Библиографическое описание:

Баламирзоев Н. Л. Основные методы и функции управления, способствующие развитию регионального туристского комплекса // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 97-99.

Необходимыми условиями успешного развития регионального туристического комплекса являются гарантии сохранения состояния стабильности в будущем. В настоящее время успешное развитие туристского региона, как и общества в целом, невозможно без действенных методов и функций управления, способствующих развитию регионального туристского комплекса.

Методы управления представляют собой совокупность способов и прие­мов воздействия субъекта управления на управляемый объект с целью обеспечения развития всего производственного процесса [1, с.16].

С точки зрения управления туристский комплекс представляет собой систему, состоящую из технических, экономических и социальных, организационно связанных между собой элементов, и подразделяется на две крупные подсистемы – управляемую (объект управления) и управляющую (субъект управления), которые связаны информационными каналами. Управляемая подсистема – это внутренняя структура туристской индустрии, в свою очередь представляет собой единство технических, технологических, организационных, экономических элементов и связей между ними. При этом каждый объект управляемый, но лишь в единстве и во взаимосвязи всех составляющих этого объекта. Управляющая подсистема в туристском комплексе представляет собой уже совокупность факторов, воздействующих на объект управления, и состоит из органов управления и обеспечивающих их средств оргтехники.

Методы управления, будучи рычагами воздействия на объект управления, всегда должны выбираться целесообразно в соответствии с поставленными за­дачами, характеристиками объекта и субъекта управления [2, с.145].

Результативность и эффективность использования методов управления устойчивым функционированием и развитием сферы туризма в регионе, в том числе эффективное использование туристского потенциала, обеспечение удов­летворения потребностей, туристов, реализация целей социально-экономического развития региона в целом, во многом определяются комплекс­ностью и системностью их использования. Комплексность использования ме­тодов управления означает, что они должны использоваться во всей совокупно­сти, одновременно, хотя, естественно, в различных пропорциях и соотношени­ях. Системность же означает, что методы управления должны использоваться во всех элементах и на всех уровнях большой системы, по всей иерархии. Толь­ко при этих условиях можно рассчитывать на эффективность и действенность методов управления.

Известные методы управления (программно-целевой, аналитический, мо­делирования, факторного анализа, экспертных оценок, стимулирования, комби­нированные методы и другие) должны применяться комплексно как к каждому отдельному элементу, так и сфере туризма в целом. Например, в организации строительства туристского комплекса, образующего дестинацию, используются не только экономические методы инвестирования, но и административные. Од­нако не императивы ограничений административных методов, а императивы стимулирования выступают на первое место (выделение земли под застройку, налоговые льготы, возможные гарантии инвесторам). При этом существенная роль принадлежит жителям данного региона, представителям органов местной власти в решении вопроса о строительстве данного комплекса.

С помощью организационных методов определяется струк­тура управления предприятий и организаций, устанавливаются права и обязан­ности каждого работника, регламентируются функции по осуществлению про­цесса управления. Система управления требует постоянного совершенствова­ния организационных методов, так как они в первую очередь направлены на процесс производства, распределения и потребления туристских услуг, призва­ны максимально приблизить (и даже превзойти) получаемое туристское впечатление туристскому интересу, т.е. обеспечить удовлетворение динамично меняющихся потребностей туристов с требуемым уровнем качества.

В процессе достижения динамически меняющихся целей система управления туризмом в регионе должна решать наиболее эффективным образом проблемы используя соответствующие принципы и методы путем реализации функций управления. Функции управления складываются из логически последовательных операций: сбора информации о ситуации на рынке; обработки данной информации, хранения и передачи субъекту управления, который вырабатывает оптимальную стратегию для предприятия и передает принятое решение в виде команды на объект управления, где соответствующим образом корректируется производственная программа.

Таким образом, туристы могут выступать как элемент субъекта управле­ния. С другой стороны, заплатив деньги за услуги (туры), туристы становятся объектом управления – их «ведут» по маршрутам, предписывая определенные действия, запрещая другие. Например, необходимость следования четко по маршруту, выполнения норм и правил (законов) страны пребывания, распоря­док дня – весь процесс предоставления туристских услуг регламентирован. Субъекты управления – в первую очередь местные и региональные органы вла­сти – фактически не управляют туристами в общепринятом смысле этого слова, а создают благоприятные условия, косвенным образом воздействуя на развитие сферы туризма (например, выделяя земли для развития дестинаций, совершен­ствуя законодательство в сфере регулирования деятельности туризма на своей территории и т.д.). Из двойственной природы туристов, носящих в себе элемен­ты субъекта и объекта управления, следует, что управлять необходимо не столько объектами (например, аттракторами), сколько факторами, процессами, явлениями, отношениями, воздействующими на объект (качество обслужива­ния туристов, технологический процесс приготовления пищи, свойства аттрак­торов и другие). Отсюда следует важный вывод, что субъект управления дол­жен в первую очередь создавать наилучшие условия для удовлетворения по­требностей туристов и нормального функционирования объектов управления.

Обычно под функциями управления понимаются особые виды специали­зированной управленческой деятельности, выделившиеся в процессе разделе­ния управленческого труда [2, с.145]. Функции управления характеризуют ту или иную активность взаимодействия объекта и субъекта управления (преиму­щественно воздействия субъекта на объект). Для эффективного, целостного управления они должны применяться комплексно и по всему спектру управ­ленческого действия. Между функциями управления нет жестких однозначных границ. Один и тот же вид управленческой деятельности может обнаружить признаки двух и более функций управления, их тесное взаимопроникновение.

Следовательно, повышение эффективности управленческой деятельности в значительной степени зависит от правильного понимания и применения функций управления, К предметно- и объектно-определенным функциям управления сферой туризма в регионе могут быть отнесены функции, вытекающие из самой природы отношений и процессов; функции управления на уровне первичных организаций (турфирм, предприятий размещения, питания, транспортных компаний, торговли и т.д.), функции регионального управления сферой туризма, среди которых могут быть выделены: комплексного развития инфраструктуры туризма в регионе; согласования действий органов управления сферой туризма с региональными органами власти по поводу использования ресурсов, правовому обеспечению и другое.

Реализация выделенных функций позволит, используя соответствующие принципы и методы, обеспе­чить протекание интеграционных процессов, выявить и эффективно использо­вать потенциалы региона, в том числе синтезированные (диверсификации, связности, организации и т.д.), гибко реагировать на изменения процессов, про­текающих в системе.

Для успешной реализации каждой функции необходимо применять полный набор функций по прогнозированию, планированию, регулированию, организации, контролю, учету и анализу, стимулированию.

Функция прогнозирования направлена на определение вероятных целей устойчивого функционирования и развития сферы туризма в регионе и вероятностных путей их достижения. Как правило, прогнозирование осуществляется перед планированием при создании новых дестинаций, но также может осуществляться после него, если процесс имеет предисторию или одновременно с ним при прогнозировании потока туристов и планирование транспортных перевозок. Методы прогнозирования можно разделить на две группы. Это эвристические методы, которые основаны на преобладании интуиции, то есть субъективных начал. Другую группу образуют экономико-математические методы, в которых превалируют объективные начала. К их числу относятся статистические методы. Значительное число методов в той или иной степени объединяют элементы обеих групп [3, с.26].

Функция планирования выражается в разработке программ и планов устойчивого развития сферы туризма с учетом программ и планов социально-экономического развития региона, нормативно-правовой базы, маркетинговой стратегии и рекламной кампании, формировании благоприятной инвестиционной политики и т.д. Применение функции планирования должно иметь постоянно развивающийся комплексный и системный характер. Комплексность планирования означает, что все большее число факторов объективной и субъ­ективной природы должно быть учтено при определении целей устойчивого функционирования и развития системы туризма. Все большее число путей и средств должно быть предусмотрено при полном учете региональных условий. Системность же означает необходимость учета всех объективных связей по вертикали – от международного уровня до уровня предприятия и индивида.

Функция регулирования направлена на устранение возникающих и потенциальных отклонений от заданной программы. Функция регулирования проявляется особенно ярко в текущем управлении сферой туризма в регионе. Дело в том, что процессы производства и оказания туристских услуг практиче­ски совпадают во времени, а объем услуг и их качество должны соответство­вать спросу в конкретный момент времени, Так, туристский комплекс должен удовлетворить потребности туристов с заданным качеством и в требуемом объеме.

Функция организации предусматривает обоснование и выбор элементов управляемой и управляющей подсистем, а также установление пространствен­но-временных и причинно-следственных связей между ними (например, орга­низация рабочих мест, выбор технологии продвижения и стимулирования про­даж туристских услуг, создание структур управления, профессиональное обу­чение кадров и другое).

Функция контроля включает в себя определение степени соответствия процесса плановым показателям. Эффективность контроля зависит от принятых теоретических и методических подходов к контролю как функции управления, системности и комплексности осуществления функции контроля, инструментальной основы и полноты анализа выявленных причин отклонений. Контроль осуществляется путем сопоставления в заданное время фактических результатов работы структурных подразделений и заинтересованных сторон сведениям, содержащимся в нормативно-правовых документах, а также существующим нормативам использования туристских ресурсов.

Функции учета и анализа служат для объективной оценки управляемой и управляющей систем с целью разработки мероприятий, позволяющих повысить эффективность управления. На основании данных учета реализованных меро­приятий производится сопоставление фактических результатов с плановыми. Исследование отклонений (анализ результатов) позволяет вскрыть недоисполь­зованные потенциалы региона (резервы), которые можно использовать в целях туризма; негативные и позитивные факторы; обосновать такие управленческие воздействия, которые, с одной стороны, повысят влияние положительных фак­торов, а с другой – уменьшат или ликвидируют действие отрицательных факто­ров; изучить тенденции развития сферы туризма в регионе; структурировать проблемы развития объекта управления.

Таким образом, цепочка функции управлений замыкается. Замкнутость системы обеспечивает ее саморегулирование и развитие. Благодаря обратным связям, в конкретной ситуации эти функции уточняются, детализируются, учитывается особенность конкретного предприятия инфраструктуры туризма и динамично меняющихся и возрастающих потребностей туристов.


Литература:

  1. Чаки Ф. Современная теория управления: нелинейные, оптимальные и адаптивные системы. – М: Мир, 1975. 424с.

  2. Лебедев О.Т. основы менеджмента. Учебн.пособ. – СПб: СПб ГТУ, 2001. 388с.

  3. Беликов М.Ю. Города-курорты Краснодарского края: проблемы отраслевой и структурной перестройки в условиях перехода к рынку. – Краснодар: 1994.

Основные термины (генерируются автоматически): объект управления, сферы туризма, функций управления, управления сферой туризма, субъекта управления, функции управления, развития сферы туризма, методы управления, туристского комплекса, Методы управления, методов управления, субъект управления, Функции управления, органов управления, туристских услуг, функциями управления, объекта управления, воздействия субъекта управления, регионального туристского комплекса, методы управления должны.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle