Влияние СМИ на формирование морально-ценностной идентификации студентов-спортсменов (на примере КГУФКСТ) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (39) апрель 2012 г.

Статья просмотрена: 3137 раз

Библиографическое описание:

Мальченко, О. Н. Влияние СМИ на формирование морально-ценностной идентификации студентов-спортсменов (на примере КГУФКСТ) / О. Н. Мальченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 4 (39). — С. 364-366. — URL: https://moluch.ru/archive/39/4544/ (дата обращения: 20.04.2024).

В современной системе гуманитарного образования студентов вузов физической культуры и спорта возникает противоречие между возросшими требованиями общества к духовной культуре личности и низким уровнем морально-нравственного воспитания. В средствах массовой информации в переходные периоды общественного развития привычные ценности трансформируются, приспосабливаются к новым социально-экономическим и политическим условиям общественной жизни. Волна насилия, захлестнувшая общество, рост немотивированной агрессии, разрушение традиционных общечеловеческих ценностей, отсутствие у молодежи нравственных ориентиров, духовных идеалов, снижение порога чувствительности – все это обусловлено современным состоянием средств массовой коммуникации. Данная тема особенно актуальна сегодня, когда речь заходит об отсутствии контроля над рынком средств массовой информации, что в конечном счете пагубно сказывается на формировании морально-нравственных ценностей молодежи. В процессе изучения гуманитарных дисциплин в вузе студенты должны расширить свой кругозор, определить гражданскую позицию и сформировать базовые ценностные ориентиры. На формирование духовной культуры личности большую роль оказывают СМИ.

Объект исследования – процесс влияния средств массовой информации на формирование гражданской позиции студентов вузов физической культуры и спорта.

Предметом исследования – выявление морально-ценностной идентификации студентов под влиянием СМИ.

Целью данной работы является изучение аспектов влияния современных средств массовой информации на сознание молодежи.

Средства массовой информации представляют собой специальные учреждения, созданные для открытой, публичной передачи информации с помощью трех подсистем: печати, радио и телевидения, каждая из которых состоит из огромного числа каналов. Достижения человека в области науки и техники позволили появиться такому СМИ как Интернет. За последнее десятилетие накапливаются данные, свидетельствующие о деструктивном влиянии многих средств массовой информации (СМИ) на культуру личности студентов. Это вызывает тревогу и озабоченность широких кругов общественности. В резолюции конференции, организованной Институтом мировой литературы и администрацией Рязанской области в октябре 2002 году указывалось на необходимость противодействия СМИ, прежде всего телевидению, воспитывающих культ силы, агрессивности, нравственной вседозволенности, следствием чего являются девиантные и деликвентные формы поведения молодежи.

С целью изучения этой проблемы нами было проведено социологическое исследование. Оно проводилось в сентябре 2011 года методом анкетного опроса на факультетах КГУФКСТ (Кубанского Государственного Университета Физической Культуры, Спорта и Туризма). В общей сложности в опросе приняло участие 150 человек, среди которых 100 –юноши , 50 – девушки. Для опроса были выбраны студенты в возрасте от 18 до 21 года. В ходе исследования определялось влияние СМИ на формирование информационной культуры студентов по двум направлениям: 1) общественно-политическое; 2) культурно-развлекательное.

СМИ выступают неоспоримым лидером в сфере формирования духовной культуры молодого поколения, оказывая целенаправленное воздействие на политическое сознание и поведение. Используя широкие ресурсные возможности СМИ, структуры власти не всегда учитывают тот факт, что молодежь, готова принимать участие в политической жизни, включая даже стихийные акции, однако стремится найти способ для максимально полной реализации личных интересов. Это отражается на ее социальной и политической активности, которая выражается, с одной стороны, в увеличении протестных настроений, а с другой – в нежелании принимать участие в политике, выборных кампаниях, в частности, в тех проектах, в которых молодежь не видит своего места и назначения. СМИ обладают большими возможностями активного влияния не только на восприятие гражданами отдельных политических явлений и событий, но и на их отношение к политике в целом. Как политическая пассивность населения, так и его массовая активность непосредственно зависят от информационного пространства СМИ. Важная задача как государства, так и институтов гражданского общества заключается в создании необходимых условий для активного участия молодежи в становлении и развитии демократии в России, отстаивания групповых интересов, а также реализации жизненной стратегии и достижении личного успеха. Однако в современной России реализации этих функций препятствует финансовая и идеологическая зависимость масс-медиа от представителей политической элиты и крупного бизнеса, что осложняет выбор рационального политического поведения молодежи и приводит к отчуждению от политического процесса. Необходимо констатировать тот факт, что информационное воздействие СМИ в значительной степени носит деструктивный характер. Это было видно и по тому, что всего лишь 14% парней и 20% девушек регулярно смотрят такие программы, как «Время» и «Вести». По рейтингу телевизионных каналов, серьезные общественно-политические телеканалы «Первый» и «Россия 1» пользуются меньшей популярностью среди студентов. Такой выбор является показателем нежелания современной молодежи видеть и решать общественные проблемы; легче от них уйти и сконцентрироваться на внутренних проблемах. Общественно-политическую прессу регулярно читают всего лишь 30% респондентов. Среди студентов в настоящее время самым популярным видом СМИ является Интернет. Регулярно им пользуются 94% опрошенных парней и 96% опрошенных девушек. Основные цели: общение(84%), поиск различной информации, просмотр новостей, а также скачивание фильмов, музыки, картинок и игр. Очень популярны среди молодежи социальные сети, такие как «В контакте», «Одноклассники», «Mail.ru» и «ICQ». Здесь видна проблема нехватки общения в реальности, что обусловлено, по нашему мнению, несколькими аспектами: занятость, удаленность от субъекта общения, небольшая стоимость услуг Интернета. А такой фактор как стеснительность мы вообще не рассматривали, так как 97% парней и 93% девушек на вопрос «Уверены ли Вы в себе?» ответили положительно. На втором месте по популярности идет телевидение. На вопрос «Как часто Вы смотрите телевизор?» 84% парней и 94% девушек ответили – часто. Из них 64% студентов и 58% студенток смотрят ТВ до 3 часов в день. Это объясняется доступностью этого средства массовой информации. Многие включают телевизор дома для фона, звук заполняет пространство и уходит чувство одиночества, мало того, любую скучную работу можно выполнить быстрее, когда идет интересная программа. Что касается телевизионных каналов, то здесь интересы как юношей, так и девушек совпадают. 84% респондентов мужского пола и 94% женского выбирают «ТНТ». На следующей строчке находятся «СТС», «МУЗ – ТВ», «ТВ3» и «Спорт»- (70%). «Развлекаловка» – то, что отвлекает студентов от насущных проблем, пользуется большей популярностью. Молодые люди совершенно не знают, что происходит в мире, но зато знают все события в подробностях в «Доме-2» и «Универе». Радио выбирают 68% опрошенных парней и 76% опрошенных девушек, из них 76% респондентов мужского пола и 58% женского слушают его до 3х часов в день, ведь оно позволяет не скучать в транспорте, на лекциях, при выполнении домашних работ. Многие по радио узнают анонсы ближайших вечеринок, кинопремьер, концертов. Есть и такие, у которых оно работает всю ночь. Абсолютные лидеры – это «D.FM» (55% и 68% соответственно) и «Европа+» (39% и 64%). На примере радио, мы видим подтверждение своим выводам о том, что развлекательные передачи наиболее популярны среди молодых людей.«Не заморачивайся!» – девиз нынешней молодежи.

В ходе исследования мы обратили внимание на то, что студенты высказывают недоверие печатным изданиям, но все же уделяют время на их чтение. 52% опрошенных парней и 70% опрошенных девушек читают часто. Мужской пол предпочитает спортивную периодику (80%), мужские журналы (62%) и автожурналы (60%). Общественно-политическую прессу регулярно читают всего лишь 30%. Представительницы прекрасного пола в основном выбирают глянцевую периодику (100%) и «желтую прессу» (84%). Мы пришли к выводу, что печатные издания в принципе не пользуются большим спросом, так как большинство информации легко можно узнать при желании из Интернета или посмотреть по телевизору. В настоящее время у молодых людей нет интереса к чтению. А если молодежь и читает, то выбор опять падает на «развлекаловку».

Приведенные выше результаты исследования негативно отражаются на формировании активной жизненной позиции и ценностных ориентиров студентов – спортсменов, что нашло отражение в результатах дальнейшего исследования.

В октябре 2011 среди студентов факультета спорта и физической культуры КГУФКСТ было проведено исследование по выявлению морально-ценностной идентификации студентов-спортсменов. В анкетировании принимало участие 100 человек в возрасте от 17 до 21 года. Почти все респонденты на вопрос «Довольны ли Вы своей жизнью, будущей профессией, спортивными достижениями ?» утвердительно ответили 95%. 84% отвечающих самостоятельно выбрали спорт как вид деятельности. 10 % ответили, что пошли в спорт благодаря семье, 5% – благодаря друзьям. 75% утверждают, что хотели добиться успехов не только в спорте, но и другой сфере деятельности. 15% приоритетной считают учебу в вузе; 10 % желают обзавестись семьей и получить дополнительное образование.

В первом вопросе предлагалось поставить жизненные приоритеты по нарастающей: семье отдали предпочтение 62%, учебе – 15%, деньгам – 11%, спортивным достижениям – 10%, карьере – 2%. На вопрос «Какие качества Вы цените в людях?» большинство ответили доброта (74%), целеустремленность (62%), отзывчивость (38%), храбрость (28%), щедрость (25%), эгоизм (10%).

Как показало исследование, студенты вузов физической культуры и спорта не могут ориентироваться в системе истинных и ложных ценностей вследствие негативного влияния СМИ. Будущие педагоги оказываются неподготовленными к работе со школьниками по приобщению их к вечным аксиологическим приоритетам общечеловеческого и национального характера. Для формирования информационной культуры личности необходима реорганизация СМИ: повышение интереса к политическим, спортивным каналам телевидения, ориентация на морально – нравственные ценности.

Основные термины (генерируются автоматически): массовая информация, физическая культура, девушка, спорт, ICQ, влияние СМИ, духовная культура личности, общественно-политическая пресса, Россия, СМИ.


Похожие статьи

Влияние СМИ на личность подростка | Статья в журнале...

В современном мире мы постоянно сталкиваемся со средствами массовой информации. Они настолько прочно основались в нашей повседневности, что существование без них уже трудно представить.

Роль средств массовой информации в формировании здорового...

Данная статья посвящена проблеме влияния СМИ на организацию спортивно-массовой работы с населением и формирование здорового образа жизни. Средства массовой информации занимают в медиаландшафте России принципиально важное место...

Средства массовой информации как средство формирования...

А также проанализировано влияние СМИ на общество по отношению к событиям

Средства массовой информации, которые за последние несколько лет получили широкое

В наши дни СМИ в значительной мере являются основными манипуляторами общественного мнения...

Средства массовой информации в сопровождении...

Средства массовой информации в сопровождении современного политического процесса: новые тенденции.

В основе СМИ лежит принцип свободы массовой информации. Согласно первой статье Закона «О средствах массовой информации» в России не подлежат...

Роль СМИ в современной России: приоритетные задачи в рамках...

Основные термины (генерируются автоматически): СМИ, массовая информация, Россия, государство, информация, социальная ответственность, государственная власть, роль СМИ, политический процесс, том.

Похожие статьи. Политическая культура современной России.

Влияние СМИ на речевую культуру | Статья в журнале...

Во времена острой конкуренции, обширной глобализации и стремления к карьеризму людьми очень мало уделяется внимания родному языку. Особенно беспокоит негативное влияние средств массовой информации на современную молодежь.

Роль СМИ в политическом сознании граждан современной России

Ключевые слова: СМИ, роль СМИ, функции СМИ, политическое сознание.

Наиболее распространенными средствами массовой информации являются пресса, телевидение, радио, а также особое место в этом списке занимают интернет-ресурсы.

Физическая культура и спорт — важный элемент...

Средства массовой информации (СМИ), которые являются одним из основных путей

Массовая физическая культура и спорт как базис здорового образа жизни учащейся молодёжи.

Физическая культура и спорт как важный аспект в формировании личности.

Социальные факторы влияния средств массовой информация...

Средства массовой информации (СМИ) приобретают особую значимость в современных условиях.

Ключевые слова: средства массовой информации, телевидения, телетрансляция, формирования личности, познавательную деятельность, духовно-нравственная воспитания.

Похожие статьи

Влияние СМИ на личность подростка | Статья в журнале...

В современном мире мы постоянно сталкиваемся со средствами массовой информации. Они настолько прочно основались в нашей повседневности, что существование без них уже трудно представить.

Роль средств массовой информации в формировании здорового...

Данная статья посвящена проблеме влияния СМИ на организацию спортивно-массовой работы с населением и формирование здорового образа жизни. Средства массовой информации занимают в медиаландшафте России принципиально важное место...

Средства массовой информации как средство формирования...

А также проанализировано влияние СМИ на общество по отношению к событиям

Средства массовой информации, которые за последние несколько лет получили широкое

В наши дни СМИ в значительной мере являются основными манипуляторами общественного мнения...

Средства массовой информации в сопровождении...

Средства массовой информации в сопровождении современного политического процесса: новые тенденции.

В основе СМИ лежит принцип свободы массовой информации. Согласно первой статье Закона «О средствах массовой информации» в России не подлежат...

Роль СМИ в современной России: приоритетные задачи в рамках...

Основные термины (генерируются автоматически): СМИ, массовая информация, Россия, государство, информация, социальная ответственность, государственная власть, роль СМИ, политический процесс, том.

Похожие статьи. Политическая культура современной России.

Влияние СМИ на речевую культуру | Статья в журнале...

Во времена острой конкуренции, обширной глобализации и стремления к карьеризму людьми очень мало уделяется внимания родному языку. Особенно беспокоит негативное влияние средств массовой информации на современную молодежь.

Роль СМИ в политическом сознании граждан современной России

Ключевые слова: СМИ, роль СМИ, функции СМИ, политическое сознание.

Наиболее распространенными средствами массовой информации являются пресса, телевидение, радио, а также особое место в этом списке занимают интернет-ресурсы.

Физическая культура и спорт — важный элемент...

Средства массовой информации (СМИ), которые являются одним из основных путей

Массовая физическая культура и спорт как базис здорового образа жизни учащейся молодёжи.

Физическая культура и спорт как важный аспект в формировании личности.

Социальные факторы влияния средств массовой информация...

Средства массовой информации (СМИ) приобретают особую значимость в современных условиях.

Ключевые слова: средства массовой информации, телевидения, телетрансляция, формирования личности, познавательную деятельность, духовно-нравственная воспитания.

Задать вопрос