Библиографическое описание:

Иванов К. К. Воздействие законотворческого и законодательного процесса на парламент Российской Федерации // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 281-283.

В научном сообществе существуют различные точки зрения ученых-правоведов на определение понятий и внутренней структуры правотворчества, и в частности законотворчества [1, с.53-54; 2, с.221-223; 3, с.70]. Законотворчество представляет собой особую деятельность уполномоченных органов государственной власти, субъектов Российской Федерации, населения государства по созданию, изменению, либо отмене правовых норм, обладающих высшей юридической силой. Само понятие «законотворческий процесс» включает в себя весь комплекс законотворческих процедур и действий, различающихся между собой по характеру и своему содержанию, реализуемых как субъектами, так и не субъектами законотворчества [4, с.53], в котором проявляется создание необходимой законотворческой деятельности. Законотворческий процесс – это процесс создания текстов законопроектов, их подготовки к обсуждению на пленарном заседании Государственной Думы и рассмотрение.

Законотворческий процесс объединяет старания различных органов и лиц, участвующих в процессе подготовки, а также уже в дальнейшем - на стадиях законодательного процесса. Фактически это особый процесс формирования законодательства. Смысл же его состоит в том, чтобы формально закреплять существующие нормы права. Законотворческий процесс протекает в форме изменения текущей системы законодательства, отмены законодательных положений утративших силу в результате развития общественных отношений, замена их новыми, актуальными законодательными положениями, а также в виде издания новых нормативных правовых актов.

Законодательный процесс представляет собой процесс принятия парламентом законопроекта к рассмотрению, его рассмотрения, принятия и обнародования и является одним из основных государственно-правовых институтов современного Российского государства. Он гарантирует и обеспечивает главное, особое направление деятельности одной из ветвей власти российского государства - законодательной власти.

На основании этого можно сделать вывод о том, что в специализированной юридической литературе сложилось несколько понятий законодательного процесса. В широком смысле, законодательный процесс являет собой регламентированный Конституцией, законами и иными нормативными правовыми актами порядок деятельности Федерального Собрания Российской Федерации, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации по внесению на рассмотрение законодательного органа, принятия, опубликования и вступление в действие законов [1, с.54; 5, с.22; 6, с.56]. В узком же смысле представляет собой нормативно установленную сложную систему последовательно сменяющих друг друга организационных действий, результатом которых является издание закона [1, с.54; 7, с.53]. Соответственно законодательный процесс имеет два значения: как порядок деятельности по созданию закона и как сама эта деятельность, так как она осуществляется законодательным органом (парламентом Российской Федерации). Например М.В.Баглай определяет данный процесс, как особый порядок внесения законопроектов, их рассмотрения, принятия, подписания и опубликования [8, с.380].

В данном случае, речь идет не о более узком или широком понимании законодательного процесса, а лишь более четком раскрытии структурной сущности. В узком смысле перечисляются практически все стадии и процедуры законодательного процесса, а во втором – лишь системность и этапность действий.

Так, например, юридические словари определяют законодательный процесс как наиболее общий порядок деятельности органа законодательной власти по созданию законов, обычно закрепленный в конституции и в регламенте соответствующего представительного органа [9, с.186; 10, с.200]. Регламент же (Государственной Думы и Совета Федерации), как пишет В.Д.Мазаев, является основным актом организации и деятельности палат Федерального Собрания, и олицетворяет собой тот документ, который «представляет и обеспечивает особую процедуру законодательной деятельности» [11, с.157-158]. Фактически, законодательный процесс является одной из составляющих законотворчества, выражая именно процессуальную сторону законотворчества.

Все же, понятие «законодательный процесс» и «законотворческий процесс» нельзя отождествлять друг с другом, хотя они и тесно связаны между собой, но не равнозначны по своему объему, поскольку законотворческий процесс не сводится к регламентам и особым процедурам, а представляет собой познавательный процесс. Понятием законодательный процесс определяется лишь модель поведения системы субъектов государственных органов, которые уполномочены быть участниками законодательного процесса и осуществлять установленные специальным конституционным законодательством юридически значимых действий. Законодательный процесс является одной их частей законотворчества, показывая в себе непосредственно его процессуальную сторону. Для законодательного процесса присуща четкая регламентация, и именно поэтому, он состоит из определенных стадий:

- внесение законопроекта в Государственную Думу тем лицом или органом, который обладает правом законодательной инициативы;

- рассмотрение законопроекта в трех чтениях (при условии, если нижняя палата парламента не примет иное решение);

- принятие закона Государственной Думой;

- утверждение закона, принятого Государственной Думой, Советом Федерации;

- подписание и обнародование закона Президентом Российской Федерации (после утверждения Советом Федерации).

Эти стадии являются вполне завершенными, четко регламентированными процессами, что позволяет только при выполнении всех составляющих каждого этапа перейти к следующему.

Законодательный процесс выступает как формально-юридическое воплощение законотворческой деятельности государства. Именно он отвечает за все стадии создания закона, и в результате реализации этих последовательных стадий начинает свою официальную деятельность закон.

В процессе законотворчества анализируются объективные закономерности, учитывается их действие в условиях четко определенных времени и места, определяется путь оптимального выражения в законодательном установлении потребностей общественного развития, избирается особый, наиболее рациональный метод правового воздействия на общественные отношения. Как отмечает Д.А.Керимов, в процессе законотворчества применяются данные множества наук, проводится колоссальная работа по их обобщению и систематизации, а уж потом формируются соответствующие законодательные установления. В этом творческом процессе, экономические и другие потребности общества должны пройти продолжительный ряд глубокого и всестороннего осмысления общественных потребностей перед тем, как получить выражение в правовых нормах, получить отражение в интересах и целях законодателя, выразиться в форме правового сознания, юридического мотива и установки, достигнуть уровень волевого действия [12, с.15-16].

Ключевая же роль в процессе создания будущей правовой нормы принадлежит соответствующему правотворческому органу, который выступает стороной в большинстве складывающихся в ходе правотворчества отношений и которому, в конечном итоге, только и принадлежит право принятия заключительного нормотворческого решения [13, с.43]. Можно отметить, что особая роль в законодательном процессе также принадлежит ученым-юристам и юридическим организациям, осуществляющим подготовку проектов законов, а также структурным подразделениям аппарата Государственной Думы (например, Аналитическое и Правовое Управления), аппаратам комитетов Государственной Думы – в ходе работы они проводят различные виды экспертиз.

Современный законотворческий и законодательный процесс в России оказывает достаточное влияние в комплексе на правовое воздействие и на правовое регулирование, тем самым повышая эффективность парламента Российской Федерации.

Законодательный процесс постоянно совершенствуются. Хотя в последнее время темпы законодательного процесса значительно увеличились, но все же отстают от требований современной жизни. В условиях резкого законодательного и подзаконного правотворчества имеется острая потребность в создании оптимального порядка подготовки проектов нормативных правовых актов, тщательной проработки, обсуждения и принятия компетентными органами власти. Именно законодательный процесс составляет основное содержание деятельности парламента. Без этого невозможно добиться оптимально сбалансированного нормативно-правового регулирования общественных отношений [7, с.53].

Законотворческий процесс в Российской Федерации должен исходить из положения о существовании единого правового пространства, из непоколебимости суверенитета России, из недопустимости противопоставления нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации федеральному законодательству. Он должен осуществляться на основе определенных принципов, которые регламентируют существо, характерные черты и общее направление этого процесса, предоставляющих единство системы нормативных правовых актов [13, с.43]. В связи с этим понятие «законотворческий процесс» можно определить как особую совокупность действий, сопряженных с целенаправленной реализацией норм права в системе законодательства путем создания, изменения или полной отмены нормативных правовых актов.


Литература:

  1. Нестеренко И.А. Правотворчество в Российской Федерации: учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2011. – С.53-54;

  2. Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. – М.: Артикул, 1997. – С.221-223;

  3. Чухвичев Д.В. Законодательная техника: учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008 – С.70;

  4. Ширяев Ю.Е. Федеральный законотворческий процесс (конституционно-правовой анализ): Дис…доктора. юрид. наук: 12.00.02. – С-П.: РГБ, 2006. – С.53;

  5. Гостева С.Р. Российская цивилизация: история и современность. Межвузовский сборник научных статей. – Воронеж: Изд. «Воронеж». 1999. Вып.VII. – С.22;

  6. Гузнов А.Г., Кененов А.А., Рождественская Т.Э. Современный законодательный процесс: основные понятия и институты. – Смоленск: Траст-ИМАКОМ, 1995. – С.56;

  7. Васильев Р.Ф. Законодательный процесс. Понятие Институты. Стадии: Научно-практическое пособие – М., Юриспруденция, 2000. – С.53;

  8. Баглай М.В. Габричидзе Б.Н. Конституционное право РФ. – М.: ИНФРА-М, 1996. – С.380;

  9. Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. – М.: Книжный мир, 2006. – С.186;

  10. Большой юридический словарь / Под ред. Сухарева А.Я., Крутских В.Е. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С.200;

  11. Мазаев В.Д. Законодательное регулирование и регламентация законотворческого процесса. Франко-российский семинар «Качество регламентации». – М.: Изд. Логос, 2002. – С.157-158;

  12. Керимов Д.А. Законодательная техника: Науч.-метод. и учеб.пособие. — М.: Норма, 2000. – С.15-16;

  13. Бошно С.В. Правотворчество: Путь от источника к форме права. – М.: Издательство РАГС, 2002 – С.43.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle