Библиографическое описание:

Атаханова С. К. Конституционно-правовая сущность института обращений граждан в органы государственного управления // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 265-269.

Одним из определяющих факторов степени развитости демократии в том или ином государстве является возможность граждан свободно обращаться в государственные органы как за защитой своих прав и свобод, так и по другим вопросам.

Сегодня в нашей стране вышеназванные положения находят свое закрепление на конституционном уровне. Так, пункт 1 статьи 33 Конституции РК устанавливает: «Граждане Республики Казахстан имеют право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей, обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления» [1].

Как видим, данное конституционное положение наделяет граждан Республики широким диапазоном прав, а именно, в нем идет речь о праве граждан на участие в управлении делами государства непосредственно или через своих представителей. Реализация этого общего права осуществляется через целый ряд других вспомогательных прав. В частности, через право граждан направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, а также через право избирать и быть избранным, право участвовать в референдуме и др. Кроме того, у них есть право обращаться не только в государственные органы и органы местного самоуправления, но и к должностным лицам негосударственных организаций, в общественные объединения, включая политические партии, неправительственные организации, профсоюзы, в КСК и т.д. Однако сразу следует оговорить, что законодательство не регламентирует порядок рассмотрения обращений граждан общественными объединениями, поскольку государство не вправе вмешиваться в их внутреннюю деятельность. Лишь в тех случаях, когда такие организации специально уполномочены на защиту прав граждан (например, профсоюзы), либо наделены определенными правомочиями, связанными с реализацией прав человека, на них распространяется тот же порядок, что и на государственные органы.

Одним из способов выражения гражданской активности служит право граждан Республики Казахстан обращаться лично, а также направлять индивидуальные или коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Свое развитие это конституционное право нашло в Указе Президента РК, имеющем силу закона, от 19 июня 1995 г. № 2340 «О порядке рассмотрения обращений граждан» [2] и в Законе РК от 27 ноября 2000 г. № 107-II «Об административных процедурах» [3].

Согласно первому нормативному правовому акту, в целях защиты своих прав и законных интересов, а также защиты законных интересов других физических и юридических лиц, общества или государства любой гражданин может обратиться в соответствующий государственный орган или к уполномоченному должностному лицу (в том числе и к Главе государства). При этом обращение может быть сделано как устно, так и письменно, иметь форму предложения, заявления, жалобы, отклика или запроса. В свою очередь, обращения, поданные в установленном порядке, подлежат обязательной регистрации и рассмотрению. Отказ в приеме обращения запрещается.

Обращения могут быть не только индивидуальными, но и коллективными; адресоваться они должны органу или должностному лицу, в компетенцию которых входит их разрешение. Кроме того, каждое такое обращение должно быть рассмотрено в установленные сроки.

Обращения граждан рассматриваются и по ним принимаются решения в срок до одного месяца со дня поступления в органы, а не требующие дополнительного изучения и проверки – не позднее 15 дней. В тех случаях, когда необходимо проведение дополнительной проверки, сроки могут быть продлены руководителем соответствующего органа, но не более чем на один месяц, о чем сообщается заявителю.

Согласно Закону РК «Об административных процедурах» основанием для снятия с контроля поступившего обращения является документ установленной формы (служебная записка, справка) о результатах его рассмотрения с приложением материалов проверок или исчерпывающий ответ государственного органа.

В тоже время следует иметь в виду, что любое решение, принятое государственным органом или должностным лицом по обращению гражданина, может быть обжаловано заявителем в вышестоящий государственный орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

Право гражданина обжаловать акты субъектов власти – атрибут демократического государственного строя. Оно вытекает из особенностей административно-правовых и иных, построенных на началах неравенства сторон отношений. В таких правоотношениях одна из сторон, обладающая властными полномочиями, имеет право решать вопросы. Исторический опыт развития общества свидетельствует о том, что акты субъектов власти могут быть дефектными. Причины дефектности таких актов могут быть различными, например, выбор не лучшего варианта решения из-за небрежности, пристрастности, некомпетентности, злоупотребления властью или должностными обязанностями и т.п. Поэтому в интересах дела право одной стороны решать, использовать властные полномочия должно быть уравновешено правом другой стороны, обжаловать акт, требовать его пересмотра.

Таким образом, можно заключить, что институт обращений граждан в органы власти и местного самоуправления – важный элемент системы защиты прав человека и основных свобод. Он носит комплексный характер, как по форме поступления обращений, так и по порядку их рассмотрения.

Обращения становятся одной из форм непосредственной демократии, воздействия на решение общественно значимых вопросов органами власти и управления. Внося различные предложения, направленные на совершенствование общественных отношений, добиваясь осуществления своих прав, сигнализируя о недостатках в работе государственных органов, организаций и должностных лиц, граждане тем самым активно участвуют в укреплении казахстанской государственности, обеспечении режима законности.

В юридической науке до настоящего времени не решен вопрос, к какой группе прав следует отнести права, направленные на охрану других прав и свобод: право на жалобу, на судебный иск, права обвиняемого, права жертв. Ряд российских ученых считают, что они не вписываются в традиционную пятизвенную классификацию прав (гражданские, политические, социально-экономические и культурные права) и их следует объединить в отдельную группу прав-гарантий по всему комплексу прав человека и гражданина [4, с. 20].

Право граждан на обращение в суд в случае нарушения их субъективных прав «являются характерными составными частями судебной системы в правовом государстве и процессуальными дополнениями материальных основных прав» [5, с. 179-180].

Следует сказать, что в казахстанской Конституции право на жалобу является составной частью права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления и относится к группе политических прав. Однако, строго говоря, лишь предложения и отклики представляют собой форму участия граждан в общественно-политической жизни страны. Заявления, жалобы и запросы в большей степени направлены на реализацию и защиту принадлежащих им прав и свобод.

Вместе с тем, как показывает практика, указанное конституционное право граждан порой нарушается. Многие ответы на их обращения со стороны государственных органов и должностных лиц не отвечают требованиям действующего законодательства, что порождает повторные жалобы. При этом граждане, исчерпавшие все возможности защитить свои права и законные интересы в государственных органах, в компетенцию которых входит непосредственное разрешение их вопросов, вынуждены обращаться в вышестоящие, надзорные или судебные органы.

Так, в Послании Конституционного Совета РК от 2 июля 2002 г. № 10-7/265 «О состоянии конституционной законности в Республике», адресованном Парламенту Республики Казахстан, отмечается, что «по поступившим заявлениям можно судить о том, что в деятельности тех или иных должностных лиц органов исполнительной власти имеют место невыполнение своих обязанностей, превышение полномочий, произвольное толкование законов…» [6].

Несмотря на принимаемые меры, в работе с обращениями граждан еще не изжиты факты неправильного их разрешения, дачи заявлениям необоснованных и неубедительных ответов, волокиты, непринятия действенных мер к восстановлению нарушенных прав и справедливости.

Социологическое исследование, проведенное по заказу Агентства по делам государственной службы, оценивало степень открытости и доступности государственных органов. 90 органам были разосланы письма от юридического и физического лица с почтовым уведомлением о получении. 1 органу был сделан устный запрос по телефону. В числе госорганов было 47% организаций республиканского уровня, 20% – областного, 19% – городского и 14% – районного. Запросы были высланы всем областным и некоторым городским акиматам. Письма содержали вопросы о количестве сотрудников, бюджете органа на заработную плату, наличии вакансий и были составлены таким образом, чтобы предоставляемая информация не была государственным секретом, получение ее не заняло бы много времени у исполнителя.

Коэффициент ответов на запрос юридического лица составил 46% от общего количества госорганов, которым был отправлен запрос, а на письмо физического лица – 34%. Ответы в письменном виде на запросы юридических лиц дали всего 38% органов, на запросы физических лиц все ответы были даны письменно. Таким образом, 66% госорганов проигнорировали письма граждан и 54% – юридических лиц. На республиканском уровне отреагировали 55% на одно из писем и 10% ответили на оба письма. 50% госорганов областного уровня и 58% органов городского уровня отреагировали хотя бы на одно из писем. На районном уровне всего 31% госорганов ответили на запрос информации хотя бы по одному письму. При этом не все из госслужащих дали полный ответ на все поставленные вопросы.

Кроме того, оценивалась степень удовлетворенности обращавшихся граждан. Из опрошенных лиц недовольны сроками рассмотрения – 35%, ясностью и полнотой информации – 25%, вежливостью работников госоргана – 29%, качеством услуг – 31%. От 35% до 40% довольны лишь частично. Особенно велика доля людей (более 35%), недовольных сроками рассмотрения при обращении в акиматы, органы труда и социальной защиты, жилищные ведомства (БТИ), суды, таможенные органы, охраны правопорядка, лицензирования и стандартизации.

Отчасти отмеченные недостатки являются следствием неправильной оценки содержания обращений граждан, что создает простор для различных толкований, и, следовательно, для нарушения законности. В тоже время снижение ответственности органов власти и должностных лиц за правильную организацию рассмотрения обращений можно усмотреть и в половинчатом решении этого вопроса на конституционном уровне.

Сегодня конституционная норма (пункт 1 статьи 33) закрепляет только право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные или коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, но в ней не упоминается об ответственности этих органов и должностных лиц за нарушение порядка рассмотрения таких обращений. В этой связи считаем необходимым внести в раздел II Конституции РК общую норму, закрепляющую ответственность государственных органов и организаций, а также их должностных лиц за нарушение прав человека и гражданина, предусмотренных данным разделом, в том числе за нарушение права граждан на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Данное предложение можно оформить отдельной статьей следующего содержания:

«Статья 39-1

Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации, должностные лица, допустившие нарушение прав и свобод человека и гражданина либо не соблюдающие конституционные требования по исполнению своих обязанностей, несут ответственность в соответствии с законом».

Это нововведение, на наш взгляд, послужит основанием для обеспечения более значимой и действенной защиты прав, свобод и законных интересов граждан, в том числе, связанных с их обращениями в соответствующие органы и организации. Кроме того, считаем, что право на обращение должно включать в себя не только обеспеченную государством возможность подачи обращения, но и реальную возможность определенного контроля со стороны субъектов, подающих обращения, за выполнением тех обязанностей, которые возложены на органы государства, местного самоуправления и должностных лиц по приему и рассмотрению жалоб и заявлений.

Структура конституционного права личности на обращение в органы государства и местного самоуправления охватывает целый ряд правомочий:

  • - право вносить индивидуальные и коллективные жалобы во все государственные органы и органы местного самоуправления, а также к депутатам и должностным лицам, в том числе обжаловать решение, принятое по обращению, в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, а также в суд на решения и действия органов и должностных лиц, совершенные с нарушением закона;

  • право вносить в указанные органы индивидуальные и коллективные заявления по поводу реализации принадлежащих гражданину или другому лицу прав;

  • право вносить предложения и рекомендации по совершенствованию законодательства о правах человека, практики его реализации, улучшению работы государственных органов;

  • право запрашивать необходимые документы и информацию по вопросам, затрагивающим права и свободы человека;

  • право выражать свое отношение к проводимой государством политике в области прав человека, а также относительно конкретных мер, принимаемых соответствующими органами в данной сфере;

  • право быть принятым лично руководителем или должностным лицом соответствующего органа и лично изложить доводы по факту обращения;

  • право давать необходимые пояснения, объяснения, дополнительные материалы по факту обращения;

  • право требовать от соответствующих органов принятия необходимых мер по пресечению нарушений прав человека и восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных лиц к ответственности;

  • право получить мотивированный ответ в устной или письменной форме о принятом решении.

Ежегодно в государственные органы и общественные организации нашей страны поступают сотни тысяч обращений граждан. Но как оценивать эти обращения? Правомерно ли считать, что поступление их в большом количестве непременно свидетельствует о неблагополучии? Или, наоборот, значительное число обращений следует воспринимать как положительное явление? Ответ на эти вопросы, как показывает практика, можно получить путем анализа их содержания и классификации, что позволяет выявить нужды населения.

Для выяснения юридических свойств обращений не менее важное теоретическое и практическое значение имеет вопрос об уточнении их понятийного аппарата. Его значимость состоит в том, что точность терминологии, употребляемой в юридических документах, способствует правильному применению и исполнению правовых предписаний, делает обращение, как и ответ на него доступным и понятным.

Практика показывает, что граждане Республики Казахстан реализуя свое конституционное право на защиту своих прав и свобод, обращаются в различные государственные органы и органы местного самоуправления с различными предложениями, замечаниями, просьбами, требованиями. Поставить знак равенства между всеми обращениями нельзя, поскольку в них затрагиваются разные стороны общественных и личных интересов. Кроме того, каждое из них отличается собственной юридической природой и содержанием. Прежде чем, перейти к рассмотрению отдельных видов обращений, необходимо четко уяснить, что же представляет собой сам термин «обращение», выявить его основные признаки.

Данное понятие используется в разных смыслах. Большая Советская Энциклопедия называет шесть его значений: лингвистическое (филологическое), логическое, химико-технологическое, экономическое, физико-математическое, юридическое (гражданско-правовое) [7, с.226-227]. Однако не раскрывается тот смысл, который придается данному термину в Конституции, или в других нормативных правовых актах.

1. Прежде всего, данное понятие означает установление определенного отношения между двумя субъектами: индивидом, с одной стороны, и должностным лицом (государственным органом), с другой.

2. Оно носит политический характер, ибо является косвенной формой участия граждан в управлении делами государства, их политическим правом, выражает их реакцию на проводимую государством политику и происходящие в обществе политические, социально-экономические и духовно-культурные процессы.

3. Одновременно это – правовая категория, ибо выступает способом защиты гражданами своих прав и свобод, закреплено законодательно и обеспечено соответствующими гарантиями со стороны государства.

4. Обращение является родовым, собирательным понятием, объединяющим такие конкретные виды обращений граждан, как «предложение», «заявление», «жалоба», «отклик», «запрос».

5. Законодательство регулирует порядок рассмотрения тех обращений, которые направляются в государственные органы и организации, а также органы местного самоуправления. Оно не затрагивает обращений граждан в общественные объединения, к руководству негосударственных предприятий, учреждений и организаций, а также в международные организации.

6. На конституционном уровне регулируются именно те обращения, которые поступают от физических лиц, прежде всего, от граждан Республики Казахстан. Как уже говорилось выше, право на обращение является их политическим правом. Однако это не означает, что иностранцы лишены этого права.

Во-первых, в соответствии с пунктом 4 статьи 12 они пользуются в Республике теми же правами и свободами, установленными для граждан, если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами.

Во-вторых, статья 12 Закона РК «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» закрепляет, что обращения иностранных граждан и лиц без гражданства как имеющих, так не и имеющих право на постоянное проживание в Республике Казахстан, рассматриваются в установленном Законом порядке, если международными договорами Республики Казахстан не предусмотрены иные правила их рассмотрения [8].

7. Обращения от физических лиц вносятся в определенном законом форме и порядке и подлежат регистрации.

8. Для всех обращений, независимо от того, в какие органы (кроме судов) и в какой форме они подаются, установлены единый порядок и сроки их рассмотрения, закрепленные Указом от 19 июня 1995 г.

9. Все обращения граждан в обязательном порядке должны быть рассмотрены теми органами и организациями, в компетенцию которых входит их разрешение; они ставятся на контроль исполнения, на все из них должны быть даны ответы.

Таким образом, обращение – это политико-правовое отношение, возникающее между индивидом и государством по поводу реализации и защиты, принадлежащих физическим и юридическим лицам прав и свобод, а также законных интересов общества или государства, путем внесения гражданами в установленном законом порядке предложений, заявлений, жалоб и в иных формах в государственные органы, организации и органы местного самоуправления, которые подлежат обязательному рассмотрению в определенные законом сроки.


Литература:

  1. Конституция РК: принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 г. с изменениями и дополнениями, внесенными законом РК от 7 октября 1998 г. – Алматы: Баспа, 1998. – 67 с.

  2. Президент Республики Казахстан. О порядке рассмотрения обращений граждан: Указ, имеющий силу закона, от 19 июня 1995 г. – № 2340 // Ведомости Верховного Совета РК. – 1995. – № 9-10. – Ст. 71.

  3. Республика Казахстан. Закон от 27 ноября 2000 г. – № 107-II. Об административных процедурах // Ведомости Парламента РК. – 2000. – № 20. – Ст. 379.

  4. Мамичева С.В. Права жертв преступлений и злоупотреблений властью // Журнал российского права. – 2001. – № 7. – С. 12-20.

  5. Государственное право Германии: В 2-х т. / Отв. ред. Б.Н. Топорнин. – М., 1994. – Т. 2. –589 с.

  6. Конституционный Совет РК. О состоянии конституционной законности в Республике: Послание от 2 июля 2002 г. – № 10-7/ 265 // Справочно-информационная система «Adviser».

  7. Большая Советская энциклопедия / Под ред. Г.С. Сапаргалиева. – М.: Советская энциклопедия, 1974. – Т. 18. – 632 с.

  8. Закон РК от 19 июня 2007 г. № 2340 «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц».



Обсуждение

Социальные комментарии Cackle