Библиографическое описание:

Слезкова Т. И., Домащенко О. И., Щукина Е. И. Особенности организационной структуры управления методической работой в современном образовательном учреждении // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 482-483.

Два человеческих изобретения

можно считать самыми трудными;

искусство управлять

и искусство воспитывать

И.Кант

Общеобразовательная школа, модернизация кото­рой предполагает ориентацию образования не только за усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его позна­вательных и созидательных способностей, долж­на формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятель­ной деятельности и личной ответственности обучающих­ся.

Исходя из этого, необходимым условием модер­низации российского образования является по­вышение профессионального уровня педагогов и «формирование педагогическо­го корпуса, соответствующего запросам современной жизни».

Решая эти задачи, педагогический кол­лектив школы № 24 направляет свою деятель­ность на создание системы научно-методического обес­печения образовательного процесса, предусматриваю­щего программно-целевой подход в управлении ме­тодической работой педагогов, и рассматривает ее как неотъемлемое звено в образовательной цепи, ко­торое непосредственно связывает научные достижения в области психолого-педагогических наук с практикой обучения и воспи­тания школьников. Главное условие успеха коллек­тив видит в организации систематической и целена­правленной работы ив повышению уровня про­фессиональной компетенции педагогических кадров. Задача каждого педагога нашей школы ов­ладеть системой наиболее обоснованных в теории, проверенных практикой приемов и методов обу­чения и воспитания учащихся. На наш взгляд, современный учитель - это образованный человек с высокой методической культурой.

Программно-целевой подход в управлении методической работой включает в себя диагностирование состояния образовательного учреждения, определе­ние целей и задач, особенности организационной структуры, разработку планов и программ, контроль и коррекцию.

Как организовать структуру управления методиче­ской работой, чтобы повысить качество и эффектив­ность образования, создавая условия для роста педагогического мастерства учителя?

Организация методической работы в школе осу­ществляется в соответствия со следующей структу­рой:

Организационная структура управляющей систе­мы во многих школах строится по линейно-функциональному принципу, распределительно-контролирующему, где преоблада­ют вертикальные связи и отношения субординации, подчинения; горизон­тальные связи также регламентированы; число инди­видуальных и коллективных субъектов, их функциональные обязанности и права стабильны в течение года. Имея положительные тенденции /стабильность результатов, четкий контроль и планирование текущей деятельности/, данная оргструктура имеет некоторые негативные черты, иногда мешающие саморазвитию педагогов, их творчеству, является иногда «необоснованным навязыванием той или иной деятель­ности »

Главное, к чему необходимо стремиться при органи­зации управления методической работой, - это «реальная методическая работа педагога, адресованная лично ему». Поэтому одним из важнейших направлений в деятель­ности администрации школы следует считать органи­зацию процесса демократизации управления, иначе школа обречена на авторитарное давление через субъектно-объектные отношения. Наряду с текущей методической работой, которая определена по плану, главной задачей является организация творчества педагогов через созда­ние матричной организации управлением, где пересека­ются вертикальное и горизонтальное управление, и со­четается жесткая линейно-функциональная оргструкту­ра с гибкой, подвижно-матричной структурой, при которой, кроме стабильных органов, созда­ются и временные творческие группы для решения кон­кретных задач.

Существующий в школе методический совет куриру­ет и координирует деятельность всех общественно-педагогических и научно-исследовательских формиро­ваний. Он призван решать общешкольные задачи, направленные на повышение методического уровня педагогов. Осуществляя общую стратегию управления методической работай в школе, мето­дический совет решение конкретных задач делегирует временным группам оргструктуры, заинтересованным в этой работе.

Организованная информационно анали­тическая группа включает в свой состав руководителей МО, творчески работающих педагогов и

решает следующие задачи; проведение мониторинга дея­тельности педагогов;

-определение проблемы;

-выдвижение гипотез.

Организационный совет объединяет педа­гогов v имеющих общие интересы и высокую мотивацию, для работы над конкретной проблемой. В его состав, также входит заместитель директора по УВР. Задачи организационного совета:

создание условий для повыше­ния методического уровня педагогов п о конкретной теме;

проведение мониторинга эффек­тивности применения полученных знаний в учебно-воспитательном процессе;

определение критериев оценки ре­зультатов методической работы в данном направлении.

Малые исследовательские группы включают педаго­гов, которым интересно работать вместе по опре­деленной теме. Методический совет и организационный совет может оказывать поддержку педагогам в создании образовательной среды и распространении их опыта.

Мониторинг деятельности педколлектива нашей школы, проведенный информационно-аналитической группой, показал, что необходимо организовать учебно-воспитательный процесс в условиях, способст­вующих активизировать деятельность учащихся на уроке и побуждать их к творчеству. Резуль­таты мониторинга позволяют сделать вывод, /что большинство учителей в своей работе используют элементы проблемного обучения для активизации деятельности учащихся, но не имеют достаточной теоретической подготовки и должного ин­формационного обеспечения по данной проблеме. Для того, чтобы эффективно использовать потенциальные возможности педколлектива в применении проблем­ного обучения, в школе было создано организаци­онное звено по управлению внедрением проблемного обучения в образовательный процесс

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ СОВЕТ ПО ИЗУЧЕ­НИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ.

Цель - организовать теоретическую подготовку пе­дагогов, информационное обеспечение, создать условия для применения в прак­тической деятельности проблемного обучения.

Планирование методической работы было выстроено в соответствии с темой: «Развитие творческого потенциала личности школь­ников в процессе проблемного обучения».

Организационным советом были определены сле­дующие формы работы .- индивидуальные и групповые консультации для руководителей МО и педагогов, - практи­ческие семинары,

- заседания предметных МО,

- открытые уроки, их анализ,

- педагогический совет: «Проблемное обучение как средство активизации мысли­тельной деятельности учащихся и развития творчества школьников и педагогов».

Исходя из всего сказанного, следует сделать вывод о том, что главной особенностью организации структу­ры управления методической работой в условиях модернизации образования станет приобщение педаго­гов к управлению школой, что позволит реализовать творческие потребности каждого педагога,

Р. Киплинг говорил: «Образование - важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В против­ном случае оно совершенно бесполезно».

4

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle