Библиографическое описание:

Пестерева Е. Б. Понимание гендерных стереотипов в педагогике // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 397-399.


Человек в процессе своей жизнедеятельности вырабатывает определенный ряд стандартизированных правил поведения, свойственных мужскому или женскому полу, соответствующих культуре, религии, экономическому и политическому развитию общества на данном историческом этапе.

Веками у людей складывались стереотипные представления об образе жизни мужчин и женщин, которые до сих пор распространяются на представителей обоих полов, независимо от их индивидуальных способностей и возраста. Эти стереотипы касаются как личностных черт мужчин и женщин, так и особенностей их поведения.

По определению Н.Ю. Ерофеевой, гендерные стереотипы – это сформировавшиеся в обществе представления о выполнении той или иной социальной роли мужчиной и женщиной. В основе гендерных стереотипов лежат возможности человека и его умения [1, c. 50].

В школу приходят разные ученики, не все из них демонстрируют стереотипные качества своего гендера. Девочки могут быть маскулинными, а мальчики – фемининными. В связи с таким положением, школьное обучение заставляет детей думать о несправедливом подходе учителей к их индивидуальности, так как образование должно осуществлять адекватное обучение в соответствии с особенностями их гендерной принадлежности.

С древних времен весь миропорядок держался на разграничении полов. Издавна отмечается общая закономерность, что мужчину нужно готовить к активной деятельности, карьерным достижениям, агрессивному поведению, самоутверждению, а женщина, главным образом, предназначена для семьи и мужа, более покладиста и послушна.

Представление о мужественности и женственности у школьников младших и средних классов базируются на взглядах, усвоенных с детства, в семье на примере взрослых. В старших классах их гендерные стереотипы закрепляются при взаимоотношении с ровесниками противоположного пола, в это время происходит осознание себя, собственного «Я».

По мнению Л.В. Градусовой, одинаковый унифицированный подход не учитывает их психологических различий, не ориентирует на дифференциацию целей и задач, методов воспитания представителей разного пола [2, c. 3].

Особенностями развития, воспитания и обучения школьников в наши дни занимается гендерная педагогика. До настоящего времени отечественная педагогика была «бесполой», «нейтральной». Она и сейчас находится в стадии формирования.

Современная школа воспитывает и обучает детей разного пола одинаковыми методами, подходами, так как нет необходимых методических пособий, в учебных программах недостаточно отражена гендерная проблематика, что не позволяет воспитать компетентных в этом вопросе специалистов.

Главная задача гендерной педагогики заключается в формировании личности, совершенствовании образовательного процесса. На протяжении длительного периода при изучении проблем воспитания мальчиков и девочек основное внимание уделялось вопросам полового просвещения, сексуальным аспектам взаимодействия полов, поэтому использовалось определение «половое воспитание». В отечественной педагогике данное понятие рассматривается как нравственное воспитание, направленное на выработку качеств, черт, свойств, установок личности, определяющих отношение человека с представителями другого пола.

В современном обществе мужчина не всегда является основным кормильцем и добытчиком. Все чаще материальное обеспечение семьи берет на себя женщина. Возникают сложности при взаимодействии традиционных и новых стереотипов. В связи с этим необходима коррекция системы гендерного образования.

Так, одни педагоги видят цель гендерного воспитания в необходимости возвращения и укрепления традиционных гендерных качеств для мальчиков и девочек. Другие полагают, что прежние гендерные стереотипы устарели, не актуальны для современной жизни. Так, женщины преуспевают в некогда считавшихся сугубо мужских сферах деятельности: в политике, автоделе, информатике. В свою очередь мужчины осваивают торговлю, секретарское дело, модельный бизнес, которые на протяжении длительного времени относились исключительно к женским областям труда.

Проблема школьного воспитания состоит в том, что гендерные стереотипы учителей остаются достаточно консервативными. Но следование традициям не способно обеспечить равноправие полов в современном обществе. По-прежнему, мужчины занимают главенствующую роль в социуме.

Гендерная педагогика должна стремиться к формированию культуры взаимодействия полов на принципах равноценности. Не принижать мальчиков в глазах девочек и наоборот.

Специалисты по-разному высказываются относительно гендерного подхода в системе образования. Некоторые находят положительные стороны в раздельном обучении мальчиков и девочек, так как ранее в мужских и женских гимназиях и лицеях такой метод оказывал положительное влияние на дисциплину учащихся, способствовал повышению успеваемости, сосредоточенности, работоспособности и освобождал от половых стереотипов. Главный аргумент педагогов, психологов и генетиков – сторонников раздельного обучения в школе – является тот факт, что в биологическом и психологическом развитии мальчики отстают от девочек на 1-2 года, что отражается на их успеваемости. Для уравнивнивания возможностей школьников разных полов учеными предлагается создание классов, в которых мальчики на 1-2 года старше девочек.

Другие уверены – положительных результатов можно добиться и при совместном обучении детей разного пола с учетом их личностных характеристик, которое способствует гендерному равенству, учит их социальной гибкости, освоению норм взаимоотношений между полами. Их основной аргумент: не все девочки от природы аккуратны, прилежны, усидчивы и спокойны, и не все мальчики чересчур активны, неряшливы и агрессивны. Таким образом, разница между полами преувеличена обществом, поэтому разделять детей по половому признаку излишне.

В условиях школьного обучения в силу сложившихся в общественном сознании традиционных стереотипов мальчиков ассоциируют с образом «настоящего мужчины». Но мальчики чаще не видят реального примера для моделирования маскулинных черт и качеств (неполная семья, отсутствие брата, деда; воспитание в семье матерью, а в школе – педагогами преимущественно женского пола), им трудно выстраивать свою принадлежность к полу. Этот процесс социализации происходит с негативом, под давлением взрослых, которые не вполне одобряют проявлений мужских поступков в школе, считая их противоречащими существующему распорядку.

Формирование мужественности происходит чаще по подобию придуманного «социального мифа» о том, каким должен быть мужчина. Но этот образ нестойкий и размытый.

Мальчик в школе стеснен в эмоциональном проявлении. Он не может прослезиться, чтобы не нарушить норм мужественности, у него возникает страх перед проявлением в своем поведении «женских» качеств, боится осуждения со стороны окружающих, подавляет нахлынувшие чувства, не желает разделять эмоции других. Это может привести к развитию таких черт как безразличие и жестокость.

В силу излишней подвижности мальчики в школе получают больше дисциплинарных замечаний и плохих оценок, чем девочки. Таким образом, понятия роли «хорошего ученика» и «настоящего мужчины» противоречат друг другу. Школьник не видит в учебе места для проявления мужских качеств.

Не так просто происходит и школьное становление женской индивидуальности. Девочки убеждены, что роль женщины в обществе не престижна, вторична, а мужские качества в приоритете. По их мнению «успешная женщина» наделена мужскими чертами характера, поэтому чтобы самоутвердиться в школе и социуме, девочки часто перенимают качества противоположного пола. Они, наряду с ребятами, пробуют алкоголь, сигареты, используют в своем лексиконе жаргонизмы и нецензурную брань, считают, что это круто, не задумываясь о последствиях.

Выходом из сложившейся ситуации, по нашему мнению, может являться пересмотр методов обучения с учетом гендерных особенностей учеников. Так, необходимо формировать педагогический коллектив, состоящий из учителей, прошедших базовую подготовку в области гендерной педагогики, к преподаванию привлекать больше педагогов-мужчин. Они могли бы обсуждать с детьми и подростками проблемы, касающиеся взаимоотношений с противоположным полом, помогали бы обеспечить гармоничное развитие личности для ее последующей успешной социализации в обществе.

В частности, мальчикам стоит позволять чаще двигаться, а если ребенок ведет себя слишком активно, не просто наказывать его за это замечанием или двойкой, а объяснять, по какой причине такое поведение в обществе не приветствуется.

А вот на поведение современных школьниц (в особенности вступившим в переходный возраст) педагогам стоит обратить повышенное внимание. Необходимо формировать в них представление об «истинной женщине», которая должна обладать такими качествами, как: отзывчивость, доброта, деликатность, тактичность, вежливость, уважение (к старшим, родителям, учителям, противоположному полу и т.д.). При этом обязательно указывать, на то, что данные черты характера и поведения вовсе не принижают женщин в социуме, а наоборот, такая личность является полноценой, самодостаточной, потому достойна почитания и встречного уважения, как у противоположного пола, так и у общества в целом. Наряду с этим, следует подавлять в девочках гордыню, высокомерие, хамство и невежество, ставшие нормой поведения для отдельных школьниц. И, опять же объяснять, почему девушке (будущей жене, матери) не пристало вести себя подобным образом.

Если указанные негативные качества проявляются в мальчиках, то их также следует пресекать. Однако здесь педагогам нужно учесть, что абсолютное подавление в школьниках агрессии, активности, чувства соперничества, может привести к излишнему смирению, пассивности и замкнутости. Такой исход не лучшим образом скажется на становлении личности, так как в современном обществе индивид должен быть морально устойчивым, решительным, предприимчивым и общительным.

В зависимости от формы обучения, нами предлагаются различные методы, направленные на гармоничное формирование личности учащихся.

При совместном обучении детей разного пола целесообразно проводить определенные занятия (или часть занятий) в микрогруппах, состоящих отдельно из мальчиков, отдельно из девочек, чтобы они, находясь вкупе с представителями своего пола, могли раскрыться, изучить характер, стиль поведения сверстников и сложить верное представление о своем гендере.

В случае раздельного обучения, для полноценного и гармоничного развития личности и получения детьми навыков общения с противоположным полом, не нужно препятствовать их беседам во время перемен, чаще устраивать совместные вечера, организовывать внеклассный досуг (походы, экскурсии и др.).

Для самореализации учеников, развития их эмоциональных чувств с учетом гендерной принадлежности будет полезным проводить занятия по интересам в группах, кружках, секциях, в частности приобщить школьников к участию в театральных постановках, где происходит смена мужских и женских ролей, что помогает понять чувства противоположного пола. Для формирования жизненно-важных позиций и отстаивания своей точки зрения, следует привлекать учеников к обсуждению героев литературных произведений обоих полов, оценке их поступков и личностных качеств. Кроме того, необходимо стремиться к равноправию учеников, противостоять попыткам ущемления прав и интересов как мальчиков, так и девочек.

Таким образом, гендерная педагогика должна преобразовываться, развиваться в соответствии с изменениями, происходящими в обществе. Только тогда современная школа сможет сформировать в учащихся верные стереотипы о своем гендере и противоположном поле.


Литература:

  1. Ерофеева, Н.Ю. Гендерная педагогика: Учебное пособие. – Ижевск: ERGO, 2010. – С. 50.

  2. Градусова, Л.В. Гендерная педагогика. – М.: Наука, 2011. – С. 3.


Основные термины: разного пола, гендерные стереотипы, детей разного пола, противоположного пола, современном обществе, Похожая статья, обучении детей разного, совместном обучении детей, ровесниками противоположного пола, разного пола одинаковыми, взаимодействия полов, представителей разного пола, гендерная педагогика, чувства противоположного пола, разного пола целесообразно, качества противоположного пола, гендерной педагогики, прежние гендерные стереотипы, противоположным полом, гендерные стереотипы учителей

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle