Библиографическое описание:

Наумова Р. Л. Разграничение договора морского круиза и договора морской перевозки туриста // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 295-298.

Туризм в начале нового тысячелетия стал социально-экономическим и политическим явлением, влияющим на мировое устройство и политику многих государств. Граждане РФ при содействии туристических фирм могут совершать путешествия по всему миру на различных условиях и активно пользуются данной возможностью. Развитие туризма в России обусловливает непрерывное увеличение объема перевозок. Важной предпосылкой для развития туризма в РФ стало формирование законодательства, учитывающего современный мировой опыт правового регулирования данной сферы, и традиции отечественного законодательства. Детализация правового регулирования услуг по перевозке в области туризма вызвана необходимостью учета современных тенденций развития регулирования данной области, как в рамках национальных законодательных актов, так и на международном уровне.

Основными видами транспорта в сфере туризма принято считать воздушный, автомобильный, железнодорожный, речной и морской. Выбор транспортных средств при туристских поездках определяется рейтингом их популярности, степенью развития транспортной системы, видом путешествий, протяженностью маршрута и т.п. При современном уровне развития транспортной сети деловые поездки эффективнее и быстрее совершать воздушным, железнодорожным либо автомобильным транспортом. Морские суда чаще используются для выполнения туристических, прогу­лочных рейсов и превращения в «плавучий отель», выполняющий наряду с транспортной, имеющей целью перемещение пассажира-туриста из одного порта в дру­гой, также круизную функцию. Исходя из указанных двух функций – транспортной (перевозочной) и круизной - можно утверждать, что при осуществлении туристических поездок морем может заключаться договор перевозки туриста к месту отдыха и договор морского круиза. Необходимо выявить отличия договора перевозки туриста морем от договора морского круиза, чтобы разграничить данные виды договоров в сфере морского туризма.

Договор морского круиза регламентируется не всеми национальными правовыми системами, например, он отсутствует в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации [1] (далее – КТМ РФ). В странах бывшего Советского Союза правила, посвященные договору морского круиза, содержатся в национальном морском праве Украины, Республики Беларусь, Молдовы.

Круиз С.И. Ожеговым и Н.Ю. Шведовой толкуется как путешествие по воде (туристическое, увеселительное) [2, с. 310]. Круиз (от англ. слова cruise) – морское путешествие [3, с. 322], плавание по определенному маршруту, т.е. туристическая поездка [4, с. 282].

Договор морского круиза предусмотрен в ст. 195 Кодекса торгового мореплавания Украины [5], ст. 191 Кодекса торгового мореплавания Республики Беларусь, ст. 197 Кодекса торгового мореплавания Республики Молдова (отличия между определениями незначительные, что позволило объединить данные определения из кодексов разных государств в одно). А именно договор морского круиза – это договор, по которому одна сторона – организатор круиза обязуется по заданию другой стороны осуществить коллективное или индивидуальное морское путешествие (круиз) по определённой программе и предоставить участнику круиза все связанные с этим услуги (морская перевозка, питание, бытовое и экскурсионное обслуживание и т.п.), а другая сторона - участник круиза обязуется уплатить за это установленную плату.

Определение международной перевозки закреплено сразу в нескольких международных конвенциях: п. «f» ст. 1 Международной Конвенции об унификации некоторых правил о перевозке пассажиров морем 1961 г. (Брюссель, 29 апреля 1961 г.) [6, с. 450]; п. «f» ст. 1 Международной конвенции об унификации некоторых правил о перевозке морем багажа и пассажиров 1967 г. (Брюссель, 27 мая 1967 г.); п. «f» ст. 1 Международной конвенции об унификации некоторых правил, относящихся к перевозке пассажиров морем 1981 г.; п. 9 ст. 1 Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 г. (Афины, 13 декабря 1974 г.) [7]. Отличия в определениях международной перевозки в указанных международных актах также незначительные, что позволило их объединить в одно. Таким образом, международная перевозка – это любая перевозка, при которой в соответствии с договором перевозки место (пункт) отправления и место (пункт) назначения расположены либо в одном государстве, если промежуточный порт захода находится в другом государстве (т.е. судно заходит в порт другого государства) либо в двух разных государствах. Близка к указанному определению международной перевозки и формулировка п. 2 ст. 1 Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (Монреаль, 28 мая 1999 г.) [8, с. 44], в которой подобной перевозкой называется всякая перевозка, при которой, согласно определению сторон, место отравления и место назначения вне зависимости от того, имеются или нет перерыв в перевозке, расположены либо на территории двух государств-участников, либо на территории одного и того же государства-участника, если согласованная остановка предусмотрена на территории другого государства, даже если это государство не является государством-участником. Перевозка без подобной остановки между двумя пунктами, находящимися на территории одного и того же государства-участника, не рассматривается в смысле данной Конвенции как международная.

А.С. Касаткина указывает, что отнесение перевозки к разряду международных как раз и состоит в остановке транспорта на маршруте в промежуточном порте (пунктах) на территории другого государства [8, с. 44]. О.И. Садиков также отмечает, что особенность международных транспортных отношений состоит в наличии иностранного элемента: перевозка выполняется за границу, причем иностранный элемент присущ процессу перемещения, составляющему суть транспортной деятельности [9, с. 5]. Из анализа всех указанных определений следует, что перевозка туриста морем может быть признана международной только, если место отправления и место проведения отдыха (место назначения) находятся в разных государствах, или если же отдых предполагается в своей же стране (одном государстве), то обязательно осуществляется остановка в порту другого государства (судно заходит в иностранный порт).

Международная перевозка морем туристов, конечно же, должна закрепляться в рамках договора, предположительно договора морской перевозки туристов. Подобный договор в российском законодательстве отсутствует, и чтобы выявить его определение и основные признаки, необходимо изначально выяснить, что такое договор перевозки в целом, и что такое договор перевозки туристов в частности.

Договор перевозки по определению ст. 1 Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 г. – это заключенный перевозчиком или от его имени договор о перевозке пассажира или, в соответствующем случае, пассажира и его багажа. Согласно ст. 177 КТМ РФ по договору морской перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения; пассажир обязуется уплатить установленную за проезд плату. Определение понятия дого­вора перевозки пассажира в КТМ РФ совпадает с п. 1 ст. 786 Гражданского кодекса РФ [10] (далее – ГК РФ). Ст. 107 Кодекса торгового мореплавания Китая договор морской перевозки пассажира определяет схожим образом, как договор, в соответствии с которым перевозчик, используя судно, пригодное для перевозки пассажиров, морским путём перевозит пассажиров и их багаж из одного порта в другой, а пассажир оплачивает эту перевозку.

Из приведенных определений можно сделать вывод, что договор перевозки по своему характеру является возмездным и взаимным. Перевозка туристов это также всегда возмездный и взаимный договор, т.к. морской перевозчик осуществляет перевозки за определенную плату и на туриста возлагается обязанность оплатить его доставку в место назначения (к месту отдыха и обратно). Турист осуществляет оплату перевозки в момент покупки туристского продукта.

Из вышеуказанного можно выявить главное отличие морского круиза от морской перевозки туриста. Сущность морского круиза – это морское путешествие, отдых, увеселительная поездка. Правильным можно считать вывод, сделанным А.С. Кусковым и Ю.А. Джаладяном, что круиз – уникальный туристский продукт, сочетающий в себе транспортировку, размещение и развлекательную программу [11, с. 298]. Главное свойство морского круиза, по мнению М.М. Меликяна, - это специальная организация коллективного морского путешествия и заранее обусловленный комплекс услуг, которыми пользуются участники морского круиза [12, с. 18]. Сущность же морской перевозки туриста – это его перемещение из одного пункта в другой. Приставка «пере» в слове «перевозка» обозначает движение с одного места на другое [13, с. 20]. В.С. Сенин также отмечает, что «основной упор при организации круизов делается на получение положительных эмоций от пребывания туриста на судне, а не скорости прибытия туриста в пункт назначения» [14, с. 52]. При морской перевозке туристов скорость прибытия (доставки) к месту проведения отдыха играет существенную роль. И за задержку рейса лица, организующие и осуществляющие путешествие в составе туристского продукта, будут нести ответственность перед туристом. Фактор времени – категория и экономическая, и юридическая, т.к. перемещения туристов регламентированы по срокам исполнения транспортного обязательства в договоре перевозки.

При морской перевозке туристам также оказываются услуги на борту морского судна, но они не аналогичны услугам при морском круизе, также по продолжительности перевозка всегда занимает короткий период времени, необходимый для доставки к месту отдыха, а круиз может занимать и более недели по времени. Путешествие туриста при морском круизе начинается с момента посадки на борт судна, продолжается в течение периода, когда турист и (или) его каютный багаж находятся на борту судна, и заканчивается с момента окончательной высадки туриста на берег. Путешествие туриста в буквальном смысле при договоре морской перевозки начинается с момента доставки его к месту проведения отдыха, а не на борту судна.

Договор морского круиза таким образом – это самостоятельный договор, по которому организатор круиза обязуется по заданию другой стороны осуществить морское путешествие (круиз) по определённой программе и предоставить участнику круиза все связанные с этим услуги, а участник круиза обязуется уплатить за это установленную плату.

Договор морской перевозки туриста – это часть договора о реализации туристского продукта, именно тот его раздел, который регулирует вопрос доставки туриста к месту отдыха и (или) обратно.


Литература:

  1. Кодекс торгового мореплавания РФ от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2207.

  2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999.

  3. Современный словарь иностранных слов: Около 20 000 слов. – 3-е изд., стер. – М.: Рус. яз., 2000. С. 322.

  4. Краткий словарь современных понятий и терминов. – 3-е изд., дораб. и доп. / Н.Т. Бунимович, Г.Г. Жаркова, Т.М. Корнилова и др. Сост. Общ. ред. В.А. Макаренко. – М.: Республика, 2000.

  5. Кодекс торгового мореплавания Украины // Ведомости Верховной Рады (ВВР) 1995, № 47, ст. 349).

  6. Правовые основы международных перевозок пассажиров и грузов. Нормативные правовые документы. Ч. 2 / Гречуха В.Н. - М.: МГИУ, 2007.

  7. Первоначальный текст документа опубликован в издании: Ведомости Верховного Совета СССР. 21 сентября 1983 г. № 38. Ст. 570. Данная редакция вводится в действие в соответствии с «Протоколом к Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа» 13 декабря 1974 г. СССР присоединился к Конвенции (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 05.04.1983 № 9064-X «О присоединении к Афинской конвенции 1974 г.»; Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14.11.1988 г. «О присоединении к протоколу 1976 г. к Афинской конвенции 1974 г.»). Конвенция вступила в силу для СССР 28.04.1987 г. Кодекс торгового мореплавания Украины // Ведомости Верховной Рады (ВВР) 1995, № 47, ст. 349). Брюссель, 29 апреля 1961 г. Правовые основы международных перевозок пассажиров и грузов. Нормативные правовые документы. Ч. 2 / Гречуха В.Н. - М.: МГИУ, 2007. С. 450. Заключена в г. Брюсселе 27.05.1967 г. Афины, 13 декабря 1974 г. Первоначальный текст документа опубликован в издании: Ведомости Верховного Совета СССР. 21 сентября 1983 г. № 38. Ст. 570. Данная редакция вводится в действие в соответствии с «Протоколом к Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа» 13 декабря 1974 г. СССР присоединился к Конвенции (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 05.04.1983 № 9064-X «О присоединении к Афинской конвенции 1974 г.»; Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14.11.1988 г. «О присоединении к протоколу 1976 г. к Афинской конвенции 1974 г.»). Конвенция вступила в силу для СССР 28.04.1987 г.

  8. Касаткина А.С. Правовое понятие и классификация международных пассажирских перевозок. // Адвокат. 2011. № 3.

  9. Садиков О.И. Правовое регулирование международных перевозок. М., «Юридическая литература». 1981.

  10. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994, № 32. Ст. 3301; Гражданский кодекс РФ (часть вторая)» от 26.01.1996 № 14-ФЗ // СЗ РФ. 1996, № 5. Ст. 410; Гражданский кодекс РФ (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ // Российская газета, № 233, 28.11.2001.

  11. Кусков А.С., Джаладян Ю.А. Транспортное обеспечение в туризме. - М. Кнорус. 2008.

  12. Меликян М.М. Договор международной морской перевозки пассажира. Договор морского круиза. Автореферат дисс. на соиск. учен. степ. к.ю.н. – М., 2003.

  13. Черных П.Я. Этимологический словарь современного русского языка. В 2 т. – 3-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1999.

  14. Сенин В.С. Организация международного туризма: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 1999.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle