Чудо-свирель Эдельвены Смеловой: разновидности и возможности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Музыковедение

Опубликовано в Молодой учёный №4 (39) апрель 2012 г.

Статья просмотрена: 1165 раз

Библиографическое описание:

Игнатова, М. А. Чудо-свирель Эдельвены Смеловой: разновидности и возможности / М. А. Игнатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 4 (39). — С. 525-530. — URL: https://moluch.ru/archive/39/4648/ (дата обращения: 24.04.2024).

В учебно-практической и творческой деятельности, связанной с музыкальными инструментами Эдельвены Смеловой, мною1, как и многими преподавателями, были отмечены положительные стороны процесса общения детей со свирелью, среди которых выделю следующие:

● формирование устойчивого интереса и любви к музыке и музыкальному творчеству;

● обогащение эмоциональной сферы ребенка;

● интенсивное развитие музыкальных способностей детей;

● заметное улучшение состояния здоровья;

● значительное улучшение речи;

●формирование интуитивной устремленности современного ребенка к игре на свирели, как способу эффективной разгрузки нервной системы и снятию стресса.

Следует отметить, что свирель Эдельвены Смеловой еще двадцать лет назад ярко проявила свое совершенство в качестве естественного и поэтому гармоничного способа приобщения детей к музыке. Наряду с этим, она не перестает удивлять и сегодня, в том числе и достаточно опытных педагогов. Совершенно очевидно, что этот музыкальный инструмент изначально был задуман настолько мудро, что нам еще только предстоит познать и открыть все его возможности.

Дивную и восхитительно певучую японскую мелодию для тростниковой флейты, случайно услышанную детьми и преподавателями “Творческой мастерской Лель”, всем очень захотелось сыграть на свирели. Однако, проанализировав эту мелодию, мы выяснили, что ее основные разделы в тональном плане представляют собой цепь нескольких постепенных модуляций, что в большей степени и способствует необыкновенной красоте этой музыки. Мы понимали, что на соль-мажорной свирели сыграть такую мелодию не сможем, поскольку тональные возможности нашей свирели ограничены.

Однако из далекой Канады к нам уже летела через Атлантический океан посылка, в которой мы обнаружили новые, другие – фа-мажорные свирели! За счет небольшой вставки в саму трубку свирели и других внешне незаметных, но очень умных и функциональных приспособлений, на новой свирели хорошо зазвучали другие тональности – фа мажор и ре минор, к тому же, у этой свирели оказался пусть и совсем немного, но все-таки шире диапазон извлекаемых звуков. Несколько отличался и тембр – он был более мягким и теплым.

Таким образом, наше желание исполнить японскую мелодию для тростниковой флейты на свирели неожиданно осуществилось. Первый раздел мелодии, написанный в тональности си-бемоль мажор, мы сыграли на фа-мажорной свирели. Второй, в тональности соль-мажор, был сыгран на соль-мажорной, а третий и четвертый в тональностях си-бемоль мажор и фа-мажор – на фа-мажорной свирели. К тому же, смена свирелей внесла в процесс исполнения не только интересный тембровый и тональный контраст, но и театральный элемент:























Старинная немецкая легенда (“The piper of Hamelin”) гласит следующее. Очень давно один небольшой немецкий городок был буквально заполнен крысами. Ими кишили улицы и дома, крысы гнездились даже в людских шляпах. К тому же, от этих животных было столько много шума, что люди, общаясь между собой, не слышали друг друга!

Не видя иного выхода, жители злополучного городка обратились к его главе с требованием, чтобы он немедленно изгнал крыс из города. В это время в кабинете мэра появился бродячий музыкант, который уверял, что когда он играет на своей свирели мелодии, все животные следуют за ним. Мэр обрадовался и обещал щедро отблагодарить музыканта, если тот избавит городок от крыс. Музыкант взял свирель и заиграл чудесную мелодию. И произошло чудо: крысы, большие и маленькие, старые и молодые, начали выбегать отовсюду, следуя за играющим на свирели. Они заполнили улицы городка. Музыкант, как и обещал, вывел крыс прочь из города.

И тогда маленький городок наполнился людским смехом и радостью. Люди пели и танцевали прямо на улицах. Мэр тоже был доволен. Когда же перед ним вновь появился бродячий музыкант, которому было обещано щедрое вознаграждение, это вызвало у мэра раздражение. Он бросил музыканту: “Ты взял в руки какую-то дудку и решил, что это стоит щедрого вознаграждения? Держи одну монету! И чтобы я больше никогда не видел тебя в этом городе!”

Бродячий музыкант не стал спорить. Он вышел на улицу, взял свирель и заиграл чудесную мелодию. И тут жители городка снова услышали странный шум. Это был шум убегающих детских ног. Люди увидели, как дети стремительно убегают вслед за бродячим свирелистом далеко в горы – прочь из родного города…

Музыкальная пьеса “The piper of Hamelin” написана мною по мотивам старинной немецкой легенды и символично отражает ее основное содержание. Так, первая тема, выдержанная в характере окрашенного в эпически печальные тона неторопливого рассказа, играет роль вступления-эпиграфа и исполняется на свирели-соло.

Зовная тирольская тема, исполняемая свирелью-соло, в основе которой характерные восходящие квартовые и октавные интонации, символически воплощает появление в городке бродячего музыканта. Следующая за ней, искрящаяся весельем песенная тема в духе ранних песен Ф. Шуберта, также является тематизмом свирелиста и исполняется сольно.

Цитатный материал (“Хорал” из “Детской музыки” Роберта Шумана), вдохновенно исполняемый ансамблем свирелей четырехголосно, символизирует сплоченность детей вокруг бродячего музыканта и их необычайную веру в него. Исполняется цитатный материал с постепенным в плане динамики ослаблением звучности и уходом свирелиста (солиста) и детей (других участников ансамбля) со сцены. На сцене остается один лишь рассказчик, вновь повторяющий грустную сказовую первую тему:































Следует отметить, что при расписывании четырехголосия на соль-мажорную свирель очень часто возникает проблема отсутствия звуков определенной высоты – например, звука до первой октавы и некоторых других. Из-за узкого диапазона инструмента сложно сыграть подобные многоголосные фрагменты ярко, торжественно и “пространственно” широко. Однако и эта ситуация мудро продумана создателем инструмента – в этом случае выходом может стать активное применение других разновидностей свирели – фа-мажорной и, конечно же, звукарика2. Их применение, вне всякого сомнения, в значительной степени способствует обогащению качества звучания многоголосных музыкальных построений.

Сегодня ансамбль свирелей “Творческая мастерская Лель”, концертный репертуар которого включает около 25 произведений, в том числе и достаточно сложных, применяет все виды свирелей Эдельвены Смеловой – соль-мажорную, фа-мажорную и звукарик, что и обеспечивает, в большей степени, наличие новых возможностей и перспектив для активной реализации творческого потенциала нашего коллектива.


Литература:

  1. М. Лукашевич. Это маленькое чудо… / Музыка в школе. – №3, 2011.

  2. Э. Смелова. Свирель поет мелодии детства. – Торонто, Онтарио, 2008. – 22 с.

  3. Э. Смелова. Альтернативные игры. – Торонто, Онтарио, 2012. – 23 с.

  4. E. Smelova. Reed sings. – Toronto, Ontario. – 19 c.

1 Следует отметить, что положительные стороны общения детей со свирелями Эдельвены Смеловой отмечают сегодня многие педагоги, в частности – М. Ю. Лукашевич в статье “Это маленькое чудо…”, опубликованной в журнале “Музыка в школе” (№3, 2011).

2 Свирель Э. Смеловой с 7-ю отверстиями, имеющая полный хроматический звукоряд.

Основные термины (генерируются автоматически): бродячий музыкант, свирель, ансамбль свирелей, соль-мажорная свирель, старинная немецкая легенда, тростниковая флейта, фа-мажорная свирель, цитатный материал, чудесная мелодия, щедрое вознаграждение.


Похожие статьи

Ансамбль свирелей в детской музыкальной школе: к вопросу...

Ансамблем свирелей “Творческая мастерская Лель” были исполнены “Хорал” Р. Шумана из “Альбома для юношества”, “Болезнь куклы” П. Чайковского из

Такова композиция “The piper of Hamelin”, исполнители которой делятся на героев известной старинной немецкой легенды.

Чудо-свирель Эдельвены Смеловой: к вопросу познания мира...

Все музыкальные пьесы, созданные мною специально для ансамбля свирелей “Творческая Мастерская Лель”, часто имеют в своей содержательной основе какую-либо необычную или интересную историю. Древнеславянская легенда гласит, что...

Славянская свирель: к вопросу признания в профессиональной...

О свирели сложены красивые легенды и мифы, дошедшие до наших дней и свидетельствующие о национальной “универсальности” этого инструмента: достаточно вспомнить старинную славянскую легенду о славянском пастушке Леле и древнегреческий...

Славянская свирель в ДМШ: “генетический код” инструмента...

В своей работе с ансамблем свирелей “Творческая мастерская Лель” мы всегда стремились к тому

Основные термины (генерируются автоматически): Вариант исполнения, Владимир, готовый нотный текст, грузинская народная песнь, нотный текст, свирель, свирельная мелодия.

Экспериментальная авторская образовательная программа...

Форма занятий – ансамбль свирелей; Год разработки программы – 2012 г; Программа рассчитана на учащихся ДМШ и ДШИ

Такова композиция “The piper of Hamelin”, исполнители которой делятся на героев известной старинной немецкой легенды.

Чудо-свирель Эдельвены Смеловой | Статья в журнале...

Несколько десятилетий назад талантливым московским музыкантом Эдельвеной Смеловой были созданы чудесная детская свирель и методика игры на ней. Когда свирель попала в руки мне и моим ученикам, никто из нас даже и не предполагал, что последует далее.

Чудо-свирель Эдельвены Смеловой: о новом подходе к вопросу...

Задорная “Плясовая Лель” для ансамбля свирелей, фортепиано и синтезатора, сразу же стала визитной карточкой коллектива. Основу этой музыкальной пьесы составили две мелодии, написанные в русском народном стиле.

Конспект НОД для детей 6–7 лет по художественно-эстетическому...

Так появилась свирель, а потом и флейта.

Дети под «Вальс» П. И. Чайковского покидают зал. Музыкальный материал: И. С. Бах «Шутка», «Вальс» из балета «Щелкунчик», «Утро» муз.

Похожие статьи

Ансамбль свирелей в детской музыкальной школе: к вопросу...

Ансамблем свирелей “Творческая мастерская Лель” были исполнены “Хорал” Р. Шумана из “Альбома для юношества”, “Болезнь куклы” П. Чайковского из

Такова композиция “The piper of Hamelin”, исполнители которой делятся на героев известной старинной немецкой легенды.

Чудо-свирель Эдельвены Смеловой: к вопросу познания мира...

Все музыкальные пьесы, созданные мною специально для ансамбля свирелей “Творческая Мастерская Лель”, часто имеют в своей содержательной основе какую-либо необычную или интересную историю. Древнеславянская легенда гласит, что...

Славянская свирель: к вопросу признания в профессиональной...

О свирели сложены красивые легенды и мифы, дошедшие до наших дней и свидетельствующие о национальной “универсальности” этого инструмента: достаточно вспомнить старинную славянскую легенду о славянском пастушке Леле и древнегреческий...

Славянская свирель в ДМШ: “генетический код” инструмента...

В своей работе с ансамблем свирелей “Творческая мастерская Лель” мы всегда стремились к тому

Основные термины (генерируются автоматически): Вариант исполнения, Владимир, готовый нотный текст, грузинская народная песнь, нотный текст, свирель, свирельная мелодия.

Экспериментальная авторская образовательная программа...

Форма занятий – ансамбль свирелей; Год разработки программы – 2012 г; Программа рассчитана на учащихся ДМШ и ДШИ

Такова композиция “The piper of Hamelin”, исполнители которой делятся на героев известной старинной немецкой легенды.

Чудо-свирель Эдельвены Смеловой | Статья в журнале...

Несколько десятилетий назад талантливым московским музыкантом Эдельвеной Смеловой были созданы чудесная детская свирель и методика игры на ней. Когда свирель попала в руки мне и моим ученикам, никто из нас даже и не предполагал, что последует далее.

Чудо-свирель Эдельвены Смеловой: о новом подходе к вопросу...

Задорная “Плясовая Лель” для ансамбля свирелей, фортепиано и синтезатора, сразу же стала визитной карточкой коллектива. Основу этой музыкальной пьесы составили две мелодии, написанные в русском народном стиле.

Конспект НОД для детей 6–7 лет по художественно-эстетическому...

Так появилась свирель, а потом и флейта.

Дети под «Вальс» П. И. Чайковского покидают зал. Музыкальный материал: И. С. Бах «Шутка», «Вальс» из балета «Щелкунчик», «Утро» муз.

Задать вопрос