Библиографическое описание:

Логинова А. А., Дубецких Т. С. Определение факторов бедности семей с детьми в Пермском крае // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 145-154.

В последние годы Пермский край характеризуется как ростом экономики, так и повышением рождаемости, однако структура российского общества и Пермский край – не исключение, до сих пор не оптимальна. Средний класс, не смотря на усиление своих позиций, не достаточно велик, значительная часть населения подпадает под категорию «бедных», то есть малообеспеченных. Для многих семей с детьми бедность – характерная черта их жизни, что обусловливается рядом факторов, экономических, социальных, связанных с миграцией. Для других – бедность лишь потенциальная угроза, которая может реализоваться в случае ухудшения экономического положения в стране, потери рабочего места и т.д. Семьи с детьми более подвержены влиянию различных факторов бедности, так как чем больше в семье детей, тем больше нагрузка на работающих родителей, они вынуждены обеспечивать не только себя.

В связи с этим актуальным является исследование факторов бедности семей с детьми в Пермском крае. Одновременно исследование позволит предложить мероприятия по повышению вероятности принятия решения о рождении второго и третьего ребенка в семье, так как сознательные родители отказываются от данного решения в случае, когда не могут обеспечить ребенка всем необходимым, то есть испытывают на себе влияние тех или иных факторов бедности.

Цель исследования – выявить факторы бедности семей с детьми и предложить мероприятия, направленные на повышение рождаемости в Пермском крае

Задачи:

  1. Проанализировать показатели уровня жизни и бедности в Пермском крае

  2. Рассмотреть элементы социальной поддержки, которую могут получить семьи при рождении ребенка

  3. Исследовать факторы бедности и причины отказа от рождения второго/третьего ребенка

  4. Разработать комплекс мероприятий по снижению бедности семей с детьми

Показатели уровня жизни и бедности в Пермском крае

Рассмотрим содержание потребительской корзины, на основе которой рассчитывается прожиточный минимум в каждом из регионов.

Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) в целом по Российской Федерации определяется не реже одного раза в пять лет и устанавливается в следующих составе и объемах (в натуральных показателях):

Таблица 1.1

Потребительская корзина, продукты питания

Наименование

Единица измерения

Объем потребления (в среднем на одного человека в год)

Трудоспособное население

Пенсионеры

Дети

Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете
на муку, мука,
крупы, бобовые)

кг

133,7

103,7

84,0

Картофель

кг

107,6

80,0

107,4

Овощи и бахчевые

кг

97,0

92,0

108,7

Фрукты свежие

кг

23,0

22,0

51,9

Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар

кг

22,2

21,2

25,2

Мясопродукты

кг

37,2

31,5

33,7

Рыбопродукты

кг

16,0

15,0

14,0

Молоко и молочные продукты в пересчете на молоко

кг

238,2

218,9

325,2

Яйца

штука

200,0

180,0

193,0

Масло растительное, маргарин и другие жиры

кг

13,8

11,0

10,0

Прочие продукты (соль, чай, специи)

кг

4,9

4,2

3,6

Также в потребительскую корзину входят непродовольственные товары, такие как одежда и обувь, товары первой необходимости, чулочно-носочных изделий, к примеру, положено 7 пар на полтора года.

Некоторые услуги, такие как центральное отопление, горячее и холодное водоснабжение, электроэнергия, транспортные услуги принимаются во внимание при составлении корзины.

На данный момент Правительством Пермского края установлен прожиточный минимум на I квартал 2011г. В среднем по региону он составляет 6101 руб.

Согласно постановлению регионального правительства, для трудоспособного населения прожиточный минимум установлен в размере 6556 руб., для пенсионеров – 4821 руб., для детей – 5930 руб., в т.ч. детей до 6 лет – 5323 руб., от 7 до 15 лет – 6476 руб.

Таблица 1.2

Величина прожиточного минимума в Пермском крае (в среднем на душу населения; рублей в месяц)1


Все
население

в том числе по социально-демографическим
группам населения

Соотношение среднедушевых денежных доходов
населения с величиной
прожиточного минимума, %

трудоспособное население

пенсионеры

дети

2007






I квартал

3866

4144

3084

3708

271,2

II квартал

3913

4201

3112

3738

344,9

III квартал

4036

4342

3208

3825

344,1

IV квартал

4237

4548

3382

4046

376,0

2008






I квартал

4695

5026

3765

4518

279,8

II квартал

5037

5432

3983

4760

326,2

III квартал

4964

5360

3915

4681

333,8

IV квартал

4987

5365

3941

4768

352,7

2009






I квартал

5407

5810

4292

5170

268,83

II квартал

5490

5901

4341

5264

322,21

III квартал

5495

5910

4336

5269

309,93

IV квартал

5535

5941

4379

5342

345,83

Как показывает анализ статистики величины прожиточного минимума, он характеризуется постоянным ростом, из года в год и как правило от квартала к кварталу также происходит незначительное увеличение.

Среднедушевые денежные доходы превышают величину прожиточного минимума в среднем в три раза, к четвертому кварталу 2009 года превышение достигло значения 3,45.

Также рассмотрим распределение населения Пермского края по величине среднедушевых доходов.

Таблица 1.3

Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов


В %

2007

2008

2009

Все население

100

100

100

в том числе со среднедушевыми
денежными доходами, рублей в месяц:




до 2000,0

2,6

1,5

1,1

2000,1–4000,0

11,2

7,8

6,4

4000,1–6000,0

13,9

11,3

10,0

6000,1–8000,0

12,9

11,5

10,7

8000,1–10000,0

10,9

10,4

10,0

10000,1–15000,0

18,9

19,8

19,9

15000,1–25000,0

17,4

20,5

21,9

свыше 25000,0

12,2

17,2

20,0

Как мы наблюдаем, доли населения с доходом ниже 2000, от 2 до 4 тыс., от 6 до 8 тыс., и от 8 до 10 тыс. снизилась, в то время как доли населения с доходами 10-15 тыс. руб., 15-25 тыс. руб. и свыше 25 тыс. руб. увеличились, что безусловно является положительной тенденцией, однако необходимо учитывать снижение ценности денежной массы, то есть заработная плата в 10 тыс. рублей в 2007 году имела аналогичный вес, что и 15 тыс. рублей в 2009 году.

Таблица 1.4

Численность населения с денежными доходами ниже величины ПМ [6]

1995

2000

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Численность населения
с денежными доходами ниже
величины прожиточного минимума:










всего, тыс. человек

746,9

734,1

614,5

565,4

472,7

396,9

377,9

389,5

399,7

в % от общей численности
населения

25,2

25,5

21,8

20,3

17,1

14,4

13,8

14,3

14,8

Дефицит денежного дохода:










всего, млн. рублей
(1995 г. – млрд. рублей)

58,1

272,7

434,2

455,4

430,9

429,4

485,1

613,1

707,1

в % от общего объема денежных
доходов населения

4,0

3,9

2,9

2,6

1,9

1,4

1,3

1,4

1,5

Показатель численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума позволяет оценить насколько в действительно улучшилась или ухудшилась ситуация в регионе. Прожиточный минимум рассчитывается на основе рыночных цен на ряд продуктов питания и непроизводственных товаров.
По результатам анализа можно сделать вывод, что численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2009 году возросла на 0,5 процента, то есть количество населения за чертой бедности увеличилось, аналогичная тенденция имела место в 2007 году относительно 2006-го.

Таблица 1.5

Возрастные коэффициенты рождаемости (человек)

Годы

Родившиеся в среднем за год на 1000 женщин в возрасте, лет

Суммарный коэффициент рождаемости

моложе 20 1)

20-24

25-29

30-34

35-39

40-44

45-49

15-49 2)

1995

44,0

112,9

65,5

28,2

9,7

2,2

0,1

35,7

1,313

2000

29,7

97,0

71,3

39,4

12,8

2,3

0,2

34,8

1,263

2003

33,2

105,8

81,5

47,5

17,2

2,9

0,1

40,5

1,443

2004

33,0

101,2

81,2

47,8

19,2

3,0

0,0

40,6

1,426

2005

31,5

91,5

78,3

46,1

19,0

3,0

0,1

38,9

1,340

2006

32,6

90,7

76,7

47,5

20,2

3,4

0,1

39,7

1,342

2007

32,7

91,7

87,0

56,0

24,5

4,3

0,2

43,8

1,465

2008

34,7

94,1

92,7

62,7

29,2

4,4

0,1

47,5

1,568

2009

30,3

93,6

97,7

66,5

29,9

5,7

0,3

49,5

1,614


1) При определении относительных показателей этой возрастной группы условно взято число женщин в возрасте 15-19 лет.
2) Включая родившихся у матерей до 15 лет и старше 49 лет.

Как мы наблюдаем, рождаемость в Пермском крае растет по всем группа, кроме «моложе» 20 лет и 20-24 года, особенно внушительный рост наблюдается в категориях 25-29 лет, 30-34 года, зачастую второй ребенок в семью приходится на эту возрастную группу. Данная динамика является положительной и подтверждает успешность выбранного курса в социальной политике.

Социальная поддержка в Пермском крае

Рассмотрим, что полагается семье в связи с рождением ребенка.

Таблица 1.6

Социальная поддержка [4]

Категория граждан, размер выплат

Куда следует
обращаться

Требуемые документы

Федеральные выплаты

1.

Единовременное пособие при рождении ребенка

9200 рублей -
работающий (служащий), учащийся родитель,
женщины-военнослужащие

По месту работы (службы, учебы) одного из родителей ребенка

- Заявление о назначении пособия
- справка о рождении ребенка
- справка с места работы (службы,
учебы) другого родителя о том, что пособие не назначалось,

9200 рублей -
один из родителей ребенка, либо лицо его заменяющее, если ни один из родителей, либо лицо их заменяющее не работает(не служит, не учится)

В ТУ МСР ПК по месту жительства одного из родителей - если оба родителя не работают (не служат, не учатся)

- Заявление о назначении пособия
- справка о рождении ребенка
- выписки из трудовых книжек, военного билета, или другого документа
о последнем месте работы
(службы, учебы) родителей

Региональные денежные выплаты

При рождении близнецов (трех и более детей) выплачивается единовременное пособие в размере 2584 рублей 28 копеек
на каждого ребенка (индексируется в соответствии с бюджетным законодательством).

В ТУ МСР ПК

- Свидетельство о рождении
- справка из медицинского учреждения

Льготы и натуральная помощь

Материнский капитал (сертификат на сумму 250000 рублей)

Матери, родившие (усыновившие) второго ребенка.

Социальная поддержка малоимущих семей осуществляется в форме:

  • ежемесячного пособия на ребенка;

  • предоставления бесплатного питания для учащихся общеобразовательных учреждений, обучающихся по очной форме обучения.

Иные формы социальной поддержки малоимущих семей могут устанавливаться губернатором Пермского края (в ред. Закона Пермской области от 02.08.2005 N 2376-526).

Категория граждан, размер выплат

Куда следует обращаться

Требуемые документы

Региональные денежные выплаты

1.

Ежемесячное пособие на ребенка до 16 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет)

Один из родителей, на каждого рожденного и совместно проживающего с ним ребенка получает 90 рублей 45 копеек.
Размер ежемесячного пособия на ребенка увеличивается:
  • на сто процентов на детей одиноких матерей и составляет 180 рублей 90 копеек;
  • на пятьдесят процентов на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, либо в других случаях, когда взыскание алиментов невозможно, а также на детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и составляет 135 рублей 68 копеек.

Размер пособия индексируется в соответствии с законом Пермского края «О бюджете
на очередной финансовый год»

В ТУ МСР ПК

Документы, подтверждающие доходы заявителя и всех членов семьи.

2.

Единоразовая выплата (государственная социальная помощь) при возникновении чрезвычайной жизненной ситуации (пожар, стихийное бедствие и пр.)

Один раз в год размер пособия зависит от ситуации.

В ТУ МСР ПК

Документы, подтверждающие малоимущность и чрезвычайность
ситуации.

3.

Социальное семейное пособие

Участникам технологии «Самообеспечение» выплачивается не более 20000 рублей.
Один раз в пять лет.

В ТУ МСР ПК

  1. Документы, подтверждающие малоимущность;
  2. индивидуальный план выхода семьи на самообеспечение.

Льготы и натуральная помощь

Бесплатное питание

Для учащихся общеобразовательных учебных заведений, обучающихся по очной форме

Натуральная помощь

Наличие статуса «социально опасное положение»

Бесплатный отпуск лекарств по рецептам врачей лечебно-профилактических учреждений молочных продуктов детского питания (в т.ч. адаптированных молочных смесей)

Детям до 3-хлет

Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, если расходы семьи на оплату ЖКУ, рассчитанные из региональных стандартов, не превышают 22(15) % от совокупного дохода

Перечень документов, установленных Постановлением
Правительства РФ***

Максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам – 26910 рублей.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет.

Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию, матери, отцы, опекуны и иные родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком получают 40% среднего заработка (дохода, денежного довольствия), но не менее 1725 рублей на первого ребенка и не менее 3450 рублей на второго и последующего детей, максимальный размер пособия не может превышать 6900 рублей.

Таким образом, для рождения второго и третьего ребенка созданы соответствующие социально-экономические средства, в частности социальная защита с помощью пособия на ребенка до 1,5 лет, пособия в случае, когда родитель лишается работы, что снижает риск для семьи остаться без источника финансирования домашнего бюджета. Однако данные выплаты можно рассматривать только как подстраховку и дополнение, а не замену заработку, так как они не покрывают прожиточный минимум.

Таблица 1.7

Состав и использование денежных доходов населения [7]



1990

1995

2000

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Миллионов рублей (1990, 1995 гг. – млрд. рублей)

Денежные доходы (всего)

6,9

17353,0

82655,5

176797,8

212582,9

271543,4

361044,6

440763,2

524833,3

570354,8

в том числе:











доходы от
предпринимательской
деятельности

-

3079,3

16669,1

29730,0

29409,0

39887,3

51686,2

50348,0

61076,3

64874,9

оплата труда 1)

5,2

7010,0

31442,1

64471,4

79579,6

93344,6

109651,6

142533,4

178353,9

177820,0

социальные
трансферты

1,1

2377,7

9203,7

20693,1

24654,9

32194,2

37795,3

45816,5

58242,9

73098,0

доходы
от собственности

0,2

1028,7

4606,7

11473,8

10243,4

9770,6

16858,8

20207,1

18888,9

15763,2

другие доходы

0,4

3857,3

20733,9

50429,5

68696,0

96346,7

145052,7

181858,2

208271,3

238798,7

В %

Денежные доходы –
всего

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

в том числе:











доходы от предпринимательской
деятельности

-

17,7

20,2

16,8

13,8

14,7

14,3

11,4

11,6

11,7

оплата труда 1)

75,4

40,4

38,0

36,5

37,4

34,4

30,4

32,3

34,0

31,3

социальные
трансферты

15,9

13,7

11,1

11,7

11,6

11,9

10,5

10,4

11,1

12,8

доходы от
собственности

2,9

5,9

5,6

6,5

4,8

3,6

4,7

4,6

3,6

2,8

другие доходы

5,8

22,3

25,1

28,5

32,4

35,4

40,1

41,3

39,7

41,4


Доля социальных трансфертов в доходах населения возросла с 11,09 % до 12, 82 %. Факторы бедности

Бедность является следствием многих взаимосвязанных факторов, в том числе:

  • экономических (низкая заработная плата и высокая ее дифференциация, безработица);

  • социальных (инвалидность, старость, маргинализация, детская безнадзорность);

  • демографических (неполные семьи, семьи с высокой нагрузкой иждивенцев, молодежь и старшее поколение со слабыми позициями на рынке труда);

  • политических (разрыв сложившихся межрегиональных связей, военные конфликты, вынужденная миграция);

  • регионально-географических (депрессивные монопромышленные регионы, дотационные регионы с низким экономическим потенциалом, северные регионы, зависимые от централизованных поставок продовольствия и ресурсов).

Причины нисходящей мобильности имеют двоякий характер: внешние

  • потеря работы,

  • неблагоприятные перемены в жизни,

  • криминальная среда,

  • вынужденное переселение,

И внутренние:

  • неспособность адаптации в новых условиях жизни, личные качества характера,

  • беспризорное детство,

  • недостаток образования,

Катализатором процесса нисходящей мобильности выступают внешние факторы среды, определяемые понижением уровня социальной поддержки (одинокие пенсионеры, инвалиды, матери-одиночки) и социальной изоляцией (беженцы, наркоманы, криминальные элементы, бомжи, цыгане и пр.).

При этом факторы, генерирующие экономическую бедность, таковы, что само по себе получение работы трудоактивным населением не может служить источником благосостояния по следующим причинам:

  • нормативно установленные минимальные размеры оплаты труда не позволяют работникам получать достойное вознаграждение за труд;

  • отсутствие рынка труда в депрессивных районах (особенно в малых городах и поселках), где экономика определяется небольших кругом предприятий (а зачастую одним - градообразующим) стагнирующих отраслей промышленности.

Хронические очаги бедности сформировались и в ряде отраслей внебюджетного сектора экономики. Более высокие показатели бедности на селе. Такое положение объясняется крайне низким уровнем оплаты труда в сельском хозяйстве.

Следует отметить, что в категорию "работающие бедные" могут попасть работники предприятий с большой долей "серой" заработной платы, хотя их реальный заработок ваше величины прожиточного минимума.

Для преодоления экономической бедности принимаются меры общеэкономического характера: содействие занятости, повышение оплаты труда, совершенствование налоговой политики, выравнивание уровня социально-экономического развития регионов и многие другие. Что же касается мер по борьбе с социальной бедностью, то они заключаются непосредственно в области перераспределения доходов в рамках социальной защиты населения.

Очевидно, что количество детей в семье определяется, с одной стороны, репродуктивными установками супругов (в частности, установками на детность), а с другой - внешними обстоятельствами, которые, по оценке людей, могут благоприятствовать или не благоприятствовать реализации этих установок.

Ниже представлены результаты одного из опросов, в ходе которого выяснялось, сколько детей люди имеют и в принципе хотели бы иметь, а также обсуждались ближайшие репродуктивные планы респондентов.

С одной стороны, говорить о массовой ориентации на многодетность сегодня не приходится: две пятых участников опроса (40%) заявили, что будь у них для этого идеальные условия, они хотели бы иметь двоих детей, еще 8% опрошенных и в идеальных условиях предпочли бы ограничиться одним. С другой стороны, говорить о "нормативной двухдетности" вроде как тоже нет достаточных оснований: треть респондентов утверждают, что при идеальных условиях хотели бы иметь троих (22%) или даже четверых и более (12%) детей.

 Заявили, что вообще не хотели бы иметь детей, 7% участников опроса. Но делать поспешные выводы об их выраженной установке на бездетность не стоит. Присмотримся к этой группе внимательнее. На 77% она состоит из людей, которым более 45 лет. Скорее всего, они подразумевали, что уже больше не хотели бы заводить детей, какие бы условия у них ни были. Не исключено, что этот же смысл вкладывали в свой ответ и некоторые из опрошенных детородного возраста, уже удовлетворивших свою потребность в детях. Поэтому, чтобы получить более чистую оценку распространенности установки на бездетность, стоит посмотреть, какова доля нежелающих иметь детей среди бездетных респондентов в возрасте до 45 лет, - она же, согласно данным опроса, составляет 4% от общего числа опрошенных.

Вообще, относительно установок на детность существуют два устойчивых стереотипа. Один гласит, что молодежь не желает обременять себя заботами, отказывать себе в жизненных удовольствиях и потому старается ограничиться меньшим количеством детей. Второй утверждает то же самое по поводу людей с высокими доходами - материалистические ценности и индивидуалистические устремления приводят к тому, что богатые заводят меньше детей, чем бедные. Посмотрим, подтверждаются ли эти расхожие мнения полученными в ходе опроса данными.

 Очевидно, что зависимость установок на детность от возраста можно проверить только с помощью вопроса о желаемом количестве детей (табл. 1). Отметим, что в разных возрастных группах существенно различаются доли выбравших ответы "не хотел(-а) бы иметь детей" (неоднозначность такого ответа мы обсуждали выше) и "затрудняюсь ответить" (эту позицию чаще других выбирают самые молодые и самые пожилые респонденты). Но попробуем, не останавливаясь на этих различиях, представить общую картину. Мы увидим, что ответы респондентов разных возрастных групп в целом схожи, за исключением группы 18-25-летних: они несколько чаще остальных заявляют, что предпочли бы ограничиться одним ребенком (14% по сравнению с 6-9% в других возрастных группах), и реже сообщают о желании обзавестись тремя и более детьми (25% по сравнению с 34-39%). Кроме того, можно усмотреть некоторое различие между ответами 26-35-летних и 36-45-летних: установки первых несколько смещены в сторону двухдетности, установки вторых - в сторону предпочтения четырех и более детей.

 Иначе говоря, определенные возрастные различия в установках на желаемое количество детей усматриваются, но они не столь существенны, как можно было бы ожидать, если бы снижение потребности в детях действительно было выраженным поколенческим феноменом.

 К сожалению, у нас недостаточно данных, чтобы объяснить, почему при изменении фактического количества детей в семье меняется зависимость между уровнем дохода респондента и желаемым количеством детей. Возможно, это биографический феномен: например, по мере насыщения потребности в детях происходит некая переоценка собственной жизненной ситуации и смещение репродуктивных установок. А возможно, это феномен возрастной и дело в том, что в разных поколениях наблюдаются различные корреляции между уровнем дохода и потребностью в детях. 

В любом случае, повторим, универсальной зависимости между уровнем дохода и репродуктивными установками не наблюдается. Однозначного подтверждения гипотезы о сниженной потребности в детях у людей с высокими доходами мы также не получили.

 Всего, согласно полученным данным, 57% опрошенных в возрасте 36-45 лет заявляют, что хотели бы иметь больше детей, чем у них есть; в группе 46-54-летних эта доля составляет 43% (в более молодых группах она, естественно, существенно выше - но эти респонденты, скорее всего, еще и не закончили свою репродуктивную деятельность).

 Какие же причины мешают респондентам рожать столько детей, сколько они хотели бы? Всех участников опроса в возрасте до 50 лет спросили, планируют ли они рождение ребенка в ближайшие 5 лет, и тех, кто делать этого не собирается, попросили объяснить, почему (вопрос задавался в открытой форме). Посмотрим, как отвечают на него те из опрошенных, кто утверждает, что хотел бы иметь больше детей, чем есть у него сейчас, но не планирует обзавестись потомством в обозримом будущем.

 Респонденты старше 40 лет часто ссылаются на преклонный, по их мнению, возраст (хотя, конечно, это не единственная называвшаяся причина).

 Респонденты моложе 25 лет, напротив, часто заявляют, что им заводить детей еще рано: не нашли спутника жизни, недоучились и не получили профессию, не обрели стабильного финансового положения. "сначала надо встать на ноги"; "сначала получу образование, работу - а потом буду планировать"; "сначала надо закончить учебу и устроиться на нормальную работу, чтобы обеспечить семью" (ответы на открытый вопрос).

А вот среди респондентов среднего возраста (26-40 лет), в принципе желающих иметь больше детей, чем у них есть сейчас, наиболее частое объяснения отсутствия планов по обзаведению потомством - это финансово-материальные обстоятельства (на ту же причину, помимо возраста, часто ссылались и респонденты старше 40 или моложе 25 лет).

 "Нет средств воспитывать"; "материальные и жилищные условия не позволяют, одного бы вырастить", "тяжелое материальное положение"; "зачем нищету плодить?"; "трудно прокормить даже одного"; "условия жизни не позволяют"; "все платно - тяжело", "по нашей жизни и одного трудно вырастить"; "нет квартиры, не смогу обеспечить им достойное образование, достойную жизнь"; "нет материальных возможностей растить детей, плохие жилищные условия" (ответы на открытый вопрос).

Характерно, что и респонденты с низким, и респонденты с относительно высоким уровнем среднедушевого дохода в семье в равной мере склонны объяснять отказ от рождения еще одного ребенка недостаточным материальным благополучием - и даже говорят об этом одними и теми же словами.

Остается заключить, что большинство опрошенных полагают: ребенку необходимо обеспечить определенный уровень жизни, некий минимальный социальный пакет. Представления же о "необходимом минимуме" у всех, естественно, разные - для кого-то это еда и одежда, для кого-то - отдельная комната, качественное медицинское обслуживание, хорошее образование, отдых за границей и т. д. Самостоятельная, экзистенциальная ценность детей (установка на обзаведение ими вне зависимости от наличных условий) как бы отходит на второй план. В этом отношении, пожалуй, можно согласиться с исследователями, толкующими об "эпохе детоцентризма": центральным оказывается вопрос не о том, что дети могут дать родителям, а о том, что родители могут дать детям.

В связи с этим можно выделить следующие основные факторы бедности и отказа от рождения еще одного ребенка в Пермском крае:

- недостаточный уровень оплаты труда

- отсутствие гарантий занятости (не все работодатели действуют в полном соответствии с Трудовым кодексом и согласны на заключение трудового договора)

- проблемы с трудоустройством, особенно в небольших городах, завязанных на градообразующие предприятия и поселках

- жилищный вопрос, проблемы с приобретением отдельной квартиры для проживания семьи, проблема обостряется при увеличении количества детей

- не способность обеспечить ребенка всем необходимым, включая материальную сторону, качественное образование (в данном случае зависимость не только от доходов конкретной семьи но и функционирования социальных служб, учреждений образования, здравоохранения)

Занятость населения и оплата труда

В первую очередь, обеспечение занятости и достойная заработная плата, так как в случае рождения 2-3 ребенка женщина уходит в декрет, что значительно снижает доходы семьи, если до этого работали оба родителя, а таких семей большинство. Соответственно должна быть предусмотрена компенсация родителям, в наибольшей степени это касается менее благополучных в экономическом плане районов Пермского края.

Большое внимание следует уделять экономической занятости и источникам доходов семей в том или ином городе/поселке, а также тому, насколько защищены права работников по трудовым договорам, в частности в том, что касается ухода женщины в декрет, правовая защита может осуществляться как некоммерческими организациями, так и местными органами власти.

Жилищные программы

В отдаленных от Перми районах пермского края ставку также стоит сделать на обеспечение молодых семей жильем, себестоимость возведения которого значительно ниже, чем в г. Пермь, в то время как жилищных программ недостаточно.

Программы кредитования, когда субсидируется процентная ставка по кредиту, также могут быть эффективным средством решения жилищного вопроса в городах и поселках пермского края, так как стоимость жилья здесь не завышается в соответствии с рыночной конъюнктурой.

Однако для осуществления первых двух групп мероприятий в первую очередь необходима расстановка приоритетов относительно того, какие территории стоит развивать, из каких же наоборот производить переселение. В частности некоторые поселки отличаются крайне высокими затратами на инфраструктуру, подачу тепла и горячей воды, обслуживание теплосетей, при этом экономически их существование не обосновано, например это поселки изначально возводившиеся для выработки полезных ископаемых и по исчерпании месторождения лишившиеся основного источника дохода.

Образование и детское воспитание

Наличие возможности получения детьми полноценного и конкурентоспособного образования в населенном пункте, где проживает семья играет существенную роль при решении завести второго или третьего ребенка, так как в деградирующем поселке или городе, где в школе не преподают базовые предметы на должном уровне, а значит ребенок в дальнейшем не сможет успешно написать единый государственный экзамен и поступить в высшее или средне-специальное учебное заведение, на родителей ложатся существенно более высокие издержки по обучению (дополнительные курсы английского языка, оплата репетиторов по русскому языку, математике и т.д.).

Здравоохранение

Здоровье матери и ребенка важнейший критерий и качества жизни и принятия решения о рождении второго, третьего ребенка, это касается и процесса родов и последующего медицинского обслуживания и лечения в случае необходимости.

Социальная поддержка

Увеличение субсидий по оплате жилья, когда у семьи небольшой доход, квартирная плата отнимает существенную его часть, что вызывает потребность в ограничении потребления товаров и услуг, непосредственно влияющих на качество жизни, как средство возможно расширение базы семей, которые имеют право на получение субсидии, так у семей с детьми появится возможность повысить качество жизни, а для семей с одним ребенком это также будет своеобразной гарантией, что при рождении еще одного ребенка они не останутся без квартиры, если вдруг не смогут в течении нескольких месяцев вносить квартирную плату

Также важнейшим направлением является поддержка неполных семей.

Психологическая поддержка

Однако главным личностным фактором принятия решения о втором или третьем ребенке является сплоченность семьи, хорошие отношения между родителями и их моральная готовность совместно взять на себя заботу и ответственность по воспитанию ребенка.

Для этих целей следует разработать ряд мероприятий, направленных на популяризация образа дружной семьи, в частности это могут быть спортивные мероприятия, командные игры.

На базе муниципальных спортивных центров в выходной день ежемесячно возможно проведение конкурсов, таких как «веселые старты», в которых могут принимать участие семьи, как с единственным ребенком, так и более многочисленные. Так родители смогут увидеть, что второй и третий ребенок это не только дополнительное бремя на бюджет семьи, но и радость дружной шумной команды.

Необходимо отдельно проработать программу по возвращению женщин к трудовой деятельности после декрета, это снизит психологический дискомфорт и ощущение «отсталости от жизни», ведь часть женщин отпугивает угроза потери квалификации.

Данная программа может быть реализована на базе центров занятости, виде семинаров по актуальным проблемам в различных профессиональных сферах, также к этим семинарам могут привлекаться те, кто ищет работу и стремится повысить свою привлекательность на рынке труда Заключение

В рамках данного проекта было проведено исследование факторов бедности семей с детьми в Пермском крае, также были рассмотрены причины отказа от принятия решения о рождении второго-третьего ребенка.

Среди основных факторов стоит выделить экономические – в первую очередь невозможность найти достойное рабочее место, либо угроза его потери, нестабильность экономической ситуации в некоторых районах в связи с закрытием градообразующих предприятий, либо их нахождении в предбанкротном состоянии, изменением отраслевой структуры. Отдельно стоит выделить фактор отсутствия гарантий занятости (не все работодатели действуют в полном соответствии с Трудовым кодексом и согласны на заключение трудового договора)

Также значительное влияние оказывают демографические факторы (семьи с высокой нагрузкой иждивенцев, молодежь и старшее поколение со слабыми позициями на рынке труда) и уровень развития социальной инфраструктуры и социальной поддержки.

Доля социальных трансфертов в доходах населения возросла в 2009 году с 11,09 % до 12, 82 %. Однако необходимо рассматривать не только семьи с доходом ниже прожиточного минимума, но и тех, кто попадает в близкие, пограничные значения. Развитие социальной поддержки в данном направлении позволило бы получить многим семьям необходимые гарантии, что в случае рождения ребенка они не окажутся за чертой бедности.

Важным является жилищный вопрос, проблемы с приобретением отдельной квартиры для проживания семьи, проблема обостряется при увеличении количества детей, для ее решения. Программы субсидированного кредитования могли бы улучшить ситуацию, однако предварительно необходимо проведение анализа рынка недвижимости в том числе в отдаленных районах Пермского края, где нового жилья вводится в строй крайне мало, либо такового вообще нет.

Остается заключить, что большинство опрошенных полагают: ребенку необходимо обеспечить определенный уровень жизни, некий минимальный социальный пакет, использование всех возможностей для многостороннего повышения качества жизни и усиление социальных гарантий позволят семьям чувствовать себя более уверенно и чаще принимать решение о рождении еще одного ребенка.


Литература:
  1. Федеральный закон от 05.04.2003 N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" (принят ГД ФС РФ 07.03.2003)

  2. Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ (ред. от 24.07.2009) "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 10.10.1997)

  3. Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг»

  4. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года"))

  5. Закон Пермской области от 09.09.1996 № 533-83 «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства», Постановление Правительства Пермского края от 06.07.2007 № 130-п «О предоставлении мер социальной поддержки малоимущим семьям, имеющим детей, и беременным женщинам»

  6. Брошюра «Семья и дети Пермского края» (социальная поддержка семьи и детей) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://human.permkrai.ru/family/help/fam_pk/

  7. Величина прожиточного минимума [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://permstat.gks.ru/digital/region9/default.aspx

  8. Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://permstat.gks.ru/digital/region9/default.aspx

  9. Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://permstat.gks.ru/digital/region9/default.aspx

1 Распоряжения Губернатора Пермского края, Правительства Пермского края в соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle