Библиографическое описание:

Баламирзоев Н. Л. Основные методы и функции управления, способствующие развитию регионального туристского комплекса // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 97-99.

Необходимыми условиями успешного развития регионального туристического комплекса являются гарантии сохранения состояния стабильности в будущем. В настоящее время успешное развитие туристского региона, как и общества в целом, невозможно без действенных методов и функций управления, способствующих развитию регионального туристского комплекса.

Методы управления представляют собой совокупность способов и прие­мов воздействия субъекта управления на управляемый объект с целью обеспечения развития всего производственного процесса [1, с.16].

С точки зрения управления туристский комплекс представляет собой систему, состоящую из технических, экономических и социальных, организационно связанных между собой элементов, и подразделяется на две крупные подсистемы – управляемую (объект управления) и управляющую (субъект управления), которые связаны информационными каналами. Управляемая подсистема – это внутренняя структура туристской индустрии, в свою очередь представляет собой единство технических, технологических, организационных, экономических элементов и связей между ними. При этом каждый объект управляемый, но лишь в единстве и во взаимосвязи всех составляющих этого объекта. Управляющая подсистема в туристском комплексе представляет собой уже совокупность факторов, воздействующих на объект управления, и состоит из органов управления и обеспечивающих их средств оргтехники.

Методы управления, будучи рычагами воздействия на объект управления, всегда должны выбираться целесообразно в соответствии с поставленными за­дачами, характеристиками объекта и субъекта управления [2, с.145].

Результативность и эффективность использования методов управления устойчивым функционированием и развитием сферы туризма в регионе, в том числе эффективное использование туристского потенциала, обеспечение удов­летворения потребностей, туристов, реализация целей социально-экономического развития региона в целом, во многом определяются комплекс­ностью и системностью их использования. Комплексность использования ме­тодов управления означает, что они должны использоваться во всей совокупно­сти, одновременно, хотя, естественно, в различных пропорциях и соотношени­ях. Системность же означает, что методы управления должны использоваться во всех элементах и на всех уровнях большой системы, по всей иерархии. Толь­ко при этих условиях можно рассчитывать на эффективность и действенность методов управления.

Известные методы управления (программно-целевой, аналитический, мо­делирования, факторного анализа, экспертных оценок, стимулирования, комби­нированные методы и другие) должны применяться комплексно как к каждому отдельному элементу, так и сфере туризма в целом. Например, в организации строительства туристского комплекса, образующего дестинацию, используются не только экономические методы инвестирования, но и административные. Од­нако не императивы ограничений административных методов, а императивы стимулирования выступают на первое место (выделение земли под застройку, налоговые льготы, возможные гарантии инвесторам). При этом существенная роль принадлежит жителям данного региона, представителям органов местной власти в решении вопроса о строительстве данного комплекса.

С помощью организационных методов определяется струк­тура управления предприятий и организаций, устанавливаются права и обязан­ности каждого работника, регламентируются функции по осуществлению про­цесса управления. Система управления требует постоянного совершенствова­ния организационных методов, так как они в первую очередь направлены на процесс производства, распределения и потребления туристских услуг, призва­ны максимально приблизить (и даже превзойти) получаемое туристское впечатление туристскому интересу, т.е. обеспечить удовлетворение динамично меняющихся потребностей туристов с требуемым уровнем качества.

В процессе достижения динамически меняющихся целей система управления туризмом в регионе должна решать наиболее эффективным образом проблемы используя соответствующие принципы и методы путем реализации функций управления. Функции управления складываются из логически последовательных операций: сбора информации о ситуации на рынке; обработки данной информации, хранения и передачи субъекту управления, который вырабатывает оптимальную стратегию для предприятия и передает принятое решение в виде команды на объект управления, где соответствующим образом корректируется производственная программа.

Таким образом, туристы могут выступать как элемент субъекта управле­ния. С другой стороны, заплатив деньги за услуги (туры), туристы становятся объектом управления – их «ведут» по маршрутам, предписывая определенные действия, запрещая другие. Например, необходимость следования четко по маршруту, выполнения норм и правил (законов) страны пребывания, распоря­док дня – весь процесс предоставления туристских услуг регламентирован. Субъекты управления – в первую очередь местные и региональные органы вла­сти – фактически не управляют туристами в общепринятом смысле этого слова, а создают благоприятные условия, косвенным образом воздействуя на развитие сферы туризма (например, выделяя земли для развития дестинаций, совершен­ствуя законодательство в сфере регулирования деятельности туризма на своей территории и т.д.). Из двойственной природы туристов, носящих в себе элемен­ты субъекта и объекта управления, следует, что управлять необходимо не столько объектами (например, аттракторами), сколько факторами, процессами, явлениями, отношениями, воздействующими на объект (качество обслужива­ния туристов, технологический процесс приготовления пищи, свойства аттрак­торов и другие). Отсюда следует важный вывод, что субъект управления дол­жен в первую очередь создавать наилучшие условия для удовлетворения по­требностей туристов и нормального функционирования объектов управления.

Обычно под функциями управления понимаются особые виды специали­зированной управленческой деятельности, выделившиеся в процессе разделе­ния управленческого труда [2, с.145]. Функции управления характеризуют ту или иную активность взаимодействия объекта и субъекта управления (преиму­щественно воздействия субъекта на объект). Для эффективного, целостного управления они должны применяться комплексно и по всему спектру управ­ленческого действия. Между функциями управления нет жестких однозначных границ. Один и тот же вид управленческой деятельности может обнаружить признаки двух и более функций управления, их тесное взаимопроникновение.

Следовательно, повышение эффективности управленческой деятельности в значительной степени зависит от правильного понимания и применения функций управления, К предметно- и объектно-определенным функциям управления сферой туризма в регионе могут быть отнесены функции, вытекающие из самой природы отношений и процессов; функции управления на уровне первичных организаций (турфирм, предприятий размещения, питания, транспортных компаний, торговли и т.д.), функции регионального управления сферой туризма, среди которых могут быть выделены: комплексного развития инфраструктуры туризма в регионе; согласования действий органов управления сферой туризма с региональными органами власти по поводу использования ресурсов, правовому обеспечению и другое.

Реализация выделенных функций позволит, используя соответствующие принципы и методы, обеспе­чить протекание интеграционных процессов, выявить и эффективно использо­вать потенциалы региона, в том числе синтезированные (диверсификации, связности, организации и т.д.), гибко реагировать на изменения процессов, про­текающих в системе.

Для успешной реализации каждой функции необходимо применять полный набор функций по прогнозированию, планированию, регулированию, организации, контролю, учету и анализу, стимулированию.

Функция прогнозирования направлена на определение вероятных целей устойчивого функционирования и развития сферы туризма в регионе и вероятностных путей их достижения. Как правило, прогнозирование осуществляется перед планированием при создании новых дестинаций, но также может осуществляться после него, если процесс имеет предисторию или одновременно с ним при прогнозировании потока туристов и планирование транспортных перевозок. Методы прогнозирования можно разделить на две группы. Это эвристические методы, которые основаны на преобладании интуиции, то есть субъективных начал. Другую группу образуют экономико-математические методы, в которых превалируют объективные начала. К их числу относятся статистические методы. Значительное число методов в той или иной степени объединяют элементы обеих групп [3, с.26].

Функция планирования выражается в разработке программ и планов устойчивого развития сферы туризма с учетом программ и планов социально-экономического развития региона, нормативно-правовой базы, маркетинговой стратегии и рекламной кампании, формировании благоприятной инвестиционной политики и т.д. Применение функции планирования должно иметь постоянно развивающийся комплексный и системный характер. Комплексность планирования означает, что все большее число факторов объективной и субъ­ективной природы должно быть учтено при определении целей устойчивого функционирования и развития системы туризма. Все большее число путей и средств должно быть предусмотрено при полном учете региональных условий. Системность же означает необходимость учета всех объективных связей по вертикали – от международного уровня до уровня предприятия и индивида.

Функция регулирования направлена на устранение возникающих и потенциальных отклонений от заданной программы. Функция регулирования проявляется особенно ярко в текущем управлении сферой туризма в регионе. Дело в том, что процессы производства и оказания туристских услуг практиче­ски совпадают во времени, а объем услуг и их качество должны соответство­вать спросу в конкретный момент времени, Так, туристский комплекс должен удовлетворить потребности туристов с заданным качеством и в требуемом объеме.

Функция организации предусматривает обоснование и выбор элементов управляемой и управляющей подсистем, а также установление пространствен­но-временных и причинно-следственных связей между ними (например, орга­низация рабочих мест, выбор технологии продвижения и стимулирования про­даж туристских услуг, создание структур управления, профессиональное обу­чение кадров и другое).

Функция контроля включает в себя определение степени соответствия процесса плановым показателям. Эффективность контроля зависит от принятых теоретических и методических подходов к контролю как функции управления, системности и комплексности осуществления функции контроля, инструментальной основы и полноты анализа выявленных причин отклонений. Контроль осуществляется путем сопоставления в заданное время фактических результатов работы структурных подразделений и заинтересованных сторон сведениям, содержащимся в нормативно-правовых документах, а также существующим нормативам использования туристских ресурсов.

Функции учета и анализа служат для объективной оценки управляемой и управляющей систем с целью разработки мероприятий, позволяющих повысить эффективность управления. На основании данных учета реализованных меро­приятий производится сопоставление фактических результатов с плановыми. Исследование отклонений (анализ результатов) позволяет вскрыть недоисполь­зованные потенциалы региона (резервы), которые можно использовать в целях туризма; негативные и позитивные факторы; обосновать такие управленческие воздействия, которые, с одной стороны, повысят влияние положительных фак­торов, а с другой – уменьшат или ликвидируют действие отрицательных факто­ров; изучить тенденции развития сферы туризма в регионе; структурировать проблемы развития объекта управления.

Таким образом, цепочка функции управлений замыкается. Замкнутость системы обеспечивает ее саморегулирование и развитие. Благодаря обратным связям, в конкретной ситуации эти функции уточняются, детализируются, учитывается особенность конкретного предприятия инфраструктуры туризма и динамично меняющихся и возрастающих потребностей туристов.


Литература:

  1. Чаки Ф. Современная теория управления: нелинейные, оптимальные и адаптивные системы. – М: Мир, 1975. 424с.

  2. Лебедев О.Т. основы менеджмента. Учебн.пособ. – СПб: СПб ГТУ, 2001. 388с.

  3. Беликов М.Ю. Города-курорты Краснодарского края: проблемы отраслевой и структурной перестройки в условиях перехода к рынку. – Краснодар: 1994.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle