Библиографическое описание:

Борзилова Н. С. Динамика мотивационно-ценностных отношений в профессиональном становлении студентов // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 379-381.

Современное общество предъявляет выпускнику ВУЗа, особые требования, среди которых важное место занимают высокий профессионализм, активность и творчество. В результате в настоящее время проблема становления высококвалифицированных специалистов становится весьма актуальной. Процесс совершенствования подготовки будущих специалистов в условиях современного образования достаточно сложен и обусловлен многими факторами. Одним из факторов является степень адекватности мотивационных установок поступления в ВУЗ и получаемой профессии. По мнению, М.И. Алексеевой, “мотивационно-потребностное соответствие будущей деятельности является неприемлемым условием формирования творчески активной и социально зрелой личности” [1; с 141]. Вторым не менее важным фактором в становлении будущего профессионала являются ценностные ориентации личности студента, определяющие отношения к учебе в вузе.

Проблема мотивации является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Исследованием мотивации занимались такие выдающиеся психологи как Х. Хеккаузен, В.Г. Асеев, А.Н. Леонтьев, П.М. Якобсон, А.К. Маркова, Ю.Б. Орлов и др. Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обуславливает множественность понимания ее сущности, природы и структуры. Решением вопроса о соотношении мотива и потребности занимались Манукян С. П., Шаров Ю. В., Божович М. И., Леонтьев А. Н.. Многие исследователи проблемы мотивации человеческой деятельности сходятся в том, что мотивация представляет собой сложную систему, в которую включены определенные иерархические структуры (В. Г. Асеев, М. И. Бажович, А. Маслоу, Б. И. Дадонов) и различные виды мотивов (Б. Ф. Ломов, П. М. Якобсон). Большой вклад в изучение особенностей мотивации учебной деятельности внесли А. К. Маркова, А. Т. Матис, Ю. Б. Орлов и др. Важность положительной мотивации для эффективности и успешности учебной деятельности была доказана исследователями Г. Клаусом, В. А. Якуниным, Н. И. Мишковым.

Кроме того, данные некоторых исследователей позволяют говорить, что высокая позитивная мотивация может играть роль компенсаторного фактора в случае низких специальных способностей (А.А. Мотков). Однако изучение проблемы мотивации в профессиональном становлении студентов является наименее изученной [по 2].

Ценностные ориентации как одна из составляющих структуры личности изучаются в рамках общей психологии, психологии личности, социальной психологии. Многие ученые (Б. Г. Ананьев, Т. М. Андреева, Л. И. Божович, Б. С. Братусь, Л. С. Выготский,. А. Ф. Лазурский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, Г. Олпорт, С. Л. Рубинштейн, В. В. Столин и др.) рассматривают проблему ценностей в связи с источниками активности человека - потребностями, предметами этой активности - мотивами и механизмами регуляции активности. Как показывает обзор литературы, ученые больше внимания уделяют исследованию ценностных ориентаций в юношеском возрасте, в общем, и мотивации учебной деятельности в отдельности, в то время как ценностные ориентации определяют отношение к учебе в вузе и преобладание мотивов к обучению, а этот аспект изучен недостаточно.

Целью нашего исследования является изучение динамики мотивационно-ценностных отношений на начальных этапах обучения в вузе. Согласно выдвинутому нами предположению, мотивационно ценностные ориентации студентов во время обучения в ВУЗе претерпевают определённые изменения; студенты к третьему курсу становятся более ориентированными на получение диплома, и на определённые достижения в сфере терминальных ценностей.

В исследовании приняли участие 80 студентов первого, второго и третьего курса биолого-химического факультета «БелГУ» в возрасте 17-20 лет. Для диагностики особенностей ценностных ориентаций и мотивации обучения в вузе были использованы методики: опросник терминальных ценностей И. Г. Сенина [3], методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной [2], методика изучения мотивов учебной деятельности студентов модифицированная А. А. Реаном, В. А. Якуниным [2].

Статистическая обработка данных проводилась с использованием непараметрических методов: критерия Манна-Уитни и критерия Крускала-Уоллиса. Математическая обработка данных проведена на основе пакета статистических программ SPSS.

Таблица 1

Динамика терминальных ценностей и жизненных сфер

студентов от 1 к 3 курсу

Терминальные ценности


Ценности


1курс


2курс

3курс.

U-Манна Уитни

Собственный престиж

31

32

33

90*

Высокое материальное положение

35

37

38

84**

Креативность

34

30

32

51***

Активные социальные контакты

34

33

34

98

Развитие себя

36

33

35

84**

Достижение

36

38

38

91*

Духовное удовлетворение

38

36

36

89*

Сохранение собственной индивидуальности

35

34

34

96

Жизненные сферы

Сфера профессиональной жизни

58

57

57

97

Сфера обучения и образования

59

55

58

48***

Сфера семейной жизни

52

55

57

62***

Сфера общественной жизни

52

52

52

98

Сфера увлечений

57

53

54

57***

Примечание ***р≤0,01; ** р≤0,05; * p<0,1




Табличные данные указывают нам, что ценностные ориентации студентов претерпевают определенные изменения от первого к третьему курсам. Основной терминальной ценностью на первом курсе является «Духовное удовлетворение», по которой к последующим курсам наблюдается тенденция к снижению. На втором и третьем курсах приоритетными становятся такие терминальные ценности, как «Достижение» и «Высокое материальное положение» (U=84, р≤0,05). В жизненной «Сфере обучения и образования», занимающей ведущую позицию на первом курсе ко второму курсу наблюдается ее снижение (U=48, р≤0,01), в сферах «Профессиональной жизни» и «Сфере увлечений», которые занимают высокие позиции на первом курсе, происходит тенденция к их снижению к последующим курсам. На втором курсе остается значимой «Сфера профессиональной жизни». На третьем курсе опять значимой становится «Сфера обучения и образования», «Профессиональной жизни», значимой становится «Сфера семейной жизни» (U=62, р≤0,01).

Далее проанализируем мотивы учебной деятельности у студентов с первого по третий курсы. Сравнивая результаты по всем трем курсам, мы наблюдаем следующее: мотив «Стать высококвалифицированным специалистом» является ведущим на всех трех курсах (16,6 %, 17,2%, 17,6% - соответственно). Статистически достоверных различий по этому показателю не обнаружено, по мотиву «Получить диплом» на первом курсе наблюдается максимальное количество процентов (16,6%) по сравнению со вторым (8%) и третьим курсами (13,2%) по этому показателю группы различаются на высоком уровне значимости Н=8,27 (при p0,01). Мотив «Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности» на втором курсе является одним из преобладающих (16%) по сравнению с другими мотивами, его показатели превышают значения по сравнению с первым (11%) и третьим курсами (13,2%), различия обнаружены на уровне статистической тенденции Н=3,42 (при p<0,1). Мотив «Получить интеллектуальное удовлетворение» также на втором курсе (13,2%) превышает показатели по сравнению с первым (5,4%) и третьим курсами (10%), различия обнаружены на достоверном уровне значимости Н=5,97 (при p0,05). На первом курсе мотив «Добиться одобрения родителей и окружающих» более предпочитаем (12,2%) по сравнению со вторым (6,6%) и третьим (1%) курсами, различия обнаружены на высоком уровне значимости Н=12,156 (при p0,01). Это можно объяснить возможной личностной не зрелостью и школярской позицией в ориентации на мнение значимых других взрослых, но к третьему курсу мотив «Добиться одобрения родителей и окружающих» становится не популярным. Показатели по мотиву «Приобрести глубокие и прочные знания», который получил большое количество выборов, остаются практически неизменными на всех трех курсах (12,2%, 9,2%, 12,2%). Достоверных различий по этому показателю не обнаружено. По мотиву «Успешно продолжить обучение на последующих курсах» наблюдается тенденция к его повышению в процентном соотношении к третьему курсу (на первом 2,2 %, на втором 4%, на третьем 10 %), процентные показатели по курсам различаются на высоком уровне значимости Н=7,025 (при p0,01). По мотиву «Постоянно получать стипендию» наблюдается тенденция показателей к повышению на втором (8%) и на третьем (8,8%) курсах по сравнению с первым (3,2%). По этому показателю обнаружены различия на уровне статистической тенденции Н=4,392 (при p<0,1) (см. табл. 2.2.1.1). Наглядно динамика мотивов представлена на рисунке (см. рис. 1).

Рис.1. Мотивы учебной деятельности студентов (1.- 1 курс; 2. - 2 курс. 3. - 3 курс)


Проанализировав особенности ценностных ориентаций студентов с определенной мотивацией обучения в ВУЗе, получили следующие результаты: у студентов 1 курса, (27% с высоким баллом), ориентированных на приобретение знаний ведущими терминальными ценностями являются «Достижение» и «Креативность» в жизненной сфере «Обучения и образования» и сфере «Увлечения». У 44% студентов (с высоким баллом), ориентированных на получение диплома, ведущими терминальными ценностями являются «Духовное удовлетворение» и «Сохранение собственной индивидуальности» в жизненной сфере «Обучения и образования».

На 2 курсе мы можем отметить снижение количества студентов (20 % с высоким баллом) мотивированных на приобретение знаний. Среди терминальных ценностей у них выделяется «Достижение» в сфере «Профессиональной жизни» и «Обучения и образования». Среди студентов, ориентированных на получение диплома, среди терминальных ценностей преобладают ценности «Достижение» и «Развитие себя» в сфере «Профессиональной» и «Семейной жизни».

На 3 курсе по студентам (16 % с высоким баллом) мотивированным на приобретение знаний наблюдается тенденция к снижению по сравнению с 1 и 2 курсом. Большее количество студентов ориентировано на мотив «Получение диплома». У студентов, ориентированных на «Приобретение знаний» среди терминальных ценностей выделяются «Достижение» и «Сохранение собственной индивидуальности» в сфере «Обучения и образования» и «Семейной жизни». А у студентов, ориентированных на «Получение диплома», среди терминальных ценностей являются преобладающими ценности «Достижение», «Собственный престиж» и «Высокое материальное положение» в сфере «Семейная жизнь» и «Профессиональная жизнь». Основываясь на полученных результатах, мы можем предположить, что ценностные ориентации студентов с разными мотивами к обучению в вузе различаются по качественным показателям, студенты, ориентированных на получение диплома более всего в образовании привлекают достижения в материальном положении и собственном престиже, т.е. они ориентированы на результат обучения в виде корочки диплома.

Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась, но требует дополнительной проработки и проверки на большей по объему выборке, а также подробного изучения среди студентов не только общеобразовательного уровня, но и уровня профессиональной подготовки.


Литература:

  1. Алексеева М.И. Мотивация учения студентов и удовлетворенность выбором вузом. Сб: Эмоциональная регуляция учебной и трудовой деятельности. – М., Одесса. 1986.
  2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы.– СПб., 2000.
  3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1995.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle