Библиографическое описание:

Кобзева Н. И. Активизация самостоятельной деятельности как условие становления естественно-научного «Образа Мира» студентов университета // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 418-420.

В связи с реформой образования и переходом на двухуровневое обучение, большое значение отводится формированию умений и активизации самостоятельности студентов в познавательной деятельности.

Актуальность проблемы овладения студентами методами самостоятельной работы обусловлена тем, что в период обучения в вузе закладываются основы профессионализма. В этой связи особенно важно, чтобы студенты, овладевая знаниями и способами их освоения, осознавали, что самостоятельная работа способствует активизации познавательной деятельности и становится подлинным достоянием личности.

Как свидетельствует многовековой педагогический опыт, знания не передаются человеку в готовом виде. Человек приобретает их в результате своей сознательной самостоятельной деятельности.

Усиление роли самостоятельной работы студентов – один из самых важных аспектов модернизации педагогического образования в России. Значительное увеличение доли самостоятельной активности при сокращении аудиторных занятий приводит к тому, что повышение качества образовательного процесса зависит от оптимизации методов обучения и внедрения в него новых технологий. Одним из путей такой оптимизации может стать формирование учебных умений студентов в их внеаудиторной самостоятельной деятельности. Такой подход помогает становлению естественнонаучного «Образа Мира».

Процесс формирования у студентов способностей к самостоятельной деятельностной активности должен начинаться с формирования определенной направленности его личности, при которой ценность самостоятельной работы оказывается не на периферии, а в центре системы ценностных ориентаций студента.

Я.А. Пономарев в своем исследовании схематично представил процесс самостоятельной работы как творческий акт в виде четырех фаз:

  1. Первая фаза (сознательная работа) – подготовка – особое деятельное состояние как предпосылка интуитивного проблеска новой идеи.

  2. Вторая фаза (бессознательная работа) – созревание – бессознательная работа над проблемой.

  3. Третья фаза (переход бессознательного в сознательное) – вдохновение – в результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения, первоначально в гипотетическом виде, в виде принципа, замысла.

  4. Четвертая фаза (сознательная работа) – развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка [4, c.3].

Данная схема не объясняет возникновения замысла и оригинальность формы его воплощения, но позволяет выявить последовательность действий в процессе самостоятельной деятельности.

К понятию самостоятельной работы необходимо подойти через осознание деятельностной среды, окружающей человека, а, следовательно, и через способность воздействия на нее для достижения своих поставленных целей, но при организации действий понятных для других участников совместной деятельности. Это становится возможным в результате осознания:

  • желания познавать окружающую действительность в ее многообразии;

  • собственных ценностных ориентаций, субъективных потребностей и мотивов, специфики индивидуальной работы;

  • личных перцептивных и индивидуальных творческих умений;

  • способности слушать и слышать других участников учебного процесса;

  • готовности мышления адекватно реагировать и воспринимать новое во внешней изменяющейся среде;

  • собственных возможностей и потребностей в понимании установок, приемов, норм и культурных ценностей других социальных групп;

  • индивидуальных психических свойств и своих эмоциональных качеств в результате воздействия и соприкосновения с негативными факторами внешней среды;

  • степени развития собственной культуры личности.

Самостоятельная работа относится к числу основных форм обучения естествознанию. Она формируется в процессе учебной и профессиональной деятельности. Интерес, желание студента к самостоятельному поиску нужной информации, к усвоению на ее основе профессиональных знаний, к творческому использованию их в различных ситуациях – это качество личности воспитывается на протяжении всей жизни человека и в особенности, интенсивно в период обучения [7].

Становление естественнонаучного «Образа Мира» предполагает планирование и организацию разноплановой и систематической самостоятельной деятельности студентов.

Активизировать самостоятельную учебно-познавательную деятельность студентов возможно благодаря подбору материала отражающего преемственность естественнонаучного знания с будущей профессией.

Исходя из психолого-педагогической специфики естествознания и задач, решаемых в ходе ее изучения, вытекают следующие формы самостоятельной работы студентов:

  • изучение основной и дополнительной естественнонаучной литературы;

  • выполнение домашних работ: рефераты, презентации, кроссворды;

  • выполнение контрольных и самостоятельных работ: диктанты по определению, сочинения, тестовые задания;

  • подготовка к выступлениям: доклады, дебаты, дискуссии, пресс-конференции.

Успех самостоятельной работы зависит от систематичности выполнения заданий, вдумчивого прочтения учебных изданий, умений выделять главное, правильно конспектировать лекции и дополнительную литературу, рекомендуемую для самостоятельного изучения.

В педагогике существуют различные подходы к пониманию умений студентов самостоятельно ориентироваться в сложившейся ситуации на основе деятельностного подхода.

В.Н. Максимова, Г.И. Щукина трактовали умения как сложную систему осознанных действий, которые обеспечивают продуктивное применение знаний в новых условиях в соответствии с целью. В структуру умения входят простые действия – операции, овладев которыми, студент начинает сознательно использовать их как прием и переносить в новые, изменившиеся условия учебно-познавательной деятельности. Наиболее распространенной оценкой уровней овладения умениями самостоятельно работать являются: репродуктивный, поисковый, творческий.

По своей природе умения разнообразны и многозначны: умения – простые и умения – специальные (Г.И. Щукина [6]), умение – мастерство (В.Н. Максимова [3]), умения, связанные с организационными действиями (Л.И. Уманский [5]) и интеллектуальными умения (А.А. Деркач [1]). Характерной специфической чертой развивающего обучения является накопление не только фонда знаний, норм и установок, но и умственных операций, приемов и правил, хорошо и прочно отраженных в сознании. Умение целенаправленно и неразрывно связано с мотивацией, побуждением к получению результата. Мотив побуждает субъекта ставить и достигать цели, являясь воплощением теоретических желаний в практические действия.

Рассматривая классификацию А.Н. Ксенофонтовой [2], следует подчеркнуть, что умения – это подготовленность субъекта к действиям на основе знаний и опыта, это единство содержательного и операционного качества деятельности.

Процесс становления естественнонаучного «Образа Мира» преломляется через определенную структуру умений и навыков самостоятельной работы студентов вуза. Можно выделить три уровня развитие самостоятельной деятельностной активности.

Высший уровень:

  • интерес и желание самостоятельно работать (позитивное отношение);

  • умение слушать и слышать;

  • умение действовать по образцу и без образца, индивидуально и в коллективе;

  • использование современных информационных технологий;

  • самостоятельно устно и письменно излагать изученный материал в ходе контрольной работы, диктанта по определениям;

  • умение определять основные цели и задачи предложенной ситуации и соотносить ее с реальной жизнью, вырабатывать стратегию и тактику поведения, прогнозировать свои действия, привлекать знания и умения, полученные ранее и необходимые в данный момент;

  • ориентация в пространственно-временных условиях самостоятельной деятельности;

  • самостоятельное восприятие, извлечение и анализ полученной естественнонаучной информации, умение использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности;

  • хорошая устойчивость, переключаемость и распределение внимания;

  • умение вести себя в нестандартных ситуациях, способность к корректировке своего поведения при изменении условий работы и к принятию своевременных решений;

  • умение применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования.

Средний уровень:

  • отсутствие интереса к самостоятельной познавательной деятельности;

  • не всегда четкая ориентация в процессе самостоятельной деятельности, то есть смутное представление о целях и задачах работы, а также о способах их достижения;

  • умение самостоятельно действовать по образцу и потребность в помощи извне при индивидуальной работе;

  • сложности при самостоятельном поиске и работе с научной литературой;

  • хорошая устойчивость и распределение внимания, но слабая переключаемость;

  • умение слушать, но не слышать;

  • отсутствие четкой позиции индивидуальной работы;

  • несистематическое применение полученных в ходе изучения естествознания знаний и умений в других областях деятельности.

Низкий уровень:

  • негативное отношение к самостоятельной деятельности;

  • отсутствие умений индивидуальной работы;

  • неспособность к прогнозированию, коррекции и анализу ситуации в процессе самостоятельной работы;

  • отсутствие способности к математической обработке информации;

  • прекращение действий в случае возникновения затруднений или нестандартных ситуаций;

  • рассеянность и неустойчивость внимания;

  • отсутствие желания учиться;

  • боязнь и неуверенность в собственных самостоятельных действиях.

В последнее время преподаватель чаще сталкивается с решением задачи повышения степени учебно-познавательной активности студентов на занятиях. Многие студенты проявляют нежелание работать самостоятельно, да и просто учиться. Одной из причин, безусловно, является однообразие лекционных и практических занятий, такое проявление стабильности разрушает и убивает интерес, особенно студенческий. Необходим творческий подход к построению занятий: неповторимость, интенсивность приёмов, методов и форм могут обеспечить эффективность учебного процесса.

Существует множество способов развития учебно-познавательной инициативности студентов. Одним, из которых может являться коллективная самостоятельная работа (дебаты) студентов по актуализации естественнонаучных знаний и развитию критического мышления на основе формирования коммуникативной компетентности. Другим способом может служить использование компьютера, сфера применения которого в учебно-воспитательном процессе очень велика, что дает возможность разнообразить систему обучения, повысить уровень индивидуальной активности и интереса студентов.

Использование современных компьютерных и телекоммуникационных технологий обуславливает достижение фундаментальных целей образования: компетентность, мировоззрение, творчество студентов вуза. Поскольку новые информационные технологии служат цели формирования целостного мировоззрения, постольку они оказывают влияние на образование человека как творческой личности. Истинное творчество предполагает компетентность человека. Компьютерные и коммуникативные технологии, обеспечивая компетентные действия личности, как в его профессиональной области, так и в культуре в целом, укрепляют духовные силы человека, способствуя его духовному развитию [8].

На основе компьютерных технологий развиваются новые методы обучения, которые ориентированы на развитие творческих способностей студентов.

Особое значение в процессе становления естественнонаучного «Образа Мира» имеет внедрение в образовательный процесс учебных студенческих презентаций и кроссвордов, которые позволяют широко использовать на практике психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания.

Таким образом, эффективность становления естественнонаучного «Образа Мира» преломляется через развитие самостоятельной деятельностной активности студентов вуза на основе актуализации естественнонаучных знаний и формирования ценностно-мотивационных ориентаций, способствующих переходу потребностей в систему ценностей.


Литература:

  1. Деркач, А.А. Акмеология [текст]: учебное пособие для вузов / А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин . – CПб.: Питер, 2003. – 256с.

  2. Ксенофонтова, А.Н. Педагогические основы речевой деятельности школьников [текст]: монография / А.Н. Ксенофонтова. – CПб.: [б. и.], 1999. – 166c.

  3. Максимова, В.Н. Акмеологическая теория в контексте проблемы качества образования [текст] / В.Н. Максимова // Педагогика. – 2002, №2. – С.9-14.

  4. Пономарев, Я.А. Методологическое введение в психологию [текст] / Я.А. Пономарев. – М.: Наука, 1983. – 205с.

  5. Уманский, Л.И. Психология организаторской деятельности школьников [текст]: учебное пособие для пед. ин-тов / Л.И. Уманский. – М.: Просвещение, 1980. – 160с.

  6. Щукина, Г.И. Роль деятельности в учебном процессе [текст]: кн. для учителя / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 1986. – 144с.

  7. Юдина, О.И. Педагогика [текст]: методические рекомендации к курсу «Педагогика» для студентов специальности: 031001 Филология / О.И. Юдина. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2009. – 54с.

  8. Янкина, Н.В. Формирование готовности студента университета к интеркультурной коммуникации [текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: спец. 13.00.08: Теория и методика проф. образования / Н.В. Янкина. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1999. – 19с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle