Библиографическое описание:

Сурикова Я. А. Влияние кризисной ситуации на особенности построения субъективной картины жизненного пути личности // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 372-379.

В настоящее время в психологической науке существенно возрос интерес к изучению факторов, влияющих на восприятие человеком времени и событий собственной жизни. Большинство исследований при этом центрированы на проблеме формирования субъективной картины жизненного пути (СКЖП) личности в процессе взаимодействия индивида с социумом. Анализируется влияние на СКЖП таких социальных факторов, как социальная действительность, социальное взаимодействие, социальная идентификация, социальные стереотипы, «жизненные задачи», отмечается обусловленность нормами культуры периодизации жизненного пути, переносимой личностью на СКЖП, общественно-историческая природа кризисов зрелого возраста (Т.Адександер, Л.И.Анцыферова, В.В.Бочаров, И.С.Кон, Э.Коуэн и др.). При этом подчеркивается, что внешние условия жизнедеятельности человека преломляются через призму внутренних переживаний, что делает СКЖП не просто «слепком» культурных и социальных стереотипов, но результатом внутренней деятельности личности.

Отдельное внимание при анализе детерминант построения СКЖП личности уделяется факторам экстремального порядка (природного, техногенного, биографического характера). В фокусе внимания исследователей находятся формы и уровни защитного поведения, особенности копинг-стратегий, жизненных стратегий. Так, влияние работы механизмов психологической защиты и ранних детских воспоминаний на характер воспоминаний личности и построения ею жизненных планов детально проанализировано исследователями в русле психоаналитического, гештальт-, гуманистического направлений психологии. В классическом психоанализе основное внимание уделяется изучению ранних стадий развития ребенка как во многом определяющих особенности поведения взрослых и восприятие ими собственной жизни (А.Адлер, А.Фрейд, З.Фрейд, К.Хорнр и др.). Интересным является тот факт, что на подобную возможность указывают и представители других направлений. В гештальтпсихологии под событиями жизни, которые могут оказать существенное влияние на последующее развитие человека, понимается проблема незавершенных гештальтов и построения на их основе дальнейшего поведения. Большое значение раннего опыта для становления системы ценностей и жизненных планов придается и в рамках гуманистического направления. Согласно К.Рождерсу, особая роль здесь отводится моделям семейного воспитания и необходимости «безусловного принятия» ребенка как предпосылки для формирования у последнего адекватных его внутренним потребностям и требованиям общества системы ценностей и внутренней картины мира.

В отечественной психологии влияние механизмов и копинг-стратегий было рассмотрено в работах Л.И.Анцыферовой, Л.Ф.Бурлачук, Л.Р.Гребенникова, Е.Ю.Коржовой, С.Т.Посоховой, Е.С.Романовой и др. При этом подчеркивается взаимообусловленность личностных особенностей и жизненных обстоятельств.

Отдельным блоком стоят исследования, предметом которых является влияние кризисных ситуаций на СКЖП личности. Кризис жизни при этом рассматривается как «критический уровень становления социально-психологического противоречия, обостренного до предела, до той последней границы, которая определяет в данный момент внутриличностные резервы социальной адаптивной энергии» [6]. В структуре СКЖП личности принято различать такие критические жизненные ситуации как возрастные кризисы, биографические кризисы и кризисные ситуации (или травматические кризисы). Возрастные кризисы обусловлены динамикой развития личности в социуме и отражаются в структурных и содержательных компонентах СКЖП [12]. Биографические кризисы во многом обусловлены особенностями планирования своего жизненного пути человеком, жизненной философией в целом, отражающейся в структурных и содержательных особенностях СКЖП [1]. Кризисные жизненные ситуации определяются как события жизненного пути личности, связанные с изменением жизненной ситуации и соответствующим приспособлением личности к этому изменению. Изменение социально-экономических, временных и пространственных обстоятельств также относится к трудным жизненным ситуациям, могущим привести к перестройке сознания и поведения, а, следовательно, изменению структуры СКЖП [16]. Если возрастные и биографические кризисы, как правило, характеризуются достаточной временной протяженностью, что находит свое отражение в СКЖП личности, то кризисные ситуации рассматриваются исследователями преимущественно как ситуативное состояние неравновесия между личностью и окружающей средой, когда у индивидуума нет готовой программы поведения [12]. Еще одно отличие между кризисами и критическими жизненными ситуациями заключается в форме эмоционального переживания. В то время как кризисная или экстремальная жизненная ситуация описывается через острую эмоциональную реакцию на событие жизни, возрастные и биографические кризисы рассматриваются как более сложное, зачастую амбивалентное переживание, получающее свое отражение во всех сферах жизнедеятельности личности (Р.А.Ахмеров, Л.С.Выготский, В.Р.Манукян, К.Н.Поливанова и др.). В структуре СКЖП кризисные и экстремальные жизненные ситуации, как правило, находят свое выражение в выделении индивидом критических событий, мало зависящих от волеизъявления индивида и приведших к изменению хода его жизненного пути, необходимости адаптации к новым жизненным условиям. Возрастные и биографические кризисы в большей степени проявляются в особенностях структурного построения СКЖП, содержательно могут быть не представлены в СКЖП как отдельные события, но оказывают существенное влияние на внутренние принципы построения индивидуальной истории жизни, или жизненную философию индивида. Р.А.Ахмеров выделяет следующие феноменологические признаки переживания биографического кризиса: обесценивание прошлых успехов, невозможность быстро перестроиться в связи с резкими изменениями в развитии общества, отсутствие заметно привлекающих целей в будущем ощущение сильной усталости, отсутствие энергии для активной деятельности; неопределенность, непредсказуемость будущего; трудности ориентировки в сложном потоке событий; отсутствие перспектив развития; сожаление по поводу упущенных возможностей; переживание недостаточной осмысленности жизни [1].

Следует отметить, что гетерохронность развития личности во взрослом периоде может привести к наложению онтогенетической и индивидуальной линии развития, а соответственно совпадению времени переживания и даже интеграции различных по своему источнику кризисов (профессиональных, семейных, возрастных, биографических, травматических).

Как возрастные и биографические кризисы, так и кризисные, экстремальные ситуации стимулируют человека переосмыслить свое отношение к жизни, образ себя в жизни, что отражается как в когнитивном, так и аффективном планах СКЖП. При этом характерным является рост мотивационной противоречивости в структуре СКЖП. По мнению Р.А.Ахмерова, Е.И.Головахи, Е.И.Донченко, А.А.Кроник, Т.М.Титаренко, это может быть объяснено тем, что в критической ситуации нарушается система саморегуляции, обеспечивающая синхронную работу рационального и иррационального в психике человека. В исследованиях Н.В.Тарабриной, М.Е.Зеленовой, Е.О.Лазебной и др. показано, что наличие психической травмы (военные действия, ликвидация последствий ЧААС и др.) оказывается тесно связано с восприятием жизненной перспективы. В частности изменяется эмоциональное отношение к будущему, может наблюдаться снижение способности строить предсказуемое будущее [19, 71].

Переживание жизненного кризиса или кризисной жизненной ситуации может привести к следующим конструктивным или деструктивным изменениям в структурных и содержательных характеристиках СКЖП:

  1. Аффективные изменения – связаны с изменениями в эмоционально-волевой сфере, происходящими в процессе переживания кризиса. Выражаются в изменении эмоционального отношения человека к собственной жизни в целом и отдельным временным модусам и событиям. Могут привести к переоценке значимости удельного веса отдельных событий в ходе собственной жизни; значимости прошлой жизни, изменению соотношения вербальных и невербальных оценок событий личностью.

  2. Изменения на когнитивном уровне — корректировка осознаваемой жизненной программы, изменения рационального осознанного отношения к будущему и себе относительно времени жизни, переоценка жизненных планов, целей и обстоятельств, корректировка социально-профессиональной позиции, изменение иерархии жизненных сфер, что может привести к изменению степени мотивационной противоречивости СКЖП.

  3. Изменения ценностно-смысловой направленности СКЖП - изменению подвергается жизненная философия, на основе которой выстраивается индивидуальная история жизни субъекта, отношение к будущему; происходит переосмысление смысла собственной жизни и жизни в целом; изменяется структурная организация СКЖП в связи с пересмотром значимости тех или иных жизненных ценностей, интересов, идеалов, убеждений. Подобные изменения связаны с изменениями смысловой сферы в критических ситуациях и активизацией процессов «смыслостроительства».

  4. Изменения степени осмысления и интеграции жизненного опыта – связаны с воздействием кризисных событий, ситуаций на структуру самосознания личности. Так, Л.Ф.Бурлачук и Е.Ю.Коржова выделяют следующие типы изменений в структуре «Я-концепции» личности под воздействием кризиса: а)кризис приводит к интеграции ранее вытесняемого и отвергаемого опыта субъекта и корректировке Я-концепции, что способствует повышению адаптивного потенциала личности; б) кризис ведет к усилению прежней «Я-концепции», при этом новый жизненный опыт игнорируется личностью; в)кризис приводит к разрушению существовавшего представления о себе и о своем жизненном пути и дезадаптации личности [3].

  5. Изменения структурных характеристик СКЖП – насыщенности, временной протяженности, степени структурированности событий.

Следует отметить, что определяющую роль при оценке изменений СКЖП играет не сила воздействия (или «степень экстремальности события»), а восприятие этого события индивидом как угрожающего его жизненным планам и значимым ценностями и потребностям или нет. Соотношение и степень выраженности выделенных изменений может быть основой для выделения различных способов изменения СКЖП личности под влиянием событий жизни: травматического, аффективного и субъектно-деятельностного.

Одним из наиболее изученных вариантов изменения СКЖП является травматический способ. Он характеризуется резким изменением ее структуры и содержания жизненных планов, обусловленным перестройкой ценностных ориентаций личности и корректировкой высоко значимых жизненных убеждений, планов. При аффективном типе изменений на первое место выходят эмоциональные реакции индивида на кризисную ситуацию, которые могут носить временный ситуативный характер при дефиците внутренних ресурсов личности приводить к активизации механизмов биографической защиты и изменению структуры и содержания психологического будущего. Субъектно-деятельностному способу соответствуют постепенные корректировки содержательных и структурных особенностей СКЖП личности, носящие накопительный характер и обусловленные половозрастными изменениями и изменениями социального статуса.

Травматический вариант изменения СКЖП отмечается, когда событие несет в себе значительный эмоциональный заряд для человека и ведет к изменению уклада его жизни в целом, может наблюдаться существенное и достаточно резкое снижение значимости ценности (-тей), связанной (-ных) с прежним жизненным стереотипом. Этому, как правило, сопутствует повышение ранга ценности, относящейся к противоположной сфере жизнедеятельности человека (особенно ярко это проявляется в диадах работа – семья, работа - любовь), а также жизненной мудрости (Л.И.Анцыферова, Г.Томэ, У.Лер, Т.Холмс, Пейкел и др.). Это, однако, не означает, что во всех случаях изменения будут носить негативный для личностного развития характер. Как само событие, так и связанное с ним изменение ценностных ориентаций могут восприниматься людьми по-разному, и, следовательно, приводить к разным последствиям. Широко распространенным является прием переосмысления трудной ситуации, «позитивного истолкования» неприятного и морально тяжелого переживания, техника «акцептации ситуации» (принятие ее такой, как она есть), часто используемые в терапевтической практике; техника совладания с трудными жизненными ситуациями, ориентированная на достижение, успех вопреки сложившейся практической ситуации и др. [19]. Огромное влияние на характер изменений в жизни человека оказывают его личностные особенности, моральные качества, психическое состояние, условия профессиональной и семейной жизни, особенности построения жизненного пути в целом.

Пример - мужчина, 36 лет, образование среднее специальное. Ведущие ценности – интересная работа, материально обеспеченная жизнь, здоровье. Значимыми также являются ценности развлечения, свободы, уверенности в себе. При оценке прожитой жизни даются следующие характеристики: «Не ждали», «смех сквозь трудные периоды», «планы реализовались частично, например материальный заработок, стабильность», «в жизни было больше плохого, резкие перепады». На ход жизни сильно повлияла спортивная травма. «Из-за травмы пришлось перекраивать свою жизнь». «Пришлось многое переосмыслить». «Постепенно понял, что все относительно. Везде есть свои плюсы и минусы. Работа в в/ч помогла обрести себя». Главное же событие жизни определяется как «наступление затишья и относительного спокойствия после долгих бурь». Смысл жизни и жизненное счастье заключаются в работе, друзьях, материальном благополучии, стабильности, подчеркивается значимость душевного спокойствия. Среди значимых событий будущей жизни называются: «работа», «пенсия», «жизнь просто».

В случае негативной оценки события и происходящих вслед за ним изменений, часто в поведение человека на некоторое время центральное место занимает саморегуляция, а не конструктивная деятельность. Наблюдается оскудение ценностного содержания сознания. Деятельность, обычно полимотивированная, начинает побуждаться лишь той единственной ценностью, которая составляет суть проблемы [5, 28]. При этом часто отмечается повышение значимости ценностей здоровья, мудрости, материально обеспеченной жизни, уверенности в себе. Такая перестройка дает субъекту шанс справиться со стрессовой ситуацией.

Пример - женщина, 39 лет. Ведущие ценности – здоровье, жизненная мудрость, счастливая семейная жизнь. При описании прошлой жизни даются следующие характеристики: «Крутой поворот», «отняла много сил и нервов», «хотя хорошего было больше», «было много счастливых моментов и нет. Сейчас - спокойное счастье, которое далось нелегко». На ход в жизни в целом повлияла смерть старшего сына (6 лет назад). Самой респонденткой на сегодняшний день отмечается снижение значимости активной деятельной жизни, работы, любви («все это стало не таким важным, как раньше»), повышение ценности счастливая семейная жизнь, счастье других («поняла, что надо, прежде всего, жить для близких людей, чтобы жизнь не прошла зря и не остаться в старости ни с чем»), а также желание «изменить свое отношение к детям в прошлом», «если бы тогда понимала…». «Смерть сына перестроила всю жизнь». «Оставила работу. С мужем поселились на природе», «рождение ребенка» (дочери). «Старшая дочь уже взрослая, учится и живет все больше отдельно». Жизненные мечты и замысла «не реализовались, но надеюсь на сына». Смысл жизни заключается в детях, муже. Жизненное счастье заключается в здоровье и благополучии детей, «жизни как таковой», семье, «работе (больше для мужа)». Среди значимых будущих событий – воспитание детей, жизнь на природе, пенсия мужа, учеба старшей дочери.

Невозможность реализации актуальных потребностей, признание своей неудачи в одной из сфер жизнедеятельности, которое само по себе представляет тягостное событие в жизни человека, может привести к отказу от той ценности, ради которой человек мобилизовал свои силы, к «коррекции ожиданий и надеж», активизации работы механизмов психологической защиты.

Пример - женщина, 38 лет, образование высшее. Ведущие ценности – активная деятельная жизнь, интересная работа, здоровье. При оценке прожитой жизни даются следующие характеристики: «Через тернии», «насыщенная, разная, много горя, но и радости», «семья не реализовалась, работа и учеба реализовались», «трудная». На формирование мировоззрения, наряду с родной семьей, влияние оказали брак, работа. «После неудачного брака поняла, что мне не достает терпимости. Первые годы жизни (молодости) ожесточили». С течением времени значительно уменьшается ценность счастливой семейной жизни («семья нужна по факту»), любви («с возрастом поняла, что любовь многие переоценивают»). Главное событие жизни– работа. К работе, возможности совмещать творчество и работу, друзьям, книгам, музыке относятся все последующие после развода события. Настоящая и будущая жизнь видится как «работа», «организационная деятельность» (выставки и др.), «общение», «отпуск». При этом семья, наряду с работой, благополучным детством, здоровьем, работой, также определяется как необходимое составляющее жизненного счастья. Однако сразу же делается оговорка, что «уже поздно что-то менять», «надо жить дальше и ценить то, что имеешь».

Работа механизмов психологической защиты находит свое отражение, в частности, и в том, что факт наличия «вынужденных» изменений в иерархии ценностей не всегда осознается человеком и часто сопровождается ощущением неясной, «подспудной» неудовлетворенности существующим положением вещей. Признание неудачи влечет за собой снижение самооценки, требует пересмотра позитивных представлений о себе. В таких случаях некоторые индивиды прибегают к приему сравнения «идущего вниз» (сравнение себя с людьми, находящимися в еще более тяжелом положении) или «идущего вверх» (человек концентрируется на своих успехах в других областях и ситуациях). Все эти приемы обесценивают неудачу, не требуют негативной перестройки отношения к себе и вписываются в личную теорию как незначительный биографический эпизод [14]. Заслуживает внимания и тот факт, что при появлении в жизни человека возможности «наверстать упущенное», может происходить обратная перестройка как содержательно-смысловой, так и энергетически-динамической сферы сознания, «свертывание» комплекса применяемых психологических защит, что является одним из свидетельств способности личности к преодолению деформаций своего развития. При этом событие, способствующее данному изменению, оценивается как значимое, важное, «судьбоносное», «воскрешающее старые мечты», повлекшее изменение в мировоззрении, а сами изменения как значительные по отношению к прошлой жизни в целом, но тесно связанные с мечтами и жизненными планами юности (молодости).

Пример - женщина, 39 лет, образование среднее специальное. Ведущие ценности – любовь, жизненная мудрость, активная деятельная жизнь. При характеристике прожитой жизни отмечала, что жизнь была «стабильная, трудовая», «серая, с проблесками, яркими вспышками, и хорошая, и плохая», «моя жизнь», «живая струя». На мировоззрение, систему ценностей наиболее сильное влияние оказало материальное положение родной семьи, «жизнь научила, что необходимо иметь твердую опору под ногами», значимость работы. Что касается брака, то «семейная жизнь долгое время не складывалась (ссора с любимым человеком)», «одиночество», «хотелось иногда семью, но как-то не серьезно». «Долгое время думала, что не так и важно, что семья – это не единственная сфера реализации человека, у женщины есть право заниматься чем-то еще, быть свободной и независимой». «Потом с подругой пошла в изобразительную студию, фитнес-клуб, хор». «Изобразительная студия - изменилось отношение к себе, мнение, что вместе с молодостью человека все проходит, остается в прошлом». «Встреча с любимым человеком изменила отношение к семье. Думала, что семейная жизнь для меня не так важно, оказалось – не так». «Сейчас бы если бы могла изменить свое прошлое, вышла бы замуж». Отмечает рост значимости счастливой семейной жизни («поняла, что без семьи человеку нельзя, особенно женщине»), любви («раньше смеялась над другими, а теперь, поди, все туда же»), снижение ценности свободы («важно умение жить в мире с другими, понимать важность взаимозависимости в близких отношениях, без этого невозможно взаимопонимание»), общественного признания («уважение коллег как пришло, так и уйдет», «незаменимых нет», «всем не угодишь»), наличия друзей («предают всегда близкие подруги»), материально обеспеченной жизни («деньги важны, но можно жить и на малое»). При описании будущего на первое место выходят события, связанные с переживанием чувства любви, обретением жизненной мудрости и внутренней гармонии, активной деятельной жизнью. Настоящая жизнь описывается как «творчество», «общение с любимым человеком». Жизненное счастье - «выражение себя, общение, понимание и близость душ». В будущем также высказываются осторожные надежды на возможную семейную жизнь («боюсь загадывать на будущее, чтобы не сглазить», «надеюсь на счастливое изменение в своей судьбе»).

В ряде случаев такие резкие изменения в системе ЦО могут приводить к образованию отдельных, почти не связанных друг с другом блоков событий, разделяемых, к тому же, временным параметром, и выражаются субъективной формулой: «жизнь до и жизнь после события». Это происходит тогда, когда наблюдается полная смена жизненного стереотипа (иногда на почти диаметрально противоположный), а по истокам своего происхождения событие, повлекшее за собой значительное изменение системы ценностных ориентаций и уклада жизни, достаточно часто характеризуется как относительно независимое от воли и предыдущей жизни человека, как «счастливый случай», «подарок судьбы» и по своему типу в большинстве случаев относится к событиям-впечатлениям. Вместе с тем, детальный анализ особенностей восприятия человеком жизни показывает, что даже в этом случае изменение в осознании ценностей начинается для личности исподволь, задолго до решающего момента. Существенной перестройке системы ЦО предшествуют, как правило, изменения в эмоциональном состоянии человека, во взглядах и мировоззренческих идеях, связанных с экзистенциональными проблемами любви и заботы, свободы и ответственности, чувства тревоги, бытия-в-мире и др. Эти изменения как бы подготавливают почву для событийного впечатления, а само событие только довершает скрытую внутреннюю работу в душевном мире личности.

Пример - мужчина, 39 лет, образование высшее. Ведущие ценности – жизненная мудрость, любовь, уверенность в себе. В прошлом отмечается значимость работы, достижения материальной независимости. В будущем к целям жизни относятся «стабильное материальное положение», «интересная работа», а здоровье рассматривается как условие сохранения качества жизни. При описании прожитой жизни разбивает ее на две части: первая любовь- смерть отца, болезнь матери – оставил учебу – «ощущение себя старшим сыном», ответственность - работа и материальное обеспечение родной семьи, с одной стороны, и знакомство с женой – женитьба – «перевернулся мир» (кульминационное событие), вернулись старые мечты, «почувствовал «вкус жизни»», с другой. Связующим звеном между данными блоками события становится ощущение растерянности после достижения младшими братом и сестрами самостоятельности. «Когда они зажили самостоятельной жизнью, на некоторое время почувствовал себя преданным и ненужным», «появилось много времени на себя», «не знал, что делать», «стал заниматься собой». «Встреча с женой перевернула вест мир». «Понял, что хотел бы сделать свою жизнь более яркой, разнообразной, не зацикливался бы на одном». «Смысл жизни сейчас вижу в активности, самореализации, гармонии в отношениях с миром и окружающими, с самим собой». Дальнейшую жизнь представляет следующим образом – «успешная работа, активная деятельная жизнь, путешествия, чтобы был рядом человек, который разделял бы и поддерживал твои взгляды». «Главное событие жизни еще не произошло». Среди событий ближайшего прошлого и настоящего преобладают положительные оценки. Исключение составляет один случай, когда отмечается противоречивое отношение к «воспитанию чужих детей»: «после всего пережитого не готов пока к роли отца»). Среди событий в будущем называются «отпуск с женой», «активная жизнь», «работа не только ради заработка, но и ради удовольствия», «готовность рисковать». В целом, жизненная позиция на сегодняшний день может быть выражена словами самого респондента: «фильм о своей жизни назвал бы путь к себе», « счастье – это когда человек точно знает, что хотел бы, добивается этого и не останавливается на достигнутом, идет вперед; семья».

Следует также отметить также, что изменения в системе ЦО под влиянием событий, описываемых субъектом как «болезненные», «травматические», могут не затрагивать ведущих ценностей личности и в таком случае являются отражением первой защитной «стоп-реакцией» на стрессовую ситуацию, и носят ситуативный, временный характер. При этом, как правило, отмечается снижение значимости активной деятельной и эмоционально насыщенной жизни, творчества, познания и развития, повышается ценность здоровья, мудрости, в отдельных случаях красоты природы и искусства (природа и искусство рассматриваются как пути оказания самопомощи, способ снятия психоэмоционального напряжения, источник приобщения к «многовековой мудрости предков»). Такая временная частичная перестройка ценностно-смысловой и в большей степени энергетически динамической сферы сознания дает возможность детально проанализировать сложившуюся ситуацию и выработать новую стратегию поведения.

Пример - женщина, 36 лет, образование высшее. Ведущие ценности – любовь, материально обеспеченная жизнь, счастливая семейная жизнь. При описании прожитой жизни центральное место занимает семья, домашнее хозяйство, творчество. Среди событий прошлого, заставивших изменить систему ценностей, взгляд на жизнь, называется болезнь младшего сына. «Тяжело переживала болезнь сына. Как наказание. Трудно было смириться, признать, что возможно и такое – для себя. Потом - что возможна и другая жизнь для него (не такая, как у его отца и старшего брата)». «В жизни последовало временное затишье», «требовалось время на переосмысление, на то, чтобы определить будущую жизнь сына», «сейчас, когда сын стал почти самостоятельным, постепенно возвращаюсь к старым планам». В настоящем отмечается рост значимости жизненной мудрости («достижение жизненной мудрости и осознание прожитой части жизни»), здоровья («без здоровья сейчас никак», «раньше на это не обращала внимания», «хожу на шейпинг, иначе бы не выдержала интенсивности нынешней жизни»), общественного признания («сегодняшняя цель - уважение коллег и родных»), уменьшение значимости творчества, познания («все не охватишь», «творчество важно, но это для избранных»). В будущем среди событий-целей называются «обретение внутренней свободы и гармонии», «семья», «любимый человек», по сравнению с настоящим растет значение творчества («любимое занятие» [здесь: стихи], «встреча с творческими людьми»), познания («второе высшее»), развития («не останавливаться на достигнутом»). При этом центральное место по-прежнему занимают события, связанные с переживанием чувства любви и счастливой семейной жизни. Смысл жизни определяется как «муж, друзья», жизненное счастье включает в себя такие понятия как «семья, друзья, плодотворный труд, приносящий удовольствие, природа». В будущем «хочу заняться живописью, резьбой по дереву» (уделять больше времени), «счастливая семейная жизнь».

Наличие в жизненном опыте человека событий, оцениваемых им как кризисные, критически, повлекшие к изменению жизненных ценностей и целей, способствует увеличению значимости возможности самоутверждения личности как за счет реализации внутреннего потенциала, так и за счет предъявления высоких требований к жизни и другим людям. А также может приводить к увеличению ориентации личности на «безопасное» самовыражение, связанное с высоким материальным достатком и социальным одобрением своего поведения. В ряде случаев может отмечаться изменение жизненного стереотипа в сторону большей внешней и внутренней активности личности, что связано с повторным обращением к значимым жизненным целям прошлого. Вместе с тем, как в случае ориентации на стабильность и самоутверждение, так и в случае стремления к развитию в настоящем в большинстве случает отмечается неуверенность в собственных силах контролировать события жизни, снижение целенаправленности прошлого и будущего при сохранении надежд на существенное изменение обстоятельств жизни. Это находит свое отражение в повышении степени закрытости личности и активизации механизмов биографической защиты.

При аффективном варианте изменения СКЖП отдельные значимые события жизни оказывают влияние на ход жизни в целом, жизненные планы и цели, могут способствовать корректировке общих взглядов на жизнь, но при этом не приводят к существенной, резкой перестройке системы ЦО. Произошедшие изменения в мировоззрении преимущественно относятся к таким понятиям как «оптимизм», «вера в людей», «отношение к государству», «неизбежность потерь», «взаимопонимание с детьми» и характеризуются преобладанием аффективного компонента.

Пример - мужчина, 47 лет, образование высшее. Ведущие ценности во всех сериях – интересная работа, познание, творчество. При оценке прожитой жизни даются следующие характеристики: «Моя жизнь», «были в жизни и счастливые дни, были и большие разочарования», «планы, замыслы в большей части реализовались, еще есть возможность реализоваться». Главное событие жизни - институт, кульминационные – «работа», «профессиональный рост», «вера в людей и человека». На формирование мировоззрения, ход жизни в целом оказали выбор профессии, «ситуации, в которые меня ставила жизнь», «опыт первых лет жизни, работы», «поведение людей в трудных ситуациях». «Перестройка» частично заставила пересмотреть взгляд на жизнь. «Большое испытание – развал СССР и разруха, которая за этим последовала. Сильно подорвали веру в лучшее и людей». «Сильно помогла поддержка родных и близких». В прошлом отмечаются события, связанные с разочарованием в друзьях («предательство», «подлость со стороны лучшего друга»), что отражается на снижении значимости ценности дружбы в настоящем. Параллельно этому увеличивается количество событий, связанных с семейной жизнью, заботой о родных, растет значимость семейной жизни («понял, что семья должна быть надежным тылом, без нее человек пропадет»). Однако, в целом существенных изменений в системе ценностей респондентом не отмечается. Смысл жизни и жизненное счастье определяются как: «работа, профессиональный и карьерный рост, помощь другим», «творчество», «саморазвитие», «поддержка единомышленников», «верная семья». Среди значимых событий будущей жизни называются: «работа», «профессиональная и исследовательская деятельность».

Также могут отмечаться изменения в оценках значимости межличностных отношений, основной акцент ставится на изменении в эмоциональном состоянии человека, ощущении глубокого разочарования в идеалах, вызванные соответствующими событиями его жизненного пути. Данные изменения во взглядах, отношениях к предметам и явлениям окружающего мира носят достаточно устойчивый характер.

При субъектно-деятельностном варианте изменения СКЖП отмечаются постепенные корректировки жизненных приоритетов и ведущих ценностных ориентаций в связи с условиями профессиональной деятельности, семейной жизни, началом самостоятельной жизни, возрастом, что сказывается на структуре и содержании картины жизни. Изменение взглядов, ценностей, как правило, происходит постепенно и тесно связано с характером ведущей деятельности человека. Наиболее часто отмечаются следующие изменения: рост значимости самостоятельности, уверенности в себе, критичности, материально обеспеченной жизни, здоровья, общественного признания, стабильности, продуктивной жизни. Характерно, что с точки зрения человека подобные изменения характеризуются как естественные, объективно происходящие с возрастом, обусловленные «самой жизнью».

Пример - женщина, 45 лет, образование высшее. Ведущие ценности – здоровье, материально обеспеченная жизнь, интересная работа, счастливая семейная жизнь. При оценке прожитой жизни даются следующие характеристики: «Жизнь», «удовлетворительная», «планы и замыслы реализовывались по мере образования», «в жизни было больше хорошего». На формирование мировоззрения наиболее сильное влияние оказало образование, на ход жизни в целом – рождение ребенка. Главное событие в жизни – достижение благополучия и благосостояния, в будущем большое значение уделяется благополучию сына, воспитанию внуков. Жизненное счастье - «иметь свой дом, семью». «Кардинальных перемен в жизни не было». «В молодости, конечно, хотелось развлечений, приключений. Романтика была». «Постепенно поняла, что чувства важны, но есть и другие значимые вещи, без которых никаких чувств не хватит». «С возрастом ушли иллюзии, стала реалистичней смотреть на вещи, а так ничего». «Возросла значимость жизненной мудрости, стала более реалистично смотреть на любовь и возможность взаимопонимания между людьми».

Подобные изменения могут выступать как дополнительные стабилизирующие факторы, частично принимающие на себя функцию интеграции личности, сохранения ее целости, активности.

Таким образом, субъективная картина жизненного пути личности представляет собой сложный психологический феномен, особое психологическое пространство с многоуровневой структурой, формирующийся на основе культурно-исторического и индивидуального опыта человека и отражающий особенности мировоззрения и ценностной направленности личности. Структура СКЖП носит динамичный характер и способна изменяться, если меняются обстоятельства жизни или внутренние установки личности. Динамичность и одновременная устойчивость СКЖП и позволяет ей осуществляет функции самопознания, самоопределения и саморегуляции в процессе жизненного пути и отвечать за стабилизацию личностной идентичности, отражать мотивацию развития индивидуальности.


Литература:

  1. Ахмеров, Р.А. Биографические кризисы личности [Текст] / Р.А.Ахмеров. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. – М., 1994. – 24 с.

  2. Бодалев, А.А. О событиях в жизни человека и человеке как событии [Текст] / А.А.Бодалев // Мир психологии. – 2000. – №4, – С.66–70.

  3. Бурлачук, Л.Ф., Коржова, Е.Ю. Психология жизненных ситуаций [Текст] / Л.Ф.Братусь, Е.Ю.Коржова.– М.: «Российское педагогическое агенство», 1998.– 263 с.

  4. Головаха Е.И., Кроник, А.А. Психологическое время личности [Текст] / Е.И.Головаха, А.А.Кроник.– М.: Смысл, 2008. – 267 с.

  5. Енгалычев, В.Ф. Психотерапевтические возможности системного представления о жизненном пути [Текст] / В.Ф.Енгалычев // Принцип системности в современной психологической науке и практике в 4 т. – Т.2. – М., 1996. – С.23.

  6. Жизненный путь личности (вопросы теории и методологии социально-психологического исследования) [Текст] / Отв. Ред. Л.В.Сохань. – Киев, Наукова думка, 1987. – 277 с.

  7. Каузометрия в исследованиях психологического врмени и жизненного пути личности: прошлое, настоящее, будущее [Текст] / Под ред. Р.А.Ахмерова, Е.И.Головахи, Е.Г.Злобиной, А.А.Кроника, Д.А.Леонтьева. – К.: Изд-во Института социологии НАН Украины, 2008. – 104 с.

  8. Коржова, Е.Ю. Психологическое познание судьбы человека [Текст] / Е.Ю.Коржова. – СПБ.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена; изд-во «Союз», 2002. – 334 с.

  9. Костенко, К.В. Представления о прошлом, настоящем, будущем и удовлетворенность жизнью пожилого человека [Текст] / К.В.Костенко // Личность и бытие: субъектный подход: Материалы II Всероссиской научно-практической конференции. Книга 2. – Краснодар, 2004. – С.32–35.

  10. Кроник, А.А., Ахмеров, Р.А. Каузометрия. Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути [Текст]/ А.А.Кроник, Р.А.Ахмеров. – М.: Смысл, 2008. – 294 с.

  11. Логинова, Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь [Текст] / Н.А.Логинова // Принцип развития в психологии. – М.: Наука, 1978. – С.156–172.

  12. Манукян, В.Р. Субъективная картина жизненного пути и кризисы взрослого периода [Текст] / В.Р.Манукян. Дис. … канд. психол. наук. – СПб., 2003.

  13. Нуркова, В.В. Автобиографическая память: структура, функции, механизмы [Текст] / В.В.Нуркова. Дис. … канд. психол. наук. М., 1998. – 211 с.

  14. Нуркова, В.В., Василевская, К.Н. Автобиографическая память в трудной жизненной ситуации: новые феномены [Текст] / В.В.Нуркова, К.Н.Василевская // Вопросы психологии. – 2003. – №5. – С.93–102.

  15. Нюттен, Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего [Текст] / Ж.Нюттен / Под ред. Д.А.Леонтьева. – М.:Смысл, 2004. – 608 с.

  16. Посохова, С.Т. Психология адаптирующейся личности [Текст] / С.Т.Посохова. – СПб., 2001. – 240 с.

  17. Рыбалко, Е.Ф., Крогиус, Н.Г. Ценностные ориентации и временные перспективы самореализации личности [Текст] /Е.Ф.Рыбалко, Н.Г.Крогиус / Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2. /Под ред. А.А.Реана, Л.А.Коростылевой. – СПб., 1998. – С. 154 – 167.

  18. Симонов, П.В. Эмоциональный мозг [Текст] / П.В.Симонов. – М.: «Наука», 1981. – 215 с.

  19. Тарабрина, Н.В., Лазебная, Е.O., Зеленова, М.Е. Психологические особенности посттравматических стрессовых состояний у ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС [Текст] / Н.В.Тарабрина, Е.О.Лазебная, М.Е.Ззеленова // Психологический журнал. – 1994. – Т. 15. –N 5. – С.67–77.

  20. Autobiographical memory. Specifity ad Psychopathology [Text] / Edited by D.Hermans, Filip Raes, Pierre Phillippot, Ismay Kremers. – Psychology Press, 2006 – 260 pgs.

  21. Bouffard, L., Bastin, E., Lapierre, S. The personal future in old age [Text] // Pshychology of future orintation. Zbigniew Zaleski (ed.). – Lublin: Towarzystwo NaukoweKUL, 1994. – P. 75–94.

  22. Burk, M., Mathews, A. Autobiographical memory and clinical anxiety [Text] // Cognit. and Emotion. – 1992. – №1 (6). – P. 23–25.

  23. Fivush, R., Haden, C. A. Autobiographical Memory and the Construction of a Narrative Self: Developmental and Cultural Perspectives [Text] / Robyn Fivush, Catherine A. Haden. – Lawrence Erlbaum Associates, 2003. –240 pgs.

  24. Levinson, D. A conception of adult development [Text] // American psychologist. 1986. – №41. –P.3–13.

  25. Rubin, D.C, Scott, E.W., Nebes, R. D. Autobiographical memory across the lifespan [Text] / Autobiographical memory. D.C. Rubin (Eds.) – Cambridge, 1986. – P. 202–221.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle