Библиографическое описание:

Рассказова Ж. В. К вопросу о сущности исследовательской компетентности старшеклассников общеобразовательной школы // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 450-452.

Процессы, происходящие в экономической, социальной, политической, культурной жизни современного общества неизбежно затрагивают и образование. Динамично развивающееся современное российское общество предъявляет к современному выпускнику общеобразовательной школы несколько иные требования, чем это было даже несколько лет назад. Современный выпускник должен обладать не только глубокой знаниевой парадигмой, но и уметь быстро ориентироваться в стремительно возрастающем потоке информации, адаптироваться к изменяющимся условиям, самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия.

В условиях постоянной и непрерывной технологической революции простое усвоение учащимися образовательных учреждений готовых знаний, умений и навыков становится недостаточным для востребованности и конкурентоспособности на рынке труда. Несмотря на прошедшую стадию демократического переустройства, образование в России существенно отстает от современных требований и поэтому нуждается в глубокой модернизации, жизненно необходимой для всей страны.

В системах образования многих стран в последние годы наметился переход от «знаниевой» модели обучения, цель которой - основные знания, умения и навыки, к «компетентностной», цель которой – формирование социально и профессионально компетентной личности [1].

Традиционный подход – обучать школьников знаниям на «всякий случай», зачастую не востребованными в реальной жизни, не отвечает современным целям образования. Происходящие в мире и России изменения в области целей образования, соотносимые, в частности, с глобальной задачей обеспечения вхождения человека в социальный мир, его продуктивной адаптации в этом мире, вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образованием полного личностного и социально-интегрированного результата. В качестве общего определения такого интегрального социально-личностно-поведенческого феномена как результата образования в совокупности мотивационно-ценностных, когнитивных составляющих и выступило понятие «компетентность» вместо существующей долгое время парадигмы результата образования «ЗУН» [2].

Актуальной проблемой на сегодняшний день для общеобразовательной школы становится обучение школьников способам добывания и переработки научной информации путем самостоятельной исследовательской деятельности в рамках компетентностного подхода. Такая задача требует целенаправленного формирования исследовательской компетентности учащихся общеобразовательной школы.

К трактовке понятия «исследовательской компетентности» существуют различные подходы. Остановимся на некоторых из них:

- с позиции системного подхода (Л.А. Голубь, В.С.Лазарев, Т.А. Смолина и др.) исследовательская компетентность является составляющей профессиональной компетентности;

- с позиции знаниево-операционного подхода (М.А. Данилов, Э.Ф. Зеер, М.А. Чошанов и др.) исследовательская компетентность – это совокупность знаний и умений, необходимых для осуществления исследовательской деятельности;

- с позиции процессуально-технологического подхода (А.В. Хуторской) под исследовательской компетентностью рассматривается «как обладание человеком соответствующей исследовательской компетенцией, под которой следует понимать знания как результат познавательной деятельности человека в определенной области науки, методы, методики исследования, которыми он должен овладеть, чтобы осуществлять исследовательскую деятельность, а также мотивацию и позицию исследователя, его ценностные ориентации» [4];

- с позиции функционально-деятельностного подхода (Б.Г. Ананьев, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.Д. Шадриков и др.) в понятие «исследовательская компетентность» включаются совокупность личностных качеств, необходимых для эффективной исследовательской деятельности. К характеристикам, характеризующим исследователя, можно отнести следующие: устойчивую направленность на решение поставленной проблемы исследования; одержимость в работе, нонконформизм; критичность и самокритичность, постоянную неудовлетворенность достигнутым результатом; мощный интеллект, ярко выраженную способность устойчиво концентрировать работу своего интеллекта на нестандартное решение поставленных задач; повышенную наблюдательность к явлениям научного интереса и др.;

- с позиции компетентностного подхода (Б.Г.Ананьев, В.А. Болотов, А.А. Деркач, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, В.В. Лаптев, А.К. Маркова, С.И. Осипова, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, А.П. Тряпицына, В.Д. Шадриков и др.) исследовательская компетентность рассматривается как интегральная характеристика личности учащегося, выражающаяся в готовности и способности самостоятельно осваивать и получать системы новых знаний в результате переноса смыслового контекста деятельности от функционального к преобразовательному, базируясь на имеющихся знаниях, умения, навыках и способах деятельности. В рамках данного подхода В.А. Сластенин подчеркивает, что структурные компоненты исследовательской компетентности должны совпадать с компонентами исследовательской деятельности, а единство теоретических и практических исследовательских умений составляют модель исследовательской компетентности учащихся [5].

Вышеприведенный анализ различных подходов к рассмотрению сущности понятия «исследовательская компетентность» позволил нам рассматривать исследовательскую компетентность как интегральную характеристику личности учащегося, проявляющуюся в готовности занять активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и себе как ее субъекту, самостоятельно и творчески решать исследовательские задачи на основе имеющихся знаний и умений.

Таким образом, самостоятельно освоить и построить системы новых знаний старшеклассник может лишь тогда, когда является субъектом своего образования, четко осознающим смысл и значение исследовательской компетентности в учебной деятельности, заинтересованным в получении исследовательских результатов. При этом инициативное, самостоятельное, исследовательское отношение учащихся к действительности, другим людям и самому себе как исследователю является одним из важнейших элементов сознательного подхода к необходимости формирования его исследовательской компетентности.

Сущность исследовательской компетентности старшеклассников проявляется через взаимосвязь ее компонентов: мотивационного, информационного, когнитивного, коммуникативного, рефлексивного, личностного.

Мотивационный компонент связан со сформированностью интереса к исследовательской деятельности как индивидуальной, так и групповой, потребностью в этой деятельности и направленностью на достижение ее результатов.

Информационный компонент обусловлен умениями старшеклассников добывать и обрабатывать информацию, навыками работы с современной компьютерной, мультимедийной и другой техникой.

Когнитивный компонент представлен умениями старшеклассников использовать полученные знания в различных нестандартных жизненных ситуациях; обусловлен системой знаний об исследовательской деятельности, ее нормах и ценностях в современном обществе.

Коммуникативный компонент связан с умениями организовывать и осу­ществлять продуктивную коммуникацию как с отдельными лицами, так и с группой людей; умение находить и видеть нестандартные способы решения за­дач; принимать решения с учетом личностных и социальных последствий.

Рефлексивный компонент требует от старшеклассников умений распо­знавать, оценивать и анализировать исследовательские явления, ситуации, воз­никающие в жизни, исследовательские способности не только собственные, но и окружающих людей.

Личностный компонент предполагает развитие у старшеклассников уме­ний самоорганизации, самостоятельности, самообучения, саморегуляции, само­определения и саморазвития. Следствием выполнения исследовательской зада­чи является культурное самоопределение, самоидентификация учащегося.

Одним из важнейших направлений формирования исследовательской компетентности старшеклассников в условиях общеобразовательной школы является правильно организованная исследовательская деятельность. Ее организация и осуществление в учебном процессе школы выступает в качестве одного из главных условий достижения высокого уровня исследовательской компетентности.

Исследовательская деятельность позволяет учащимся выйти в культурное пространство самоопределения. Учащийся оказывается в ситуации проектиро­вания собственной предметной деятельности в избранной им области, сталки­вается с необходимостью анализа последствий своей деятельности. Каждый достигнутый результат рождает новый этап рефлексии, имеющий следствием появление новых замыслов и творческих планов. Учебная активность приобре­тает более непрерывный и мотивированный характер. Именно этот уровень са­моопределения позволяет выйти учащемуся на функциональную позицию «коллега» по отношению к другим членам коллектива, поскольку эта позиция предполагает возможность саморефлексии и наличия собственного отношения к окружающей действительности.

Следует говорить о смене парадигмы образования, построенной на дедуктивной основе и усиление роли индуктивных знаний. Если старшеклассник, опираясь на собственный опыт исследовательской деятельности самостоятельно «добывает» знания в учебном процессе, а не получает их в готовом виде, то он будет стремиться аналогично действовать в своей будущей профессиональной деятельности, такой специалист, обладающий исследовательской компетентностью станет активно и продуктивно анализировать фактическую информацию, создавать и выбирать новые более эффективные алгоритмы, ресурсы, технологии, а не только пользоваться готовыми, порой устаревшими, алгоритмами и фактами.

Освоение и совершенствование исследовательской компетентности позволит личности поддерживать в течение всей жизни необходимый уровень информационной культуры. Исследовательская компетентность обогатит когнитивную составляющую информационной культуры за счет творческой переработки знаний об информационных технологиях и совершенствование умений мобильно их использовать в динамичной информационной среде. Кроме того, исследовательская компетентность обогатит ценностную составляющую информационной культуры за счет сформированных мотивов исследования, использования и освоения возможностей современной компьютерной техники в динамично развивающемся информационном обществе, которое гармонично дополняется исследованием деятельности информационных сообществ и осознанному самоопределению в сложном поликультурном пространстве [3]. Наконец, исследовательская компетентность обогатит деятельностную составляющую информационной культуры за счет активного и грамотного участия в информационном процессе субъекта, владеющего исследовательской компетентностью, которое будет включать не только потребление ценностей информационной культуры, но и активную деятельность по продуктивному развитию информационной среды на исследовательской основе.


Литература:
  1. Баранников А.В. Содержание общего образования [Текст]: компетентностный подход / А.В. Баранников. – М.: ГУ ВШЭ, 2002.

  2. Зимняя И.А. Материалы к семинару «Компетентностный подход в современном образовании». - Пермь: ПГТУ, 2004. – 15с.

  3. Кадырова Ф.М. Современные технологии формирования гуманитарных ценностей // Казанский педагогический журнал, №2, 2006. – С. 20-23.

  4. Компетенции в образовании: опыт проектирования [Текст]: сборник научных трудов / Под ред. А.В. Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - С. 327.

  5. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1998. – 512с.

Основные термины (генерируются автоматически): исследовательской компетентности, исследовательской деятельности, исследовательской компетентности старшеклассников, исследовательская компетентность, исследовательской компетентности учащихся, формирования исследовательской компетентности, общеобразовательной школы, исследовательской компетентностью, сущности исследовательской компетентности, исследовательской деятельности старшеклассников, исследовательской компетентности должны, Сущность исследовательской компетентности, Формирование исследовательской компетентности, модель исследовательской компетентности, информационной культуры, значение исследовательской компетентности, совершенствование исследовательской компетентности, уровня исследовательской компетентности, самостоятельной исследовательской деятельности, осуществления исследовательской деятельности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle