Библиографическое описание:

Ломовцева Н. Н., Чурловская Е. С. Регулирование цен и тарифов на энергоресурсы в субъекте Российской Федерации // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 186-190.

Особенностью современного государственно-монополистического капитализма является активное вмешательство государства в экономическую жизнь страны в целом, и в процесс ценообразования в частности. Регулирование цен осуществляется как в рамках межнационального сообщества, так и внутри страны, в том числе в странах с развитым государственным сектором (Австрия, Германия, Франция), и в странах, где госсектор занимает незначительное место (США, Великобритания).

Рассматривая деятельность государственных органов развитых стран в части регулирования ценовой политики, можно выделить основные направления их воздействия. Напрямую в той или иной степени регулируются цены на лом, отходы черных металлов, фармацевтическое сырье и лекарственные препараты, электроэнергия, газ и теплоснабжение, сельскохозяйственная продукция, транспорт. Например, государственным регулированием охвачено примерно 10% от общего объема потребительских цен в таких странах как Австрия, Испания. Во Франции цены примерно на 20 % товаров относятся к регулируемым. В США регулирование цен в отличие от стран с развитым государственным сектором, осуществляется в основном косвенными методами. Прямое государственное регулирование цен (тарифов) применяется лишь в высокомонополизированных отраслях, подпадающих под юрисдикцию антитрестовского закона. Так, специальные комиссии устанавливают тарифы на пользование электроэнергией и некоторые коммуникационные услуги. Государственное вмешательство в ценовую политику составляет примерно от 5 до 10 % от объема потребительских товаров. Анализируя вмешательство развитых стран в ценообразование можно отметить, что практически во всех из них энергоресурсы подпадают под прямое государственное регулирование.[1]

В России перечень товаров и услуг, на которые осуществляется государственное регулирование цен и тарифов на внутреннем рынке, утвержден Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» [2]. В этом же постановлении оговариваются полномочия органов государственной (муниципальной) власти по регулированию цен (тарифов) на энергоресурсы, к которым относятся газ, нефтепродукты, электроэнергия, тепловая энергия. Согласно этому постановлению, регулирование цен (тарифов) на энергоресурсы возложены на органы федеральной власти (см. рис. 1).


Врезка1




Врезка4Врезка2Врезка3










Рис. 1. Функции государственных (муниципальных) органов по регулированию цен (тарифов) на энергоресурсы.

Кроме Постановления Правительства от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» в России применяются и другие нормативно – правовые акты, которые отражают способы регулирования цен и тарифов на энергоресурсы на потребительских рынках. К ним относятся:

  • Постановление Российской Федерации от 14.02.1997г. №121 «Об основах ценообразования и порядка государственного регулирования, применяемых на электрическую и тепловую энергию» (ред. 01.07.1998 №686);

  • Федеральный закон от 31.03.1999г. № 69-ФЗ « О газоснабжении в Российской Федерации» (ред. От 18.12.2006 № 232-ФЗ)

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 № 1205 « О совершенствовании государственного регулирования цен на газ» и др.

На примере Ульяновской области рассмотрим формирование цен (тарифов) на энергоресурсы. Для этого проанализируем динамику цен (тарифов) на энергоресурсы и определим при этом соответствие установленных цен (тарифов) государственным нормативно - правовым документам, а также рассмотрим основные факторы, влияющие на их изменение.

Регулированием цен и тарифов в Ульяновской области занимается Министерство экономики, которое является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области. В его состав входит департамент по регулированию цен и тарифов, основной функцией которого является обеспечение реализации полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую и электрическую энергию, тарифов и надбавок в области коммунального комплекса, регулированию деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Ульяновской области, а также на иные регулируемые виды деятельности.

В 2011 году формирование цен на энергоносители в Ульяновской области проходило с учетом доведенных ФСТ их предельных уровней: на газ тариф был установлен в диапазоне от 2054 руб. до 2249 руб. за 1000 м3 (без НДС), на электроэнергию - от 235 до 238 за коп/кВт (с НДС). При этом тарифы на нефтепродукты (бензин) не подпадают под прямое регулирование государственных органов, хотя находятся под пристальным их вниманием.

Фактически сложившиеся цены (тарифы) на энергоносители и их динамику в Ульяновской области рассмотрим за период с 2009 по 2011 годы. Изменение средних цен на нефтяные продукты и газ представлены в графике 1 и 2.

График 1. Средние цены на нефтепродукты за 2009-2011 г.г. (руб.)


График 2. Средние цены на газ за 2009-2011 г.г. (руб.)

Исходя из представленного материала, можно увидеть, что темпы роста цен (тарифов) на такие товары как бензин марки А-76, дизельное топливо и газ сетевой в Ульяновской области выше, чем в Российской Федерации и Приволжском Федеральном округе. А именно:

  1. За анализируемый период цены на бензин марки А-76 увеличились в Ульяновской области на 34%, в ПФО – на 33%, в РФ – на 20%. При этом его цена в 2011 году превышает российский уровень на 5,6%, но ниже цены ПФО на 13%.

  2. Цены на газ сетевой выросли за анализируемый период в Ульяновской области на 60%, в ПФО – на 22%, в РФ – на 40% и превышают среднероссийский уровень в 2011 году на 17,6 %, а средние цены ПФО – на 4,4 %.

Вместе с тем, можно отметить, что средние цены на нефтепродукты (бензин АИ-92 и АИ-95) и газ сжиженный в Ульяновской области сложились ниже, чем в ПФО. При этом предельные уровни роста тарифов на газ, установленные для Ульяновской области Федеральным органом, были соблюдены.

Одной из причин высоких темпов прироста цен (тарифов) по указанным видам энергоносителей в Ульяновской области является низкая конкурентоспособность данного розничного рынка. Например, рынок нефтепродуктов можно условно разделить на две составляющие: независимые автозаправочные станции местных частных владельцев и автозаправочные станции нефтяных компаний. И те и другие закупают на нефтеперерабатывающих заводах оптовые партии топлива по оптовым ценам. При этом бензин и дизтопливо в Ульяновскую область в основном поставляется от трех нефтеперерабатывающих заводов: Самарской группы заводов, Альметьевского нефтеперерабатывающего завода и Уфимской группы заводов. Торговая наценка к оптовой цене приобретенного топлива колеблется примерно от 5%-20% в автозаправочных станциях нефтяных компаний до 30% в частных автозаправочных станциях. Все это существенно сказывается на средних ценах потребительского рынка региона.

Динамика цен на электрическую и тепловую энергию в Ульяновской области представлены в графике 3.

График 3. Средние цены на электроэнергию и теплоэнергию за 2009-2011 г.г. (руб.)

На основании представленных данных, можно увидеть, что средние тарифы на электрическую энергию в Ульяновской области в 2011 году сложились ниже, чем в Российской Федерации и Приволжском Федеральном округе, а на тепловую энергию - выше. При этом и темпы роста на данные энергоносители сложились аналогично:

  • тарифы на услуги по снабжению электроэнергией за последние три года в Ульяновской области выросли на 21 %, в Российской Федерации – на 22%, в ПФО – на 23,4%.

  • тарифы за отопление в Ульяновской области выросли на 32%, в Российской Федерации – на 24%, в ПФО – на 30 %.

Таким образом, на основании представленного анализа можно сделать выводы, что, несмотря на небольшие колебания в ценообразовании, в Ульяновской области цены (тарифы) на энергоносители соответствуют средним нормативным федеральным значениям. Темпы роста на данные товары и услуги за период с 2009 по 2011 годы поддерживаются приблизительно на одном уровне с Российской Федерацией и Приволжским Федеральным округом.

Несмотря на то, что государственные органы власти в Ульяновской области реализуют политику ценообразования без существенных замечаний, данное направление деятельности всегда вызывает общественный интерес и вопросы населения. Поэтому по поручению губернатора Ульяновской области Сергея Морозова были сформированы рабочие общественные группы по контролю тарифов и цен на социально-значимые товары и услуги, в том числе и энергоносители. Прошли их первые заседания, в которых приняли участие представители ответственных ведомств, общественных организаций, контролирующих органов и средств массовой информации. Члены рабочих групп осуществляют мониторинг установленных цен, рассматривают причины увеличения тарифов и предлагают меры по недопущению необоснованного повышения.

В России государственное регулирование цен (тарифов) на энергоносители осуществляется при помощи нормативно – правовых актов, разрабатываемых Федеральной службой по тарифам. Основным регулирующим механизмом является установление предельного уровня или повышающего коэффициента на цены, что исключает резкие колебания их значений. Тем не менее, регулирование цен осуществляется не во всех отраслях, добывающих и реализующих энергоресурсы. Например, последующая продажа газа (в том числе конечному потребителю) самостоятельным хозяйствующим субъектом, добываемого организациями - независимыми производителями, которые не являются аффилированными лицами, реализуется ими по свободным (рыночным) ценам. Государственное регулирование оптовых цен на газ в период с 2011 по 2014 год включительно осуществляется на основе формулы цены газа, предусматривающей поэтапное достижение равной доходности поставок газа на потребительский рынок. В 2013-2014 годах согласно постановлению Правительства РФ уровень цен на газ может допускать отклонения от среднего значения цен, которое рассчитывается исходя из установленных Правительством РФ средних параметров ежегодного изменения оптовых цен на газ для всех потребителей, кроме населения, в диапазоне от -3 до +3 процентных пунктов. [3]

В целом, рассматривая процесс государственного регулирования на энергоресурсы в России, можно отметить постепенный отказ государства от прямого вмешательства в ценообразование на данные виды товаров и услуг. Тем не менее, рост цен на них остается высоким по отношению к инфляционным индикаторам, поэтому вмешательство государственных органов в ценовую политику добывающих и поставляющих энергоносители производств остается сегодня актуальным. Данное вмешательство принимает другие формы, и для его совершенствования можно предложить следующее:

  • Заключение долгосрочных договоров на поставку энергоносителей (в том числе населению) с фиксированием роста цен по этапам, которое увязывается с ожидаемым инфляционным процессом;

  • Применение метода декларирования цен на энергоносители добывающими и реализующими их на рынке субъектами хозяйствования;

  • Оставление возможности за государственными органами замораживания цен на энергоносители в случае нарушения предприятиями установленных правил ценообразования.

Несмотря на изменение государственного подхода к регулированию ценообразования на энергоносители, данные товары остаются в списке социально-значимых товаров и в той или иной степени подпадают под наблюдение государственных органов. Пока рыночные механизмы в России не заработают в полную меру, говорить об уходе государства из ценового регулирования рано. Тем не менее, менять подходы в данной области необходимо. Сегодня, в связи с наличием множества законодательных актов в области государственного регулирования цен и тарифов, целесообразно, на наш взгляд принятие Федерального закона «О ценообразовании» с отражением в нем основных вопросов, касающихся элементов и структуры цены, методов ее формирования, единых требований к ее изменениям, функций и полномочий разный уровней государственной власти. Данный закон позволит урегулировать все вопросы, которые сегодня появились в этой области, в том числе и по ценовому регулированию энергоносителей.


Литература:
  1. Интернет ресурс http://allbest.ru/
  2. Постановлению правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 361.12.2010 « № 1205 « О совершенствовании государственного регулирования цен на газ»

Врезка5

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle