Библиографическое описание:

Ромайкин И. А. Зарождение и развитие советского исполнительного производства (1918 – 1936 гг.) // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 333-335.

В результате Великой Октябрьской Социалистической революции и прихода к власти большевиков 22 ноября 1917 году был принят Декрет о суде №1, в результате чего одновременно с роспуском судебных учреждений и иных государственных органов перестала существовать и система обеспечения исполнения судебных актов. Проект декрета был подготовлен большевиками П.И. Стучкой и первым наркомом юстиции РСФСР Г.И. Оппоковым, этот документ в соответствии с теоретическими воззрениями В.И. Ленина предусматривал полную ликвидацию органов буржуазной юстиции. Исключения допускались только для системы мировых судей, деятельность которых приостанавливалась. В Декрете о суде говорилось: «…Упразднить доныне существующие общие судебные установления, как-то: окружные суды, судебные палаты и Правительствующий Сенат со всеми департаментами, военные и морские суды всех наименований, а также коммерческие суды, заменяя все эти установления судами, образуемыми на основании демократических выборов...» [1, с. 572] Институт судебных приставов, просуществовавший длительное время был упразднен. В то же время, судебным приставам, как и другим канцелярским чиновникам упраздненных учреждений, предписывалось «… оставаться на своих местах и под общим руководством комиссаров исполнять все необходимые работы по направлению неоконченных дел, а равно и давать, в назначенные дни, заинтересованным лицам справки о положении их дел». Декрет о суде от 7 марта 1918 г. № 2 предусматривал, что исполнение решений до избрания новых органов должно производиться Красной гвардией по установленному ранее порядку. [2, ст. 420] Все решения предполагалось исполнять немедленно, невзирая на возможное обжалование. Инструкция Наркомюста РСФСР от 23 июля 1918 г. «Об организации и действии местных народных судов» [3, ст. 589] ограничила немедленное исполнение решений по делам, по которым присуждено не более 500 рублей, а Положение о народном суде от 21 октября 1920 [4, ст. 407] года и вовсе предоставило право решать вопрос о предварительном исполнении решения народному суду, вынесшему это решение. Все же остальные решения исполнялись лишь по истечении срока на обжалование. Исполнение решений по гражданским делам и различного рода денежные взыскания возлагались на судебных исполнителей. О них говорится в Положении о народном суде РСФСР, принятом декретом ВЦИК от 30 ноября 1918 г. Судебные исполнители работали при судах. Они выполняли решения судов и судебные приказы по гражданским делам, исполнительные надписи нотариусов, определения судов, решения арбитражных и земельных комиссий и третейских судов, другие акты. При отсутствии судебных исполнителей судебные решения и решения земельных комиссий исполняли волостные исполкомы и органы милиции. Декрет ВЦИК от 27 октября 1920 г. «Положение о народном суде РСФСР» в статье 82 устанавливал, что приговоры приводятся в исполнение органами милиции, а решения и всякие денежные взыскания - судебными исполнителями или органами милиции.
В 20-е годы XX века функции судебного исполнения выполняли судебные исполнители, состоящие при судах, находясь в двойном подчинении органам юстиции и судам. Служба судебного исполнения работала достаточно активно в связи с оживлением гражданского оборота. Принятый 7 июля 1923 года первый Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, вступивший в силу с 1 сентября того же года, содержал специальный пятый раздел, где находились нормы, регулирующие исполнительное производство. Исполнение судебных решений было предоставлено сторонам. И только в случае отказа от добровольного исполнения взыскатель мог просить суд, вынесший решение, о принудительном исполнении последнего и о выдаче исполнительного листа. [5] Целью исполнительного производства стало «…быстрое, удобное и дешёвое исполнение требований кредитора… и сохранение должника как хозяйственной, рабочей силы ». [6, с. 266] Так, часть 5 ГПК РСФСР от 10.07.1923, состоящая из 7 глав (62 статьи), полностью посвящена исполнению судебных решений приставами, содержит в себе перечень судебных актов, подлежащих исполнению, порядок возбуждения исполнительного производства, принудительного исполнения, порядок обращения взыскания на имущество и заработную плату должника, порядок взыскания с государственных учреждений и предприятий, порядок организации реализации имущества.

В соответствии со ст.255 ГПК РСФСР от 10.07.1923 исполнению в порядке, определенном статьями Кодекса, подлежат:

а) решения судов по гражданским делам;

б) судебные приказы по гражданским делам;

в) определения судов по делам особых производств и об обеспечении исков;

г) определения судов по гражданским делам о наложении штрафов;

д) постановления судов, вынесенные в силу ст. ст. 121а и 459 УПК;

е) решения Арбитражных и Земельных Комиссий в порядке, предусмотренном положениями о них, и Третейских Судов.

Согласно ГПК РСФСР 1923 года судебным исполнителем мог быть назначен гражданин, пользовавшийся избирательными правами, если он прослужил в течение одного года на какой-либо из должностей в органе советской юстиции или выдержал экзамен при губернском суде. Судебные исполнители назначались на должность и увольнялись с должности по распоряжению председателя губернского или окружного суда. В соответствии со ст. 270 ГПК РСФСР от 10 июля 1923 года контроль над действиями судебного исполнителя возложен на народного судью, в районе которого производится исполнение. За исполнение судебных решений и других актов исполнители взыскивали сборы по установленным таксам, которые подразделялись следующим образом: 75 % шло в доход государства, 25 % – в общий фонд вознаграждений судебных исполнителей данной губернии или других лиц, фактически исполняющих решение.

Особым образом исполнялись судебные решения, связанные с неуплатой сельскохозяйственного налога. Согласно Декрету ВЦИК, СНК РСФСР от 11.07.1923 «Инструкция о порядке привлечения к ответственности за нарушение Декрета о едином сельскохозяйственном налоге и о порядке возбуждения, направления и рассмотрения дел об этих нарушениях» по выявлении факта неуплаты налога, данное дело передается в суд. После вынесения судебного решения о взыскании недоимки по налогам, финансовый или налоговый инспектор описывает имущество должника, организует торги, и после реализации имущества передает средства в кассу волостного исполнительного комитета с последующим уведомлением финансового или продовольственного органа о результатах торгов. Первоочередными по ГПК РСФСР 1923 года признавались взыскания по заработной плате рабочим и служащим, по социальному страхованию и алиментным платежам. Во вторую очередь удовлетворялись требования о взыскании недоимок по налогам и сборам, в – третьих – претензии государственных органов, вытекающие из договоров подряда и поставки. В – четвертых, претензии, обеспеченные залогом в отношении заложенного имущества. В пятую очередь удовлетворялись оставшиеся претензии государственных учреждений и предприятий, учреждений сельскохозяйственного кредита, кооперативных организаций и акционерных обществ (акционерами которых являлись только государственные и кооперативные учреждения и предприятия), в шестую - претензии остальных кредиторов. Жалобы на действия судебного исполнителя можно было подавать народному судье в течение 7 дней со дня совершения обжалуемого действия или со дня, когда о его совершении стало известно жалобщику. Постановления, вынесенные по вопросу жалобы народным судьёй, являлись окончательными и дальнейшему обжалованию не подлежали. За исполнением решений арбитражных комиссий, созданных в России в 1922 году и действовавших до учреждения в 1931 г. Государственного арбитража, которые рассматривали споры имущественного характера между государственными предприятиями и организациями, надзирали члены этих комиссий. Они же руководили действиями судебного исполнителя в данной области. Если учитывать, что арбитражные комиссии создавались, как правило, при совнаркомах и областных экономических совещаниях, а Высшая арбитражная комиссия - при Совете труда и обороны, то нет ничего удивительного в том, что деятельность этих комиссий носила больше административный, чем судебный характер. Законом ограничивался перечень имущества, на которое можно обратить взыскание, особенно широкий перечень был установлен в отношении имущества крестьянского двора. [7, с. 274 - 275.] Что касается взысканий с государственных учреждений, находящихся на государственном бюджете, то был установлен «исполнительный иммунитет»: на принадлежащее им имущество нельзя было, ни при каких условиях, обратить взыскание, можно было лишь жаловаться на это учреждение в административном порядке.

Кроме судебных исполнителей, особым циркуляром Наркомюста и НКВД от 12 февраля 1925 г. № 48/75 допускалось исполнение судебных решений органами милиции и волисполкомов (как правило, начальниками района рабоче-крестьянской милиции или председателями волисполкомов), которые действовали по тем же правилам, что и судебные исполнители. Для возбуждения исполнительного производства на основании исполнительного листа взыскатель должен был обратиться к указанным лицам с устным или письменным заявлением. Повестка о возбуждении исполнительного производства доставлялась судебным исполнителем должнику немедленно после получения исполнительного листа (кроме случаев, когда исполнялось определение суда об обеспечении иска). Срок на добровольное исполнение устанавливался обычно в самом судебном решении. Если же судья не указывал в решении конкретного срока, его мог установить судебный исполнитель, но не более семи дней по обычным взысканиям. Однако при взыскании заработной платы срок на добровольное исполнение не мог превышать трех дней, а при взысканиях с государственных предприятий он, наоборот, удлинялся и составлял от двух недель до одного месяца. Таким образом, в законодательном регулировании исполнительного производства проявлялась доминирующая роль государственных интересов над частными и особое покровительство государства трудовых интересов и прав работников и служащих.
Таким образом, на начальном этапе становления новой правовой системы ещё не произошло полное упорядочение работы исполнительной системы. Это объясняется, прежде всего, глубоким социально-политическим кризисом, неустойчивостью новой советской власти в начальный период становления, отсутствием достаточного опыта в организации различного рода органов юстиции. Некоторым образом проблемы упорядочения действий судебных исполнителей были решены принятием первого в РСФСР гражданско-процессуального кодекса, закрепившего основные достижения революции в гражданско-правовой сфере. С образованием СССР, утверждением в стране административно-командной системы советская юстиция и исполнительное производство как одна из её составляющих стали развиваться в русле строящейся социалистической модели и постепенно стали играть одну из важнейших ролей в обеспечении достижения страной победы социализма.

Литература:
  1. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник/ И.А. Исаев - М.: Юристъ, 2001. – 797 с.
  2. СУ РСФСР. - 1918. - № 26.
  3. СУ РСФСР. - 1920. - № 52.
  4. СУ РСФСР. - 1920. - № 83.
  5. См.: Гражданский процессуальный кодекс РСФСР 1923 г., с изм. и доп. до 1 мая 1928 г. - М.: Юриздат, 1928.
  6. Гойхбарг А.Г. Курс гражданского процесса/ А.Г.Гойхбарг – М.-Л., 1928. – 317 с.
  7. Гойхбарг А.Г. Указ. соч.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle