Библиографическое описание:

Ахмедова Н. М. Изучение нотной грамоты при помощи компьютера // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 392-396.

Настоящая статья посвяшена изучению музыкальных нот фортепиано посредством компьютерных технологий. Данная работа может быть использована в детских садах, общеобразовательных школах и также в других учебных заведениях. С этой целью разработана компьютерная программа на базе Мicrosoft Excel. Дается подробная программа внедрения идеи автора статьи.

Ключевые слова: изучение нот, фортепиано, компьютерная программа, Мicrosoft Excel, знаки альтерации, тренинг, тест.

This article is devoted to the studying of musical notes of piano with the help of information technologies. This work can used at kindergartens, secondary educational schools and also other educational institutions. Wits this aim computer program has been worked on the base of Microsoft Excel. It is given detailed program of implementing idea of the author’s article.

Key words: musical, piano, the sharp sign, sharp notes, information technologies, computer program, Microsoft Excel, training, test.

В «Национальной программе по подготовке кадров» республики Узбекистана подчёркивается, что «…В основе современных информационных технологий, компьютеризации развивается информатизация учебного процесса. В дальнейшем будет построен единый процесс информатизации сведений учебной, учебно-методической, научной литературы, а также развитие издательской базы науки и обучения» [1.с. 74].

В настоящее время в музыкальном обучении вместо технических средств отдельная роль отводится компьютеру. Компьютер – это техническое, дидактическое средство, позволяющее усовершенствованию знаний, навыков, расширению и углублению практического мышления обучающихся в этом направлении [2.с.120].

Как и во всех сферах, в музыкальном обучении наблюдается положительная тенденция изучения теории и практических курсов посредством современных компьютерных технологий.

В музыкальном обучении, используемые технические средства, такие как диафильм, диапозитив, учебные фильмы, кадоскоп, кинопроектор, лингафон, магнитофон, проигрыватель можно разделить на экранные, звуковые и экранно-звуковые. Кинофильмы без звука, диафильмы и диапозитивы – экранные средства. Запись звука на магнитную плёнку и его передача, грампластинка, радиовещание входили в звуковые средства 20 века. Звуковое кино, звуковой диапозитив и диафильмы, учебные телепередачи считали экранно-звуковым. Иначе, его называют и аудиовизуальным средством [3. С.385] и применялись до компьютеризации.

Но в последнее время на занятиях музыки в общеобразовательных школах всё более и более отдельное место отводится компьютеру.

Целью использования компьютера в музыкальном обучении является не замена обучения на оригинале, а быстрое, практичное выполнение таких задач как запись каждой мелодии в современном стиле, её усовершенствование, перенос, воспроизведение, переработка, анализ, практическое использование имитационной модели.

В обучении, направленном к личности требуется самостоятельный анализ теории и практической части нового материала со стороны обучающего, необходимость возникновения воображения в итоге доказанных в его сознании заключений. Для этого обучающийся должен уметь продолжить обучение в любом времени и пространстве за пределами аудитории. Компьютерные технологии всегда могут дать эту возможность.

В данной статье речь идёт о новой программе, созданной для обучения первоначальной музыкальной грамоте при помощи компьютера и контролирования приобретённых знаний в общеобразовательном школе. В создании этой программы предусматриваются две цели. Первая – иметь широкие знания о 88 белых и чёрных клавиш на фортепиано, расположении октав, знаков альтерации, длительность нот. Вторая цель – самостоятельный поиск информации, и закрепить, и проверить приобретённых знаний через компьютера.

В этой программе:

- во-первых, оказывается большая помощь при получения в навыков чтения нот.

- во-вторых, обуславливается обратная связь между полученными знаниями и результатом.

- в-третьих, не требуется оценка приобретённых знаний со стороны постороннего человека (самостоятельная работа учащегося).

- в-четвёртых, повысить свои навыки посредством этого могут не только ученики или студенты, но и учителя. Потому что, чем широк спектр приобретённых знаний, тем возрастает необходимость их повторения.

Согласно этой программе возрастает скорость усвоения знаний по общей музыкальной грамотности в общеобразовательном школе. Информатизация войдёт в определённое русло, имеется возможность повторения усвоенного материала.

Нотную грамоту изучают учащихся на инструмента фортепиано. Потому что, вышеуказанные положительные возможности способствуют совершенствованию этого музыкального инструмента. Фортепиано (от итал.-громко-тихо) создано в Италии Бартолео Кристофором (1709-1711г.). До него созданный клавишный клавесин уступил фортепиано, где технические возможности исполнения на много широки и рождение динамической возможности дало быстрому распространению этого музыкального инструмента. В клавесине звуки издаются путём трения о спицы, а в фортепиано путём удара деревянных молотков.

Звуки не только имеют возможность продолжительности звучания, но могут передать как и тихое, так и громкое звучание. Фортепиано полностью исключило из употребления клавесин и клавикорд в конце 18-века и усовершенствовалось в середине 19-века. Фортепиано имеет свыше 90 спиц, которые нарастают слева направо. Спицы, дающие тихое и среднее звучание изготовлены из толстой проволоки, тихое звучание – это одна проволока, среднее - две, громкое дают три проволоки. С нажатием нужной клавиши соответственно молотки задевают спицы и дают звучание. Как только пальцы покидают клавиши демпферы останавливают звуковую продолжительность [4.с.383].

Жизненные наблюдения показывают, первоначальное представление о музыке у людей дают чёрные-белые клавиши фортепиано. У некоторых людей сама клавиатура вызывает особое чувство волнения. Эти моменты в большинстве случаев бывают только в детстве. И многие ребята мечтают о своём фортепиано. Но иногда действительность и её условия приводят к угасанию их интереса.

Навыки музыкального исполнения приобретаются у детей школ музыки и искусств, а также учащихся общеобразовательном школе. Здесь, в основном, большое значение имеет знание нот, их расположение в октавах, их длительность и правописание.

Этот процесс одним словом можно назвать музыкальным алфавитом (или музыкальной грамотой) и он начинается у нас с третьей четверти 2- класса общеобразовательной школы. Эта работа предлагает не только для изучения в общеобразовательном школе, но и для факультета искусствоведения в педагогической институте, первый курс учащихся педагогическом колледже и колледж искусства, а также любители.

Восприятие услышанных звуков даёт хороший результат посредством живого исполнение на музыкальном инструменте, а не слушанием мультимедиа. Именно, в данной программе звуки присуще фортепиано не установлены. Причина в том, что практическое исполнение на фортепиано и способность понять звуки считается очень сложным, психическим и физиологическим процессом.

Какое слушание, по мнению специалистов, подвержено развитию? Анкетирование показало, в процессе чтения нот у обучающихся вместе с взглядом с одной ноты на другую, происходит действие пальцев путём опоры на осязание пространства. Правильнее всего развить образовавшийся звук посредством точного исполнения темпа мелодии. В этом процессе помимо глаз и пальцев активное участие должны принять шея, левая и правая рука, плечи, поясница, а также ноги.

Чтение нот – сложный процесс. На усвоение его уходит больше времени, чем на изучении кириллицы или латинских букв.

Для сравнения приведём следующий пример: в кириллице 33 букв, 12 знаков препинания. С помощью всего 47 различных знаков мы читаем информацию вслух или про себя. Но, при исполнении нот на фортепиано мы сталкиваемся с большим количеством знаков. Давайте, постараемся вычислить их среднее количество.

Фортепиано имеет всего 88 звуков. Один звук это одна нота. Каждая нота меняется по своей долготе звучания в 7 раз (целая, половинная, четвертная, восьмые, шестнадцатая, тридцать вторая, шестдесять четвертная). Значит, ноты фортепиано передаются около 616 звуками.

Среди 88 звуков 52 - это белые клавиши. Они называются основными ступенями. Эти ступени меняются в 5 видах. Это такие как, диез (повышение на пол тона), бемоль (понижение на пол тона), дубльдиез (повышение на один тон), дубльбемоль (понижение на один тон), бекар (возвращение в исходную позицию). Эти знаки стоят перед 7 нотами: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Количество изменений нот и звуков в одной октаве достигает до 35 раз. В шести полных октавах -210 раз. Если прибавить 210 к вышеуказанному числу 616, то придётся различать 826 звуковых знаков.

Продолжим счёт. Мелодии в мажорном ладу бывают 12 видов (естественные, гармоничные, мелодичные, виды, среднем 36, пока их прибавлять не будем), в минорном ладу всего 12 видов (естественные, гармоничные -24 вида, пока их тоже прибавлять не будем), всего 24 вида. 24 вида названия лада передать на кириллице или при помощи латинских букв – это значит 48 вида. Если прибавить 48 к числу 826, то это значит, что количество знаков на фортепиано достигает 874.

Кроме этого, имеются 8 знаков выразительного исполнения на фортепиано (т.е. f-громко, р-тихо, mf - средне тихо и т.д.). Темп произведения передаётся в среднем 35 терминами (быстрый темп, средний, тяжёлый). Используются 2 ключа (скрипичный, басовый). Сокращение письма нот 8 различными знаками, (реприза, вольта, 8…(октава), сегно, стакатто и др.), продление долготы звучания нот 6 знаками (одна точка, две точки, лига, легато, фермата), соединение линий нот 5 знаками (акколада, большая скобка, маленькая скобка, линия такта, линия двойного такта), и другие тому подобные знаки в среднем – 100 [5.с.223]. Значит, 100 прибавляем к 874 получается 984. Для исполнения того или иного произведения нужно различать около 1000 знаков, и под действием всего тела уметь передать его мелодичность. Можно себе представить огромный труд преподавателя музыки игры на фортепиано.

Приведём примеры из жизни. Учащиеся ДМШ (детские музыкальные школы) на уроках по теории музыки и сольфеджио непрерывно пользуются изображением одной октавы в нотной тетради. Наблюдения показывают, что это функционирует основной формулой для учащихся на каждом занятии и по ней выполняются многие задания. В аудитории обычно стоит одно фортепиано, пользователей же достаточно много, что способствует использованию имитационной модели этого музыкального инструмента в компьютере.

Некоторые задания приходиться выполнять дома, в условиях, где нет фортепиано. В этом большую помощь оказывает, рекомендуемая нами программа изучения нот фортепиано посредством компьютера. Эта программа отличается от других упрощённостью языка, понятностью направления от простого к более сложному, как для учителей, так и для учащихся. Потому что она не требует больших затрат и может быть установлена в любом учебном заведении и в интернет клубах.

Далее приводится программное содержание изучения музыкальных нот для учащихся начального этапа при помощи компьютера. Программа создана в Microsoft Excel.

При вводе программы на мониторе компьютера появляется следующее изображение.


1-рисунок

Здесь изображены клавиши. При нажатии любой клавиши, в специальных клетках приводится адекватное название ноты, её отношение к нужной октаве и её отражение в нотной тетради. Вместе с этим приводится длительност нот.

2-рисунок.

В связи с тем, что диез, бемоль и другие знаки альтерации усложняют процесс отражения нот в нотной тетради, полная информация о них даётся на отдельной странице. Чтобы открыть её нужно направить мышку на центр звукового ряда, т.е. на ноты до и ля (чёрные клавиши) первой октавы и нажать. На экране появляется название « до диез первая октава» и только изменения этого этапа с бемолем и дубльдиезом показаны на примерах 2-рисунок.

Немыслимо представить написание нот без знаков альтерации. Поэтому особое внимание уделяется на усвоение знаков альтерации. Потому что, отражение нот на письме на 90% связано с этими знаками. Мелодия рождается в сознании человека. И исполняется она по ведому души. Исполнение той или иной мелодии зависит от звучания белых и чёрных клавиш. Для их различия и используются эти знаки альтерации.

Во второй части программы можно самостоятельно проконтролировать усвоенный материал. В ней каждая нота по отдельности отражена в нотном стане. Если нажать на синюю клетку той или иной ноты, то можно увидеть название этой ноты в отдельной клетке. В итоге можно уточнить усвоенный материал и проверить степень памяти. Страница, где расположен «Тренинг» показана на нижеследующем рисунке. В странице под названием «Изучение нот» имеется возможность расположить их поочерёдно или в разброс.

3-рисунок. «Тренинг»

Страницу «Тренинг» можно по - другому назвать «самоконтроль». Этой страницей могут пользоваться учащиеся, будущие музыканты, преподаватели музыки. Использование «Тренинга» преподавателями музыки и на примере новых педагогических технологий. В третьей части программы под названием «Тест», контроль усвоенного материала даётся в иной форме. Направление его работы несколько отличается от формы «Тренинга».

4-рисунок

Механизм работы и форма контроля тут более удобный и компактный. Внешний вид программы прост и компактен. Выполняемые действия расположены по всем требованиям дизайна в трёх цветных столбах. В верхней части первого столбика находится карточка вопросов. Если нажать на запись «Следующая нота», то мы можем перейти к очередной карточке вопросов. В середине столбика расположена пара клеток, где учащийся выдаёт свой ответ. Под ними снизу расположена пара клеток, где компьютер выдаёт правильный ответ. В маленьком столбике второго столбца название октав, во втором столбике название семи нот. Из этих маленьких столбиков учащийся выбирает правильный ответ, и выбранные ответы появляются в середине первого столба. Третий столб также состоит из трёх клеточек по направлению сверху вниз, где автоматически отражается количество заданных вопросов, баллы за правильные ответы и процентное соотношение всего процесса.

Хотя количество кнопок, используемых в контроле «Тест» маловато, они дают возможность оценить приобретённые знания в полном объёме наравне с «Тренингом». Этапы оценивания уменьшены и упрощены. Это предусмотрено тем, что ими могут воспользоваться дети в возрасте 4-5 лет в дошкольном образовании. Кроме этого, на вопросы, заданные в «Тесте» сначала даются ответы письменно, затем при нажатии кнопки «Правильный ответ» под данным ответом появляется клетка с правильным ответом. Если в двух клетках ответы одинаковы, значит, учащийся ответил правильно. Если же ответы не совпадают, значит, дан неверный ответ. Это положение повышает навыки анализа результатов путём сравнения.

Ещё одной отличительной чертой «Теста» от формы контроля «Тренинга» является тем, что каждый опрос оценивается в баллах и их количество выявляется на экране. Это в свою очередь поощряет и заинтересовывает ученика в получении знаний. Процентное соотношение вычисляется от количества заданных вопросов и суммы баллов ответов. Например, в «Тесте» всего 88 вопросов, из них на 20 даны ответы. Если из этих 20-и ответов 18 - правильно, то результатом считается 80%. Эту функцию вычисления процентного соотношения компьютер подсчитывает автоматически.

Вопросы составлены для всех 88 нот музыкального ряда. Знать каждую ноту в порядке возрастания не сложно. Но в процессе исполнения той или иной мелодии ноты располагаются не по порядку как в музыкальном ряду. Поэтому и вопросы составлены смешанно. Такое функционирование усиливает внимание ученика, включает его сознание, ускоряет процесс восстановления в памяти приобретённого материала.

Данная программа, может легко заменить базу сведений музыкально-теоретических знаний. Удобно её пользоваться и в ноутбуках.

Значение этой программы состоит в том, что используя её, помимо общей музыкальной грамотности ускоряется процесс чтения нот при исполнении на фортепиано и на других музыкальных инструменте. Большой объём знаний сохраняется в памяти всецело. Имеется возможность воспроизвести, повторить, повторно выучить забытый материал.

Литература:

  1. Каримов И.А. «Гармоничные поколение - основа развитие Узбекистана” (На узбекском языке). - Ташкент. 1997. стр.

  2. Туракулов К и др. “Основы перспективная педагогика” (На узбекском языке). Ташкент - издательтво “Янги аср авлоди”. 2003.

  3. Карпов Г.В. Романин В.А. “Технические средства обучения” (на узбекском языке). Издательство - “Укитувчи” – Ташкент - 1974.

  4. Акбаров И. «Музыкальный словарь» (на узбекском языке). Издательство “Адабиёт ва санъат” - Ташкент - 1987 г. .

  5. Вахромеев В. “Элементарная теория музыки” (на узбекском языке, перевод с издания Госмузиздата, Москва -1959). Издательство – “Укитувчи” - Ташкент. 1980.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle