Библиографическое описание:

Велковска Г. Ц., Велковски В. В. Конкурентное начало в устройственном планировании в республике Болгария (в контексте общественных заказов) // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 273-277.

Введение

Устройство территории Республики Болгария обеспечивается устройственными схемами. Устройственные схемы, по смыслу устройственного законодательства страны, разрабатываются для территории страны в целом, а также для территории одной или больше областей и муниципалитетов. Устройство территории страны осуществляется на базе Национальной комплексной устройственной схемы (НКУС). С помощью НКУС намечаются способы для достижения целей в области устройства территории – на национальном уровне в сочетании с основными направлениями общего устойчивого социально-экономического развития.

Устройственные схемы не имеют прямого инвестиционного применения, но предусматривают использование утвержденных устройственных схем для структуры территории, технической инфраструктуры национального и регионального значения, окружающей среды и объектов культурного наследия, а также использование водных и лесных ресурсов, необходимых для последующих планов.

Исследование и разработка устройственных схем возлагается в соответствии с Законом об общественных заказах.

Исследование и проектирование устройственных планов, а также выбор устройственной концепции для них возлагается также в соответствии с Законом об общественных заказах, основные позиции которого мы будем рассматривать далее в тексте.

В связи с вышеизложенным, объектом исследования в данной работе является конкурентное начало в практике устройственного планирования в Республике Болгария.

Задачами, которые автор ставит перед собой, являются:

  • Представить некоторые основные моменты из практики общественных заказов в Республике Болгария;

  • Провести анализ зеленых общественных заказов в соответствии с Национальным планом действия для поощрения зеленых общественных заказов в период 2012-2014 гг.

Для целей исследования автор использует:

  • Тексты действующего законодательства страны в области общественных заказов;

  • Тексты Национального плана действий для поощрения зеленых общественных заказов в период 2012-2014 гг.;

  • И др.

  1. Общественные заказы – основые положения

Определение исполнителя общественных заказов, по смыслу действующего в Республике Болгария законодательства (Закон об общественных заказах (в силе с 01.10.2004 г., изм. ГГ. №28/06.04.2004 г., изм. ГГ. №53/22.06.2004 г., изм. ГГ. №31/08.04.2005 г., изм. ГГ. №34/19.04.2005 г., изм. ГГ. №105/29.12.2005 г., изм. ГГ. №18/28.02.2006 г., изм. ГГ. №33/21.04.2006 г., изм. ГГ. №37/05.05.2006 г., изм. ГГ. №79/29.09.2006 г., изм. ГГ. №59/20.07.2007 г., изм. ГГ. №94/31.10.2008 г., изм. ГГ. №98/14.11.2008 г., изм. ГГ. №102/28.11.2008 г., изм. ГГ. №24/31.03.2009 г., изм. ГГ. №82/16.10.2009 г., изм. ГГ. №52/09.07.2010 г., изм. ГГ. №54/16.07.2010 г., изм. ГГ. №97/10.12.2010 г., изм. ГГ. №98/14.12.2010 г., изм. ГГ. №99/17.12.2010 г., изм. ГГ. №19/08.03.2011 г., изм. ГГ. №43/07.06.2011 г., изм. ГГ. №73/20.09.2011 г., изм. ГГ. №93/25.11.2011 г) осуществляется в соответствии с такими принципами, как публичность, открытость и прозрачность; свободная и лояльная конкуренция; равнопоставленность и отсутствие дискриминации.

Объекты общественных заказов - это: поставка товаров, осуществляемая путем покупки, лизинга; аренда с или без права на закупку или покупка в рассрочку, а также все необходимые предварительные работы по использованию товара, как, например, использование установки продукта, тестирование оборудования, и т.д; предоставление услуг; строительство, в том числе: строительство и инжиниринг (проектирование и строительство); выполнение или проектирование и выполнение любыми способами одной или нескольких строительных работ, связанных со строительством, реконструкцией, конверсией, техническим обслуживанием, восстановлением или восстановление в соответствии с требованиями заказчика (такие как технико-экономическое обоснование, проектирование, организация строительства, поставка и монтаж машин и технологического оборудования, подготовка и ввод объекта в эксплуатацию).

Субъекты процедуры по определению исполнителя общественных заказов - это: заказчики, кандидаты участники и исполнители.

Заказчиками общественных заказов являются: органы государственной власти, Президент Республики Болгария, Омбудсман Республики Болгария, Национальный банк Болгарии, а также другие государственные институции, созданные в соответствии с законодательным актом, дипломатические и консульские представительства Республики Болгария за рубежом, а также постоянные представительства Республики Болгария в международных организациях; общественные организации, объединения граждан, общественные предприятия и их объединения. Заказчики обязаны исполнять внутренние правила об общественных заказах, которые включают в себя процедуры планирования и организации проведения процедур и мониторинга за выполнением заключенных контрактов на общественные заказы.

Кандидатом или участником в процедуре общественных заказов может быть любое болгарское или иностранное физическое или юридическое лицо, а также их объединения.

Исполнитель общественного заказа - это участник в процедуре по определению исполнителя общественного заказа, с которым заказчик заключил контракт на общественный заказ.

Если объектом общественного заказа является предоставление услуг, но также включает в себя строительство, которое вытекает из основного объекта заказа, он определяется как общественный заказ на услуги.

Прогнозная стоимость общественного заказа определяется к дате решения об открытии процедуры по определению исполнителя общественного заказа.

Общественные заказы возлагаются проведением открытой процедуры, ограниченной процедуры, при которой все заинтересованные лица могут подавать оферту. Ограниченная процедура - это процедура, при которой оферты могут подавать только кандидаты, которые получили приглашение заказчика после предварительного подбора. Состязательный диалог - это процедура, при которой каждое заинтересованное лицо может подавать заявление на участии, а заказчик проводить диалог с допущенными лицами после предварительного подбора кандидатов с целью определения одного или более предложений, отвечающих его требованиям; после этого, он приглашает кандидатов с предложениями, которые отвечают требованиям, подавать оферты.

При Министерстве экономики, энергетики и туризма создается Агентство общественных заказов, которое оказывает помощь в осуществлении государственной политики в области общественных заказов. Агентство – юридическо лицо, находящееся в городе София

В Республике Болгария создан Реестр общественных заказов. Реестр общественных заказов публичен.

Заказчики должны отправлять для опубликования кроме Реестра общественных заказов также и в официальный вестник и Европейский союз некоторые утвержденные документы, связанные с процедурами по общественным заказам.

  1. Зеленые общественные заказы

В Республике Болгария принят Национальный план действий для поощрения зеленых общественных заказов в период 2012-2014 гг.

Зеленые общественные заказы, по смыслу европейского и болгарского законодательства, определяются как процедура, посредством которой публичные органы стремятся получить продукты, услуги и строительные работы с пониженным воздействием на окружающую среду на протяжении всего их жизненного цикла, вместо продуктов, услуг и строительных работ с теми же основными функциями, которые иначе были бы предоставлены.

В рамках ЕС, Толковательное сообщение комиссии 2001 года, это первый документ, в котором указывается возможность интеграции экологических соображений в процесс определения исполнителя общественных заказов.

Основной стратегический документ, в котором акцент делается на зеленые общественные заказы, - это Сообщение Комиссии относительно интегрированной продуктовой политики (18.06.2003 г.). В Сообщении ЕК призывает страны-члены ЕС разработать Национальные планы действий для поощрения зеленых общественных заказов. В планах должны быть установлены цели на период три года и конкретные меры для достижения намеченных целей. Комиссия рекомендует разработать первые планы до конца 2006 г., после чего актуализировать их каждые три года.

В директивах об общественных заказах, принятых в 2004 году /Директива 2004/18/ EО и 2004/17/EО/ точно упоминаются возможности включения экологических соображений при определении исполнителя общественных заказов. Они позволяют включить зеленый критерий в процедуру по распределению общественных заказов в соответствии с принципами равенства и отсутствия дискриминации.

В 2008 году, Комиссия разрабатывает Инструментариум для общественных заказов. Он состоит из трех независимых модулей.

В третий оперативный модуль включены примерные критерии для десяти групп товаров и услуг, определенных в качестве приоритетных секторов эколого-сообразных общественных заказов:

  • Копировальная и графическая бумага;

  • Чистящие продукты и услуги по уборке;

  • Офис ИТ-оборудование;

  • Строительство;

  • Транспорт;

  • Мебель;

  • Электроэнергия;

  • Услуги в области питания и услуги по приготовлению и поставке пищи;

  • Текстиль;

  • Садовые продукты и услуги.

Болгарское законодательство в области общественных заказов полностью гармонизовано в соответствии с Директивой 2004/17/EО и Директивой 2004/18/EО, так как в них введены и соответствующие распоряжения о зеленых заказах.

В рамках программы „Европа 2020“ общественные заказы определяются как одна из рыночно базированных политик, которая может способствовать поощрению экологической и конкурентноспособной экономики с эффективным изпользованием ресурсов.

Согласно интегрированному политическому подходу, который объединяет социально-экономическое развитие и охрану окружающей среды в одно целое, с поправками в Законе о поощрении занятости /ЗПЗ/ 06.2010 года была введена стимулируящая мера для "зеленых рабочих мест", которая предусматривает поощрение работодателей, которые открывают рабочие места в экономических сферах, поддерживающих охрану окружающей среды. Новая мера согласована с одним из приоритетных направлений в стратегии „Европа 2020“ по развитию более экологической и более конкурентоспособной экономики с более эффективным использованием ресурсов.

  1. Конкурентное начало в устройственном планировании Республики Болгария

Статистика показывает, что общая стоимость заключенных контрактов об общественных заказах в 2010 году составляет почти 2 млрд. евро. По сравнению с прошлым годом, стоимость строительства уменьшается более чем на 51%, а стоимость поставок увеличилась на 1,28%. Снижение наблюдается и при определении общественных заказов с предметом услуги.

Цель проведения конкурса на лучший проект состоит в том, чтобы заказчик получил представление о наилучшем решении определенной конкурсной программой задачи с учетом конкуренции визуально представленных разных идей. Объектом конкурсов на проекты являются: устройственная концепция по выработке устройственной схемы и/или устройственного плана – в области устройственного планирования; предпроектные исследования, объемно-пространственаня концепция в частичном или целостном идейном проекте стройки – в области инвестиционного проектирования. При проведении конкурса на проект переустройства, реконструкции или модернизации существующих зданий и сооружений обязательно приглашают к участию обладателя авторского права по смыслу Закона об авторском праве и сродных ему правах.

Результат конкурса на проект является основанием для проведении процедуры договаривания без объявления о последующих фазах проектирования.

При организации и проведении конкурсов на проекты заказчики могут взаимодействовать с Союзом архитекторов Болгарии, Палатой архитекторов в Болгарии, с Палатой инженеров в инвестиционном проектировании и с другими профессиональнами или отраслевыми организациями, имеющими отношение к определеной конкурсной программой задаче.

Конкурсы на проекты по смыслу закона являются: секретными (анонимными) – их проводят при сохранении анонимности кандидатов до классирования их проектов жюри, открытые – их проводят при оглашении имен кандидатов при принятии заявлений на участие или их проектов.

Кроме того, в зависимости от способа проведения, конкурсы могут быть: одноэтапными; двухэтапными.

Право на участие в конкурсе имеют все болгарские и иностранные физические и/или юридические лица и их объединения. Заказчик может потребовать определенную профессиональную квалификацию и правоспособность участников в случаях, когда задача конкурса требует этого.

Заказчик принимает решение о проведении конкурса на проект и одобряет конкурсную документацию.

Конкурсная программа направляет и помогает участникам в решении конкурсной задачи и содержит: техническое задание об исследовании и проектировании, содержащее все технические данные и указания, необходимые для выполнения проектной задачи; необходимые исходные графические материалы в подходящем масштабе; опись сопровождающих текст материалов; условия, обеспечивающие анонимность участников в секретном конкурсе; показатели их относительного веса и методику комплексной оценки конкурсных проектов, адреса и сроки рамок, в которых можно задавать вопросы, сроки и способы получения ответов, службы и лица для контактов, охват, масштаб и способ представлении конкурсных проектов; состав жюри как представителя отдельных институций; состав технической комиссии.

Методика оценки конкурсных проектов содержит точные указания об определении оценки по каждому элементу комплексной оценки конкурсных проектов, вкл. об относительном весе, который заказчик присуждает каждому, с учетом с показателей для определения наилучшего решения. Относительный вес отдельных показателей возможно выразить максимальными стоимостями в рамках общей оценки.

При оценке конкурсных проектов используются такие критерии, как: функциональные требования, объемно-пространственное решение, архитектурный образ, доступность среды, качественные требования (строительный стандарт), экологичность, энергоэффективность, шумозащита, рентрабельность, этапы реализации, стоимость инвестиции и др.

Заказчики не имеют права включать в качестве показателей комплексной оценки конкурсных проектов критерии для подбора участников в конкурсе на проект, включающие минимальные требования к экономическому и финансовому состоянию участника, а также к его техническим возможностям и квалификации.

На базе решения заказчик прекращает процедуру по проведению конкурса в случаях когда: не подано ни одного заявления на участие или нет ни одного допущенного участника; все поступившие проекты не отвечают заранее объявленным условиям со стороны заказчика; установлены нарушения при открытии конкурса на проект, которые не могут быть устранены при существующих условиях конкурса; отпадает необходимость в проведении конкурса на проект вследствие существенного изменения в обстоятельствах вкл. при невозможности обеспечить финансирование для выполнения заказа по причинам, которые заказчик не смог бы предусмотрить заранее.

Заказчик должен уведомить кандидатов или участников в рамках трех дней после принятия решения о прекращении процедуры по проведению конкурса на проект, а также выслать копии решения исполнительному директору агентства общественных заказов.

Заказчик может объявить новый конкурс с той же самой задачей только, когда решение о прекращении первоначально обяъявленной процедуры вступит в силу.

Заключение

Конкурентное начало в практике устройственного планирования является полезным ходом, которым обеспечивается точная компетентная и прецизированная селекция, с тем, чтобы в практике нашли применение наилучшие устройственные концепции. Об эффективности конкурентного начала свидетельствуют много интересных решений (проекты и их реализация) в устройстве территории разных населенных мест в Республике Болгария. Применение конкурентного начала также является необходимой формулой для устойчивого территориального развития и преобразования территории Республики Болгария с точки зрения его устройства в современное, отвечающее требованиям 21-го века, государство.

 

Литература:
  1. Велковска Г., Терминологичен речник по устройство и развитие на територията., изд. „Валдес – ВВ – ГВ“, С., 2011 г.

  2. Калинков К., Урбанистика, изд. „Геа-принт“, В., 2010 г.

  3. Требования к проведению конкурсов в устройственном планировании и инвестиционном проектировании – принята ПМС №75/31.03.2009 г. (Обн., ГГ, № 26/07.04.2009 г.)

  4. http://www.lex.bg

Основные термины: общественных заказов, Республики Болгария, зеленых общественных заказов, общественных заказах, исполнителя общественных заказов, поощрения зеленых общественных, Роль общественных институтов, Республике Болгария, контексте превенции экстремизма, области общественных заказов, Реестр общественных заказов, организации профилактической работы, конкурсных проектов, оценки конкурсных проектов, контексте общественных заказов, территории Республики Болгария, практики общественных заказов, общественных заказов публичен, общественного заказа, процедуре общественных заказов

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle