Библиографическое описание:

Гаимназаров О. Г. Сущность педагогической инновации в профессиональных колледжах // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 403-404.

Следует отдать должное тому, что как образование, так и инновации в образовании давно и успешно выступают в качестве предмета педагогических исследований. Здесь находят отражения различные точки зрения на определение понятия «инновации», его места и роли в трансформации образовательного процесса в качестве средства его изменения (педагогического ли, управленческого ли, но средства), осуществляются попытки алгоритмизации, инновационного действия. Однако сведение сущности инновационных процессов к инструментальным, технологическим механизмам реализации содержания образования означает преобладания средств над целью, прагматических ориентиров, стандартов и алгоритмов над смыслом, мыслью и чувством. Педагоги, осваивающие инновационные образовательные технологии, не понимая их педагогической сущности, не способны придать им педагогический смысл в практической деятельности. Это заставляет искать пути концептуализации инноваций в образовательной сфере в качестве условия её саморазвития, более глубоко проникать в сущность самого явления инноваций в среднем специальном образовании.

Инновационной педагогике в большей степени свойственны идеи и теоретические положения феноменологии, поскольку именно феноменологическая природа инновационного оборудования позволяет рассматривать вопросы, связанные с развитием всех субъектов образовательного процесса. Субъективность учащегося и педагога как участников инновационного взаимодействия обусловлена личностными смыслами, определяющими сущность инновационного оборудования. Значения личностного смысла, равнозначность не только познавательного процесса, но самого познающего отмечены такими педагогами как С.И. Гессеном, П.Ф. Каптеревым, В.В. Розановым, К.Д. Ушинским.

Педагог – инноватор дает возможность учащемуся понять естественность процесса учения, позволяет актуализировать свой личностный опыт вместе с возможностью. В этом смысле тезис Э. Гуссерия: «Естественное познание начинается с опыта и остается в опыте» является ключом понимания педагогической сущности инноваций в образовательном процессе. Именно опора на личностный смысл как инструмент развития педагогических инноваций является категорией, определяющей их педагогическую сущность.

Деятельность каждого из участников инновационного взаимодействия воспроизводит содержание, оправданное их взаимодействием. В данном случае имеет смысл говорить о том, что целеполагание смещается не на репродукцию строго определенных знаний, а на создание образовательного поля для развития «сущностных сил» человека. В инновационном взаимодействии акцент с проектирования конечных результатов переносится на обеспечение психологической полноты и благоприятности актуальной учебно-воспитательной ситуации, что в свою очередь, требует изменения смысла наполняющего педагогическое взаимодействие. Именно таким образом инновационный процесс становится антропоориентированным.

Говоря о педагогических инновациях как возможности приращения новообразовательной личности, фактически мы обращаемся к идее развития и саморазвития как одному из условий их реализации в образовательном процессе. Развивая данную точку зрения можно предположить, что педагогические инновации, как сотворчество нового, осуществляемое в субъект-субъектном взаимодействии, являются фактором саморазвития не только учащегося и педагога, но и педагогического процесса в целом.

Педагогические инновации – это смыслополагающий процесс, обеспечивающий развитие преподавателей и учащихся на основе качественных изменений самого образовательного процесса: вариативности содержания образования, методических модификаций и изменения способов взаимодействия всех его субъектов на основе рефлексии как механизма и условия развития инновационной деятельности. В этом смысле педагогические инновации – постоянный творческий поиск, а если необходима, отказ от разработанных методов и форм, отказ от традиционных или «квазинновационных» процессов, таких как ранняя специализация и жёсткая дифференциация учащихся, диагностика готовности к обучению.

Вариативность инноваций позволяет осуществлять переход на разработку индивидуальных развивающихся программ, в которых многообразные формы взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса сочетаются с высокой активностью учащихся, выступающих в качестве субъектов процесса.

Таким образом, нами определена феноменологическая природа инноваций, которая заключена в признании субъективности участников образовательного процесса во всей многогранности, противоречивости, нелинейности их развития; нелинейности и разнонаправленности образовательного процесса, основанного на субъект – субъектном взаимодействии, а также разнонаправленности и бесконечной «сущности познаваемого».

Кроме того, в педагогических инновациях заложен механизм качественного изменения отношения к знанию.

Инновационное образование по своей сути всегда развивающее, следовательно, в центре образовательного процесса сама личность учащегося, которой с помощью учебного материала как средства, условия развития учится самостоятельно добывать знания, ставить перед собой развивающие цели, планировать и осуществлять творческую деятельность и готов к адекватной самооценке, становясь субъектом собственного развития. В этом смысле педагогический процесс становится не целенаправленным а целеполагающим.

Инновационный процесс обусловливает рефлексию, то есть процесс «обращённость на себя» всех субъектов педагогического процесса, как возможности собственного саморазвития, определяет свободу выбора, уход от алгоритмизации к модификации программ, учебников, приёмов и способов педагогической деятельности.

Инновационная деятельность развивается на основе ценностно-рефлексивного взаимодействия в основе которого открытость, в том числе и новому опыту, готовность и партнёрству и отражённой субъективности (представленность в других), реализация высших духовных потребностей участников образовательного процесса, которые обращены к появлению себя в избранном виде деятельности, что способствует самореализации внутреннего потенциала.

Выделенные нами категории позволяют определить, что педагогический смысл инноваций в образовании обнаруживается там, где субъекты инновационного взаимодействия, встречаясь с новизной, расширяют личностную ценностную позицию, придавая личностный смысл и целеполагающий характер инновациям. Актуализируя собственные ценности, участники инновационного взаимодействия встают в активную позицию к самому себе, что определяет их личностно-профессиональное развитие.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle