Библиографическое описание:

Велковска Г. Ц., Велковски В. В. Конкурентное начало в устройственном планировании в республике Болгария (в контексте общественных заказов) // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 273-277.

Введение

Устройство территории Республики Болгария обеспечивается устройственными схемами. Устройственные схемы, по смыслу устройственного законодательства страны, разрабатываются для территории страны в целом, а также для территории одной или больше областей и муниципалитетов. Устройство территории страны осуществляется на базе Национальной комплексной устройственной схемы (НКУС). С помощью НКУС намечаются способы для достижения целей в области устройства территории – на национальном уровне в сочетании с основными направлениями общего устойчивого социально-экономического развития.

Устройственные схемы не имеют прямого инвестиционного применения, но предусматривают использование утвержденных устройственных схем для структуры территории, технической инфраструктуры национального и регионального значения, окружающей среды и объектов культурного наследия, а также использование водных и лесных ресурсов, необходимых для последующих планов.

Исследование и разработка устройственных схем возлагается в соответствии с Законом об общественных заказах.

Исследование и проектирование устройственных планов, а также выбор устройственной концепции для них возлагается также в соответствии с Законом об общественных заказах, основные позиции которого мы будем рассматривать далее в тексте.

В связи с вышеизложенным, объектом исследования в данной работе является конкурентное начало в практике устройственного планирования в Республике Болгария.

Задачами, которые автор ставит перед собой, являются:

  • Представить некоторые основные моменты из практики общественных заказов в Республике Болгария;

  • Провести анализ зеленых общественных заказов в соответствии с Национальным планом действия для поощрения зеленых общественных заказов в период 2012-2014 гг.

Для целей исследования автор использует:

  • Тексты действующего законодательства страны в области общественных заказов;

  • Тексты Национального плана действий для поощрения зеленых общественных заказов в период 2012-2014 гг.;

  • И др.

  1. Общественные заказы – основые положения

Определение исполнителя общественных заказов, по смыслу действующего в Республике Болгария законодательства (Закон об общественных заказах (в силе с 01.10.2004 г., изм. ГГ. №28/06.04.2004 г., изм. ГГ. №53/22.06.2004 г., изм. ГГ. №31/08.04.2005 г., изм. ГГ. №34/19.04.2005 г., изм. ГГ. №105/29.12.2005 г., изм. ГГ. №18/28.02.2006 г., изм. ГГ. №33/21.04.2006 г., изм. ГГ. №37/05.05.2006 г., изм. ГГ. №79/29.09.2006 г., изм. ГГ. №59/20.07.2007 г., изм. ГГ. №94/31.10.2008 г., изм. ГГ. №98/14.11.2008 г., изм. ГГ. №102/28.11.2008 г., изм. ГГ. №24/31.03.2009 г., изм. ГГ. №82/16.10.2009 г., изм. ГГ. №52/09.07.2010 г., изм. ГГ. №54/16.07.2010 г., изм. ГГ. №97/10.12.2010 г., изм. ГГ. №98/14.12.2010 г., изм. ГГ. №99/17.12.2010 г., изм. ГГ. №19/08.03.2011 г., изм. ГГ. №43/07.06.2011 г., изм. ГГ. №73/20.09.2011 г., изм. ГГ. №93/25.11.2011 г) осуществляется в соответствии с такими принципами, как публичность, открытость и прозрачность; свободная и лояльная конкуренция; равнопоставленность и отсутствие дискриминации.

Объекты общественных заказов - это: поставка товаров, осуществляемая путем покупки, лизинга; аренда с или без права на закупку или покупка в рассрочку, а также все необходимые предварительные работы по использованию товара, как, например, использование установки продукта, тестирование оборудования, и т.д; предоставление услуг; строительство, в том числе: строительство и инжиниринг (проектирование и строительство); выполнение или проектирование и выполнение любыми способами одной или нескольких строительных работ, связанных со строительством, реконструкцией, конверсией, техническим обслуживанием, восстановлением или восстановление в соответствии с требованиями заказчика (такие как технико-экономическое обоснование, проектирование, организация строительства, поставка и монтаж машин и технологического оборудования, подготовка и ввод объекта в эксплуатацию).

Субъекты процедуры по определению исполнителя общественных заказов - это: заказчики, кандидаты участники и исполнители.

Заказчиками общественных заказов являются: органы государственной власти, Президент Республики Болгария, Омбудсман Республики Болгария, Национальный банк Болгарии, а также другие государственные институции, созданные в соответствии с законодательным актом, дипломатические и консульские представительства Республики Болгария за рубежом, а также постоянные представительства Республики Болгария в международных организациях; общественные организации, объединения граждан, общественные предприятия и их объединения. Заказчики обязаны исполнять внутренние правила об общественных заказах, которые включают в себя процедуры планирования и организации проведения процедур и мониторинга за выполнением заключенных контрактов на общественные заказы.

Кандидатом или участником в процедуре общественных заказов может быть любое болгарское или иностранное физическое или юридическое лицо, а также их объединения.

Исполнитель общественного заказа - это участник в процедуре по определению исполнителя общественного заказа, с которым заказчик заключил контракт на общественный заказ.

Если объектом общественного заказа является предоставление услуг, но также включает в себя строительство, которое вытекает из основного объекта заказа, он определяется как общественный заказ на услуги.

Прогнозная стоимость общественного заказа определяется к дате решения об открытии процедуры по определению исполнителя общественного заказа.

Общественные заказы возлагаются проведением открытой процедуры, ограниченной процедуры, при которой все заинтересованные лица могут подавать оферту. Ограниченная процедура - это процедура, при которой оферты могут подавать только кандидаты, которые получили приглашение заказчика после предварительного подбора. Состязательный диалог - это процедура, при которой каждое заинтересованное лицо может подавать заявление на участии, а заказчик проводить диалог с допущенными лицами после предварительного подбора кандидатов с целью определения одного или более предложений, отвечающих его требованиям; после этого, он приглашает кандидатов с предложениями, которые отвечают требованиям, подавать оферты.

При Министерстве экономики, энергетики и туризма создается Агентство общественных заказов, которое оказывает помощь в осуществлении государственной политики в области общественных заказов. Агентство – юридическо лицо, находящееся в городе София

В Республике Болгария создан Реестр общественных заказов. Реестр общественных заказов публичен.

Заказчики должны отправлять для опубликования кроме Реестра общественных заказов также и в официальный вестник и Европейский союз некоторые утвержденные документы, связанные с процедурами по общественным заказам.

  1. Зеленые общественные заказы

В Республике Болгария принят Национальный план действий для поощрения зеленых общественных заказов в период 2012-2014 гг.

Зеленые общественные заказы, по смыслу европейского и болгарского законодательства, определяются как процедура, посредством которой публичные органы стремятся получить продукты, услуги и строительные работы с пониженным воздействием на окружающую среду на протяжении всего их жизненного цикла, вместо продуктов, услуг и строительных работ с теми же основными функциями, которые иначе были бы предоставлены.

В рамках ЕС, Толковательное сообщение комиссии 2001 года, это первый документ, в котором указывается возможность интеграции экологических соображений в процесс определения исполнителя общественных заказов.

Основной стратегический документ, в котором акцент делается на зеленые общественные заказы, - это Сообщение Комиссии относительно интегрированной продуктовой политики (18.06.2003 г.). В Сообщении ЕК призывает страны-члены ЕС разработать Национальные планы действий для поощрения зеленых общественных заказов. В планах должны быть установлены цели на период три года и конкретные меры для достижения намеченных целей. Комиссия рекомендует разработать первые планы до конца 2006 г., после чего актуализировать их каждые три года.

В директивах об общественных заказах, принятых в 2004 году /Директива 2004/18/ EО и 2004/17/EО/ точно упоминаются возможности включения экологических соображений при определении исполнителя общественных заказов. Они позволяют включить зеленый критерий в процедуру по распределению общественных заказов в соответствии с принципами равенства и отсутствия дискриминации.

В 2008 году, Комиссия разрабатывает Инструментариум для общественных заказов. Он состоит из трех независимых модулей.

В третий оперативный модуль включены примерные критерии для десяти групп товаров и услуг, определенных в качестве приоритетных секторов эколого-сообразных общественных заказов:

  • Копировальная и графическая бумага;

  • Чистящие продукты и услуги по уборке;

  • Офис ИТ-оборудование;

  • Строительство;

  • Транспорт;

  • Мебель;

  • Электроэнергия;

  • Услуги в области питания и услуги по приготовлению и поставке пищи;

  • Текстиль;

  • Садовые продукты и услуги.

Болгарское законодательство в области общественных заказов полностью гармонизовано в соответствии с Директивой 2004/17/EО и Директивой 2004/18/EО, так как в них введены и соответствующие распоряжения о зеленых заказах.

В рамках программы „Европа 2020“ общественные заказы определяются как одна из рыночно базированных политик, которая может способствовать поощрению экологической и конкурентноспособной экономики с эффективным изпользованием ресурсов.

Согласно интегрированному политическому подходу, который объединяет социально-экономическое развитие и охрану окружающей среды в одно целое, с поправками в Законе о поощрении занятости /ЗПЗ/ 06.2010 года была введена стимулируящая мера для "зеленых рабочих мест", которая предусматривает поощрение работодателей, которые открывают рабочие места в экономических сферах, поддерживающих охрану окружающей среды. Новая мера согласована с одним из приоритетных направлений в стратегии „Европа 2020“ по развитию более экологической и более конкурентоспособной экономики с более эффективным использованием ресурсов.

  1. Конкурентное начало в устройственном планировании Республики Болгария

Статистика показывает, что общая стоимость заключенных контрактов об общественных заказах в 2010 году составляет почти 2 млрд. евро. По сравнению с прошлым годом, стоимость строительства уменьшается более чем на 51%, а стоимость поставок увеличилась на 1,28%. Снижение наблюдается и при определении общественных заказов с предметом услуги.

Цель проведения конкурса на лучший проект состоит в том, чтобы заказчик получил представление о наилучшем решении определенной конкурсной программой задачи с учетом конкуренции визуально представленных разных идей. Объектом конкурсов на проекты являются: устройственная концепция по выработке устройственной схемы и/или устройственного плана – в области устройственного планирования; предпроектные исследования, объемно-пространственаня концепция в частичном или целостном идейном проекте стройки – в области инвестиционного проектирования. При проведении конкурса на проект переустройства, реконструкции или модернизации существующих зданий и сооружений обязательно приглашают к участию обладателя авторского права по смыслу Закона об авторском праве и сродных ему правах.

Результат конкурса на проект является основанием для проведении процедуры договаривания без объявления о последующих фазах проектирования.

При организации и проведении конкурсов на проекты заказчики могут взаимодействовать с Союзом архитекторов Болгарии, Палатой архитекторов в Болгарии, с Палатой инженеров в инвестиционном проектировании и с другими профессиональнами или отраслевыми организациями, имеющими отношение к определеной конкурсной программой задаче.

Конкурсы на проекты по смыслу закона являются: секретными (анонимными) – их проводят при сохранении анонимности кандидатов до классирования их проектов жюри, открытые – их проводят при оглашении имен кандидатов при принятии заявлений на участие или их проектов.

Кроме того, в зависимости от способа проведения, конкурсы могут быть: одноэтапными; двухэтапными.

Право на участие в конкурсе имеют все болгарские и иностранные физические и/или юридические лица и их объединения. Заказчик может потребовать определенную профессиональную квалификацию и правоспособность участников в случаях, когда задача конкурса требует этого.

Заказчик принимает решение о проведении конкурса на проект и одобряет конкурсную документацию.

Конкурсная программа направляет и помогает участникам в решении конкурсной задачи и содержит: техническое задание об исследовании и проектировании, содержащее все технические данные и указания, необходимые для выполнения проектной задачи; необходимые исходные графические материалы в подходящем масштабе; опись сопровождающих текст материалов; условия, обеспечивающие анонимность участников в секретном конкурсе; показатели их относительного веса и методику комплексной оценки конкурсных проектов, адреса и сроки рамок, в которых можно задавать вопросы, сроки и способы получения ответов, службы и лица для контактов, охват, масштаб и способ представлении конкурсных проектов; состав жюри как представителя отдельных институций; состав технической комиссии.

Методика оценки конкурсных проектов содержит точные указания об определении оценки по каждому элементу комплексной оценки конкурсных проектов, вкл. об относительном весе, который заказчик присуждает каждому, с учетом с показателей для определения наилучшего решения. Относительный вес отдельных показателей возможно выразить максимальными стоимостями в рамках общей оценки.

При оценке конкурсных проектов используются такие критерии, как: функциональные требования, объемно-пространственное решение, архитектурный образ, доступность среды, качественные требования (строительный стандарт), экологичность, энергоэффективность, шумозащита, рентрабельность, этапы реализации, стоимость инвестиции и др.

Заказчики не имеют права включать в качестве показателей комплексной оценки конкурсных проектов критерии для подбора участников в конкурсе на проект, включающие минимальные требования к экономическому и финансовому состоянию участника, а также к его техническим возможностям и квалификации.

На базе решения заказчик прекращает процедуру по проведению конкурса в случаях когда: не подано ни одного заявления на участие или нет ни одного допущенного участника; все поступившие проекты не отвечают заранее объявленным условиям со стороны заказчика; установлены нарушения при открытии конкурса на проект, которые не могут быть устранены при существующих условиях конкурса; отпадает необходимость в проведении конкурса на проект вследствие существенного изменения в обстоятельствах вкл. при невозможности обеспечить финансирование для выполнения заказа по причинам, которые заказчик не смог бы предусмотрить заранее.

Заказчик должен уведомить кандидатов или участников в рамках трех дней после принятия решения о прекращении процедуры по проведению конкурса на проект, а также выслать копии решения исполнительному директору агентства общественных заказов.

Заказчик может объявить новый конкурс с той же самой задачей только, когда решение о прекращении первоначально обяъявленной процедуры вступит в силу.

Заключение

Конкурентное начало в практике устройственного планирования является полезным ходом, которым обеспечивается точная компетентная и прецизированная селекция, с тем, чтобы в практике нашли применение наилучшие устройственные концепции. Об эффективности конкурентного начала свидетельствуют много интересных решений (проекты и их реализация) в устройстве территории разных населенных мест в Республике Болгария. Применение конкурентного начала также является необходимой формулой для устойчивого территориального развития и преобразования территории Республики Болгария с точки зрения его устройства в современное, отвечающее требованиям 21-го века, государство.

 

Литература:
  1. Велковска Г., Терминологичен речник по устройство и развитие на територията., изд. „Валдес – ВВ – ГВ“, С., 2011 г.

  2. Калинков К., Урбанистика, изд. „Геа-принт“, В., 2010 г.

  3. Требования к проведению конкурсов в устройственном планировании и инвестиционном проектировании – принята ПМС №75/31.03.2009 г. (Обн., ГГ, № 26/07.04.2009 г.)

  4. http://www.lex.bg

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle