (28%); отсутствие перспектив в творческой деятельности (23%).

Диаграмма 3

 

Диаграмма 4

Диаграмма 5

Диаграмма 6

 

Таким образом, выяснились два обстоятельства:

1. Мотивы, лежащие в основе творческой деятельности старших школьников, зависят от периода обучения. Обучающиеся на первое ме­сто ставят мотивы, связанные не столько с самим творчеством (моральное удовлетворение процессов и результатами труда, органическая потребность в творчестве и т. д.), сколько мотивы, связанные с решением конкретных задач, решение которых поможет поступлению в вуз. Хотя, проведенный опрос показывает, что желание испытать свои творческие силы, признание одноклассников и заинтересованность в поощрении педагогами – мотивы весьма значимые для старших школьников (см. диаграммы 5, 6). Тенденция эта возрастает к концу срока обучения. В процессе обучения мотивы меняются, и к 11 классу ведущим становится мотив «Решение конкретных жизненных, познавательных, подготовительных задач по подготовке к поступлению в вуз». Как мы видим, акценты меняются, и это надо учитывать при организации творческой деятельности старшеклассников, причем как урочной, так и внеурочной.

2. Независимо от профиля обучения, у всех старшеклассников, постоянно
занимающихся   творческой   деятельностью (участие в подготовке и проведении внеклассных мероприятий, школьных и городских туристических слетов, в сборах скаутских отрядов, изобразительной, музыкальной и хореографической деятельностью, участие в олимпиадах, научно-исследовательских работах и выступающих на различного рода научно-исследовательских конференциях разного уровня -  хоть и в разной степени, но повышается роль мотивов, связанных непосредственно с самим творчеством, моральной удовлетворенностью собственной успешной деятельностью.

В ходе анкетирования выявлялись также барьеры, мешающие формированию мотивов в развитии творческого потенциала старшеклассников в условиях учебно-творческой деятельности. Среди важнейших барьеров можно назвать: отсутствие взаимо­понимания с одноклассниками в процессе учебно-творческой деятельно­сти; влияние отрицательного мнения об обучающемся, сложившееся в классе; отсутствие интереса к изучаемым дисциплинам; излишняя регламентация учебного труда; конфликт с педагогом; низкий уро­вень базовых знаний.

Был составлен вопросник с заданием проранжировать перечень предложенных барьеров творче­ства по степени важности для респондента. В пятерку основных по­мех для творческого развития были названы следующие: 25,9% - от­сутствие взаимопонимания с одноклассниками в процессе учебно-творческой деятельности; 21,5% - влияние отрицательного общест­венного мнения, сложившегося в учебной группе; 20,4% - конфликт с педагогом; 16,2% - излишняя регламентация учебно-творческой дея­тельности; 16% - необъективность оценки творческого труда (см. диаграмму 7).

Исходя из этого, можно сделать вывод, что результативность влияния стимулов на мотивацию творческого развития ослабевает под влиянием реально существующих барьеров мотивации творче­ского развития обучающихся.

Анализируя данные анкетирования можно определить сдержи­вающее влияние барьеров, снижающих результативность устойчивых систем взаимодействия стимулов в условиях учебно-творческой дея­тельности. Так, результативность влияния наиболее значимого сти­мула «положительное общественное мнение, сложившееся об ученике в классе» на мотивацию самоуправления снижается под влиянием следующих барьеров: «отрицательное общественное мне­ние об ученике, сложившееся в классе», «отсутствие друж­бы, взаимопонимания между одноклассниками».

Диаграмма 7

Результативность влияния стимула «одобрение учащегося со стороны учителей за успехи в учебно-творческой деятельности» на мотивацию творческой самореализации учащихся снижается под влиянием барьера «конфликт с педагогом». Следовательно, можно сделать вывод, что знание стимулов, мотивов и барьеров мотивации развития творческого потенциала по­зволяет педагогу спроецировать творческую учебную деятельность старших школьников, избежать многих конфликтных ситуа­ций и наиболее желательным образом построить учебную и творче­скую работу с ними.

Таким образом, педагог играет особую роль в формировании мотивов и снятии барьеров творческого развития учащихся. Эффек­тивность этого процесса обеспечивается личностными и профессио­нальными качествами педагога, его творческими способностями, умением стимулировать творческое развитие старшеклассника через грамот­но организованную творческую учебную деятель­ность обучающихся. К механизмам данного процесса можно отнести мотивацию самопознания, творческого самоопределения, самоуправления и самоорганизации, творческой самореализации, творческого самосовершенствования, причем каждая из подсистем имеет свою структуру и конкретное содержание.

Достижению основной цели и повышению эффективности содержания программы стимулирования мотивации творческого развития старших школьников способствует четкая последовательность реализации промежуточных целей, охватывающих все стороны учебной деятельности. Для оптимиза­ции соотношения промежуточных и эталонных целей педагогам не­обходимо уметь предвидеть перспективу стимулирования мотивации творческого развития обучающихся.

Содержание процесса формирования мотивов развития творче­ского потенциала обучающихся в условиях учебной   деятельности   представляет   два   компонента   управленческой функции педагога:

1.              Формирование у обучающихся потребностей, способствующих побуждению к активной творческой деятельности.

2.              Создание условий, ослабляющих и устраняющих действие
барьеров, мешающих удовлетворению потребности в творческом развитии.

Кроме того, одним из важнейших принципов стимулирования творческой эффективности является работа на пределе своих возможностей. Нужно программировать достаточно высокие исходные данные. Творческие задания должны быть посильными, но не легкими. Лег­кость задачи убивает активность, непосильность рождает неверие в свои силы. Успешной  реализации   означенных  принципов  способствуют следующие правила: изучать мотивацию творческого развития на ос­нове выявления наиболее значимых мотивов; диагностировать уро­вень  сформированности   мотивации  творческого  развития;   выбор средств, приемов и форм стимулирования проводить с учетом выяв­ленных особенностей формирования мотивационной сферы; своевре­менно выявлять результаты функционально-управленческих, процес­суально-технологических стимулов, воздействующих на мотивационную сферу личности; осуществлять проектирование и реализацию программы стимулирования на основе анализа динамики изменений мотивационной сферы, происходящих в процессе творче­ской учебной деятельности и творческом развитии обучающихся;   стимулирование   мотивации   творческого   развития должно осуществляться в направлении развития способностей само­познания, самоопределения, самоуправления, творческой самореали­зации, творческого самосовершенствования; программа стимулиро­вания   мотивов  творческого  развития  должна  реализовываться   в благоприятной творческой атмосфере, в условиях сотрудничества и сотворчества; необходимо опираться на умения  школьников самостоятельно планировать учебную деятельность, помогать про­ектировать и реализовать творческие замыслы.

Основными методическими приемами, стимулирующими твор­чество старшеклассников в период учебной дея­тельности, являются:

1.            Осознание обучающимися социального и практического значения
деятельности, направленной на решение существующих в образовательной сфере проблем (если даже это происходит в учебном игровом режиме).

2.            Необходимость использовать наиболее рациональные дидактические приемы, что формирует устойчивое и активное стремле­ние, как к совершенствованию собственной учебной дея­тельности, так и личностно-мотивационной сферы вообще.

3.            Активизация теоретических занятий старших школьников.
Предлагая ученикам задания с неполными или избыточными данными, педагог побуждает их консультироваться у преподавателей специальных предметов, обращаться к учебникам и к справочной ли­тературе. Это приучает правильно сочетать теорию с практикой, в зависимости от конкретных проблем и усло­вий.

4.            Приобщение старшеклассников к научному творчеству в совместной, коллективной работе,   как с одноклассниками, так и со старшими товарищами, над созданием новых оригинальных проектов в научно-
культурной сфере.

5.            Привлечение старшеклассников к самостоятельной разработке исследовательских проек­тов. Исполь­зование  данного метода требует значительной подготовки  учеников и большой предварительной работы педагогов с ними. В рамках заключительного этапа обучения подобная самостоя­тельная работа должна стать обязательным требованием для допуска к итоговой аттестации.

6.            Использование    личного    опыта    общения    старших школьников с новаторами в профессиональной сфере для выполнения особо слож­ных проектных заданий. Личное знакомство учащихся с опытом наиболее интересных людей стимулирует   их   творческую   активность,   вызывает   желание испытать собственные силы в решении проблем, работе над созданием новых, оригинальных проектов.

Для развития креативных способностей личности старшеклассников большое значение имеет характер учебных заданий, творческую мысль вызывают лишь те задания, которые оставляют некоторые вопросы открытыми для са­мостоятельного решения. Задания должны разрабатываться с учетом уровня подготовки ученика, то есть исходные данные сокращаются с увеличением знаний и умений. Постепенно сокращая ко­личество готовых данных, педагоги подводят обучающихся, по сути дела, к «изобретательству» на завершающем этапе обучения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle