К понятию абстракции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (39) апрель 2012 г.

Статья просмотрена: 620 раз

Библиографическое описание:

Чуклов, А. В. К понятию абстракции / А. В. Чуклов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 4 (39). — С. 384-385. — URL: https://moluch.ru/archive/39/4543/ (дата обращения: 25.04.2024).

В данной работе мы будем говорить не только конкретно об абстракции, но и о тех моментах, которые непосредственно связаны с ней: абстрагирование, абстрактное мышление и другие аспекты «вытекающие» из объекта нашего изучения. И постараемся определить структуру функционирования абстракции:

1) составляющие;

2) причины;

3) следствия.

«Абстракция (от лат. abstractio – отвлечение, веденное Боэцием как перевод греческого термина, употреблявшегося Аристотелем) – одна из сторон, форм познания, заключающаяся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении, вычленении какого-либо свойства или отношения. Абстракция обозначает и процесс такого отвлечения, и его результаты» [1].

В этом определении, пожалуй, собраны два отношения к абстракции: как к процессу и как к результату1. И далее мы постараемся определить, чем является абстракция.

Мы же возьмем за начало, основу именно различение этих двух понятий: абстрагирование – процесс, абстракция результат. И в итоге у нас получится два определения:

Абстрагирование – процесс мысленного отвлечения от определенных свойств, характеристик объекта и выделение, вычленение одной значимой для субъекта части;

Абстракция – результат абстрагирования.

Как мы уже поняли абстракция, абстрагирование это результаты действия мышления. Существует даже вид мышления: абстрактно-логическое2, наряду с наглядно-действенным и наглядно-образным (если рассматривать данный психический процесс по форме) [4].

Абстрактное мышление – «…один из видов мышления, характерный использованием понятий, логических конструкций. Функционирует на базе языковых средств и являет собой самый поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В его структуре формируются и функционируют различные виды обобщений» [3]. То есть данный вид мышления связан с языком и речью, что так же подтверждает Максименко С. Д. в книге «Общая психология»: «Словесно-логическое, или абстрактное мышление осуществляется в словесной форме при помощи понятий, которые не имеют непосредственного чувственного основания, свойственного восприятию и представлению. Большинство понятий, которыми выражаются экономические, общественно-исторические, научные категории, являются продуктами способности мышления создавать абстракции, в которых не прослеживаются их непосредственная связь с чувственной реальностью» [5].

Из определения можно вывести, что у индивида абстрактное мышление развивается в тесной взаимосвязи с речью.

«Речь – это процесс использования человеком языка для общения,… язык – человеческий способ общения в духовной и практической жизни человека и представляет собой систему знаков для передачи, приема и использования информации» [там же].

Таким образом, мы можем составить обобщенную структуру, составляющие абстракции:

  • Речь;

  • Абстрактное мышление;

  • Абстрагирование.

В результате действия этих аспектов человеческой психики и возникает абстракция, причем каждый из них разным образом влияет на это. Посредством речи у человека развивается абстрактное мышление, которое в свою очередь дает человеку возможность применять абстрагирование, а то позволяет создавать сами абстракции.

Теперь же поговорим о причинах абстракции, то есть, разберем подробнее взаимодействие, функционирование её составляющих.

Выготский в своей теории знаков говорил о значении слова в развитии мышления. По его мнению, слово это «знак», который способствует развитию мышления до уровня абстрактного. Но при этом слово, лишенное значения не является, ни частью мышления, ни частью речи. Когда же в слове появляется значение, оно становится частью как речи, так и мышления [2]. То есть, исходя из теории Выготского, можно утверждать, что рождение речи и мышления было единовременным, а вот появление абстрактного мышления произошло лишь с появлением слова как знака, то есть имеющего определенное значение. Также и взаимодействие этих двух психических процессов происходит по средствам «слова».

Данный процесс мы все можем наблюдать на основе развития одного человека. Абстрактное мышление у ребенка начинает появляться и проявляться, когда в свои слова он начинает вкладывать определенные значения.

С взаимодействием речи и абстрактного мышления все достаточно ясно. Поэтому теперь перейдем к следующему этапу и разберем как в процессе абстрактного мышления «рождается», «развивается» и функционирует абстрагирование.

Как мы определили выше абстрагирование – это процесс мысленного отвлечения от определенных свойств, характеристик объекта и выделение, вычленение одной значимой для субъекта части.

А результатом данного процесса естественно будет «абстракция» (см. выше).

Абстрагирование является по сути «продуктом» абстрактного мышления и способность к абстрагированию у человека, по всей видимости, появляется вместе с появлением соответственного мышления, то есть абстрактного. Но тут возникает вопрос о том, в чем разница между этими двумя аспектами – ведь получается, что это два процесса «друг в друге».

С другой стороны у всех здоровых людей есть абстрактное мышление, но при этом процесс абстрагирования у всех происходит по-разному. Поэтому мы можем сделать предварительный вывод о том, что абстрактное мышление это процесс, имеющий общие для всех людей особенности, а абстрагирование строго индивидуальный процесс, зависящий от уровня развития абстрактного мышления отдельно взятого человека.

Таким образом, абстракция получается это конечный итог абстрагирования – отвлеченное понятие «…об обобщенных признаках и свойствах предметов и явлений» [4].

То есть, говоря о структуре абстракции можно сделать вывод, что:

  • составляющими её являются: речь, абстрактное мышление, абстрагирование;

  • причиной возникновения абстракции является функционирование её составляющих в последовательности: речь – абстрактное мышление – абстрагирование;

  • следствием же являются отвлеченные понятия об обобщенных признаках и свойствах предметов и явлений.


Литература:

  1. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. – 4-е изд. – М.: 1981.

  2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.1.: Вопросы теории и истории психологии / Гл. ред. А. В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1982.

Головин С. Ю. Словарь практического психолога, – 1998 г. Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001.
  1. Максименко С. Д. Общая психология. – М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер» – 2001.

  2. Юнг К. Г. Психика: структура и динамика. – М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2005.

1 В данном случае речь идет о смешение двух терминов: абстракция и абстрагирование (в разных источниках мы можем наблюдать одинаковые определения этих понятий).

2 В разных источниках мы можем наблюдать различные названия этого вида мышления: абстрактное, логическое, словесно-логическое, словесное, абстрактно-логическое.

Основные термины (генерируются автоматически): абстрактное мышление, абстракция, абстрагирование, процесс, вид мышления, мысленное отвлечение, речь, развитие мышления, свойство предметов, субъект части.


Похожие статьи

Особенности развития мышления в подростковом возрасте

Ключевые слова: мышление, развитие мышления, конкретное мышление, формальное мышление, подростковый возраст.

Субтест «Аналогии» выявляет умение подростков работать с разными типами логических связей: род-вид, часть-целое, причина-следствие...

Формирование мышления младшего школьника на уроках...

Процесс абстрагирования есть мысленное (временное) отвлечение одного

Мышление в этом абстрактном мире мыслит абстрактные законы абстрактных отношений, абстрактных понятий.

Похожие статьи. Развитие понятийного мышления младшего школьника.

Исследование абстрактного мышления детей младшего...

- рассмотреть особенности развития мыслительных процессов у дошкольников; - проанализировать характер исследований абстрактного мышления у детей дошкольного возраста в психологии; - провести методику на абстрактное мышление с детьми 3–4 и 4–5 лет

Мышление и его развитие | Статья в журнале «Вопросы...»

Решающее значение в формировании мышления играет развитие речи.

Специально подобранные игры помогают развивать различные виды мышления и мыслительные операции.

Мышление как высшая форма познавательной деятельности...

Мышление — это движение мысли, раскрывающее связь, которая ведет от отдельного к общему и от общего к отдельному. К. К. Платонов и Г. Г. Голубев определяют мышление как процесс отражения общих свойств предметов и явлений...

Формирование мыслительных процессов у младших школьников

Развитие логического мышления предполагает формирование логических приемов мышления, т. е. мыслительных процессов.

 Анализ — мыслительное расчленение предмета, явления, понятия и выделение его отдельных частей, признаков, свойств.

Развитие наглядно-образного мышления детей в процессе...

Модели помогают передавать в изображении не только основные свойства предметов (форма, величина, цвет), но и характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению

Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники.

Особенности реализации интеллектуальных операций...

‒ Интеллектуальные операции в мышлении в понятиях (в него входят: анализ, абстрагирование, интеллектуализация понятий, сопоставление

Похожие статьи. Специфика формирования интеллектуальных операций в процессе развития мышления человека.

Индивидуальные особенности мышления | Статья в журнале...

Мышление тесно связано с речью. Выделяя признаки предметов и явлений.

Мышление можно определить как психический процесс познавательной деятельности

Особенности развития инженерного мышления детей дошкольного возраста.

Похожие статьи

Особенности развития мышления в подростковом возрасте

Ключевые слова: мышление, развитие мышления, конкретное мышление, формальное мышление, подростковый возраст.

Субтест «Аналогии» выявляет умение подростков работать с разными типами логических связей: род-вид, часть-целое, причина-следствие...

Формирование мышления младшего школьника на уроках...

Процесс абстрагирования есть мысленное (временное) отвлечение одного

Мышление в этом абстрактном мире мыслит абстрактные законы абстрактных отношений, абстрактных понятий.

Похожие статьи. Развитие понятийного мышления младшего школьника.

Исследование абстрактного мышления детей младшего...

- рассмотреть особенности развития мыслительных процессов у дошкольников; - проанализировать характер исследований абстрактного мышления у детей дошкольного возраста в психологии; - провести методику на абстрактное мышление с детьми 3–4 и 4–5 лет

Мышление и его развитие | Статья в журнале «Вопросы...»

Решающее значение в формировании мышления играет развитие речи.

Специально подобранные игры помогают развивать различные виды мышления и мыслительные операции.

Мышление как высшая форма познавательной деятельности...

Мышление — это движение мысли, раскрывающее связь, которая ведет от отдельного к общему и от общего к отдельному. К. К. Платонов и Г. Г. Голубев определяют мышление как процесс отражения общих свойств предметов и явлений...

Формирование мыслительных процессов у младших школьников

Развитие логического мышления предполагает формирование логических приемов мышления, т. е. мыслительных процессов.

 Анализ — мыслительное расчленение предмета, явления, понятия и выделение его отдельных частей, признаков, свойств.

Развитие наглядно-образного мышления детей в процессе...

Модели помогают передавать в изображении не только основные свойства предметов (форма, величина, цвет), но и характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению

Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники.

Особенности реализации интеллектуальных операций...

‒ Интеллектуальные операции в мышлении в понятиях (в него входят: анализ, абстрагирование, интеллектуализация понятий, сопоставление

Похожие статьи. Специфика формирования интеллектуальных операций в процессе развития мышления человека.

Индивидуальные особенности мышления | Статья в журнале...

Мышление тесно связано с речью. Выделяя признаки предметов и явлений.

Мышление можно определить как психический процесс познавательной деятельности

Особенности развития инженерного мышления детей дошкольного возраста.

Задать вопрос