Библиографическое описание:

Ермаков И. А. К вопросу о месте логистики в практике стратегического менеджмента // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 123-125.

У любой науки, а тем более у любой экономической науки, зачастую наблюдается разделение теоретически описанного значения изучаемых понятий и их практического, прикладного смысла.

В данной работе сделана попытка дать внятные, работающие определения ряда понятий сферы стратегического менеджмента с позиций логистики, превратив их для читателя из теоретических абстрактов в практический инструментарий. Один из таких наиболее теоретизированных и мифологизированных терминов – «миссия организации».

Многострадальное понятие «миссия» дефинируется кем угодно, от маркетологов и менеджеров до социологов и специалистов по управлению персоналом. Возможно, отчасти автору и его коллегам неоднократно приходилось слышать из уст специалистов-практиков на семинарах и круглых столах: «Миссия – это нечто неопределенное, метафизическое, дискуссионное; из практической ценности имеет применение лишь в сфере рекламы, public relations (PR) и government relations (GR)».

Подробному изучению и аналитическому обобщению определений понятия «миссия организации» посвящено большое количество статей. Согласно словарю Д.Н. Ушакова, миссия — это «жизненная, историческая роль какого-нибудь деятеля или общественной группы». Понятие миссии определяется в работах по стратегическому менеджменту (начиная с работ И. Ансоффа и Ф. Котлера). Предполагаем очевидным, что миссия – это инструмент, тесно связанный со стратегическим менеджментом. Задачи же стратегического управления подразумевают, что компания устремлена в будущее (т.е. для нее актуальны вопросы развития, а не выживания; по крайней мере, в данный момент) и пытается спрогнозировать и запрограммировать свое развитие.

По Ф. Котлеру, миссия должна описывать, чем занимается компания и в чём смысл её деятельности и существования. Причем смысл этот должен быть обозначен не только для внутренней, но и для внешней среды предприятия [2]. Другими словами, долговременным успехом компания во многом будет обязана тому, насколько понятно она обозначила совпадение интересов (направлений развития, устремлений) себя и своих клиентов [3].

Таким образом, миссия – это осмысление некоторого пространства, поля, вектора (достаточно широкого), в котором компания ведет свою деятельность. Очевидно, что если уж компания задумалась о миссии, то она понимает недопустимость её кардинального изменения. Изменение миссии фактически означает появление фактически иной организации (если не юридически, то фактически).

Следующим рассматриваемым практическим инструментом является видение. Видение – состояние компании, к которому она движется, которого пытается достичь. Видение (состояние, к которому предприятие стремится) – понятие изменчивое, зависит от успехов (или неуспехов) фирмы в продвижении по обозначенному полю (в рамках миссии). Это веха, ориентир, описание картины желаемого будущего [4].

Итак, мы определили местность, на которой живем и действуем (миссию организации). Определили ориентир (стратегическое видение). Что дальше? А дальше – программа действий по движению к этому ориентиру. Она выстраивается в иерархическую структуру, называемую деревом целей организации. Дерево целей – это структурированная, построенная по иерархическому принципу совокупность целей компании: от генеральной цели (вершина дерева) до подчиненных ей подцелей первого, второго и последующих уровней (ветви дерева). Как инструмент системного анализа оно увязывает цели высшего уровня с конкретными средствами их достижения на низшем уровне через ряд промежуточных звеньев.

Цель верхнего уровня (генеральная цель) – это видение, то есть само состояние-ориентир, конкретизированное с учетом требований к формулировке целей. В случае же, когда видение – дело достаточно отдаленного будущего, генеральная цель – это промежуточный результат, которого мы стремимся достичь, двигаясь в направлении ориентира. Цели нижележащих уровней выстраиваются в структуру, на нижнем уровне которой располагаются задачи – конкретные задания по достижению определенных состояний элементов системы (мини-целей, не подлежащих дальнейшей декомпозиции в рамках текущего процесса целеполагания).

Процесс формирования дерева целей любого коммерческого предприятия обязательно на каком-либо этапе столкнется с вопросом необходимости учесть расхожий постулат: «Главной целью любого коммерческого предприятия является получение прибыли». Но действительно ли деревья целей всех коммерческих предприятий разворачиваются из одной и той же вершины?

Гражданский кодекс РФ прямо указывает, что коммерческие организации – это организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности [1]. Однако цель не может быть сформулирована таким образом (согласно правилам, предъявляемым к формулировке целей).

Широко используемыми правилами, предъявляемыми к формулировке целей, являются правила SMART. SMART – это мнемоническая аббревиатура, используемая в различных видах менеджмента для определения целей и постановки задач. Существует несколько вариантов расшифровки этой аббревиатуры и соответственно описаний требований к формулировке целей. В таблице 1 приведены два наиболее распространенных варианта.

Таблица 1 – Сопоставление требований к формулировке целей.

Цели должны быть:

Вариант 1

Вариант 2

S

Конкретными (Specific)

Конкретными (Specific)

M

Измеримыми (Measurable)

Измеримыми (Measurable)

A

Достижимыми (Achievable)

Согласованными с окружающими (Agreed with others)

R

Насущными (Relevant)

Реалистичными (Realistic)

T

Определенными во времени (Timed/Timed-bound)

Определенными во времени (Timed/Timed-bound)


Разнообразие подходов к требованиям A и R говорит, на наш взгляд, о некоторой избыточности требований. Все требования к формулировке цели могут быть приведены всего к двум:

  1. Измеряемость

  2. Задание временных границ.

Остальные показатели либо не нужны, либо необязательны. Так, конкретность проистекает из измеримости; реалистичность, насущность и согласованность не являются свойствами цели, а проявляются при встраивании цели в систему целей – дерево целей; достижимость – свойство необязательное (поскольку проверяется только практически, а теоретическая недостижимость цели изначально противоречит свойству реалистичности и поэтому в расчет не принимается).

Таким образом, исходя их требований, предъявляемых к формулировке целей, правильнее говорить о том, что ориентированность на получение прибыли – не цель, а главный признак коммерческой организации, необходимое условие ее существования. А вот цели предприятия – вехи на пути движения по полю-миссии к ориентиру-видению – могут быть следующими (при условии, что для каждой из них будут указаны временные рамки и количественные либо качественные характеристики):

  • завоевать или удержать большую долю какого-либо рынка для своего товара;

  • занять в отрасли лидирующее положение в области технологии;

  • добиться максимального использования имеющихся сырьевых, финансовых и прочих ресурсов;

  • добиться более высокого качества производимого товара;

  • повысить прибыльность своих операций;

  • добиться максимально возможного уровня занятости, и пр.

После формирования дерева целей система управления нуждается в стратегии – модели поведения, алгоритме действий, двигающих компанию в нужную сторону (по каждой из заявленных целей на всех уровнях декомпозиции). Формирование, апробирование и реализацию стратегии изучает (как наука) и реализует (как инструмент управления) стратегический менеджмент. При разработке стратегии важна методическая и техническая поддержка. В настоящее время существует ряд программных продуктов, предназначенных для анализа и проектирования стратегической модели организации (ИНТАЛЕВ: Корпоративный навигатор, Microsoft Office Вusiness Scorecard Manager, Business Studio и ряд других).

Итак, миссия организации — это сформулированный смысл существования компании; видение – это ориентир в рамках миссии; цели – ключевые точки, достижение которых осуществляется в рамках движения к ориентиру; задачи – комплексы конкретных мероприятий, реализация которых приводит к достижению целей; стратегия – модель поведения, в которую встроены цели и задачи. А что же такое логистическая стратегия?

Необходимо дать некоторые пояснения насчет термина «логистика». Множество определений логистики представляют ее как науку, практическую деятельность или концепцию. Но независимо от трактовки, логистика – это не некая функциональная область, а процесс (наука, деятельность) управления этой функциональной областью. Недопустима подмена понятия логистики понятием объекта ее исследования и изучения.

На наш взгляд, наиболее комплексным, системным определением логистики является определение логистики как системной (базирующейся на принципах системного подхода) рационализации управления потоковыми процессами в экономике (в экономических системах). То есть логистический менеджмент – это оптимизационный менеджмент, менеджмент более высокого порядка. Оптимизационная деятельность бессмысленна и зачастую невозможна при неотстроенных базовых процессах.

Исходя из сказанного, логистическая стратегия – это оптимизационная стратегия, то есть способ (в идеале – модель или алгоритм) того, каким образом оптимизировать существующий алгоритм деятельности, направленный на достижение поставленных целей, сформулированных в рамках миссии организации. Логистическая стратегия нужна не всегда и не всем компаниям.

Резюмируя, сформулируем рассмотренные понятия максимально доступным образом и сведем в удобную для понимания и практического использования таблицу (таблица 2).

Таблица 2 – Прикладной смысл основных понятий стратегического менеджмента.

Понятие

Практический смысл

Примечания

Миссия организации

Смысл существования компании. Поле (вектор, коридор), действуя в рамках которого, компания осуществляет свою деятельность и получает прибыль.

Не всем компаниям и не всегда миссия нужна. Форма представления – описание (краткая и полная форма).

Видение

Предполагаемое будущее состояние компании – маяк, ориентир для движения в рамках миссии.

Не всем компаниям и не всегда необходимо. Может наличествовать и при отсутствии миссии. Форма представления – описание.

Цели организации

Ключевые точки, достижение которых осуществляется в рамках движения к ориентиру (видению).

Если речь идет о процессе планирования и управления компанией, наличие целей – само собой разумеющееся. Могут существовать при отсутствии миссии и видения. Форма представления – дерево целей и задач.

Задачи

Конкретные задания (комплексы мероприятий), реализация которых приводит к достижению целей.

Нижний уровень дерева целей. Есть цели – есть и задачи. Форма представления - дерево целей и задач.

Стратегия организации

Модель поведения, алгоритм действий, двигающих компанию в сторону цели.

Не нужна для простых целей с моновариантным алгоритмом ее достижения (по сути, для задач). Отличается разнообразием форм представления (текстовые, графические, табличные). Рекомендуется использование специализированного программного обеспечения.

Логистическая стратегия

Направления и формулировка оптимизационных задач, совершенствующих реализацию стратегии. Способ того, каким образом оптимизировать существующие стратегии и конкретные алгоритмы действий по решению задач.

Не нужна при неналаженных основных процессах, а также при отсутствии стратегии.


Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/
  2. Котлер, Ф. Маркетинг 3.0: от продуктов к потребителям и далее к человеческой душе (Marketing 3.0: From Products to Customers to the Human Spirit) [Текст] / , Ф. Котлер, Х. Картаджайя, А. Сетиаван; пер. с англ. – М: Эксмо, 2011 – 240 с.; ил.
  3. Медовников, Д., Савеленок, Е. Амбиции выбора [Текст] // Эксперт. - 1998. № 20. С. 37–40.
  4. Райзберг, Б.А., Лозовский, Л.Ш., Стародубцева, Е.Б. Современный экономический словарь. - 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 495 с. — (Библиотека словарей "ИНФРА-М").
Основные термины: формулировке целей, стратегического менеджмента, формирования дерева целей, внедрения стратегического менеджмента, дерево целей, необходимости внедрения стратегического, рамках миссии, управления малым предприятием, систему управления малым, общей теории логистики, городском пассажирском транспорте, деревом целей организации, принципу совокупность целей, целей система управления, терминологии областей общей, областей общей теории, деревья целей, логистическая стратегия, сферы стратегического менеджмента, систему целей

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle