Библиографическое описание:

Сурнин Д. И. Диагностический инструментарий для оценки уровня сформированности коммуникативной компетентности будущих специалистов физической культуры и спорта // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 463-464.

В данной статье представлен диагностический инструментарий для оценки уровня сформированности коммуникативной компетентности будущих специалистов физической культуры и спорта на основе методики рейтинговой оценки.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, специалист физической культуры и спорта, диагностическая карта, метод рейтинговой оценки.

Основываясь на многочисленных исследованиях в области профессиональной подготовки специалистов (Г.Д. Бабушкин, М.Я. Виленский, А.А.Дергач, С.Б.Елканов, И.А.Зазюн, Е.П.Ильин, И.Ф.Исаев, В.А. Кан-Калик, Н.М. Костихина, Н.В. Кузьмина, Н.Д. Никандров, С.А.Хазова, А.И.Чучалина и др.) можно сказать о том, что в современном обществе, коммуникативная компетентность является доминантой высшего профессионального образования, в частности в сфере физической культуры и спорта.

При этом сложность формирования коммуникативной компетентности специалиста данной сферы связана в первую очередь со спецификой профессиональной деятельности, так как служебные задачи зависят от направленности работы, которая может быть существенно разной [1,2].

Как отмечает С.А.Хазова: «…следует учитывать оба аспекта их профессиональной деятельности, которую, на наш взгляд, имеет смысл условно разделить на две группы: педагогическую (учитель физической культуры, тренер), научно–педагогическую (преподаватели средних и высших учебных заведений) и деятельность, не связанную напрямую с системой образования организационно–управленческая и физкультурно–рекреационная деятельность» [2, С.30].

Следовательно, особенность деятельности специалистов по физической культуре и спорту заключается в том, что они могут работать как учителями физической культуры и тренерами, так и осуществлять другого рода деятельность в сфере физической культуры и спорта, отличную от педагогической, в частности, управленческую и рекреационную [2].

Однако проведенный анализ содержания подсистем всех перечисленных видов деятельности показал, что специфика общения независимо от выполняемых функций предполагает наличие как знаний, умений и навыков общения, так и развития определённых качеств личности.

При этом, соглашаясь с мнением таких исследователей как А.А. Дергач, Е.П. Ильин, И.Ф. Исаев, Н.М. Костихина, А.И. Чучалина, считаем, что эффективность профессионального общения специалиста физической культуры и спорта во многом определяет культура речи.

Вследствие этого структуру коммуникативной компетентности специалиста физической культуры и спорта можно представить в виде следующих компонентов:

  1. лингвистический – культура и техника речи;

  2. когнитивно-операционный – знания, умения и навыки эффективного общения;

  3. личностный – профессионально-личностные качества.

Исходя из представленной трехчастной структуры коммуникативной компетентности специалиста физической культуры и спорта, нами был разработан диагностический комплекс тестовых методик, который был направлен на оценку всех трех компонентов (таблица 1).

Таблица 1

Диагностическая карта

Задачи

Компоненты оценки

Методики

Выявить уровень развития профессиональной речи будущих специалистов физической культуры и спорта

Лингвистический:

- разговорный стиль общения;


- речевая деятельность (на основе выполняемых функций);


- специальный язык (терминология) и культура речи.


Адаптированный вариант методики

В.Ф. Русецкого

Хронометраж речевой деятельности

Т.В. Бондарчук

Анализ профессиональной речи по схеме

А.И. Чучалиной

Определить уровень сформированности коммуникативных умений и навыков

Когнитивно-операционный:

- оценка уровня общительности;

- определение стиля общения;

- оценка коммуникативных умений и навыков.



Тест В.Ф. Ряховского.


Карта коммуникативной деятельности

А.А. Леонтьева.

Психологическое тестирование

А.А. Карелина.

Выявить уровень развития педагогической толерантности

Личностный:

- оценка развития рефлексии;

- оценка самоконтроля в общении;

- диагностики уровня эмпатических способностей.


Методика А.В. Карпова.


Тест М. Снайдера.


Методика В.В. Бойко.



Между тем, использование всех представленных тестовых методик которые проводились нами в сочетании с наблюдением в ходе констатирующего эксперимента, не дало общей картины уровня сформированности коммуникативной компетентности исследуемых студентов, которая в первую очередь проявляется во время прохождения практики.

В результате этого, нами была разработана «Методика рейтинговой оценки готовности выпускника факультета физической культуры и спорта к профессионально-педагогическому общению».

Данная методика включает в себя оценку деятельности студента при прохождении практики, так как коммуникативные, информационные и организа­торские умения ярче всего проявляются в практических действиях при проведении уроков и тренировочных занятий.. При этом оценку деятельности осуществляли три квалифицированных эксперта-преподавателя факультета физической культуры, тренеры, имеющие стаж работы не менее 5 лет, методисты по практики (преподаватели кафедры физической культуры и спорта), а затем их оценки согласовывались, и выставлялся окончательный результат.

Схема-анализ занятия по методу рейтинговой оценки

  1. Речевая деятельность (мотивы, темп речи, содержание высказываний).

  2. Специальный язык – терминология.

  3. Культура речи (чистота, богатство, логичность, точность, выразительность).

  4. Проявление функций специального языка.

  5. Характеристика речи в затруднительных ситуациях.

  6. Степень оперирования разными группами коммуникативных умений.

  7. Стиль общения.

  8. Уровень развития педагогической толерантности.

  9. Общая характеристика профессионально-педагогического общения.

Каждый из указанных элементов оценивается максимально пя­тью баллами и предлагается следующая градация оценок по сумме балов: 45 – 35 баллов – высокий уровень; 34 -20 баллов – средний уровень и 19 – 9 баллов и ниже – низкий уровень сформированности коммуникативной компетентности исследуемых студентов.


Литература:

  1. Хазова, С.А. Компетентность конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту/ С.А. Хазова: Монография. – М.: Изд-во «Академия Естествознания», 2010. – 208 с.

  2. Хазова С.А. Развитие конкурентоспособности специалистов по физической культуре и спорту в процессе профессиональной подготовки: монография. Майкоп, 2011. 384 с.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle