Библиографическое описание:

Ярычев Н. У. Становление и развитие инновационных механизмов в образовательном пространстве Чеченской республики в условиях постконфликтного периода // Молодой ученый. — 2009. — №4. — С. 290-292.

            В современных условиях динамичного развития отдельных сфер человеческой  жизнедеятельности, как нам представляется, наибольшую актуальность приобретают вопросы социокультурного порядка,  в частности касающиеся системы образования, во многом отражающие становление и развитие совершенно нового отечественного образовательного пространства, обусловленного  внедрением в рамках его масштабной модернизации инновационных методов и технологий.  Также большое значение в рамках интересующей нас темы имеют тенденции «системного влияния процесса модернизации на все сферы жизнедеятельности общества, связанные с планово-стратегическим обеспечением теоретико-методологической базы образования, как правило, выражающейся в различных интегративных формах» [1, С.8].

            В настоящее время в условиях постконфликтного развития Чеченской Республики первостепенное значение для восстановления инфраструктуры социально-экономической сферы важное значение играет система образования, как правило, характеризующая отдельные сегменты региональной стабильности.

            В свете этого, важное значение имеет реализуемый с 1 сентября 2008 года в Чеченской Республике Комплексный проект модернизации образования (КПМО), призванный вывести региональную систему образования на новый инновационный уровень развития, отвечающий современным требованиям и стандартам.

            В отличие от других субъектов Российской Федерации Чеченская Республика вступила в Комплексный проект модернизации образования на правах собственной инициативы. С учетом сложной адаптационной атмосферы и социально-экономической трансформации республики данный проект призван способствовать налаживанию отдельных механизмов социокультурного блока, в частности системы образования.

            Федеральным оператором по реализации Комплексного проекта модернизации образования в Российской Федерации определена автономная некоммерческая организация «Институт проблем образовательной политики «Эврика»», возглавляемая исполнительным директором А.А. Антоновой и ректором профессором А.И. Адамским.

            Началу реализации Комплексного проекта модернизации образования Чеченской Республики предшествовал комплекс семинаров в г. Москве, а также проходившие в несколько этапов республиканские общественные слушания, в итоге получившие положительное заключение экспертного совета Института проблем образовательной политики «Эврика». Во многом эти слушания показали большое желание педагогической общественности Чеченской Республики сформировать на региональном уровне принципиально новые подходы к системе образования, которая должна соответствовать современным инновационным тенденциям.

            Главную роль в реализации Комплексного проекта модернизации образования сыграл Президент Чеченской Республики Р.А. Кадыров, положительно оценивший и поддержавший инициативу Министерства образования и науки Чеченской Республики во главе с А.А. Музаевым.

            Принципиальное решение Президента республики позволило Правительству Чеченской Республики подготовить программу действий по реализации Комплексного проекта модернизации образования. Так, Министерство финансов Чеченской Республики в кратчайшие сроки произвело необходимые первичные расчеты, ставшие основанием для финансирования данного масштабного проекта.

            В целом, проект представляет собой систематизированную программу действий, включающую основные и наиболее важные направления, к которым относятся такие, как:

·      Новая система оплату труда.

·      Нормативное подушевое финансирование.

·      Региональная система оценки качества образования.

·      Развитие сети образовательных учреждений.

·       Общественно-гражданское управление (расширение общественного участия в управлении образованием).

Одно из важных направлений Комплексного проекта модернизации региональной системы образования, как нам представляется, является нормативное подушевое финансирование, призванное в корне изменить систему оплаты труда работников общеобразовательных учреждений Чеченской Республики.

            Таким образом, введение новой модели подушевого нормативного бюджетного финансирования в среднем в расчете на одного учащегося общеобразовательного учреждения обеспечивает:

·      обязательное доведение финансового норматива до образовательного учреждения в полном объеме, без изъятия;

·      наличие бюджетных источников компенсации потерь образовательных учреждений (на конкурсной основе);

·      возможность оптимизации штатного расписания образовательного учреждения;

·      минимизацию коэффициентов коррекции на переходном этапе и их использование для выравнивания (улучшения) условий бюджетополучателей; 

·      прозрачность при  определении  и распределении объемов  бюджетного финансирования между ОУ;

·      гарантии бюджетного обеспечения  образовательного  процесса и возможность бюджетного планирования   развития ОУ;

·      переход от финансирования производителей услуг и содержания сети учреждений к финансированию  поставленной перед учреждениями задачи через финансирование   потребителей образовательных услуг;

·      укрепление и развитие  школьной автономии и экономической самостоятельности;

·      создание стимулов и предпосылок для обоснования программ реструктурирования  сети  образовательных  учреждений;

·      создание условий  для эффективного позиционирования учреждения образования  на  рынке образовательных услуг как самостоятельного хозяйствующего субъекта [2].

            В связи с реализацией Комплексного проекта модернизации образования, а также в целях совершенствования эффективности региональной образовательной политики Министерством образования и науки Чеченской Республики разработана «Стратегическая программа развития системы образования Чеченской Республики», выступающая в качестве концептуальной основы реализации Комплексного проекта модернизации образования.

Настоящая  Программа представляет собой инновационный проект становления региональной системы образования в качестве ключевого ресурса развития человеческого потенциала  Чеченской Республики как субъекта  Российской Федерации в условиях социокультурной трансформации современного общества. «Цель настоящей Программы – поддержать тенденцию к переходу образования от учебно-знаниевой к компетентностной парадигме. Такой подход означает, в частности, что школьник уже не будет  восприниматься, как это сегодня чаще всего бывает, в единственном «измерении», – только с точки зрения своей академической успеваемости. Безусловно, она останется важным, но далеко не единственным показателем его личностной успешности, поскольку собственно учебная компетентность составляет малую часть от всего объема компетентностей, которыми должен обладать человек в возрасте выпускника школы» [2, С. 9].

            В настоящее время единственной образовательной сферой, в которой ребенок действует по свободному выбору, развивая свои способности, является система дополнительного образования. В то же время нередки случаи, когда очевидному успеху, достигнутому учеником благодаря занятиям в доме творчества, жестко противопоставляются низкие отметки по «обязательным» предметам, знания по которым не имеют сколько-нибудь существенного значения для его социального и профессионального становления. Поэтому презумпция личностной целостности, лежащая в основе компетентностного подхода, ставит перед системой образования сложную задачу по конвертированию успехов и достижений, показанных в неучебной сфере, в систему формализованных показателей и индикаторов, которые могут быть предъявлены как свидетельство сформированных способностей к коммуникативной, исследовательской, творческой и иным видам деятельности.

            Также данная Программа преследует цель создания наиболее приемлемых условий для становления и развития системы образования Чеченской Республики, как ресурса социальной, кадровой поддержки социально-экономического и социокультурного развития региона в целом.

            Для наиболее эффективного регулирования процесса реализации Комплексного проекта модернизации образования приказом министра образования и науки Чеченской Республики № 350 от 3 сентября 2008 года создана рабочая группа в следующем составе:

1.        Халадов Х-А.С., первый заместитель министра образования и науки ЧР.

2.        Эльмурзаева Г.Б., ректор ГУ «Чеченский институт повышения квалификации работников образования», кандидат исторических наук, доцент.

3.        Арсанукаев А.М., директор ГУ «Институт проблем образования».

4.        Эдилова Р.П., начальник Департамента мониторинга финансовой деятельности Министерства образования и науки ЧР.

5.        Байдарова М.В., начальник планово-экономического отдела Департамента мониторинга финансовой деятельности министерства образования и науки ЧР.

6.      Бачаев Л.В., главный специалист аппарата Совета профсоюзов    ЧР.

7.        Ярычев Н.У., проректор по научно-методической работе ГУ «Чеченский институт повышения квалификации работников образования», кандидат философских наук, доцент.

8.        Магомадова Т.А., проректор по организационно-методической работе ГУ «Чеченский институт повышения квалификации работников образования».

9.        Успаева Я.В., проректор по учебно-методической работе ГУ «Чеченский институт повышения квалификации работников образования».

10.    Сулейманов С-Х., главный специалист министерства образования и науки ЧР. Багашев А.В., главный специалист министерства образования и науки ЧР.

11.    Султанова Х.С., главный специалист министерства образования и науки ЧР.

12.    Салатаева Р.С., главный специалист министерства образования и науки ЧР.

13.    Бускаева З.С., главный специалист министерства образования и науки ЧР.

14.    Усманов А.С., главный специалист министерства образования и науки ЧР. Хучиева Х.М., главный специалист министерства образования и науки ЧР.

15.    Умалатова В.Г., директор Президентского лицея г. Грозный.

16.    Галбацов С.С., юрист ГУ «Чеченский институт повышения квалификации работников образования».

            Как нам представляется, реализация данного проекта должна способствовать выведению образовательного пространства Чеченской Республики на принципиально новый уровень, отвечающий современным инновационным требования, отражающим как отдельные направления реформирования образования, так и его модернизацию в целом.

            Современный развивающийся мир требует глобальных перемен во всех сферах человеческой жизнедеятельности и в первую очередь это связано с масштабными изменениями в образовательном пространстве, как России, так и всего мира.

            Как нам известно, с будущего года наша страна окончательно входит в европейское образовательное пространство, что должно способствовать формированию единых образовательных стандартов, дающих паритетные стартовые возможности всем участникам образовательной деятельности на всех ее уровнях. Именно Комплексный проект модернизации образования Чеченской Республики должен заложить фундаментальные основы дальнейшего развития регионального образования.

 

Литература

1.      Ярычев Н.У. Инновационные возможности Стратегической программы развития системы образования Чеченской Республики в рамках Комплексного проекта модернизации региональной системы образования (макет Института проблем образовательной политики «Эврика», г. Москва) // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования [Текст]: материалы VII Всерос. научно-практ. конф.: в 10-ти ч-х. – Ч. 10. / Академия пов. квал. и проф. перепод. работ. образ.; Челяб. ин-т перепод. и пов. квал. работ. образ.; Отв. ред. Д.Ф. Ильясов. – М.; Челябинск: Изд-во «Образование», 2008. – С. 8.

2.      Стратегическая программа развития системы образования Чеченской Республики (макет) / Министерство образования и науки Чеченской Республики; Автономная образовательная некоммерческая организация «Институт проблем образовательной политики «Эврика» (коллектив авторов) / Под научной ред. профессора. А.И. Адамского. – М.: «Эврика», 2008. – С. 3.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle