Библиографическое описание:

Иноятова М. Э. Некоторые сравнительные аспекты развития дидактики на Западе и на Востоке // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 409-412.

В статье освещаются вопросы истории развития дидактики в Узбекистане на основе сравнительно-исторического анализа образования на Западе и Востоке. Представлены некоторые результаты исследования проблемы узбекскими учёными. Охарактеризованы тенденции образования в Узбекистане в 20-е годы XX столетия. В статье подчеркивается мысль о дальнейшем развитии дидактики в Узбекистане под влиянием сотрудничества в области образования с развитыми государствами и глобализации образования в мире.

Ключевые слова: история образования, развитие дидактической мысли, сравнительный анализ, педагогика Востока, педагогика Запада, мыслители Востока, узбекские просветители.

Педагоги Узбекистана с гордостью отмечают достойный вклад, которые внесли восточные мыслители, учёные в формирование и развитие педагогики Запада, так как их наследие положительно повлияло на цивилизацию не только Запада, но и всего мира. Например, учение выходцев из Моварауннахра (ныне территория Узбекистана) Мусо Мухаммада ал-Хорезми, Ахмада ал-Фаргони, Абу Насра Фараби, Абу Али ибн Сина, Абу Райхана Беруни оказало влияние на развитие научных знаний в Европе, в частности, и на содержание образования во всем мире. Так, в основу науки алгебры положен трактат Ал-Хорезми и использован сам термин название его книги «Ал-китоб ал мухтасар фи хисоб АЛ-ЖАБР» ал мукобала». Использованный ученым термин «алгоритм» закрепился в науке. Его «Зиж» имело большое значение для развития асрологической науки как в Европе, так и на Востоке. На основе книги Ал-Хорезми по арифметике испанский ученый из Севильи Иоанн создал свой учебник (XII век). Книгу Ал-Хорезми по алгебре в 1145 году перевел на латинский язык Роберт Честер (Севилья). Ещё один великий ученый Востока Абу Юсуф Якуб ибн Исхак ал-Киндий (801-873) за несколько столетий до Эйнштейна выдвинул идею о физическом явлении – относительности. Он одним из первых написал трактат в Области исследования оптики, который впоследствии в латинском переводе использовали на Западе как научное направление. Его исследования (книги) – восемь по теории чисел и три по пропорциям и измерению времени (всего - 11) положены в основу современной арифметики.

Ал-Кинди – основоположник психо-физиологии, и в этом направлении он опередил на несколько столетий признанных в Европе ученых Вебера и Фехнера.

Высокий потенциал как ученого, научные открытия по достоинству оценили западные ученые. По утверждению профессора Хитти, Ал-Кинди «Самый первый из специалистов по оптике». Ж.Т. де Бауэр назвал Ал-Кинди самым выдающимся и авторитетным математиком и физиком средневековья. Ал-Кинди поставлен в один ряд с всемирно известными учеными Рожером Бэконом, Леонардо да Винчи, Кеплером. При изобретании телескопа, микроскопа ученые Запада использовали наследие ученого с Востока [7].

Разумеется, в научных изысканиях великих ученых Востока достойное место занимала система образования.

В самых древних рукописях (Китай, Индия, Египет) можно найти сведения о требованиях, предъявляемых и к воспитателям (учителям) и к воспитанникам. Например, в «Авесто» перед учителями ставится задача: обучать благородным мыслям, добрым делам и «добрым» словам (Ясна, 31-раздел).

Требования к ученикам заключаются в следующем: с утра до глубокой ночи овладевать знаниями, напрерывно размышлять над прочитанным, старательно и серьезно изучать науки, глубоко осваивать наследие ученых прошлых веков (четвертый том, второй раздел) [2, 369].

В системе воспитания Востока особая роль отводилась учителю (устозу). Так, в V-XIII веках во времена тюркского владычесва, если кто-либо при письме допускал ошибку, обвиняли в этом его преподавателя. На Востоке авторитет наставника (устоза) и доверие к нему были настолько высоки, что родители отдавая на воспитание своих детей, всегда внушали им: «Мясо ваш (учителю), кости наш», учитель почитался даже выше родителей.

Общеизвестно, что педагогическое наследие древнегреческих ученых и философов, живших в 469-370 годах до н.э. – Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита, выдвинутые ими идеи и теории в области обучения и воспитания считаются важными источниками в данном направлении. Они оказали большое влияние на зарождение и формирование научной дидактики на территории Узбекистана. Развитие философских и этических знаний в Греции послужило основой для формирования системы обучения и воспитания в государстве, где основными науками считались арифметика, геометрия, астрономия, музыка, ораторское искусство, а ведущим принципом признавалось самовоспитание и познание себя. Греческая философия оказала непосредственное влияние на взгляды в области философии обучения ученых Востока Фараби и ибн Сино. Знаменитый греческий философ Сократ (469-399 до.н.э.) является основоположником метода «вопрос-ответ», то что в современной педагогике мы называем «проблемными вопросами» или методом проблемного обучения.

В отличие от Европы, на Востоке в средние века наблюдался расцвет науки, и особое внимание уделялось освоению мировых научных знаний. IX-XII в.в. получили название «золотого века» - эпохи Возрождения. – восточного ренессанса. В IX-XII в.в. ученые выдвигали теорию обучения, направленную на самостоятельное овладение знаниями и развитие мыслительной деятельности. Эта теория получила свое развитие в произведениях великих мыслителей Фараби, ибн Сино, Абу Райхона Беруни. В VIII – и начале IX века в Хорезме был создан Центр науки, в котором осуществлялись большие открытия в области точных наук. Этот научный центр впоследствии вошёл в историю под названием Академии Мамуна.

В этот период зарождается теория и практика обучения, ведущим принципом которой является изучение научных знаний. Особо следует отметить создание трудов по математике выдающимся ученым Хорезми, в которых он показал, как можно использовать математические методы в различных сферах – финансовой сфере, торговле, юриспруденции, в кадастровых делах (учет и измерение земельных участков), проведении каналов и других жизненно необходимых работах. Книги Хорезми можно считать прообразом современных учебников и пособий, так как они направлены на изучение новых, применение их в практике, формирование необходимых умений и навыков.

Нравственный облик представителей эпохи Возрождения, их деятельность могут служить образцом для подражания, примером в формировании личностных качеств – выдержанности, воли, совестливости, тактичности, добропорядочности.

По сравнению со Средней Азией, на Востоке педагогика как наука стала развиваться позже, в XIV – XVI веках, когда было отмечено установление классно-урочной системы обучения, началось разработка научно-практических основ дидактики.

В XIV-XIX веках, в эпоху ханского правления в Туркестане, к сожалению, приходится констатировать отсутствие появления каких-либо новых идей в области педагогики. По утверждению Хамида Зияева, драматизм ситуации того времени заключался в том, что управление образованием со стороны ханского правительства осуществлялось не по определенным законам (на основе программ, уставов)а в соответствии с личными прихотями представителей власти [5; 117]. В то время, в образовании была реализована классно-урочная система, в школах Туркестана, она не нашла своего применения, то есть в наших школах не существовало понятия изучения конкретных учебных курсов. Не был определен учебный режим (приход в школу и уход), общие правила для учащихся ; школьный учитель давал каждому ученику отдельные задания, независимо от учебного плана и программы. Не предпринимались попытки обратиться к опыту более развитых стран мира. В этом направлении, педагогическая мысль не развивалась, образование «варилось в собственном соку», наблюдалось состояние «растерянности» (М.Бехбуди).

В своей статье «Эхтиёжи миллат» («Потребности нации») Махмудходжа Бехбуди писал: «Для того, чтобы закрепиться в мировом сообществе нужно обладать мировыми науками и знаниями. Народ, не пользующийся современными научными знаниями, будет попран другими народами. Прежде чем выйти на рынок Европы с каким-либо товаром, надо десять раз овладеть знаниями. Чтобы избежать отрицательных последствий нужно учить и учиться. Детям должно остаться от родителей в наследство религиозная наука и современные знания» [4; 202].

В конце XIX и начале XX века в Узбекистане выступили джадиды (приверженцы нового) с идеями реформирования социальной сферы, в частности – обновления школьной системы. Они усвоили просвещенческие взгляды из европейской системы обучения, изучали деятельность учителей в созданных царской Россией русско-туземных школах, внедряли культуру стран арабского Востока. Особо следует отметить огромный вклад, который внес Бутрус ал-Бустоний (1819-1883) в развитие национальной школы Египта на основе опыта развитых европейских государств. Вместе со своим единомышленником и другом Насифом ал Йазийжи они открыли национальные школы, где знакомили учеников с научными достижениями стран Европы [6; 16].

В начале XX века на территории Туркестана (современный Узбекистан) распространились идеи просветительства, которые зародились в Европе в XVIII веке и осуществлялись вплоть до XX века. Запад в этом отношении оказал непосредственное влияние на джадидов. Просветители Туркестана познакомились с идеями русских педагогов К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, по их примеру преподавали в русско-туземных школах, создавали учебники и обучали грамоте русских и узбекских детей на основе звукового метода. Джадиды глубоко изучали педагогический опыт С.М.Граменицкого (1859-1919), В.П.Наливкина (1857-1912), а также европейскую систему образования в практическом и теоретическом аспекте, познакомились с научно-теоретической деятельностью татарского педагога Исмаила Гаспринского, который открыл в Бахчисарае новометодную начальную школу. В этот период реформирование в области образования можно было наблюдать в странах арабского Востока, Сирии, в Крыму и на Кавказе. Кроме того, на политические и педагогические взгляды джадидов оказали влияние идеи отраженные в статьях и распространенные в арабском мире сирийских просветителей, Журжи Зайдона (ежемесячный журнал «Ал-халол»(Луна), Бутруса ал-Бустоний (журнал «Ал-Жинон») газеты «Ал-жинон» («Сад») и «Ал-жунайна» («Садик») и в целом ряде других изданий [6; 16].

В середине XIX века для народа Туркестана как составной части Российской империи открылся новый мир, связанный с необходимостью глубокого изучения европейской культуры.

В этой связи известный просветитель Абдулла Авлони размышлял: «…в полудикую Среднюю Азию, в Туркестан вместе с Российским правлением была привнесена иная культура. Возникал вопрос: нужно ли выходить из привычных рамок или подождать? По нашему убеждению, нельзя было оставаться в прежнем положении. Оставался один выход – принять новую культуру и войти в неё».

Узбекские просветители разъясняли народу преимущества новых подходов в системе обучения, в то же время говорили о том, что нельзя вслепую перенимать что-то новое, нужно опираться на национальные ценности, исторически сложившиеся традиции, духовность, которые лежат в основе народной педагогики. Отец узбекских джадидов Махмудходжа Бехбуди, чья жизнь и творчество пришлись на XX век, в своей статье «Эски мусулмон мадрасаларинда нималар укитилар эди» («Чему обучали в старых мусульманских медресе») излагал мысли о том, что около 4-5 веков назад в мусульманском мире были созданы университеты, учебные заведения другого типа, обсерватории, в которых осуществлялось изучение наук. Даже предки современных французов получали образование в мусульманских университетах. С какого-то времени интерес к мусульманским университетам и учебным заведениям стал ослабевать. Изо дня в день их престиж стал падать, и в сегодняшнем мире они не считаются авторитетными [4; 24].

Одна из важнейших задач педагогической науки состоит в изучении огромного наследия и философской мысли ученых Востока (Фараби, Ибн Сино, Имома Газзали) и не менее известных Абуали Ахмада бин Рази, Абу Лайс Самарканди, Нажмиддин Кубро, педагогические взгляды которых недостаточно изучены. Необходимо также раскрыть влияние, которое оказали традиции наставничества и обучения «устоз-шогирд» (учитель-ученик), сформированные ещё в древности и в начале эпохи Ренессанса, деятельность педагогов – просветителей начала XX века (Бехбуди, Ходжи Муина, Аваза Утара, А.Авлони и др.), на развитие мировой педагогической мысли. По нашему мнению, В Европе необходимо более глубоко изучать образовательные ценности народов Востока и практически использовать восточную мудрость и дидактические мысли, так как многие национальные формы, приемы и методы, применяемые на Востоке в далеком прошлом, вполне применимы и в современной модернизации образования.

В результате сравнения развития педагогической мысли на Востоке и Западе, начиная с древности и до начала XX века, мы пришли к следующим выводам:

1. Педагогические идеи времен Возрождения, реализованные в практике на Востоке и, в частности в Средней Азии, оказали положительное влияние на развитие педагогической мысли в Европе.

2. Глубокое изучение народной педагогики, наследия великих ученых Востока Фараби, Ибн Сино, Нажмиддин Кубро, Абуали Ахмада бин Якуб Рози, Беруни, Улугбека, жизнеутверждающих идей просветителей XX века должно войти в число актуальных проблем для всестороннего исследования современной истории педагогики.

3. Недостаточная изученность и внимание к педагогическому опыту передовых стран в XVIIXIX в.в. на территории Средней Азии и в частности Туркестане (Узбекистане) обусловили появление в XX веке просветителей с идеями о реформировании педагогической системы обучения.

4. Важную роль в развитии педагогики играет изучение и развитие передовых идей в республиках бывшего Союза (в XX веке) и современных национальных государствах (на территории бывшего Союза).

5. В дальнейшем развитии дидактики в Узбекистане, безусловно, большое значение имеет сотрудничество в области образования с развитыми зарубежными государствами и интеграция в мировую образовательную систему.


Литература:

1. Г.Абдураҳмонов, А.Рустамов. Қадимги туркий тил. Матн қисми. – Т.: Ўқитувчи, 1982.

2. Авесто. Тарихий-адабий ёдгорлик. Асқар Маҳкам таржимаси. - Т.: Шарқ, 2001. – 384 б.- 369-б.

3. А.Авлоний. ТА, 2 жилдлик. Ж.2. – Т.: Маънавият, 1998. - Б. 218-219.

4. Беҳбудий М. Танланган асарлар.- Т.: Маънавият, 1997. - 232 б.- 24-б.

5. Ҳамид Зиёев. Буюк Амир Темур салтанати ва унинг тақдири. – Т.: Маънавият, 2008. – 135 б. – 117-б.

6. У.Саидов. Европа маърифатчилиги ва миллий уйғониш. – Т.: “Академия” нашриёти, 2004. -103 б. – 16-б.

7. www.buxoriy.uz/index.php… М.Аҳмад. Ислом ҳазоралари. – Т.: «Мовароуннаҳр» нашриёти, 2004.

Основные термины: XX века, развития дидактики, ученых Востока, системы обучения, дальнейшем развитии дидактики, Этапы развития дидактики, ученых Востока Фараби, развития дидактики высшей, начала xx века, великих ученых Востока, дидактики высшей школы, начале xx века, педагогической мысли, области образования, арабского Востока, аспекты принципа преемственности, XX веке, просветителей xx века, научных знаний, аспекты развития дидактики

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle