Библиографическое описание:

Пестерева Е. Б. Понимание гендерных стереотипов в педагогике // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 397-399.


Человек в процессе своей жизнедеятельности вырабатывает определенный ряд стандартизированных правил поведения, свойственных мужскому или женскому полу, соответствующих культуре, религии, экономическому и политическому развитию общества на данном историческом этапе.

Веками у людей складывались стереотипные представления об образе жизни мужчин и женщин, которые до сих пор распространяются на представителей обоих полов, независимо от их индивидуальных способностей и возраста. Эти стереотипы касаются как личностных черт мужчин и женщин, так и особенностей их поведения.

По определению Н.Ю. Ерофеевой, гендерные стереотипы – это сформировавшиеся в обществе представления о выполнении той или иной социальной роли мужчиной и женщиной. В основе гендерных стереотипов лежат возможности человека и его умения [1, c. 50].

В школу приходят разные ученики, не все из них демонстрируют стереотипные качества своего гендера. Девочки могут быть маскулинными, а мальчики – фемининными. В связи с таким положением, школьное обучение заставляет детей думать о несправедливом подходе учителей к их индивидуальности, так как образование должно осуществлять адекватное обучение в соответствии с особенностями их гендерной принадлежности.

С древних времен весь миропорядок держался на разграничении полов. Издавна отмечается общая закономерность, что мужчину нужно готовить к активной деятельности, карьерным достижениям, агрессивному поведению, самоутверждению, а женщина, главным образом, предназначена для семьи и мужа, более покладиста и послушна.

Представление о мужественности и женственности у школьников младших и средних классов базируются на взглядах, усвоенных с детства, в семье на примере взрослых. В старших классах их гендерные стереотипы закрепляются при взаимоотношении с ровесниками противоположного пола, в это время происходит осознание себя, собственного «Я».

По мнению Л.В. Градусовой, одинаковый унифицированный подход не учитывает их психологических различий, не ориентирует на дифференциацию целей и задач, методов воспитания представителей разного пола [2, c. 3].

Особенностями развития, воспитания и обучения школьников в наши дни занимается гендерная педагогика. До настоящего времени отечественная педагогика была «бесполой», «нейтральной». Она и сейчас находится в стадии формирования.

Современная школа воспитывает и обучает детей разного пола одинаковыми методами, подходами, так как нет необходимых методических пособий, в учебных программах недостаточно отражена гендерная проблематика, что не позволяет воспитать компетентных в этом вопросе специалистов.

Главная задача гендерной педагогики заключается в формировании личности, совершенствовании образовательного процесса. На протяжении длительного периода при изучении проблем воспитания мальчиков и девочек основное внимание уделялось вопросам полового просвещения, сексуальным аспектам взаимодействия полов, поэтому использовалось определение «половое воспитание». В отечественной педагогике данное понятие рассматривается как нравственное воспитание, направленное на выработку качеств, черт, свойств, установок личности, определяющих отношение человека с представителями другого пола.

В современном обществе мужчина не всегда является основным кормильцем и добытчиком. Все чаще материальное обеспечение семьи берет на себя женщина. Возникают сложности при взаимодействии традиционных и новых стереотипов. В связи с этим необходима коррекция системы гендерного образования.

Так, одни педагоги видят цель гендерного воспитания в необходимости возвращения и укрепления традиционных гендерных качеств для мальчиков и девочек. Другие полагают, что прежние гендерные стереотипы устарели, не актуальны для современной жизни. Так, женщины преуспевают в некогда считавшихся сугубо мужских сферах деятельности: в политике, автоделе, информатике. В свою очередь мужчины осваивают торговлю, секретарское дело, модельный бизнес, которые на протяжении длительного времени относились исключительно к женским областям труда.

Проблема школьного воспитания состоит в том, что гендерные стереотипы учителей остаются достаточно консервативными. Но следование традициям не способно обеспечить равноправие полов в современном обществе. По-прежнему, мужчины занимают главенствующую роль в социуме.

Гендерная педагогика должна стремиться к формированию культуры взаимодействия полов на принципах равноценности. Не принижать мальчиков в глазах девочек и наоборот.

Специалисты по-разному высказываются относительно гендерного подхода в системе образования. Некоторые находят положительные стороны в раздельном обучении мальчиков и девочек, так как ранее в мужских и женских гимназиях и лицеях такой метод оказывал положительное влияние на дисциплину учащихся, способствовал повышению успеваемости, сосредоточенности, работоспособности и освобождал от половых стереотипов. Главный аргумент педагогов, психологов и генетиков – сторонников раздельного обучения в школе – является тот факт, что в биологическом и психологическом развитии мальчики отстают от девочек на 1-2 года, что отражается на их успеваемости. Для уравнивнивания возможностей школьников разных полов учеными предлагается создание классов, в которых мальчики на 1-2 года старше девочек.

Другие уверены – положительных результатов можно добиться и при совместном обучении детей разного пола с учетом их личностных характеристик, которое способствует гендерному равенству, учит их социальной гибкости, освоению норм взаимоотношений между полами. Их основной аргумент: не все девочки от природы аккуратны, прилежны, усидчивы и спокойны, и не все мальчики чересчур активны, неряшливы и агрессивны. Таким образом, разница между полами преувеличена обществом, поэтому разделять детей по половому признаку излишне.

В условиях школьного обучения в силу сложившихся в общественном сознании традиционных стереотипов мальчиков ассоциируют с образом «настоящего мужчины». Но мальчики чаще не видят реального примера для моделирования маскулинных черт и качеств (неполная семья, отсутствие брата, деда; воспитание в семье матерью, а в школе – педагогами преимущественно женского пола), им трудно выстраивать свою принадлежность к полу. Этот процесс социализации происходит с негативом, под давлением взрослых, которые не вполне одобряют проявлений мужских поступков в школе, считая их противоречащими существующему распорядку.

Формирование мужественности происходит чаще по подобию придуманного «социального мифа» о том, каким должен быть мужчина. Но этот образ нестойкий и размытый.

Мальчик в школе стеснен в эмоциональном проявлении. Он не может прослезиться, чтобы не нарушить норм мужественности, у него возникает страх перед проявлением в своем поведении «женских» качеств, боится осуждения со стороны окружающих, подавляет нахлынувшие чувства, не желает разделять эмоции других. Это может привести к развитию таких черт как безразличие и жестокость.

В силу излишней подвижности мальчики в школе получают больше дисциплинарных замечаний и плохих оценок, чем девочки. Таким образом, понятия роли «хорошего ученика» и «настоящего мужчины» противоречат друг другу. Школьник не видит в учебе места для проявления мужских качеств.

Не так просто происходит и школьное становление женской индивидуальности. Девочки убеждены, что роль женщины в обществе не престижна, вторична, а мужские качества в приоритете. По их мнению «успешная женщина» наделена мужскими чертами характера, поэтому чтобы самоутвердиться в школе и социуме, девочки часто перенимают качества противоположного пола. Они, наряду с ребятами, пробуют алкоголь, сигареты, используют в своем лексиконе жаргонизмы и нецензурную брань, считают, что это круто, не задумываясь о последствиях.

Выходом из сложившейся ситуации, по нашему мнению, может являться пересмотр методов обучения с учетом гендерных особенностей учеников. Так, необходимо формировать педагогический коллектив, состоящий из учителей, прошедших базовую подготовку в области гендерной педагогики, к преподаванию привлекать больше педагогов-мужчин. Они могли бы обсуждать с детьми и подростками проблемы, касающиеся взаимоотношений с противоположным полом, помогали бы обеспечить гармоничное развитие личности для ее последующей успешной социализации в обществе.

В частности, мальчикам стоит позволять чаще двигаться, а если ребенок ведет себя слишком активно, не просто наказывать его за это замечанием или двойкой, а объяснять, по какой причине такое поведение в обществе не приветствуется.

А вот на поведение современных школьниц (в особенности вступившим в переходный возраст) педагогам стоит обратить повышенное внимание. Необходимо формировать в них представление об «истинной женщине», которая должна обладать такими качествами, как: отзывчивость, доброта, деликатность, тактичность, вежливость, уважение (к старшим, родителям, учителям, противоположному полу и т.д.). При этом обязательно указывать, на то, что данные черты характера и поведения вовсе не принижают женщин в социуме, а наоборот, такая личность является полноценой, самодостаточной, потому достойна почитания и встречного уважения, как у противоположного пола, так и у общества в целом. Наряду с этим, следует подавлять в девочках гордыню, высокомерие, хамство и невежество, ставшие нормой поведения для отдельных школьниц. И, опять же объяснять, почему девушке (будущей жене, матери) не пристало вести себя подобным образом.

Если указанные негативные качества проявляются в мальчиках, то их также следует пресекать. Однако здесь педагогам нужно учесть, что абсолютное подавление в школьниках агрессии, активности, чувства соперничества, может привести к излишнему смирению, пассивности и замкнутости. Такой исход не лучшим образом скажется на становлении личности, так как в современном обществе индивид должен быть морально устойчивым, решительным, предприимчивым и общительным.

В зависимости от формы обучения, нами предлагаются различные методы, направленные на гармоничное формирование личности учащихся.

При совместном обучении детей разного пола целесообразно проводить определенные занятия (или часть занятий) в микрогруппах, состоящих отдельно из мальчиков, отдельно из девочек, чтобы они, находясь вкупе с представителями своего пола, могли раскрыться, изучить характер, стиль поведения сверстников и сложить верное представление о своем гендере.

В случае раздельного обучения, для полноценного и гармоничного развития личности и получения детьми навыков общения с противоположным полом, не нужно препятствовать их беседам во время перемен, чаще устраивать совместные вечера, организовывать внеклассный досуг (походы, экскурсии и др.).

Для самореализации учеников, развития их эмоциональных чувств с учетом гендерной принадлежности будет полезным проводить занятия по интересам в группах, кружках, секциях, в частности приобщить школьников к участию в театральных постановках, где происходит смена мужских и женских ролей, что помогает понять чувства противоположного пола. Для формирования жизненно-важных позиций и отстаивания своей точки зрения, следует привлекать учеников к обсуждению героев литературных произведений обоих полов, оценке их поступков и личностных качеств. Кроме того, необходимо стремиться к равноправию учеников, противостоять попыткам ущемления прав и интересов как мальчиков, так и девочек.

Таким образом, гендерная педагогика должна преобразовываться, развиваться в соответствии с изменениями, происходящими в обществе. Только тогда современная школа сможет сформировать в учащихся верные стереотипы о своем гендере и противоположном поле.


Литература:

  1. Ерофеева, Н.Ю. Гендерная педагогика: Учебное пособие. – Ижевск: ERGO, 2010. – С. 50.

  2. Градусова, Л.В. Гендерная педагогика. – М.: Наука, 2011. – С. 3.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle