Библиографическое описание:

Булгакова И. Г. Некоторые аспекты проблематики правового регулирования традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 272-273.

И северных братьев, и дальневосточных

мне как умолчать, молчаливых и прочных

эвенков, якутов, орочей и чукчей,

и ненцев, и айнов, и прочих из лучших!...

С.Скорик[4]

Российская Федерация является одним из крупнейших многонациональных государств в мире, где проживают более 160 народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. Народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями, признаются коренными малочисленными народами Российской Федерации.

Правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов установлены Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» [1], общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Законодательством Российской Федерации определен круг лиц, отнесенных к коренным малочисленным народам Российской Федерации, единый перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации в установленном порядке.

Среди народов, проживающих на территории Российской Федерации, особое место занимают коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока (далее – малочисленные народы Севера).

Произошедший рост промышленного освоения природных ресурсов на северных территориях Российской Федерации в значительной мере сократил возможность малочисленных народов Севера вести традиционные виды хозяйственной деятельности. Часть используемых прежде для традиционных промыслов рек и водоемов потеряли свое рыбохозяйственное значение. В сфере природопользования отмечается внедрение элементов рыночных экономических отношений: платное использование природных ресурсов, распределение по результатам проведения аукционов или конкурсов земельных, лесных, рыбопромысловых участков и охотничьих угодий, квот и разрешений на добычу или заготовку природных ресурсов. В условиях рыночных отношений традиционная хозяйственная деятельность малочисленных народов Севера не выдерживает конкуренции с организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере природопользования, а в тоже время представление или сохранение малочисленным народам Севера преференций расценивается лицами, осуществляющими соответствующие виды предпринимательской деятельности, как нарушение антимонопольного законодательства (принципа свободной конкуренции).

В этой связи распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 г. № 132-р утверждена Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, представляющая собой систему принципов и приоритетов в отношении деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в сфере укрепления социально-экономического потенциала указанных народов, сохранения их исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей. Совершенствование нормативно-правового обеспечения устойчивого развития малочисленных народов Севера стало приоритетной задачей, поставленной в реализацию Концепции [3].

Остается недостаточным правовое регулирование статуса малочисленных народов Севера. Отсутствие у граждан, отнесенных к данной категории, документов, подтверждающих их принадлежность к малочисленным народам Севера, создает некоторый барьер для реализации их прав, закрепленных законодательством Российской Федерации.

Наиболее актуальными для некоторых субъектов Российской Федерации становятся проблемы правового регулирования традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера.

Так, территория Хабаровского края признана в установленном порядке местом традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, основой существования которых является охота. В соответствии с частью 2 статьи 19 Закона об охоте [2] малочисленными народами Севера охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления. Продукция охоты, полученная при осуществлении охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности, используется для личного потребления или реализуется организациям, осуществляющим деятельность по закупке продукции охоты.

В этой связи на всей территории Хабаровского края при проведении традиционной охоты свободно (без разрешений) подлежат добыванию в значительном объеме охотничьи ресурсы, не подлежащие учету при установлении в законном порядке лимитов и квот добычи, что приводит к превышению нормы изъятия охотничьих ресурсов и, как следствию, к необратимым последствиям в возобновлении охотничьих ресурсов.

Практика применения положений статьи 19 Закона об охоте [2] в сезоне 2010-2011 годов по Красноярскому краю показала, что на северных территориях осуществляется трудноконтролируемая добыча соболя и других ценных охотничьих ресурсов. Анализ сложившейся практики применения указанной нормы позволяет выявить необходимость рассмотрения вопроса о конкретизации размера объема добычи охотничьих ресурсов, «необходимого для удовлетворения личного потребления». Основываясь одновременно на принципах обеспечения устойчивого существования и устойчивого использования охотничьих ресурсов, сохранения их биологического разнообразия, а также учета интересов населения, для которого охота является основой существования, включая малочисленных народов Севера, правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов должно осуществляться рационально.

Наиболее сложным в правовом регулировании традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера, на мой взгляд, является поиск «золотой середины», позволяющей обеспечить соблюдение рационального использования природных ресурсов с целью сохранения устойчивого биоразнообразия, и в тоже время укрепление социально-экономического потенциала указанных народов, сохранение исконной среды обитания, традиционного образа их жизни и культурных ценностей, принимая во внимание, что особенностью малочисленных народов Севера по-прежнему является их неотрывная связь с природным миром в сложных природно-климатических условиях.


Литература:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»;

2. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

3. Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 г. № 132-р;

4. Материалы сайта: http://stihi.pro/2654-stihi-o-severe.html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle