Библиографическое описание:

Гурская М. А. «Умение видеть»: природоведческая книга в современном детском чтении // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 219-222.

Многообразие типов научных, научно-художественных и художественных произведений, посвященных природоведению берут свое начало из фольклора, из народных сказаний и легенд, главной оппозицией в которых является оппозиция Человек – Природа. По мере развития взгляда человека на природу появлялись и соответствующие издания, в которых содержались описания окружающего мира. Со временем и в детской литературе стали появляться книги, в которых сочеталось научное знание и художественное описание научных открытий и наблюдений.
Современные детские писатели во многом продолжают традиции советской художественно-познавательной литературы для детей и подростков 60-80-х годов. Именно в это время происходит кардинальное изменение отношения людей к природе, что непосредственно связано с гуманизацией общественного сознания. Постепенно преодолевается взгляд на человека как на винтик в громадной государственной машине. Трансформируются научные представления о природе. Вслед за учеными эти идеи подхватываются популяризаторами науки.
Современные авторы так же, как и писатели 60-80-х годов (Н. Сладков, С. Сахарнов, Г. Снегирев), стремятся дать читателям представление о единстве мира, внушить им мысль об ответственности человека за сохранение нашего общего дома – планеты Земля. Чувством вины перед живыми существами – «соседями по планете», а также желанием дружбы и взаимопонимания между людьми и животными наполнены произведения современных писателей: Натальи Романовой, Станислава Востокова, Леонида Сергеева.
Творчество Натальи Игоревны Романовой (1933-2005) – любопытное и довольно необычное явление в современной детской литературе. Ее книги - «биолога, вдумчивого наблюдателя и хорошего писателя» (С. Алешин) – это тонкие и тщательные наблюдения и исследования за живыми организмами. Свою литературную деятельность Наталья Игоревна начала после окончания биолого-почвенного факультета МГУ в 1958 году. За эти годы вышло более 20 отдельных книг, последние из которых – «Ящерица без хвоста» (1991) и «Дайте кошке слово» (1992).
Наталья Романова старается писать о том, что ребенок видит вокруг себя каждый день, чтобы он мог самостоятельно сравнить прочитанное с реальностью, непосредственно наблюдать то, о чем читает. Поэтому типичные герои ее книжек – два жука, семерка дождевых червей, муравьи, кошки, птицы.
Невозможно поверить, насколько интересна жизнь обыкновенного муравья. Но поставьте на него яркую красную точку и понаблюдайте за ним пару месяцев. Вот он выбирает место для строительства своего нового дома, а вот беседует с товарищем при помощи усиков; затем отправился подкрепиться в столовую и встретил там тлю, которая в знак дружбы угостила муравья Красная Точка вкусной сладкой капелькой. А вот попал в лапы к злому и коварному атемелесу и совсем было забыл своих настоящих друзей, перестал работать и едва не остался на улице на всю долгую и холодную зиму.
На основании достоверного научного наблюдения написан еще один рассказ – «Ящерица без хвоста». Это произведение про ящерицу Быстронога, который потерял свой хвост в битве с вараном, а вместе с ним и свой дом. Быстроног был вынужден покинуть родные места и много путешествовать по безжизненной пустыне, пока у него не отрос новый хвост. После чего он смог отвоевать свои владения и снова встретиться со своей подругой Желтой головкой.
Последняя книга Натальи Игоревны – «Дайте кошке слово» – получилась довольно серьезной. Сюжет прост: женщине, погруженной в большое горе, дарят маленького больного котенка. С этих пор все свое тепло и ласку она отдает этому кругленькому комочку, выхаживая его и заботясь о нем, как о настоящем ребенке. Котенок же, забыв образ настоящей матери-кошки и запечатлев в сознании образ хозяйки, решил, что он тоже из рода людей. Воспитание необычного кота заставило женщину глубже и тщательнее изучать его повадки и наклонности. Эта книга показывает юным исследователем, что творческий поиск очень интересное, занимательное, но и вместе с тем серьезное и трудное занятие. Автор ставит вопросы: что необходимо для того, чтобы развить в себе качества исследователя? возможно ли психическое сближение всего живого? для чего нужны людям животные?
Рассказы Наталья Романовой определяют место человека в этом огромном, загадочном и едва познанном мире как добродушного великана, наделенного способностью мыслить, наблюдать и тонко чувствовать природу, с добротой и доверием относящегося к окружающему его миру. А для этого необходимо с ранних лет научиться делать маленькие, но ежедневные открытия, задавать вопросы и самостоятельно искать на них ответы, заразиться азартом настоящего ученого и выучиться терпению, необходимому каждому хорошему исследователю.
Критик Б. Камянов писал: «Надо сказать, что после Пришвина, Паустовского, Казакова наша проза больше склонна черпать у природы аргументы в пользу экологически грамотного к ней отношения, чем приклонить слух к ее не очень разборчивым голосам. Практицизм проповедничества заметно потеснил духовную пытливость» [1, с. 5]. Следует отметить, что книги Н.И. Романовой отличаются духовной пытливостью и чутким слухом, улавливающим все, даже самые тихие и тонкие голоса природы.
Леонид Анатольевич Сергеев опубликовал свои первые произведения для детей в 1970-е гг. К этому времени у него за плечами уже большой жизненный путь, полный упорного и увлекательного труда по освоению многих наук и профессий. Л. Сергеев родился в Москве в 1936 году. Во время ВОв был эвакуирован в Казань, где в дальнейшем окончил школу, поступил в строительный институт. После службы в армии работал грузчиком, шофером, почтовым агентом. Позднее, переехав в Москву, Леонид Анатольевич был фотографом, декоратором в театрах им. Вахтангова и им. Маяковского, иллюстрировал детские книги. Л. Сергеев – лауреат многих литературных премий, в том числе Первой премии Всероссийского конкурса на лучшую книгу о животных 2004 года.
Мотив единения человека с природой звучит во всех произведениях Л. Сергеева, особенно явственно в рассказах о приручении животных. «Серый» - рассказ о диком, опасном животном – волке. Лишившись матери, щенок прибивается к людям. Школьникам удается приручить зверя. В течение почти 6 лет Серый беззаботно живет в школьном зверинце. Среди детей есть у него и своя любимица – девочка Люба. Каждый день после ухода посетителей она на поводке выводит волка на прогулку, кормит и ласкает его. Но однажды жизнь Серого резко меняется: на город совершена воздушная атака немцев, зверинец разрушен, выживает только он один. С этих пор для Серого начинается долгий, тяжкий обратный путь к людям, к любимой Любе. Плутая по лесам и полям, ему снова приходиться стать диким, научиться самостоятельно добывать себе пищу. Долгие годы бродил Серый в одиночку по лесам, но прибиться к стае волку так и не удалось – для своих он был чужаком. На исходе жизни, когда силы уже стали покидать старого волка, ему посчастливилось забрести в город, где обнаруженный перепугавшимися людьми он был моментально помещен в зоопарк. Так Серый снова оказался в клетке, снова у него была крыша над головой, снова его кормили. Только вот по имени никто его не называл. И так случалось, что однажды в этом зоопарке оказалась та самая девочка Люба, только она уже была не маленькая девочка, она уже стала взрослой, у нее был сын. Серый почти сразу узнал ее, ее неповторимый запах. Посмотрев на старого ободранного волка, Люба вспомнила своего прошлого товарища. Вспомнила, но не узнала. К сожалению, человеческое сердце оказалось не таким чувствительным и чутким, как сердце дикого зверя.
В «Траве у нашего дома» мальчик подружился с обыкновенным козлом. С Яшкой (именно так назвали козленка) ребенок проводил все свое время, делился с другом обедом и доверял ему самое сокровенное &#; свои мечты. Тот в свою очередь защищал мальчика от обидчиков, как верный друг каждый день с нетерпением ждал его возвращения из школы, чтобы до вечера потом бегать с ним по окрестности в поисках приключений. Прошло несколько месяцев, Яшка вырос, превратился в крупное, взрослое животное. Но время было тяжелое, денег семье не хватало, да еще заболела младшая сестра, и родители были вынуждены забить козла. Л. Сергеев с удивительным психологизмом описывает эту сцену. Умное животное понимало, что его ждет, и до последнего момента боролось за свою жизнь. Но поразительно другое: козлу Яшке, как настоящему человеку, оказалось не чуждо чувство горечи и обиды, вызванное предательством лучшего друга: «Он стоял, прижавшись к стене, подрагивал ногами, тревожно сопел и даже отказался от своего любимого лакомства &#; морковки. Он даже не посмотрел на меня, только покосился и отвернулся &#; как от предателя» [3, c. 48].
Еще один рассказ Л. Сергеева – о пушистом хитром хомяке Плутике – тоже заканчивается смертью питомца. Но после этого рассказа у читателя на душе остается совсем иное чувство – не тяжелой, грузной скорби, а светлой, тихой печали. Нежное отношение ребенка к своему подопечному, любовь и забота, с которыми мальчик относится к хомяку, вызывают неподдельную радость и умиление. А самое главное, что в трудную минуту ребенок не бросил своего друга, не предал его.
Леонид Сергеев чаще всего, рассказывая о животных, описание их начинает с тех пор, когда они были еще детенышами, или выбирает для изображения маленьких зверюшек, полагая, что такие герои наиболее близки душе ребенка. Подчеркивая детскость их поведения, писатель закрепляет в сознании своего маленького читателя, покровительственное отношение к животным.
Юмор, доброта, даже нежность всегда присутствуют в изображениях зверей у Л. Сергеева. Из таких рассказов ребенок не только узнает о повадках животных – в его душе рождается отзвук, появляется ощущение родственности человека с миром природы. Одни из них весёлые, в них радость от общения с живыми существами. Другие &#; грустные, потому что речь идёт о людях, которые обращаются с животными жестоко. Но все произведения объединяет беспокойство писателя за судьбу «братьев наших».
Станислав Востоков (род. 1975) родился в Ташкенте, где окончил художественное училище. Сотрудничая с Фондом имени Джеральда Даррелла, Востоков поучаствовал в создании центра реабилитации конфискованных у браконьеров гиббонов. Работал в зоопарках Ташкента, на острове Джерси, в Москве и Камбодже.
Литературную деятельность Станислав Востоков начал в 1998 году с публикации стихотворений в различных детских журналах: «Мурзилка», «Кукумбер», «Юный натуралист» и др.
В 2004 году издательством «Ювента» были напечатаны рассказы Станислава Востока о жизни животных Московского зоопарка под названием «Московский зоопарк. Рассказы служителя». В 2007 году сразу за две книги &#; «Московский зоопарк. Заметки служителя» и «Остров, одетый в джерси, или специалист по полуобезьянам» &#; С. Востоков был награжден национальной детской литературной премией «Заветная мечта» в номинации «Лучшее произведение о животных и живой природе». Переиздание книги о Московском зоопарке состоялось в 2010 году в издательстве «Самокат», она вышла под новым названием &#; «Не кормить и не дразнить!», где животные собственноручно изображены Востоковым не только в рассказах, но и на иллюстрациях.
Животные и птицы, живущие в зоопарке, &#; это для С. Востокова отдельная и важная тема. Да и где еще может ребенок столь подробно рассмотреть дикое животное, как не в зоопарке? Тема вышла бы грустной, если бы писатель позволял себе употреблять мрачные краски для описания подневольного, тоскливого существования обитателей зоопарка. Но ему чудесным образом удалось этого избежать.
Рассказы из книги «Не кормить и не дразнить!» – это небольшие, но довольно красочные заметки о бытовой, ежедневной жизни животных и людей, обитающих в Московском зоопарке. Книга представляет собой дневник служителя зоопарка, в котором содержится описание «закулисной» жизни зверинца, подмечены интересные и довольно забавные черты характеров некоторых его питомцев. Кроме того, рассказы снабжены познавательным компонентом. Например, читатель узнает, что монал – это вовсе не дикий зверь, а довольно пугливая гималайская птица с черным хохолком и серыми с желтыми пятнами крыльями, похожая на обыкновенный куст; что самый крупный грызун на свете называется калибара и как выглядят летучие собаки. Повествование зачастую бывает окрашено мягким юмором: «Живут у нас в Московском зоопарке антилопы гну. И вправду все какие-то гнутые, с загнутыми, словно велосипедный руль, рогами. И снаружи они гнутые, и изнутри, потому что характер у них тоже - как пружина. Сидит внутри, сидит, а потом как распрямится! И давай гну от этой распрямившейся пружины подскакивать и взбрыкивать по всей клетке! Только ноги в разные стороны! И скачет, пока завод не кончится. А как кончится, тогда служитель Серега быстро к ним забегает, сена кинет охапку, мусор соберет и назад, пока гну снова скакать не начал. А то попадешь под горячую ногу, потом всю жизнь будешь согнутым ходить, как гну».
Характерными чертами рассказов о животных Станислава Востокова являются наличие в них уважения к живому существу, реализм изображения и доброта.
Рассказы о животном и растительном мире нынче не редкость. Часто такие книги выходят под маркой известных издательств, увеличенного, подарочного формата, красиво оформленные. Но стоит заглянуть под обложку, выясняется, что они либо носят развлекательный характер и малосодержательны, либо, напротив, написаны столь научным, академическим языком, что понятны только профессионалам да студентам-биологам. Замечательным явлением среди подобного рода литературы стали книги Ольги Кувыкиной и Алексей Туровского. Их произведения адресованы читателям, знаний которых еще недостаточно для работы со специальными, научными текстами, но интерес к исследованию окружающего мира уже вполне сформировался.
Ольга Владимировна Кувыкина (род. 1978) в литературу вступила уже сложившимся человеком – настоящим биологом и научным журналистом. За книгу «Письма насекомых» была удостоена премии «Книга года – 2010» в номинации «Вместе с книгой мы растем».
Первая книга Кувыкиной – «Клад на подоконнике» – представляет собой сборник коротких рассказов о растительном мире: «Гиганты растительного мира», «Любимчики королей», «Лучший друг индейца», «Пища богов». Из них читатель сможет узнать ужасную и удивительную правду о деревьях, травах и цветах. Оказывается, растения более живые, чем нам кажется. Они могут чувствовать, обманывать, лечить от различных болезней и даже совершить самоубийство ради любви. Кроме того, в этой книге автор дает нетривиальные советы, как провести необыкновенный научный эксперимент прямо дома на подоконнике!
Следующая книга Ольги Кувыкиной, вышедшая в 2008 году, выполнена в форме ответов рассказчика на письма насекомых. Это позволяет автору уйти от монотонности повествования и добавляет легкости в изложении: например, отвечая на вопрос бражника о фильме «Молчание ягнят», автор перескакивает на мифологию, давая толкование английскому названию бабочек (butterfly – масляная муха), затем следует краткий экскурс в историю космических исследований этого вида чешуекрылых, а в заключение Кувыкина ненавязчиво агитирует юных ботаников заняться наукой в Московском дворце творчества. И все это умещается на каких-нибудь двух-трех страницах текста.
«Пластилиновая книга» ‒ на данный момент последняя книга Ольги Кувыкиной, увидевшая свет, как и две предыдущие, в Издательском Доме Мещерякова, явление не только в детской художественной литературе, но и в детской книжной иллюстрации. Книга, изданная довольно большим форматом, содержит 10 разворотов, каждый из которых рисует живописный кусочек нашего огромного мира: мангровые заросли бассейна Карибского моря, эвкалиптовые леса Австралии, Арктическую тундру или тропики юго-восточной Азии. Прекрасные, яркие и детально проработанные иллюстрации Натальи Снегиной выполнены в технике пластилиновой живописи, вследствие чего выглядят объемными и довольно натуралистичными. Заметки Ольги Кувыкиной о животном и растительном мире на полях книги – что-то вроде энциклопедических статей по биогеографии. Несмотря на то, что книга рассчитана на маленького читателя, в ней не встретить фраз типа «А это птичка, у нее есть клювик». Текст написан в меру научным языком, насыщен биологическими терминами, при этом остается понятен читателю, не в последнюю очередь благодаря замечательным иллюстрациям. Главное, что Кувыкина пишет о том, что хорошо знает, о тех местах, где она сама бывала.
Ольга Кувыкина старается в каждую свою книгу вместить как можно больше знаний, наблюдений и навыков. С кем только не познакомится читатель, где только не побывает и чего только не узнает! В мангровых зарослях и в холодных краях, в широколиственных лесах Европы, где сохранился удивительный, ни на что не похожий мир, или в подводном мире Индийского океана, где рыбы похожи на причудливые цветы, а цветы оказываются хищниками. Научная точность описаний сочетается в книгах Ольги Кувыкиной с яркой эмоциональностью. Восхищение увиденным и жажда новых впечатлений пронизывают каждую строчку, определяя своеобразие ее писательского почерка.
Еще один биолог, по совместительству занимающийся с недавних пор детской литературой, &#; рижский зоолог Алексей Туровский. В 2005-м году была издана его первая книга рассказов под названием «От букашки до кита». В ее основу положены рассказы из цикла «Мурашка мурашке рада», звучавшие на «Радио 4».
Необычайно широк диапазон познавательного материала в первой книге рассказов А. Туровского. Он предлагает пристально вглядываться в жизнь животных, насекомых, птиц. Из увлекательного путешествия «от букашки до кита», которое предлагает совершить автор по страницам своей книги, маленькие читатели узнают, как великий обжора «летающим цветочком» стал, почему паукам торопиться незачем и что из нитей паутины можно сплести канат толщиною с палец, что много веков и даже тысячелетий назад в Древнем Египте обыкновенная корова почиталась как мать всех богов, познакомятся с разноцветными слонами и крылатыми Микки-Маусами.
В рассказах Туровского нет громких деклараций о любви ко всему живому, но авторская позиция настолько ясна, что читатель невольно поддается ее воздействию. Ненавязчиво писатель стремится воспитывать в читателях чувство «доброго старшего брата всего живого», выработать новую экологическую нравственность у подрастающего поколения.
Следующая книга Алексей Туровского &#; «Живые знаки. Записки и рисунки зоосемиотика» &#; ориентирована на более взрослого и эрудированного читателя. В ней писатель пробует объяснить происхождение многих мифов о животных, раскрыть их значение. Почему у всех народов существуют суеверья о хитрых и коварных змеях, хотя в действительности змеи вовсе не коварные существа. Напротив, змея – просто боязливое и очень осторожное животное. Орла люди склонны считать символом гордости и отваги, но на самом деле эту птицу трудно назвать гордой и смелой. Как утверждает писатель, в основе любого мифа о животных, в которых они выступают как некие мифологемы, зачастую лежат обыкновенные биологические факты. Книга «Живые знаки. Записки и рисунки зоосемиотика» Алексея Туровского рассказывает именно о таких особенностях животных и отношения к ним человека, которые легли в основу процесса «пути из природы в миф».
Достаточно длительный период, со времен Юрия Коваля, Николая Сладкова, ниша художественно-познавательной детской книги о животных пустовала. Но сейчас можно говорить о возрождении данного направления в детско-юношеской литературе. Появляются новые авторы: Ольга Кувыкина, Алексей Туровский, Станислав Востоков и др., - которые в своих произведениях не только стараются сохранить то лучшее, что выработала литература предыдущих периодов, но и привнести новое видение, посмотреть на природу глазами современного читателя, научить ребенка XXI века любить и уважать природу. А для этого писатель художественно-познавательных произведений должен уметь, по словам В.Г. Белинского, «одушевить… весь мир и всю природу, заставить говорить языком любви и жизни и немой камень, и полевую былинку, и журчащий ручей, и тихо веющий ветер, и порхающую по цветам бабочку».

Литература:
  1. Камянов В. Спор о прошлом после штурма будущего // Новый мир. 
    1990. № 8. 
  2. Романова Н. Муравей Красная Точка. ‒ М., 1988.
  3. Романова Н. Ящерица без хвоста. – М., 1990.
  4. Романова Н. Дайте кошке слово. ‒ М., 2006.
  5. Сергеев Л. Белый и черный. – М., 1990.
  6. Востоков С. Не кормить и не дразнить! – М., 2012.
  7. Кувыкина О. Пластилиновая книга: Кругосветное путешествие. – М., 2010.
  8. Кувыкина О. Письма насекомых. – М., 2010.
  9. Туровский А. От мурашки до кита. – Таллинн, 2005.
  10. Туровский А. Живые знаки. Записки и рисунки зоосемиотика. – Таллинн, 2010.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle